Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






11 страница. Анализ нормы "выживания" Исходная группа Первоначальный состав Количество "выживших" к концу года 1-й год




Таблица 4.3.3

Анализ нормы "выживания"

Исходная группа Первоначальный состав Количество "выживших" к концу года
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
А            
Б            
В            
Г            
Д            
Средняя норма выживания, %            

Более простым показателем, вытекающим из анализа нормы "выживания", является так называемый "полужизненный индекс", который определяется как время, в течение которого первоначальный размер группы новобранцев уменьшается на половину за счет процесса текучести кадров. Этот показатель можно использовать для последовательного сравнения различных групп работников между собой с целью определения тех мест, где нужно принять меры для противостояния тенденциям излишней текучести.

Анализ результата продвижений и переводов. Прогноз предложения должен показать, какое количество вакансий необходимо будет заполнить в соответствии с прогнозом спроса. Вакансии появляются, потому что люди покидают организацию, но уход каждого вышестоящего менеджера может породить цепную реакцию замен. Необходимо также учитывать перемещения между подразделениями организации.

В крупной организации могут появиться устойчивые схемы продвижений или переводов. В этом случае есть возможность предсказать долю работников каждой конкретной категории, наиболее подходящих для продвижения или перевода в будущем, чтобы дать наиболее широкое представление о количестве возможных перестановок.

Оценка изменении условий работы и абсентеизма. Подобная оценка должна охватывать такие действующие внутри организации факторы, как изменения продолжительности рабочей недели в часах; политики в отношении сверхурочных; продолжительности и периода отпусков; политики в отношении уходов на пенсию, найма работников на неполный рабочий день и сменного режима.

Также необходимо учитывать воздействие абсентеизма на будущее предложение работников и анализировать тенденции в абсентеизме, с тем чтобы проследить его причины и определить возможные действия по возмещению ущерба от него.

Анализ источников предложения внутри фирмы. Внутренние источники включают в себя: количество выпускников по установленным видам обучения, а также накопленные внутри организации навыки и потенциал. При подготовке планов развития существенным фактором является возможность привлечения людей извне предприятия. Очень часто корпоративные планы основываются на предположениях о наличии людей в пределах определенной территории либо в стране вообще. Еще на ранней стадии важно определить те категории работников, по которым могут возникнуть трудности при наборе, с тем чтобы предпринять своевременные действия по их подготовке, использовать альтернативные источники найма или развивать программы обучения либо переобучения для удовлетворения потребностей компании при помощи доступного персонала. Ниже перечислены те факторы, которые могут оказать существенное воздействие на предложение рабочей силы.

Факторы местного характера:

1. Плотность населения в пределах досягания компании.

2. Состояние конкуренции на рынке труда со стороны других нанимателей, текущее и будущее.

3. Местный уровень безработицы.

4. Традиционная модель найма, а также наличие людей с требуемой квалификацией и навыками.

5. Количество выпускников местной образовательной системы, государственных или иных учебных заведений.

6. Схема миграций в пределах территории.

7. Привлекательность территории как места жительства.

8. Привлекательность компании как места работы.

9. Наличие работников на неполный рабочий день.

10. Местные возможности найма жилья, покупки товаров и транспорта.

Факторы национального характера:

1. Тенденции роста массы работоспособного населения.

2. Общенациональный спрос на особые категории специалистов - выпускников высших учебных заведений, профессионально подготовленный персонал, технологов, техников, мастеров и т.п.

3. Количество выпускников университетов, политехнических и специализированных институтов.

4. Результат изменения образовательной системы - увеличение продолжительности начального образования или изменение акцента университетских или школьных программ обучения.

5. Давление правительственных программ обучения.

6. Давление правительственных законодательных актов в области регулирования занятости.

Прогнозирование потребностей в персонале.

Расчет потребности в персонале па перспективу осуществляется исходя из прогноза ожидаемого спроса па рабочую силу в будущем па основании запланированной производственной программы и прогноза изменений в количественном составе кадров (к примеру, па основании показателей текучести кадров). При расчете будущего спроса на рабочую силу целесообразно также читывать ожидаемые изменения рабочего времени. Естественно, в этих расчетах достаточно велик фактор неопределенности.

Потребности в персонале прогнозируются путем сопоставления прогнозов предложения и спроса и установления того недостатка или избытка работников, который может появиться в будущем. В табл. 4.3.4. показано, как составить прогноз спроса и предложения на период 5 лет, который покажет необходимое для найма количество работников.

