Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Графика оформляет и украшает




Графический дизайн тесно связан с декоративным[38] и оформительским искусством.

Оформительская графика включает в себя различные стилизованные композиции, аллегорическую эмблематику, декоративные украшения и пр. Все они являются средствами художественной выразительности, которые помогают сделать информационное сообщение более наглядным и эмоциональным. Оформительская графика в дизайне - это своего рода визуальный аккомпанемент, призванный сопровождать и украшать текст.

Оформительская графика находит самое широкое применение в дизайне печатной продукции, рекламной деятельности, графическом решении интерьеров выставок, витрин магазинов, предметов повседневного пользования, оформлении массовых мероприятий, праздников и т.п. Традиционными видами декоративных украшений являются виньетки, заставки, концовки, бордюры, обрамления, буквицы, орнаменты, перовым росчерки и др.

Особое место в ряду декоративных элементов оформительской графики занимает орнамент, Орнамент - это узор, основанный на симметрии, повторе и чередовании составляющих его элементов. Он может включать в себя не только реалистичные изображения, но и менее конкретные, обобщенные, а также абстрактные геометрические фигуры.

Орнамент широко известен в книжной графике, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и т.д. В графическом дизайне он часто используется в качестве элемента фирменного стиля или выполняет роль бордюра, обрамляя текст или создавая рамку рекламного объявления, афиши, призыва, лозунга, эмблемы и пр.


Орнамент может иметь любой рисунок, его выбор во многом зависит от вкуса дизайнера. По своей форме орнаменты бывают геометрическими, растительными, символическими, комбинированными и др. Каждая из этих форм используется в соответствии с замыслом художника и назначением того или иного информационного сообщения.

Наиболее простым является геометрический орнамент, который может образовываться как из одного декоративного элемента - раппорта1, так и нескольких. Основными его фрагментами служат отрезки прямых линий, дуги окружностей или простые фигуры.

Основной элемент орнамента называется декоративным звеном или мотивом. Мотив в значительной степени определяет принадлежность его к той или иной исторической эпохе, местности, культуре.

Главное требование к орнаменту - он должен соответствовать сути информационного сообщения, раскрывать его основную идею, гармонизировать форму и содержание.

На рис. 2.12 изображены орнаментальные мотивы, наиболее часто встречающиеся в практике декоративно-оформительского искусства:

>• цветок лотоса (рис. 2.12а) - растительный

орнамент Древнего Египта; >• меандр (рис. 2.126) - непрерывная кривая

или ломаная под прямым углом линия, образующая ряд спиралей. Назван по имени

извилистой реки в Малой Азии; >• аканф (рис. 2.12в) - растительный мотив

античности, аканфом называлось расте-

Рис. 2.12 Орнамент: а) - древнеегипетский; б) - меандр; в) - аканф; г) - арабеска; д) - русская плетенка

ние, сходное с чертополохом; X арабеска (рис. 2.12г) - восточный орна-

мент, составленный из правильно повторяющихся и переплетающихся между со-

бой стилизованных растительных узоров,

д)

иногда включающий в себя и надпись; > плетенка (рис. 2.12д) - орнамент средне-

вековой Руси, составленный из переплетения лент, ремней, стеблей цветов; >• бандельверк ~ сплетенные ленты; >• волюта - спиралеобразно изогнутый мотив, свойственный произведениям античного искусства; X гирлянда- регулярно повторяющиеся сегментообразно свисающие элементы из цветов, листьев, фруктов и лент;

Раппорт - повторяющаяся часть рисунка, узора.


>• гюлъ - восьмиугольный медальон с орнаментальным заполнением;

>• древо жизни - древообразный ствол, увенчивающийся пальметтой;

>• килим - звериный мотив, напоминающий льва или самку оленя;

>• мир-и-бота - происходит от слепка со сжатого кулака, который служил восточным монархам в качестве печати. Имеет форму сосновой шишки и часто так называется;

>• пальметта - плоскостная стилизация формы пальмового листа;

>• песочные часы - направленные острием друг против друга треугольники, напоминающие песочные часы;

>• рог изобилия - 8-образно изогнутый рог с широким раструбом, наполненный цветами и фруктами;

>• рокайль – асимметричный, мотив в виде раковины, характерный для европейского искусства начала XVIII века;

>• рольверк - переплетенные друг с другом ленты, дополняемые фигурными мотивами;

> чи - восточный мотив, напоминающий маленькое сжавшееся облачко;

>• чинташши - три шара, составленные в один треугольник. Первоначально являлся знаком Будды.

Чаще всего орнаменты имеют форму узкой полосы-ленты, прямоугольника или круга. Поэтому они классифицируются на следующие три вида: ленточные, сетчатые и розетты.

Ленточным орнаментом называется узкий узор, элементы которого создают простой повторяющийся ряд. На рис. 2.13 показан логотип одной из торговых фирм, в котором древнегреческий ленточный орнамент меандр не только подчеркивает ее название, но и является органичной составной частью фирменного стиля, содержащего изображение Фортуны - богини счастья, случая и удачи.

Сетчатый орнамент часто выполняет роль фона и может покрывать всю площадь носителя информации. Он используется в качестве защиты от подделок акцизных марок, купонов, проездных билетов, других ценных бумаг. Этот орнамент, также как и ленточный, состоит из повторяющихся элементов, которые вписываются в сетку из квадратов, прямоугольников, ромбов или параллелограммов (рис. 2.14).

Рис.2.14 Сетчатый орнамент в абонементном талоне

Розетты (рис. 2.15) представляют собой орнаменты, вписанные в круг. Как и сетчатый орнамент, они часто используются в декоративном оформлении документов. В классическом дизайне примером розетта могут служить изображения плафонов, декоративных тарелок, салфеток, кружевных и кованых изделий, решеток для ограждения лунок деревьев и т.п.

Картуш - это графический норматив, основным элементом которого является щит, венок или не до

конца развернутый свиток, на которых помещается какой-либо символ или знак в виде монограммы, девиза, герба (рис. 2.16). Картуш часто используется для декоративного обрамления экслибрисов, эмблем, является элементом денежных знаков, ценных бумаг и т.п.

Рис. 2.15т Пример замкнутого орнамента-розета

Буквицы, или инициалы - заглавные буквы укрупненного размера, помещаемые в начале абзаца или какой-либо надписи (рис. 2.17). Инициал является не только удобным приемом рубрикации текста, но и его украшением. Обычно в качестве инициала используется крупная буква такого же начертания, как и весь текст, хотя встречаются и оригинальные рисованные инициалы. При этом характер декоративного оформления буквицы должен соответствовать стилю используемого шрифта.


К распространенному виду оформительской графики относятся виньетки - небольшие, композиционно завершенные графические изображения предметного или сюжетно-тематического характера, часто имеющие символическое или аллегорическое значение. Будучи декоративным украшением, виньетка может образно отражать содержательную часть текста и выступать при его компоновке в качестве самостоятельного элемента.


Рис. 2.16 Картуш

На рис. 2.18 показано рекламное объявление, в котором виньетки образуют рамку.



Рис. 2.18тРекламный модуль, рамка которого образована с помощью виньеток



Рис. 2.17 Инициал

Заставки (рис. 2.19) представляют собой небольшие орнаментальные или изобразительные (иногда сюжетные) графические композиции, которые применяются, в частности, для выделения и украшения начала какого либо раздела текста. В качестве заставок используются изображения лент, венков, других декоративных элементов.


Рис. 2.19 Декоративная заставка


Рис. 2.20 Концовка

Для композиционного завершения полосы текста могут использоваться концовки (рис. 2.20) -более скромные, чем заставки, изображения, представляющие собой декоративные линейки, символические знаки или небольшие рисунки какой-нибудь характерной детали.

Большая группа изображений, характеризующихся относительным постоянством формы, образует так называемую деловую графику, широко применяющуюся в бизнесе, экономике, управлении, науке, технике и других «точных» отраслях человеческой деятельности.

Деловая графика

Основное предназначение деловой графики - раскрывать трудно интерпретируемые понятия и явления, отражать их содержание средствами легко воспринимаемых наглядных образов. Важнейшими элементами деловой графики являются схемы, графики, карты и различные виды диаграмм.

Схемы предназначены для отображения структуры и классификации объектов, группировки явлений по различным признакам, демонстрации последовательности действий и т.п. Схемы дают возможность наглядно выразить соотношения между различными факторами явления или процесса, помогают выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.

Одной из разновидностей схем являются мнемосхемы. Они удобны в тех случаях, когда требуется отобразить явления или объекты, которые имеют сложную, многоэлементную структуру. Для построения мнемосхем используют как текстовые, так и графические элементы, среди последних преобладают абстрактные, с простой геометрической формой. Основное назначение мнемосхем - выделить главное в информационном сообщении.

Характерный пример мнемосхемы показан на рис. 2.21.

Дизайн мнемосхем должен опираться на психологические законы восприятия информации[39]. Первым принципом построения схем является принцип лаконичности, Схема должна содержать лишь те элементы, которые действительно необходимы для отображения информации. Избыточная, лишняя информация образует вредный «информационный шум», мешающий восприятию и усвоению сообщения.

Второй принцип - принцип обобщения унификации: в пределах всего информационного сообщения символы, обозначающие одни и те же объекты


Рис. 2.21 Мнемосхема

Принцип акцента на основных смысловых элементах предусматривает выделение тех текстовых и графических блоков, которые являются наиболее существенными для восприятия схемы. Обычно они отличаются формой, цветом, различной системой штриховки и т.п.

В соответствии с принципом автономности все относительно самостоятельные части схемы отделяются друг от друга и четко отграничиваются от текста, цифровых выкладок и пр. Так, например, разбиение схемы на отдельные блоки-элементы значительно облегчает ее восприятие.

Согласно принципу структурности каждая автономная часть схемы должна иметь четкую, легко запоминающуюся и отличающуюся от других частей структуру.

Принцип использования привычных ассоциаций и стереотипов предусматривает употребление (если это возможно) таких геометрических фигур, которые привычно ассоциируются с формой реальных объектов.

Последний принцип - принцип стадийности касается схем, создаваемых и отображаемых с помощью электронной техники - дисплеев, электронных табло и т.д. Вся информация делится на блоки, которые сменяют друг друга в определенной последовательности.

В документах различного рода часто используются так называемые структурные схемы. Они помогают наглядно представить последовательность действий, структуру и взаимосвязи различных явлений и процессов, установить соответствие между разными объектами - все то, что трудно воспринимается «на словах».


Структурные схемы состоят из простых геометрических фигур, внутри них помещаются пояснительные надписи. Все элементы соединяются линиями или стрелками, которые отражают различные связи и взаимоотношения между этими элементами, то есть показывают структуру объекта.


 

На рис. 2.23 приведены различные варианты построения структурных схем.

Линейные схемы (рис. 2.23а) используются для отображения равнозначных по своему значению элементов, связанных отношением очередности, последовательности. Если первый элемент связан с последним, такая схема становится кольцевой.

Рис. 2.23 Варианты построения структурных схем: а) - линейные; б) - централизованные; в) - многосвязные; г-е) – иерархические

Централизованные (рис. 2.236) отображают двухуровневую организацию явления или процесса: главный элемент располагается по центру, а подчиненные ему и равнозначные между собой - на периферии.

Многосвязные (рис. 2.23в) применяются, если составные элементы схемы находятся в сложных взаимоотношениях.

Иерархические (рис. 2.23г-е), самые распространенные схемы, предназначены для того, чтобы показать многоуровневое соподчинение элементов - их субординацию.

Существует множество приемов, позволяющих сделать структурные схемы более выразительными. Важную роль играют затенения, объемное изображение элементов и связей, цветовые и светотеневые контрасты. Все это позволяет выявить существенные признаки объектов и явлений, подчеркнуть их характерные свойства и особенности. Наиболее простым приемом является использование обратного контраста, который в монохромном исполнении дает следующие варианты:

>• фон и элементы - белые, связи, контуры элементов и надписи - черные; >• фон - белый, элементы и связи - черные, элементные надписи - белые; X фон - черный, элементы и связи - белые, элементные надписи - черные.

В каждом конкретном случае дизайнер должен выбирать те средства, которые помогут точно и понятно раскрыть содержание информационного сообщения.

Один из самых распространенных видов деловой графики получил название условных знаков. Они используются для обозначения того или иного объекта или явления в лаконичной, наглядной форме.

Условный знак является символом, который может выражать иногда весьма значительное и отвлеченное содержание. В отличие от фирменного он почти всегда выполняет функцию указания, предписания, запрещения и играет значительную роль в нашей жизни. Например, вся система управления дорожным движением основана на использовании условных знаков.

Условные знаки находят самое широкое применение в информационных сообщениях. Некоторые графические формы целиком состоят из условных знаков, скомпонованных в различных сочетаниях друг с другом и образующих единую композицию. В качестве условных элементов могут использоваться цифры, буквы, геометрические фигуры и их различные комбинации. Главное преимущество условных знаков заключается в том, что они легко запоминаются.

Знаки бывают самые разные: топографические, электротехнические, кинематические, строительные, знаки дорожного движения, бытовые и пр.

На рис. 2.24 показана реклама, в которой дизайнер-график использовал знак дорожного движения «5ТОР» [3], чтобы привлечь внимание читателя к текстовой части.

Все условные знаки должны строго соответствовать документации, регламентирующей их применение (ГОСТ, ОСТ, нормативные сборники условных знаков и обозначений и пр.) и иметь единое графическое начертание.


В качестве примера на рис. 2.25 приведены часто употребляемые знаки, которые помещаются на тару, упаковку и сопроводительную документацию, а также используются для предупреждения и запрета определенных действий.

Условные знаки часто применяются в качестве самостоятельных элементов карт и планов местности.

Карты - это еще один из видов деловой графики. Они показывают, как те или иные объекты и явления расположены на земной поверхности. В графическом дизайне карты иногда используются в качестве фона информационного сообщения.

Рис. 2.24 Использование знака дорожного движения в рекламном модуле

Карты строятся по определенным правилам, которые определяют зависимость между положением точек на земной поверхности и их размещением на плоскости чертежа. Основные элементы карты - линия, очерчивающая контур территории, топографические знаки и обозначения.

В зависимости от содержания и назначения карты принято подразделять на две группы: общегеографические и тематические. В первом случае отображаются как физикотеографические явления (береговые линии морей и озер, гидрографическая сеть, рельеф, почвенно-растительный покров и т.п.), так и явления социально-экономического и политического порядка (например, населенные пункты, пути сообщения, политико-административные границы и пр.)


Рис. 2.25 Условные знаки:

а) знак соответствия в национальной системе ГОСТ России;




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных