ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сюжет пятый: позиционный тупик на севере 7 страницаЗабавная оперативная ситуация складывается вокруг Гонконга. Англичане, не имея ни сил, ни особого желания защищать «Колонию Британской короны», держат там канонерские лодки, постройки едва ли не прошлого столетия, японцы, не настроенные атаковать город с моря, отправили в Гонконг старый крейсер («Исудзу») и 2 антикварных эсминца. Наконец, днем 8 декабря покидают Хасиродзиму и смещаются к востоку линейные силы Объединенного флота, осуществляя таким образом не вполне очевидное обеспечение рейда Нагумо». Операция против Перл-Харбора прошла, что называется, «без сучка и задоринки». В ходе двух последовательных атак самолеты Футиды потопили 5 американских линкоров и повредили еще 3, 188 самолетов армии США было уничтожено на аэродромах, еще 159 получили тяжелые повреждения. К вечеру на Гавайях оставалось всего 43 самолета, способных подняться в воздух, в то время как соединение Нагумо, потерявшее 9 истребителей, 15 пикировщиков и 5 торпедоносцев, могло использовать для новой атаки почти 300 машин. Футида настаивал на третьем налете, целью которого должны были стать доки, склады горючего, мастерские, портовые сооружения – вся инфраструктура американской военной базы, единственной на многие тысячи километров. Но Нагумо счел, что он уже причинил противнику достаточный ущерб, чтобы оставаться в смертельно опасных водах почти без запаса горючего. Он приказал на полной скорости отходить к Маршалловым островам. Несмотря на колоссальные потери в людях и кораблях, американцы, по существу, отделались испугом (не очень легким). Флот понес поражение, но военно-морская база продолжала существовать, что давало возможность продолжать войну и, в частности, со временем восстановить потопленные линкоры, исключая разрушенную взрывом «Аризону» и перевернувшуюся «Охлакому», которую американцы подняли, но не смогли дотащить до Сан-Франциско. Главное, никаких повреждений не получили авианосцы – главная, как это теперь стало очевидным, сила войны. Гавайскую операцию иногда называют «набеговой», иногда именуют «первым генеральным сражением Тихоокеанской войны». В действительности этот удар был данью традиции: Япония всегда начинала и, надо полагать, будет начинать войны внезапным нападением на главную военно-морскую базу противника и решением проблемы флангового обеспечения действий на главном оперативном направлении. На то, чтобы захватить нефтяные месторождения Индонезии и обеспечить бесперебойную доставку углеводородов в Метрополию, Японии было отведено 90 дней, и эта цифра определялась не решением планирующих инстанций, а наличными запасами горючего и суточной потребностью в нем. Ямамото справился с задачей даже чуть раньше, но грандиозное встречное сражение с участием сухопутных, морских и воздушных сил четырех держав, отнюдь, не было «легкой войной». В сущности, в Южных морях Объединенный флот выигрывал свою «Барбароссу», демонстрируя всему миру тончайшее искусство взаимодействия разнородных сил, оперирующих на огромном пространстве. В исторических хрониках это единое сражение обычно подразделяют на Малайскую, Филиппинскую и Индонезийские операции. Кампания в Малайе была подчеркнуто сюжетной, она носила «личный» характер в том смысле, что ход и исход событий определялся не столько соотношением сил, сколько «субъективными факторами» и «непредсказуемыми на войне случайностями». Битва за Филиппины была не столько выиграна японцами, сколько проиграна американцами. В Индонезии люди и корабли Страны восходящего солнца встретили отчаянное, но плохо организованное сопротивление. Картина большого сражения в Южных морях дополнялась частными операциями японцев против Гуама и острова Уэйк. Гуам СМДЧ захватили совсем легко, а вот высадка на Уэйк была отражена американской морской пехотой, причем десантирующиеся части понесли огромные потери. Здесь возникает едва уловимая историческая «развилка»: развернув против острова одну из дивизий соединения Нагумо Ямамото предполагал привлечь этой «приманкой» один или два американских авианосца, которые, как он знал, находятся «где-то рядом». Ничего из этого красивого замысла не вышло, поскольку Тихоокеанский флот США бросил Уэйк на произвол судьбы. У американцев был острый кризис командования, и все их мысли были направлены только на одно – избежать боя и сохранить авианосцы. Тихий океан и Южные моря 1941 год Малайя …Транспорта малайского десанта