ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема застенчивости глазами исследователейВ русской психологии застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг от друга. Так, например, И. А. Сикорский, рассматривая высшие душевные состояния, выделял стыд следующим образом: «Главнейшие движения и жесты, вытекающие из стыда, состоят в следующем: 1) в желании спрятать лицо, закрыв его руками или обратив его книзу или в сторону; 2) в желании спрятаться целиком — провалиться сквозь землю;
3) глаза у стыдливого человека устремляются в сторону, или подвергаются 4) умолкание, доходящее до невозможности открыть уста, а также невольная К. Изард в своей монографии, посвященной эмоциям человека, среди девяти фундаментальных эмоций выделяет и подробно рассматривает стыд и застенчивость. Однако он не различает эти понятия между собой. Изард подчеркивает, что для разных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. «Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, является присутствие в них возбуждения и удовольствия» (Изард, 1982, с. 348). При этом стыд на теоретическом уровне рассматривается как эмоция, а застенчивость — как личностная черта. Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ (И. С. Кон, А. Б. Добрович). Ряд исследований застенчивости проводился в зарубежной (в частности, американской) психологии. По данным Дж. Чика, застенчивыми себя считают 40 % взрослых людей; 85 % застенчивых полагают, что это свойство создает преграду на пути к успеху и реализации возможностей. У многих застенчивых наблюдается отрицательная самооценка; в некоторых случаях чувство собственной неполноценности может привести к депрессии. Как правило, заниженная самооценка застенчивых не соответствует действительности, что подтверждают оценки застенчивых, сделанные другими людьми по фотографиям и видеозаписям (Чик, 1984). Застенчивости посвящена книга американского психолога Ф. Зимбардо (Зимбардо, 1987), имеющая ярко выраженную практическую направленность. Исследования Ф. Зимбардо показали, что из 800 студентов высшей школы 82 % считают себя «склонными к застенчивости», а 42 % регулярно испытывают застенчивость. Только 1 % опрошенных ответили, что никогда не испытывали этого состояния. Еще большее количество японских студентов сочло застенчивость одной из своих личностных характеристик. В результате кросс-культурных исследований Ф. Зимбардо выявил очень высокий уровень застенчивости у японцев (57%) и жителей Тайваня (53%). Он указывает, что три четверти японцев считают застенчивость проблемой. Является ли застенчивость природным или социально приобретенным свойством? Ф. Зимбардо в своей книге приводит разные точки зрения: • исследователи личностных черт считают, что застенчивость — это наследственная • бихевиористы объясняют застенчивость несформированностью необходимых • психоаналитики видят в застенчивости симптом неосознаваемого • социологи и некоторые детские психологи верят, что застенчивость может быть Дж. Чик считает, что примерно в 40 % случаев застенчивость обусловливается генетическим фактором, определяющим предрасположенность к возникновению этого свойства. У робких людей есть определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе (Чик, 1984). Существенное значение для формирования застенчивости имеют следующие факторы: • порядок рождения детей в семье; • система воспитания в семье; • застенчивость родителей. Как показывают исследования, «первые» (то есть рожденные первыми) дети более нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение, чем поздние дети. «Вторые» дети более эффективно обучаются межличностным умениям (умениям вести переговоры, снискать расположение к себе, убеждать, находить компромисс и т. д.). Эту особенность подтверждают учителя, и эту же тенденцию выявили исследования в Южной Калифорнии (среди 1750 школьников средней школы): «вторые» более популярны в игре и дружбе среди сверстников, менее застенчивы, чем «первые» (Зимбардо, 1987, с. 86). У застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети. Застенчивость как трудность доверительного общения в норме возникает у людей разного пола, возраста, профессии и семейного положения и почти не проявляется в общении со сверстниками. Застенчивость очень хорошо осознается человеком, но при этом с нею трудно справиться. Русский композитор П. И. Чайковский так пишет о себе в письме к баронессе Фон Мекк (1879 год, 19-20 февраля, Париж): «...По природе я — дикарь. Каждое знакомство, каждая новая встреча с человеком незнакомым была для меня всегда источником сильнейших нравственных мук. Мне даже трудно объяснить, в чем сущность этих мук. Быть может, это доведенная до мании застенчивость, быть может, это полнейшее отсутствие потребности в общительности, быть может, ложный страх показаться не тем, что я есть, быть может, неумение без насилия над собой говорить не то, что думаешь....Единый бог знает, сколько я страдал от этого». Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить в виде континуума, на одном конце которого будут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на другом — незастенчивые люди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно - застенчивых. В особую, относительно немногочисленную группу выделяются чрезмерно свободные, общительные до навязчивости, бесцеремонные люди — беззастенчивые. Как состояние застенчивость сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности. Как свойство личности она связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность). Типы застенчивости Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят: • особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в • адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы Типологию подростковой застенчивости, построенную на основе большой психотерапевтической практики, дают В. Л. Леви и Л. 3. Волков (Леви, Волков, 1970). Они выделяют три типа патологической застенчивости. 1. Шизоидно-интровертированная (конституциональная): стойкая и 2. Псевдошизоидная застенчивость: возникает из-за физической или социальной 3. Психастеническая застенчивость: характеризуется снижением уровня Все эти три вида застенчивости, как указывают авторы, относятся к патологической застенчивости, то есть характеризуют пограничные состояния. Поэтому в качестве «средства от застенчивости» предлагается умеренный прием психотропных средств. Свойство, прямо противоположное застенчивости — беззастенчивость. Категория беззастенчивых неоднородна по своему составу. По различным основаниям можно выделить пять групп. 1. высокотемпераментные люди, у которых слабы процессы торможения. Вот что 2. плохо воспитанные люди, а также те, кто ориентирован на самоутверждение. 3. возбудимые психопаты, истероидные личности, эгоцентричные, бесцеремонные 4. морально ущербные, карьеристы, беззастенчивые в самом худшем смысле этого 5. неадекватно адаптированные застенчивые: те, кто, пытаясь преодолеть Выводы 1. Существуют три категории трудностей неформального общения: нарушения, барьеры и собственно трудности. Все они имеют психологический (мотивационно-содержательный) и коммуникативный (процессуальный) аспекты и различаются: а) по степени тяжести протекания и психологическим последствиям, б) по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, в) по возможности и способам их устранения. 2. Нарушения межличностного неформального общения представляют собой 3. Трудности межличностного неформального общения, в отличие от 4. Застенчивость — это специфическое личностное свойство, которое проявляется 5. Застенчивость как болезненно переживаемое свойство, создающее трудности в 6. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную 7. Будучи свойством личности, застенчивость имеет высокую степень обобщенности Вопросы для самопроверки 1. Трудности межличностного неформального общения обязательно влекут за собой 2. Что общего и в чем отличие между:
• застенчивостью и нерешительностью; • застенчивостью и замкнутостью; • беззастенчивостью и агрессивностью? Учебные задания Застенчивым людям может помочь книга американского психолога Ф. Зимбардо, которая содержит интересные сведения и полезные советы (Зимбардо, 1987). Автор предлагает с помощью специально сконструированных опросников встать на путь осознания застенчивости и преодоления ее благодаря следующим приемам: • улучшение понимания себя; • увеличение самоуважения; • развитие специфических социальных умений, в том числе усвоение и игра ролей; • помощь другим застенчивым. Ниже приводится несколько заданий, рекомендованных Ф. Зимбардо для постепенного преодоления застенчивости. Рисуем автопортрет Это занятие поможет вам лучше понять, как вы воспринимаете самого себя. Возьмите большой лист бумаги, набор цветных карандашей и нарисуйте себя в любой манере. Изображение может претендовать на точность или же быть символическим. Изобразить можно свое лицо или же себя в полный рост, в одежде или без нее. Дайте своему рисунку название. (Проделайте все это, прежде чем двигаться дальше.) Занимает ли ваш рисунок все пространство листа? Выполнено ли изображение резкими, отрывочными линиями? Не отсутствуют ли какие-то части тела? Какие? Может быть, какие-то замаскированы или изображены непропорционально? Одеты вы на рисунке или обнажены? Можно ли его показать другим? Какие преобладают цвета? Выражено ли какое-то чувство? Какое? (Какие?) Не чувствуете ли вы, что что-то скрыли? На изображении вы находитесь в покое или в действии? Получилась ли у вас одинокая фигура или же она изображена на каком-то фоне? Глядя в зеркало Вот еще одно упражнение на самовосприятие. Встаньте перед зеркалом и смотритесь в него не менее 10 минут. Внимательно рассмотрите все части вашего тела. Что вы увидели? Что в вас самое лучшее? Как бы вы описали себя незнакомому человеку, которому предстоит, например, встретить вас на вокзале? Представьте, что вы себя видите впервые. Каково ваше первое впечатление? Что нужно для того, чтобы это впечатление было лучше? Какова ваша самая неприятная внешняя особенность? Представьте, что эта черта сильна до безобразия. А теперь рассмейтесь над получившимся образом как над отражением в кривом зеркале. Если вы не против, рассмотрите себя обнаженным. Сначала — в зеркале, а потом рассмотрите непосредственно свое тело. Какие части тела вас удовлетворяют? Какие нуждаются в усовершенствовании? От каких внешних черт вы бы отказались? Что бы вы хотели взамен? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|