Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сюжет четвертый: единственный шанс Японии




К началу весны 1942 года стратегическая обстановка на Тихом океане была сложной для всех участвующих в «игре» сторон.

Британская империя проиграла войну и утратила все возможности сохранить свою позицию на «мировой шахматной доске»; падение Сингапура было знаковым событием, предвещающим ее гибель. Но Великобритания оставалась значительной политической и военной силой, она продолжала сражаться против стран «Оси», и от исхода этого сражения зависело, по крайней мере, какую форму обретет послевоенный процесс деколонизации.

С потерей Малайи оперативное положение Великобритании резко ухудшилось. Прежде всего, ее корабли были отброшены не только из Тихого, но и из восточного сектора Индийского океана. Далее японские войска, контролирующие Индонезию и Малаккский полуостров, создавали угрозы одновременно Австралии и Бирме. Поскольку зимой 1942 года англичане понесли серьезное поражение еще и в Киренаике, Великобритания перешла к обороне на всех фронтах, и ее стратегия на 1942 год носила чисто негативный характер.

«Весной 1942 года Королевские Военно-воздушные силы нанесли первый массированный удар по территории Германии. В ночь на 30 мая 1 046 бомбардировщиков разрушили 600 акров площади Кельна. (Мрачный рекорд, который продержался почти два года.) Позднее самолеты „Соединение тысяча“ обрушились на Эссен и Бремен.

Налеты привели к серьезным потерям среди гражданского населения, но никакого военного значения не имели. Это понимали и сами англичане: подсчитав потери по итогам трех рейдов (116 четырехмоторных бомбардировщиков), они расформировали «Соединение тысяча» и вернулись к более традиционным схемам использования стратегической авиации».

Соединенные Штаты Америки реализовали основную идею своего стратегического плана (использование японского флота и немецкой армии для разрушения Британской империи), но запредельно дорогой ценой. Флот США утратил господство на Тихом океане, мировая система коммуникаций, «непременное условие» высокой эффективности американской экономики, начала разваливаться. Связь между Западным побережьем Америки и Австралии была поставлена под угрозу, а само это побережье находилось под угрозой рейда японских авианосных соединений. Создалась непосредственная угроза Аляске, Алеутским островам, Панамскому каналу. Ф. Рузвельт понимал, что он уже обеспечил своей стране безусловное преимущество в «эндшпиле» мировой войны. Но на «доске» стояла позиция «миттельшпиля», и, называя вещи своими именами, положение США на Тихом океане было безрадостным.

Пока что американское руководство сменило командование Тихоокеанского флота, поручив этот важнейший пост человеку, никогда в жизни не стоявшему на палубе авианосца,– подводнику Чарльзу Нимицу. Под его спокойным и ненавязчивым управлением флот провел первые свои успешные операции – рейды против Кваджелейна и Рабаула. Американские ударные соединения использовали тактику «кусай и беги» – малоэффективную, но безопасную. В эти рейды никто не вкладывал стратегического содержания, важно было поднять настроение людей. В дальнейшем, однако, окажется, что набеги американских авианосцев на оборонительный периметр противника имели далеко идущие последствия.

Япония полностью выполнила свой план войны. За 90 дней непрерывного наступления она овладела оборудованными базами и аэродромами в Сингапуре, Давао, Маниле, Кендари, Рабауле, Кавиенге. В руки Империи перешли Филиппинские острова, Малайя, Индонезия, целый ряд тихоокеанских островов. Объединенный флот захватил господство в западном секторе Тихого океана и создал стратегические угрозы Аляске, Гавайским островам, Австралии, Индии.

И при всех этих успехах Япония ни на шаг не приблизилась к цели войны: обеспечению безопасности метрополии и бесперебойному снабжению ее нефтью. Более того, оказалось, что за Империю теперь трудно даже сформулировать позитивную стратегию. Страна восходящего солнца уже получила больше, чем рассчитывала сохранить после войны. Она была бы только рада обменять захваченные земли на мир с США и новый союз с Великобританией (выгодный обеим сторонам), но после Перл-Харбора ни о каком компромиссном мире не могло быть и речи. Япония была принуждена продолжать войну, в которой она уже не могла ставить перед собой сколько-нибудь разумные цели.

«В марте наступление продолжалось, скорее, по инерции. Японские крейсера обстреляли остров Рождества. Десантники захватили несколько десятков пленных и полный транспорт фосфатов, после чего с разочарованием убедились, что почвы острова непригодны для строительства аэродрома. С чувством некоторой неловкости операцию пришлось свернуть и гарнизон эвакуировать.

Это был первый за всю войну случай совершенно непрофессиональной работы разведывательного отдела Главного морского штаба.

В конце месяца были оккупированы Андаманские и Никобарские острова. Собственно, захват этой позиции преследовал сугубо вспомогательные цели – прикрывая с запада Сингапур и Малаккский полуостров, она составляла последнее звено оборонительного периметра».

В рождественские дни 1941 года состоялась межсоюзническая конференция «Аркадия», на которой было принято решение об объединении военных усилий США, Великобритании и СССР против Германии. Фронт в Европе признавался главным, ресурсы для Тихого океана должны были выделяться по «остаточному принципу». Это означало, что Соединенные Штаты не окажут Японской империи любезности в форме содействия в организации генерального морского сражения в западном секторе Тихого океана. В рамках «операций первого этапа», то есть действий против Малайи, Филиппин и Индонезии, новую стратегию «народов, говорящих на английском языке» можно было только приветствовать. Она, однако, естественным образом превращала локальную «войну за нефть» в мировую войну на уничтожение, к которой Япония не была готова и которую толком не планировала. По сути, Ф. Рузвельт «пропускал ход» на Тихом океане, предоставляя И. Ямамото «атаковать под угрозой потери достигнутого преимущества». Командующий Объединенным флотом знал, что с 1943 года в США начнут вступать в строй тяжелые авианосцы серии «Эссекс», легкие авианосцы типа «Индепенденс» (в спешном порядке собираемые на базе почти законченных постройкой легких крейсеров типа «Кливленд»), линейные крейсера «Аляска» и «Гуам», тяжелые крейсера проекта «Балтимор». Линкоры типа «Саут Дакота» уже находились в стадии достройки; их завершение полностью компенсировало урон, нанесенный флоту США в Перл-Харборе. А вслед за «Дакотами» со стапелей должны были сойти «Айовы».

Японский флот тоже должен был пополниться кораблями, но далеко не в таком количестве. В постройке находились линкоры «Мусаси» и «Синано» и авианосец «Тайхо».

Таким образом, было необходимо добиваться победы в 1942 году.

Со своей стороны США должны были учитывать возможность быстрого крушения Восточного фронта. Это поставило бы под удар весь замысел Ф. Рузвельта, основанный на поддержании «баланса» сражений в Европе и на Тихом океане.

При любом «раскладе» победителей и побежденных Соединенные Штаты Америки стратегически проигрывали, если до очередного «Версаля» они не успевали проявить себя важнейшим в экономическом и военном отношении участником коалиции. Чтобы сыграть намеченную роль в послевоенном регулировании, вооруженные силы США должны были принять активное участие в войне в Европе, исключив при этом Великобританию и Советский Союз из числа акторов войны на Дальнем Востоке. Ф. Рузвельт предпочел бы, чтобы решающие события на обоих ТВД разыгрались бы в 1943– 1944 годах, но он должен был иметь запасной план на тот случай, если вермахт в 1941 году повторит судьбу Великой армии Наполеона 1812 года; противоположная версия -победа Германии под Москвой или на Волге и выход СССР из войны – после Перл-Харбора и потери Филиппин представляла собой опасность другого рода. В конце концов, при всем неоспоримом моральном, экономическом и политическом превосходстве антигитлеровской коалиции она могла и проиграть. Вероятность такого исхода событий была невелика, но она существовала и, прежде всего, потому, что над Америкой все еще нависала «тень» экономического кризиса 1929 года. В ином, нежели Великобритания или Советский Союз, смысле, но США также шли к победе по единственному пути над пропастью поражения.

Таким образом, Ф. Рузвельт тоже остро нуждался во впечатляющей победе на Тихом океане в 1942 году.

Сложившаяся оперативная ситуация привела стороны к грандиозному генеральному морскому сражению, ставшему закономерным итогом «столкновения стратегий» и очень интересной «вступительной игры».

Ф. Рузвельт (решение об операции принимал именно он) сделал первый «ход», организовав неожиданный налет на территорию японской метрополии. Проблема заключалась в том, что в тот момент Штаты еще не имели стратегического бомбардировщика, способного «достать» Японию, использование же против Токио авианосных соединений было – при реальном радиусе действия палубного бомбардировщика «Доунтлесс» около 200 миль – чистым самоубийством.

Полковник ВВС США Д. Дулиттл предложил нанести удар, разместив на авианосцах тяжелые армейские бомбардировщики В-25 «Митчелл».

«Прежде всего, это было невозможно организационно: морская и армейская авиация относились к разным родам вооруженных сил, и идея „поставить“ наземные бомберы на авианосец выглядела не более реальной, нежели предложение реформировать Верховный суд, включив в него представителей женских рабочих организаций и делегацию британских парламентариев.

…Дулиттл договорился со всеми.

Когда ему сообщили, что морская и наземная авиация пользуется разными радиочастотами (одно это делало управление авиагруппой «Митчеллов» с авианосца принципиально невозможным), подполковник пожал плечами: «Я вообще не собираюсь пользоваться радио». Это настолько не лезло ни в какие ворота, что специалисты просто промолчали. Дулиттл же принял это молчание за знак согласия.

В-25 были слишком велики для авианосца, они не помещались в ангар и не могли использовать подъемник. «Поедут на полетной палубе», – равнодушно произнес Дулиттл еще одну совершенно невозможную идею.

В-25 не могли взлетать с авианосца. Точнее говоря, могли, но только очень теоретически. Дулиттл раздобыл два экземпляра «Митчелла», договорился в феврале с командиром «Хорнета» (авианосец проходил тогда боевую подготовку на Восточном побережье) и продемонстрировал, что взлететь все-таки можно, хотя и очень трудно, но это в отчет почему-то не вошло.

В-25 не могли садиться на авианосец, и вот это было уже реальностью на уровне чисто физическом: пробег бомбардировщика превышал длину полетной палубы вдвое или втрое. «Будем прорываться в Китай и садиться там». (…)

Наконец, авианосец с «Митчелами» на палубе не мог использовать свою авиагруппу и оказался практически небоеспособен. В рамках общего безумия эту проблему неожиданно разрешил Хэлси, заявив, что «в рамках сделанных допущений» можно согласиться и с тем, что «Энтерпрайз» способен прикрыть своими самолетами оба корабля».

… Рейд Д. Дулиттла, состоявшийся 18 апреля 1942 года, не причинил серьезного ущерба японским городам края Канто, но инициировал длинную цепочку событий, которые, в конечном итоге, привели к столкновению главных сил Объединенного флота Японии и Тихоокеанского флота США.

Весной 1942 года японское морское командование предприняло ряд действий, направленных на достижение мирного соглашения между Россией и Германией. Эта инициатива, однако, не была услышана ни по одну, ни по другую сторону фронта. В СССР справедливо полагали, что Германия должна признать себя побежденной. Что же касается Рейха, то по мере того как ужасы «русской зимы» оставались позади и армии, растянутые на огромном фронте от Крыма до Мурманска, вновь обретали боеспособность, высшее руководство гитлеровской Империи все более склонялось к идее решить все проблемы Восточного фронта новым наступлением.

Отпала последняя возможность ограничить размах войны.

Весной 1942 года штаб Объединенного флота столкнулся с той же проблемой превращения выигранного сражения в выигранную войну, которую безуспешно пыталось разрешить гитлеровское руководство на втором месяце «войны ОКХ».

Недостатка в предложениях не было.