вышли из Хайнаня 4декабря. Утром 6-го числа они вместе с кораблями охранения были случайно обнаружены австралийским летчиком, поднявшимся в небо в совершенно нелетную погоду, с математической точностью «вышедшего» прямо на японские корабли, грамотно определившим состав эскадры и представившим своему командованию осмысленный и довольно точный рапорт. Внезапность оказалась нарушенной в самом начале операции, еще до Перл-Харбора. Японские офицеры в Индокитае принимали лихорадочные меры, чтобы рассредоточить свои самолеты и как-то прикрыть их от неизбежного превентивного удара противника. Корабли охранения сомкнули строй, готовясь к последнему бою, – ценой своей жизни они должны были отвлечь флот противника от кильватерной колонны транспортов. Т. Филипс, все еще находящийся в Маниле, ждал приказа на проведение заранее запланированной и подготовленной операции «Матадор», предусматривающей вторжение в Таиланд и уничтожение японских десантов с суши и моря вне зависимости от того, где бы они высаживались – в Таиланде или, собственно, в Малайе. Однако приказа на операцию не поступило. По мнению командующего британскими войсками в Сингапуре генерала Персиваля, японское соединение не представляло угрозы Малайе, поскольку шло к побережью Таиланда, а угрозы Таиланду оно также не создавало, поскольку находилось в нейтральных водах. Утром следующего дня японскую эскадру «потеряли». Вечером один из двух или трех высланных на поиски самолетов (кажется, опять австралийский) вновь обнаружил колонну транспортов, которая двигалась на юг – непосредственно к британским владениям. Губернатор Сингапура и Малайи сэр Томас никаких мер принимать не стал, но разрешил с утра возобновить воздушную разведку. Японский десант высадился ночью на самой границе Малайи и Таиланда. Захватив два важных аэродрома, командующий войсками вторжения генерал Ямасита двинулся не к Сингапуру, а на север – в Таиланд. Там японские войска после короткого невразумительного боя с местными пограничниками (с которыми высшее начальство не поделилось своевременно полученной от японского посла взяткой) установили контроль над дорожной сетью страны. После этого японцы, пользуясь построенными англичанами дорогами, развернули быстрое наступление на юг. Утром 8 декабря англичане атаковали плацдарм силами армейской авиации. Но японцев там уже не было – батальоны Ямаситы ушли вглубь полуострова. Покрутившись над участками высадки и не получив никакого конкретного приказа, летчики совершили посадку на площадки в северной Малайе для дозаправки. Именно в этот момент японские бомбардировщики из Индокитая «на всякий случай» перепахали все не занятые Ямаситой аэродромы, находящиеся в пределах досягаемости. И с британской авиацией в Малайе было покончено. Но оставалось еще соединение Т. Филипса и английская армия. В начале войны британские силы в Сингапуре превышали 90 тысяч человек, причем свыше половины этих сил составляли англичане и австралийцы. Японцам катастрофически не хватало транспортов, поэтому Ямасита смог высадить в Малайе едва ли половину этого количества – три дивизии с минимумом тяжелого вооружения и совершенно недостаточным количеством боеприпасов, не говоря уже о продовольствии. В этих условиях японский командующий мог рассчитывать только на «блицкриг», причем в его предельной, «роммелевской», версии. Основой британской полевой тактики была «расовая теория»: предполагалось, что один англичанин стоит на поле боя десяти японских дикарей. Первые же столкновения с армией Ямаситы, ни в грош не ставившей ни «незыблемые постулаты военного искусства», ни «рыцарские правила ведения войны», «ни международные конвенции», развеяли все иллюзии. …В ночь на 8 декабря Сингапур, все еще ярко освещенный, бомбила японская авиация. Реального ущерба она не причинила, но психологическое воздействие было жутким. В городе, еще вчера жившем комфортной колониальной жизнью, вспыхнула паника. Развертывание сухопутных сил против японских плацдармов запоздало. Японские дивизии, широко используя коммуникации, контролируемые противником, сбили английские части и начали быстро продвигаться к югу. Понимая, что уже к исходу первых суток войны противник создал реальную угрозу Сингапуру, что местное командование растерялось и утратило контроль над событиями, Т. Филипс попытался своими силами спасти Британскую империю от неминуемого распада. Вечером 8 декабря он бросил линейные корабли «Соединения Z» в отчаянный рейд. Т.Филипс подошел к успеху ближе, чем об этом напишут послевоенные историки. Британские корабли не имели прикрытия с воздуха. Не было возможности организовать воздушную разведку: Не хватало эсминцев прикрытия. Штаб в Сингапуре не мог сообщить о противнике ничего, кроме слухов и легенд. Тем не менее эскадра Т. Филипса сумела создать определенные угрозы японским плацдармам и даже вызвала что-то вроде оперативного кризиса. Но оказалось, что адмирал Ямамото предвидел этот кризис – и именно в такой «редакции» – еще осенью. В октябре в Индокитай были переброшены два воздушных корпуса. В последних числах ноября, когда возможность своевременного прихода в Сингапур «Соединения Z» стала реальным оперативным фактором, командующий Объединенным флотом своим приказом перебазировал торпедоносцы на передовые аэродромы. 10 декабря 85 японских самолетов на пределе дальности «достали» линкоры Т. Филипса. В таком бою у английских кораблей не было ни малейшего шанса. Вскоре уходящие самолеты просигналили английским эсминцам, атаковать которые они не стали: «Мы свое дело сделали, делайте и вы свое». То есть, подбирайте людей. Практически на этом кампания в Малайе закончилась, хотя преследование британской армии и осада Сингапура, укрепленного и расположенного на острове, заняли немало времени. «10 февраля 1942 года У. Черчилль напишет генералам Первивалю и Уэйнвелу: «Вы должны понять, как мы здесь оцениваем ситуацию в Сингапуре. Кабинету было доложено, что у Персиваля сейчас свыше ста тысяч человек, из них тридцать три тысячи англичан и семнадцать тысяч австралийцев. Сомнительно, чтобы японцы имели столько солдат на всем полуострове Малакка… При таких условиях у обороняющихся имеется значительное численное превосходство над врагом, и они должны были бы в ходе хорошо подготовленного сражения разбить нападающих. При нынешнем положении нельзя и помыслить о перемещении наших войск и гражданского населения. Сражение должно быть любой ценой доведено до победного конца… Командующие и высшие офицеры должны гибнуть на поле боя вместе со своими войсками. На карту поставлена честь Британской империи и британской армии. Я полагаюсь на вас в том, что не будет допущено никакой пощады, никакой слабости в любой ее форме…» Никакой пощады допущено не будет. Город будет гореть, раненые – умирать без воды в роскошных кинотеатрах, превращенных в полевые госпитали. Дети станут рвать траву на газонах и есть ее. Англичане подожгут склады горючего, и дым от горящего мазута закроет жителям Сингапура небо. «Вы обязаны продолжать наносить противнику наивозможнейший ущерб, если необходимо – даже в уличных боях. Ваши действия, сковывающие силы врага и наносящие ему потери, могут оказать решающее влияние на операции на других театрах войны». В эту последнюю неделю Сингапура Ямасита будет выборочно уничтожать госпитали. До последнего человека. И добьется того, что Персиваль прикажет вывезти из осажденного города медперсонал. К 15 февраля наступление японцев все-таки окончательно захлебнется, и Ямасита использует последний шанс: предложит англичанам немедленно капитулировать. Персиваль попросит отсрочки, но командующий японской осадной армией, понимая свое отчаянное положение, будет держаться грубо и надменно, и его английский визави примет протянутый скрывающей дрожь рукой ультиматум». В отличие от сражения в Малайе, где был свой трагический сюжет, японские операции на Филиппинах развивались совсем легко. Все было решено в первый же день, когда авиация Страны восходящего солнца под командованием Цукухары разгромила американские аэродромы Иба и Кларк на острове Лусон и захватила господство в воздухе над северной частью архипелага. Поначалу ничто не предвещало такого результата. В ход войны вмешалась погода, приковавшая к земле японские самолеты на острове Тайвань. Ни о какой синхронизации с ударом по Перл-Харбору не могло быть и речи, часы шли за часами, и оставалось только ждать американских бомбардировщиков с Филиппин. Сейчас уже никто не скажет, почему опоздавший на 10 часов японский налет застал американские «летающие крепости» на земле. То ли в Маниле так и не выяснили, что началась война, то ли, что выглядит более правдоподобным, американское командование просто просовещалось все эти десять часов. Результат, во всяком случае, был впечатляющим: к вечеру на Лусоне осталось всего три самолета, способных подняться в воздух. Это обстоятельство, в известной мере, нарушило планы японского командования, которое рассчитывало на долгую позиционную войну в воздухе и «ступенчатое» нарастание операции, когда сначала захватывается остров Кумгаин – только для того, чтобы на один день разместить на нем гидросамолеты и прикрыть высадку на Апарри, владение которым позволяло, в свою очередь, атаковать Виган, откуда самолеты могли надежно контролировать небо над заливом Лингаен, чтобы… Филиппины К началу второго дня войны эти сложные расчеты потеряли смысл. Некоторое время японское командование пыталось понять, что, собственно, пытаются предпринять американцы. Надводные корабли «Азиатского флота» бездействовали, причем самый крупный из них – тяжелый крейсер «Хьюстон» – был эвакуирован на Борнео. Авиация также не проявляла активности, хотя время от времени сообщала об уничтожении больших неприятельских кораблей (почему-то «везло» в этом отношении линейному крейсеру «Харуна», который «топили» трижды). Сухопутные части бестолково перемещались в районе Манилы, приказ о патрулировании и охране побережья отдан не был. Южные Филиппины вместе с важнейшей базой Давао американский командующий, генерал Мак-Артур решил, судя по всему, сдать без боя. В этих тепличных условиях высадка 14-й японской армии под командованием Хоммы заняла много времени и прошла не очень убедительно. Однако, вскоре японцы освоились с тем, что противник действительно не оказывает никакого сопротивления, и начали быстро продвигаться вперед. Мак-Артур затребовал в Вашингтоне авианосцы. Не получив их, он снял с себя всякую ответственность за оборону Манилы. Авангард Хоммы, демонстративно наступающий по главной дороге, наткнулся на филиппинскую дивизию, которая сразу же разбежалась, побросав оружие. Узнав об этом, американский командующий велел армии, так и не вступившей до сих пор в соприкосновение с противником, отходить на полуостров Батан и далее – в островную крепость Коррехидор. Филиппины перешли в руки Хоммы. 10 марта Мак-Артур самовольно бросил войска и вылетел в Австралию после чего направил в осажденную крепость следующую телеграмму: «Президент Соединенных Штатов приказал мне прорваться сквозь японские линии обороны и проследовать из Коррехидора в Австралию с целью, как я понимаю, организации американского наступления против Японии. Первейшей задачей его будет освобождение Филиппин. Я прорвался, и я вернусь». Для штурма неприступной подземной крепости Хомма сумел выделить только две тысячи человек. Десантирование под огнем было совсем неудачным, и на неприятельском берегу оказались только около шестисот солдат-запасников. Ворваться в казематы им, разумеется, не удалось, отступать было некуда, а вернуться назад, на Батан, они не могли за отсутствием неповрежденных плавсредств. В середине дня до Коррехидора случайно добрел понтон с несколькими танками, совершенно бесполезными против тоннелей и бетонированных укрытий. А через несколько минут десантники с изумлением услышали по рации, что американский гарнизон капитулирует перед ними… Наступление против Явы началось почти одновременно с действиями в Малайе и на Филиппинах. «Уже в 5.30 утра 13 декабря конвой с войсками для нефтеносных районов Борнео вышел из бухты Камранг. Вновь японцы продемонстрировали блистательную, почти фехтовальную „технику“ использования корабельных соединений: хотя силы, выделенные для атаки Мири и Серии, включали только три эсминца в сопровождении малого противолодочного корабля (на самом деле – тоже эсминца, но безнадежно устаревшего), на всем маршруте было организовано „косвенное прикрытие“ – появлялись и исчезали легкий крейсер „Юра“, гидроавиатранспорт „Камикава Мару“, исполняющий обязанности авианосца, „специальные“ суперэсминцы „Фубуки“ и „Сагири“, тяжелые крейсера „Кумано“ и „Судзуя“ из отряда Куриты. Индонезия Высадка произошла 16 декабря, и сопротивления она не встретила. Британское Борнео, оперативный центр Южных морей, точку пересечения оперативных силовых линий великих держав, оспаривающих друг у друга господство над Тихим океаном, японцы захватили без боя. Однако нефтеперерабатывающий завод и все оборудование промыслов оказалось уничтоженным. Английский губернатор отдал соответствующий приказ 8 декабря – задолго до выхода в море десантных транспортов и даже до разрешения в пользу Ямаситы и Кондо оперативного кризиса в Малайе! Продиктованное паникой решение оказалось единственным удачным «ходом» англичан за всю компанию. К концу декабря в японском флоте появились первые признаки усталости. Непрерывные активные боевые действия измотали людей, все больше