Таблица 4.3.4

Прогноз потребностей в наборе персонала

    1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5 лет
Спрос 1. Количество, требуемое на начало года          
2. Изменения в прогнозе требовании в течение года +20 Нет -20 Нет Нет
3. Требуется к концу года, всего (1 +2)          
Предложение 4. Наличие на начало года          
5. Прирост за счет переводов и продвижении вовнутрь     - - -
6. Потери за счет:          
а) выходов на пенсию          
б) текучести          
в) переводов и продвижении вовне         -
г) всего потерь          
7. Наличие на конец года, всего (4+5-6)          
Требуется 8. Нехватка (н) или излишек (и): (3-7) 25(н) 22(н) 8(н) 19(н) 17(н)
9. Потери среди нанятых в течение года          
10. Дополнительная потребность в течение года (8 + 9)          

Первый год прогноза может быть годовым бюджетом труда и корректироваться ежегодно (или чаще, если спрос быстро меняется). В некоторых случаях невозможно прогнозировать на длительный срок (например, пять лет), в других же случаях и пет смысла это делать, потому что организация не в состоянии принять меры, рассчитанные более чем на год или на два вперед.

Пример более подробного годового бюджета персонала торговой организации показан в табл. 4.3.5.

Таблица 4.3.5

Бюджет персонала по продажам

Потери персонала нанятого в течение года Количество, которое необходимо нанять в течение года Штат в текущем периоде Прогнозируемые потери наличного персонала Потребуется в течение года Потери Необходимо нанять в течение года
Назначения за год Выходы на пенсию Утечка Продви- жения Всего Всего (2+6) Через продви- жение
Генеральный менеджер по продажам   -   - -       - - -
Региональные менеджеры по продажам       -         - - -
Областные менеджеры по продажам     -             -  
Представители по продажам               -      

Сопоставление прогнозов спроса и предложения дает представление о том, какое количество персонала потребуется набрать (или окажется излишним). Эти данные составят основу для разработки плана по труду, определят объемы и программы обучения, необходимость подготовки сокращения штатов.

В случаях когда требуется проанализировать значительный объем данных по спросу и предложению и оценить количество предположений о будущем состоянии дел, рекомендуется использовать моделирование человеческих ресурсов.

Модель - это изображение реальной ситуации. Она описывает взаимосвязь между факторами путем структурирования и формализации всей информации об этих факторах.

Модели призваны помочь:

увеличить степень понимания ситуации, в отношении которой должно быть принято решение;

стимулировать новое мышление в отношении стоящих проблем путем поиска ответов на вопросы типа: "Что, если?";

оценить альтернативные направления действий.

Использование приемов моделирования персонала при подготовке общих прогнозов человеческих ресурсов помогает понять, предсказать и измерить уровень текучести кадров, а также оказывает содействие в оценке карьеры. Если организация обладает компьютеризированной информационной системой, то можно использовать информацию имеющихся баз данных для быстрого и подробного анализа больших массивов данных.

Вопросы типа: "Что, если?", ответы на которые можно получить при помощи модели, включают потребности в человеческих ресурсах, полученные на основе альтернативных прогнозов уровней деятельности, вариаций в предположениях об уровне текучести кадров, продвижениях и переводах или изменения схем использования навыков, появляющихся при внедрении новых технологий или изменении маркетинговой стратегии. Для составления и использования данных моделей требуются практически те же данные, что и при прогнозировании спроса и предложения.

Для использования в компьютеризированных информационных системах по персоналу можно рекомендовать специальные модели: "Microprospect", "IMS - Monitor", "IMS - WASP", "IMS - CAMPLAN". Вот несколько советов по их использованию:

1. Поймите, почему используется данная модель, какие от нее требуются результаты и какие предположения нужно включить в нее.

2. При формулировании предположений о системе рабочей силы начните с вопроса: "Что случится, если вы будете продолжать текущую практику, а затем рассмотрите возможные изменения в рыночных условиях, использование новых технологий?"

3. Используйте, где это возможно, временные ряды данных, т.е. анализ трендов, для того чтобы обеспечить базу для экстраполяции.

4. Несмотря на то, что дизагрегацня, т.е. деление массы данных на части, может, вероятно, привести к большей точности, результат может оказаться ложным, если манипулировать очень маленькими числами.

5. Не используйте данные дольше, чем они того позволяют. Когда имеете дело с малыми или сомнительными числами, агрегируйте их, где это необходимо или разумно.

6. Сравните предположения об уровнях текучести кадров с другими компаниями, чтобы убедиться, что они приемлемы.

7. Проведите анализ чувствительности, т.е. изучение предположений с целью предсказания альтернативных результатов, в зависимости от предположения.

8. В первую очередь отыщите существенные результаты на выходе модели, особенно изменения в составе рабочей силы и необычно большие или малые потоки.

Производительность и издержки.

Планирование касается как наилучшего использования люден, так и прогнозирования получения требуемого их количества. Повышение уровней деятельности можно обеспечить как путем увеличения производительности, так и наймом дополнительной рабочей силы. С точки зрения производительности и издержек занятости человеческие ресурсы можно рассматривать так же, как и любые другие активы компании, которые требуют инвестиций, поддержания в работоспособном состоянии и рационального размещения.

В целом производительность представляет собой тот объем выпуска товаров н услуг, который можно получить, используя данное количество работников. В рамках фирмы производительность измеряется при помощи таких показателей, как издержки занятости на единицу изделия; доля издержек занятости в цене продажи; цена продажи, приходящаяся на одного работника; количество продукции, производимой за человеко-час, или процентное отношение трудовых издержек к прибавочной стоимости (разнице между производственными затратами и ценой продажи). Сравнение полученных данных с аналогичными внутри фирмы и за ее пределами позволяет обнаружить те области, где требуется увеличить производительность при помощи механизации, автоматизации, улучшения управления или других средств.

NB

Кадровое планирование - это направленная деятельность по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием. Кадровое планирование выражает ответственность организации по отношению к своему персоналу. Оно включает в себя:

прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям);

изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и создание программ по его "освоению";

анализ системы рабочих мест организации;

разработку мероприятий по развитию персонала.

В качестве составной части планирования кадровое планирование имеет своей задачей предоставление работающим рабочих мест в нужное время и в необходимом количестве в соответствии с их способностями и склонностями. С производственно-экономической точки зрения кадровое планирование представляет собой оптимальное соответствие между работником и его рабочим местом на определенном участке труда, оцениваемое с помощью чисто экономических и организационных критериев.

Кадровое планирование делится на ряд видов и стадий:

планирование потребности в персонале;

планирование привлечения (набора) персонала;

планирование использования и сокращения персонала;

планирование обучения персонала;

планирование сохранения (удержания)кадрового состава;

планирование расходов па содержание персонала;

планирование производительности.

Основа кадрового планирования -данные об имеющихся и запланированных на будущее рабочих местах, план проведения организационных мероприятий, штатное расписание и план замещения вакантных должностей.

Цель стратегического планирования кадров - забота о долгосрочной жизнестойкости и конкурентоспособности организации, ее росте (выражающемся в увеличении товарооборота и выпуска продукции) и развитии (например, путем диверсификации) за счет наилучшего использования имеющихся трудовых ресурсов. Стратегическое планирование в классическом смысле осуществляется в данной последовательности:

постановка цели инвестиционного мышления;

поиск подходящих стратегий (путей);

определение необходимых ресурсов (средств).

Шесть взаимосвязанных направлений стратегического планирования:

Прогнозирование спроса - оценка будущих потребностей в рабочей силе на основе корпоративных и функциональных планов и прогнозов будущих уровней деятельности.

Прогнозирование предложения - оценка предложения рабочей силы на основе анализа трудовых ресурсов и их наличия в будущем, с учетом потерь за счет текучести.

Прогнозирование потребностей - анализ прогнозов спроса и предложения для установления будущей нехватки или избытка рабочей силы при помощи моделирования, где это возможно.

Анализ производительности и издержек с целью выявления необходимости увеличения производительности и снижения издержек.

Планирование деятельности - разработка планов по предотвращению нехватки или избытка рабочей силы с целью совершенствования ее использования, увеличения производительности и сокращения издержек.

Бюджетирование и контроль - составление бюджета, норм расхода человеческих ресурсов и мониторинг выполнения планов по ним.

Правила кадрового планирования:

действуйте в роли полноправного партнера в хозяйственной деятельности компании;

интегрируйте кадровое планирование с процессом планирования хозяйственной деятельности;

приводите кадровые положения и программы в соответствие с общей хозяйственной стратегией;

разберитесь в том, как сферы кадровой деятельности взаимодействуют друг с другом;

стремитесь к формированию желаемой системы культурных ценностей в вашей организации;

используйте стадии планирования в соответствии с вашими потребностями;

стремитесь к осознанию целей организации всеми членами трудового коллектива;

пытайтесь повысить конкурентоспособность за счет полной отдачи в работе персонала.

Вопросы для самопроверки

1. Какое место занимает кадровое планирование в системе управления персоналом?

2. Какую структуру имеет типовой оперативный план кадрового планирования?

3. Какая информация необходима для осуществления кадрового планирования?

4. Как планируется потребность в кадрах?

5. Что такое потребности организации в персонале?

6. Какие факторы влияют на формирование потребностей в персонале?

7. Чем в первую очередь определяются потребности в человеческих ресурсах организации (приведите пример)?

8. Как спрогнозировать потребности организации в персонале?

9. Прокомментируйте достоинства и недостатки известных вам методов планирования персонала.

10. Чем обусловлена потребность организации в стратегическом планировании и управлении






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных