ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людейТермин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом («Общественное мнение», 1922 г.) для обозначения предвзятых представлений и мнений. Он указал также на две основных причины склонности к стереотипному оцениванию: принцип экономии умственных усилий и функции защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов и мнений. Речь идет об оценочных стереотипах, а не о привычках. Стереотип духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания. Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и другие. Наиболее изучены национальные стереотипы, которые фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют выраженную связь с национальным характером. Национальный стереотип — инструмент политики. Причины возникновения стереотипов — общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных различий. Функции стереотипов. Стереотипы выступают как регуляторы социальных взаимоотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения. Важным в их изучении является представление о том, каким образом это знание «затвердевает», превращается в догму и функционирует даже тогда, когда доказана его несостоятельность. Все дело в том, что информация, полученная ранее, оказывает большее влияние на образование категории, чем более позднее опровержение этой информации. Устойчивость стереотипа относительна. В лонгитюдных исследованиях обнаружен эффект «затухания», движения в сторону большей схематизации и абстракции. Стереотип формируется у человека в возрасте от 11 до 13 лет. По своему содержанию стереотип представляет собой набор характеристик, приписываемых этнической группе. Кроме того, отмечается направленность стереотипа (положительная или негативная), степень его внутренней согласованности и степень предубежденности. Этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп. Изменения национальных и этнических стереотипов происходят очень медленно и обусловлены взаимоотношением национальных и этнических групп; например, стереотип венгров изменялся несколько раз, хотя национальный характер с такой скоростью изменяться не мог. Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе — скрыто или явно — определенную оценку. Согласие по поводу такой оценки делает стереотипы одинаковыми для всех членов группы, а использование негативного оценочного стереотипа становится в некоторых условиях своего рода «хорошим тоном». Профессиональный стереотип — это персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала. Изучением стереотипа психолога занимался В. Ф. Петренко (Петренко, 1988). Согласно стереотипу, «психолог» — сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный. Таких качеств, как счастливый и организованный, у психологов нет. Обнаруженная противоположность «счастливого» целому набору положительных качеств раскрывает наличие специфической «профессиональной вредности» профессии Психолога, связанной с обычной невротизацией. Необходимость анализа других людей ведет к обостренному самоанализу, снимающему формы психологической защиты личности и делающему ее более чувствительной к фрустрирующим факторам. Разновидностью социального стереотипа является имидж. Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Имидж — образ, наделяющий социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Это своеобразный «полуфабрикат», рассчитанный на домысливание; он стимулирует воображение, играет скорее регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Имидж обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип. Следует сказать, что стереотипы — не единственная причина упрощенного и схематичного представления о других людях. Барьерами к пониманию других людей являются механизмы психологической защиты, искажающие истину в нужном человеку субъективном направлении, предрассудки и предубеждения. Предрассудки и предубеждения С момента появления в 1958 г. классической работы Г. Оллпорта «Природа предрассудка» (The Nature of Prejudice, Allport, 1958) в этой области было открыто не так много нового. Оллпорту удалось обнаружить и описать наиболее существенные черты предрассудков. В основе предрассудка лежит предубеждение, то есть необоснованное негативное представление о других людях. Само по себе негативное представление еще не является предрассудком. Оно становится таковым, если не меняется даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно и опровергается позитивными фактами. Любой предрассудок, утверждает Г. Оллпорт, является отклонением от трех конкретных норм: нормы рациональности, нормы справедливости и нормы человечности. Склонность к предрассудкам становится чертой характера, укрепляя предубеждения и антипатии в отношении определенных групп людей. Причинами возникновения предрассудков являются «навешивание» ярлыков, грубый, пренебрежительный по отношению к другим людям стиль воспитания, неожиданные эмоциональные травмы, полученные ребенком при взаимодействии с «чужаками». Предрассудки распространены и устойчивы, так как, подобно стереотипам, являются экономным способом мышления; их «запускает» тревожность и угроза чувству безопасности. Они являются неотъемлемым свойством авторитарной личности, становятся частью ее мышления. Как оказалось, люди, посещающие церковь, более склонны к предрассудкам, чем остальные. «Скорее всего это происходит потому, что многие люди по складу своего характера нуждаются в предрассудках и в религии, дабы обеспечить себе жизненный комфорт. Некоторые, например, страдают от сомнений и неуверенности в самих себе. Предрассудки повышают их самооценку, религия обеспечивает им чувство безопасности. Другие мучаются чувством вины, и предрассудки предлагают им кого-то в качестве „козла отпущения", а религия дает успокоение» (Оллпорт, 1998, с. 179). Предрассудки живучи в силу конформизма. Функционирование предрассудков в обществе объясняет такое страшное социальное явление, как фанатизм. Предрассудки — это своеобразные шоры на глазах вполне умных и образованных людей. Они еще более укореняются у тех людей, кто имеет недостаточный опыт и пробелы в образовании, заблуждения и недостаток ума, недостаточное развитие эмпатии и сенситивности, отзывчивости, сострадания, не говоря уже о необходимости высокой нравственности и гуманного отношения к людям. Избавлению от предрассудков помогает образование, развитие самосознания и интенсивное самопознание, формирование чувства собственного достоинства, которое не позволяет пренебрежительно относиться к другим людям. Предрассудки меняются, если в их изменении обнаруживается социальный, экономический и личностный смысл. Мощным оружием против фанатизма являются социальные науки, и важное место среди них, конечно, занимает психология. Выводы 1. Рациональное понимание — это накопление, систематизация вербализованных 2. Путь логического, рационального познания может быть представлен как 3. Каузальная атрибуция является одним из способов интерпретации поведения 4. Социальные стереотипы регулируют отношения людей и этнических групп, Вопросы для самопроверки 1. Лучшее понимание других людей, по Г. Оллпорту, обеспечивают (выберите 2. В чем состоит фундаментальная ошибка каузальной атрибуции? 3. Можно ли по строению тела определить темперамент человека? 4. Что общего и в чем отличие стереотипа и установки? 5. Какова реакция человека, обнаруживающего, что стереотип, которым он 6. Назовите причины изменения этнических и национальных стереотипов. 7. В чем преимущества и недостатки стереотипного оценивания? 8. Может ли обладать имиджем мероприятие (например, конкурс)?
9. Что общего и в чем отличие имиджа и репутации человека, мероприятия, 10. Исправьте ошибки и неточности в этом определении: Имидж — образ, представление, методом логических рассуждений наделяющее объект сомнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах объекта, но обладающими привлекательностью для воспринимающего этот объект. 11. В чем причина живучести, стабильности предрассудков? 12. Каким образом, по-вашему, можно противостоять укреплению стереотипов и Тема VII. Трудности и дефекты общения Глава 18. Трудности межличностного общения Основные понятия Коммуникативность Коммуникабел ь ност ь Коммуникативный барьер Застенчивость Нарушение межличностного общения Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|