ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие тактического восприятия
Тактическое восприятие — это умение наблюдать и находить тактическую сущность в жестах, движениях, действиях, намерениях, состояниях противников, умение находить результативные способы противодействия. Занятия с фехтовальщиками целесообразно начинать с упражнений, требующих проявления устойчивого внимания. Этим целям может служить любое задание, в котором занимающийся должен выполнять обусловленное действие только на определенный сигнал тренера (партнера). Однако устойчивое внимание — лишь база для тактического восприятия. Фехтовальщик должен самостоятельно разбираться в действиях противника, понимать их назначение, целесообразность, находить ошибки и способы противодействия. К таким упражнениям относятся упражнения в самостоятельном выборе и применении атакующих действий в зависимости от характера оборонной настроенности противника. Строятся подобные упражнения просто. Каждой из атак ученика предшествует его сближение или выпад с показом укола в один из секторов или с действием на оружие в одну из позиций. Тренер каждый раз реагирует определенным образом на угрозы ученика оружием и на его действия оружием. После закрытия назад ученик выбирает вариант атаки (а тренер настраивается на повторение первоначального варианта реагирования), атакует и наносит укол, обыгрывая ожидаемый вариант обороны тренера. Например: на реагирование тренера 4-й защитой из 6-го соединения — атакует двойным или тройным переводом; на реагирование 6-й защитой из 4-го соединения — атакует двойным или тройным переводом; на реагирования круговыми защитами из соединений — атакует удвоенным переводом; на реагирование защитами на действие на оружие — атакует с ложными батманами (захватами) и уколами с переводом; на отсутствие быстрой защитной реакции на батман (захват) — атакует с действительными батманами и захватами и наносит уколы прямо с оппозицией. Вариантов может быть много. Упражнения легко усложнить, применив в обороне противоположные по направлению и характеру реагирования, а следовательно требующие выбора других атак со стороны ученика. Например: если тренер первоначально реагировал на атаку прямой защитой, то теперь он должен парировать круговой. Соответственно ученик должен для атаки выбрать не двойной, а удвоенный перевод. После освоения спортсменом схваток с задачами выбирать действия нападения в зависимости от настроенности противника следует использовать упражнения, направленные на распознавание смысла подготавливающих действий, жестов, поиск привычных циклов движений, приучающих фехтовальщика рассматривать подготавливающие действий как проявление тактического мышления противника. Например: 1. Тренер совершает показ укола прямо с дальней дистанции, затем опускает оружие вниз. Ученик оценивает подготавливающее действие тренера, затем атакует с действием на оружие в момент показа укола или с обманным движением во время опускания оружия. 2. Дистанция дальняя. Тренер совершает, небольшие движения, делая перемены соединений. При повторении тренером своего привычного действия ученик атакует с обманным движением в открывающийся сектор. Каждое из упражнений, подобных описанным, нужно повторять по нескольку раз, чтобы ученик находил и опробовал как можно больше боевых действий. Затем приступают к изучению задач на понимание возможных намерений противника. Упражнения, используемые для этой цели, страдают простотой и условностью. Ведь в одной и той же боевой ситуации у противника могут возникнуть различные намерения для активного противодействия. Решение, принимаемое фехтовальщиком, во многом зависит от уровня ' его технической подготовки и тактических особенностей. Например: Дистанция дальняя. Позиции 6-е. Тренер движется небольшими шагами вперед. Ученик отступает и на один из шагов атакует с выпадом прямо во внутренний сектор и наносит укол. Далее, предполагая со стороны тренера попытку парировать последующую атаку 4-й защитой, ученик на одно из приближений противника атакует с обманным движением внутрь и наносит укол в наружный сектор. Затем, предполагая со стороны тренера намерение контратаковать на сложную атаку, ученик атакует «стрелой» с батманом в 4-ю позицию и наносит укол прямо и т. д. Тактическая борьба между фехтовальщиками чаще всего протекает /гораздо сложнее. Намерение одного из спортсменов, вытекающее из конкретной боевой ситуации, может быть угадано противником. Предполагая, что его намерение известно, спортсмен может действовать с учетом ожидаемого противодействия. Однако и это решение может быть учтено противником. Несмотря на значительную обусловленность упражнений на распознавание намерений противника, использование их в тактической подготовке фехтовальщиков все же полезно, так как приучает спортсменов тактически правильно мыслить, прививает им вкус к обыгрыванию действий противников. Развитие у занимающихся устойчивого внимания, умения наблюдать и понимать смысл действий и намерений противников, находить результативные способы противодействий приводит их к умению сознательно и активно строить свои бои в направлении тактического обыгрывания. Ведение подобных боев само по себе явится действенным средством дальнейшего совершенствования тактического мышления фехтовальщиков и расширения их кругозора. Целям развития тактического мышления служит также судейство, наблюдение соревнований, развитие представляемости. Представляемость — качество, необходимое каждому фехтовальщику. Рапирист должен точно себе представлять путь ведения клинка как в атаке, так и в обороне. Развитие и совершенствование представляемости в процессе спортивной тренировки идет параллельно с усложнением педагогических задач, удлинением фехтовальных схваток, а также за счет технического усложнения приемов в уроке и бою. Чем сложнее задача, тем четче надо себе представить путь ведения клинка при ее выполнении. Иначе неизбежно возникнет нежелательное столкновение с клинком противника, разрушающее ожидаемый ход выполнения приема. Хорошо развитая представляемость значительно увеличивает тактический кругозор фехтовальщика в бою, дает возможность быстро выбрать нужный в данной ситуации прием и правильно технически его выполнить, обыгрывая сложную систему движений клинка противника. Например:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|