делалось мелких, но досадных ошибок, росли случайные потери. Ямамото, увидев, что наступление в Индонезии начало терять форму, направил к берегам Явы 1-ю и 5-ю дивизии авианосцев. Это решение позволило резко активизировать операции в Южных морях, но со стратегической точки зрения оно было серьезной ошибкой. Во-первых, проявилась опасная тенденция разбивать соединение Нагумо на части (авианосцам 2-й дивизии Ямаситы, задержавшимся у Уэйка и прибывшим в Метрополию только к новому году, настоятельно требовался отдых). Во-вторых, в водах, окружающих Яву, для элитных летчиков Объединенного флота не оказалось значимых целей. В результате корабли то отстаивались на островах Палау, то бесцельно шатались в путанице островов и проливов. Палубную авиацию использовали для бомбардировки Рабаула, посылали против Порт-Дарвина в Австралии. Она поддерживала высадки и организовывала воздушную разведку в интересах армейского командования. Во всяком случае, поддержка авианосного соединения вернула японскому наступлению темп. С каждым днем кольцо оперативных соединений вокруг Явы стягивалось все сильнее. Ямамото Сражение догнало «Хьюстон»: начались бои за Борнео. Япония, наконец, сочла необходимым объявить войну Голландии (которая, кстати, находилась в состоянии войны с империей восходящего солнца уже месяц с лишним). Широкое использование наступающей стороной воздушно-десантных войск привело к путанному и странному сражению за Целебос. На самом краю оперативного пространства, в Новогвинейском море, японцы овладели важными передовыми базами Рабаул и Кавиенг. С каждым днем они все обстоятельнее «обживали» Южные моря. К середине февраля обстановка в районе Явы стала критической для англо-америко-голландских союзников. К тому же, Малайская операция как раз вошла в фазу затухания, что дало японцам возможность перебросить в Индонезию еще и крейсерское соединение Одзавы, которому была поставлена задача захватить нефтеперерабатывающий завод в Палембанге (Суматра). «В эти дни (12-15 февраля 1941 года) достигла пика эвакуация европейцев из Сингапура. Плохо организованная официальная – и неофициальная, совсем не организованная. Десятки пароходов и пароходиков, сотни буксиров, шхун, джонок пытались уйти из гибнущего города. Все равно куда -на Яву, на Суматру, в Австралию… Дул ровный северо-восточный ветер, море было спокойным, противоположный берег пролива казался близким, рукой подать. В Сингапуре подожгли нефтехранилища, и черный дым от горящего мазута рваными полотнищами затягивал небо, над проливом повисла багровая мгла. В это скопище судов и людей под прямым углом врезалось два транспортных флота и одна крейсерская эскадра. Еще одна – ударное соединение Доормана – подходило к проливу Банга с юга. Одзава отдал приказ расчистить пролив. Приказ был выполнен. В пылающем городе уже никому не было дела до учета беженцев. Поэтому история не знает, сколько именно людей нашли свою смерть в узких проливах между материком и Суматрой. Не всем посчастливилось погибнуть от пули или утонуть со своими кораблями. Многих ожидала медленная смерть на лишенных воды островках и скалах – ни штаб ABDA, ни японское командование не позаботились об их судьбе. Известно, что до Австралии или Цейлона добралось только 1 600 человек. 14 числа, за день до падения Сингапура, Одзава бросил на Палембакг воздушный десант. На сей раз парашютисты действовали успешно – они полегли почти все, но предотвратили уничтожение нефтеперерабатывающего завода и половины стратегических запасов нефти в голландской Ост-Индии». В ночь на 28 февраля была разгромлена последняя организованная сила союзников на театре военных действий – эскадра адмирала Доормана. А к 1 марта были уничтожены осколки этой эскадры, и кампания в Южных морях закончилась. Итоги этой кампании лучше всего выражаются фразой, слегка пародирующей У. Черчилля: «Никогда еще столь многое не было отдано столь немногим». Объединенный флот выполнил свою первую задачу, предоставив империи необходимую для дальнейшего ведения войны ресурсную базу. Отныне Япония безраздельно господствовала в западном и южном секторах Тихого океана. После того, как Гитлер объявил войну США, пространство войны оформилось окончательно, и боевые действия охватили весь мир. Пять враждующих империй полностью развернули свои силы. Дебютная стадия геополитической игры закончилась. На «мировой шахматной доске» стоит позиция глубокого миттельшпиля.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|