Аналитики М. Гэнды склонялись к тому, чтобы нанести удар по самому звену неприятельской коалиции, которым, несомненно была Англия. Предполагалось захватить Цейлон, уничтожить британский Восточный флот или отбросить его в Средиземное море, создать угрозу Индии с юга. Эта операция органически включала в себя уже наметившееся продолжение Малайской кампании (15-я армия Йиды – в действительности, армейский корпус без средств усиления – с последних чисел декабря 1941 года начала проникновение в Бирму; разгромив в январе-феврале противостоящие английские части ида 8 марта, в день капитуляции Явы, вошел в пустой от войск и жителей Рангун, создав тем самым сильное давление на Индию с востока), согласовывалась с намерениями немецкого командования в кампании 1942 года, о чем М. Гэнда не знал, но догадывался, и представляла собой естественное развитие той «разведки боем», которую авианосцы Нагумо провели в начале апреля в Бенгальском заливе. К недостаткам «цейлонского варианта» можно было отнести то обстоятельство, что Тихоокеанскому флоту США предоставлялась свобода действий, а сама операция в Индийском океане в известной мере «затенялась» остающейся на фланге Австралией: опираясь на Перт и Порт-Дарвин, союзники могли причинить определенные неприятности если не авианосцам Нагумо, то танкерам поддержки и транспортам флота вторжения. Кроме того, план Гэнды слишком многого требовал от армии.

И. Ямамото прорабатывал различные схемы развертывания против Алеут и Аляски: если никаких надежд на «ограниченную войну» не осталось, следовало перенести боевые действия на самый уязвимый пункт «американской империи». И. Ямамото понимал, что как только США теряют господство на море, Аляска становится территорией с отрицательной связностью, и «держать» ее в рамках складывающейся «позиционной игры» на Тихом океане, американцам будет очень трудно.

В свою очередь Главный Морской Штаб разработал к середине марта «теорию о первостепенной стратегической важности Австралии», рассматривающую «пятый континент» как плацдарм, «который противник может использовать, чтобы подготовить и осуществить контрнаступление против голландской Ост-Индии». Соответственно, МГШ планировал длинную многоступенчатую операцию, в ходе которой предполагалось сначала захватить Порт-Морсби на южном побережье Новой Гвинеи и Восточные Соломоновы острова, затем полностью изолировать Австралию от США, установив контроль над Фиджи, Самоа, Новыми Гебридами а, заодно, и Кокосовыми островами. На последнем этапе должна была состояться десантная операция против, собственно, Австралии, причем выбор направления главного удара – Перт, Дарвин или Таунсвилл – предоставлялся командованию Объединенного флота.

Кроме того, никто пока что не отменил довоенную доктрину, предусматривающую переход к обороне на захваченных территориях.

В результате возникновения нескольких альтернативных и многообещающих планов, высшие военные руководители Японской империи оказались к началу апреля 1942 года в состоянии «клинча»: МГШ был не в состоянии добиться одобрения своей собственной схемы боевых действий, но он мог воспрепятствовать принятию альтернативного варианта.

В этих условиях был неизбежен «торг» между командующими, сопровождающийся бесконечной потерей времени (опять-таки, по образцу и подобию «Барбароссы»).

Рейд Дулиттла, поставивший под угрозу безопасность Императора, дал И. Ямамото возможность настоять на претворении в жизнь его собственного плана, получившего в своей первой конфигурации название «MI». Этот план включал в себя все осмысленное, что было в алеутском, австралийском и цейлонском вариантах развертывания, но подчинял частные операции логике генерального сражения с неприятельским флотом в центральном секторе Тихого океана. «Спусковым механизмом» такого сражения должен был стать захват атолла Мидуэй, находящегося в центре условного «треугольника», образованного Перл-Харбором, Уэйком и Датч-Харбором на Алеутских островах.

«По плану Гэнды первоначально подготавливалась операция на Алеутах – в рамках предварительных проработок по „Северному варианту“. Наблюдатели на Атту и Кыску должны были обязательно увидеть авианосцы, в роли которых выступали „Рюдзе“ и „Дзуйхо“. Нимицу давалось трое суток, чтобы прореагировать. В идеальном случае он сразу же отправлял на север авианосное соединение.

Тогда события развивались бы максимально благоприятно. Вражеские авианосцы прошли бы ровно полдороги к Датч-Харбору к тому моменту, когда самолеты Нагумо атаковали бы Мидуэй. Гэнда планировал с размахом, понимая, что нельзя быть достаточно сильным в решающем пункте: шесть авианосцев и две штурмовки аэродромов и оборонительных сооружений Мидуэя. Потом – высадка СМДЧ. Предполагалось, что один или два батальона морской пехоты капитулируют сразу, если же нет – десантники раздавят их. Потому что им будет приказано захватить аэродром во чтобы то ни стало и не взирая ни на какие потери. Так действовали саперы Ямаситы в Кота-Бару и парашютисты Одзавы в Палембанге.

Далее на аэродром Мидуэя перебрасывалась базовая авиация, лагуну атолла занимали «летающие лодки» (все доставлялось на борту авианосцев Нагумо). С этого момента Гэнда отсчитывал время «главной операции». Последний шанс – флот против флота. Для обеих сторон.

Ямамото видел начало предстоящего сражения в самой выгодной для японского флота редакции. Противник обречен «действовать по обстановке», постоянно отставая в темпе. Сначала – шесть авианосцев против одного заштатного аэродрома. Потом – те же шесть авианосцев плюс базовые самолеты против соединений Хэлси и Флетчера, которые, скорее всего, еще и будут подходить не одновременно. И лишь когда американцы, оценив выдвинутое положение кораблей Нагумо (авианосцы должны будут в ходе операции переместиться к востоку от Мидуэя), бросят против них линейные силы, в бой с решающим эффектом вступят линкоры Объединенного флота.

Ямамото не сказал Гэнде, что всего этого едва ли окажется достаточным для выигрыша сражения. Достаточно и того, что неприятельский флот будет принужден к возвращению в Перл-Харбор, подобно тому, как 28 июля 1904 года пришлось вернуться в Порт Артур русским броненосцам.

Захват Мидуэя создавал на Тихоокеанском ТВД совершенно новую ситуацию. Американский флот обрекался на пассивность, что в реальных условиях плохо складывающейся войны должно было послужить причиной упадка духа противника. Между тем давление на севере (Алеуты, Датч-Харбор, Аляска) и на юге (Восточные Соломоновы острова, Новая Гвинея) нарастало бы.

Обострилась бы и обстановка у Гавайских островов. Базируя подводные лодки и крейсера на Мидуэе, Ямамото блокировал бы Оаху, постепенно привязывая к земле – из-за недостатка горючего – авиацию и флот противника.

С середины июля он стал бы прощупывать оборону Перл-Харбора, используя американский метод «кусай и беги»: авианосцы подходят ночью, наносят удар на рассвете и сразу возвращаются на Мидуэй. К концу месяца Нимиц начнет получать донесения о концентрации у Мидуэя десантных транспортов, быстроходных эсминцев, тяжелых транспортных летающих лодок. Одновременно японские авианосцы неожиданно исчезнут с якорной стоянки на Мидуэе: будет организована радиоигра, которая убедит противника, что они оттянуты к Уэйку, чтобы с решающим эффектом неожиданно вступить в игру. И вот, когда оперативное напряжение в центральном секторе Тихого океана станет нестерпимым, когда «флот вторжения» будет чудиться американским наблюдателям «в любой рыбацкой лайбе, показавшейся на горизонте», когда Император выступит по Токийскому радио с торжественным призывом к миру, который американцам придется интерпретировать как объявление о начале операции, тогда соединение Нагумо покинет Трук и направится к северному побережью Австралии.

Новый удар по Дарвину, сопровождающийся выходом в море транспортного соединения Второго флота привлечет внимание противника к пятому континенту и окончательно дезориентирует его. А корабли Нагумо пройдут Зондским проливом и во второй, и в последний в этой войне раз направятся к Цейлону. (…) Речь шла не о набеге – о полном вытеснении английского флота из Индийского океана, об оккупации Ланки, о блокаде западной Индии. И на этот раз у Нагумо был бы прямой приказ атаковать Аден и Абадан. После захвата Коломбо эта операция уже не стала бы ни фантастической, ни даже просто рискованной.

Ямамото не загадывал, окажется ли этих средств достаточно для капитуляции Великобритании. Это не имело бы отныне значения – английская позиция в Индийском океане все равно разваливалась полностью, остатки вражеского флота отбрасывались в Красное, если не в Средиземное море, а огромный меч, острием которого было соединение Нагумо, начинал решающее обратное движение…

(…) Авианосцы возвращались тем же маршрутом: Батавия – северная или северо-восточная Австралия (в зависимости от контекста, созданного Четвертым флотом) – Рабаул– Трук-Уэйк-Мидуэй. Эта перегруппировка предполагалась медленной: следовало дать американцам время втянуться в затяжные бои на Алеутском направлении. (Контрнаступление на севере было для Нимица практически неизбежным ввиду очевидной необходимости демонстрировать.гибнущему союзнику хоть какие-то активные действия – при том, что наличие японских сил на Мидуэе препятствовало развертыванию американского флота к западу от меридиана Перл-Харбора.)

Коралловое море

К началу второго года войны блокада Гавайских островов должна была вступить в завершающую фазу. Ямамото не мог предвидеть, что будет планировать противник – запоздалую и безнадежную попытку вернуть Мидуэй или прорыв ядра своего Тихоокеанского флота в Сан-Диего. И в том, и в другом случае Нимица ждал разгром, возвращение флота в Перл-Харбор и бесславная гибель там остатков корабельных соединений. А на Западном побережье США в это время спешно снаряжалась бы очередная Вторая Тихоокеанская Эскадра».

МГШ санкционировал операцию при условии, что еще до атаки атолла Мидуэй Объединенный флот окажет помощь местному командованию в Рабауле, которое вне всякой связи с замыслами Токио пришло к выводу о желательности захвата Порта-Морсби. И. Ямамото, в рамках плана которого демонстрация давления на Австралию была необходима, согласился поддержать эту операцию 5-й дивизией авианосцев, временно изъятой из соединения Нагумо.

В свою очередь Ч. Нимиц, получивший по агентурным каналам сообщение о том, что после рейда в Индийский океан японские авианосцы настоятельно нуждаются в ремонте (что было правдой), решил, что Тихоокеанский флот имеет возможность воспрепятствовать явно наметившимся активным действиям легких сил противника против южного побережья Новой Гвинеи и при везении, может быть, «поймать» пару-тройку японских крейсеров. В этой логике АВУ «Лексингтон», накануне вернувшийся в Перл-Харбор для переоборудования, был срочно направлен обратно – в Южные моря, где уже оперировал АВУ «Йорктаун». Развитие маневра японской 5-й дивизии авианосцев и американских 16-го и 17-го оперативных соединений с неизбежностью вело к первому в историю сражению авианосных флотов. Оно состоялось 7-8 мая 1942 года в Коралловом море.

Началось с того, что вице-адмиралу Иноуэ Сигееси, на которого было возложено общее руководство семью корабельными соединениями, действующими в районе Новой Гвинеи, пришла в голову мысль, что два тяжелых авианосца как нельзя лучше подходят для того, чтобы доставить с Трука в Рабаул 9 (!) штук истребителей. Контр-адмиралы Такага и Хаара запросили Токио. Пока шли переговоры, 5-я дивизия авианосцев вертелась по квадрату со стороной 100 миль.

В это время Ф. Флетчер, объединивший под своим командованием 16-еи 17-е оперативные соединения, занимался дозаправкой авианосцев в море. Рассчитанные точки приема топлива у «Йорктауна» и «Лексингтона» были разные, поэтому корабельные группы действовали порознь; 4 мая предполагалось объединить их, усилив англо-австралийской крейсерской эскадрой.

Но 3 мая группа контр-адмирала Симы без помех оккупировала Тулаги, сутками раньше эвакуированный австралийцами. Ф. Флетчер об этом не узнал, но вечером он перехватил сообщение о вражеских кораблях в гавани Тулаги, которое австралийский самолет-наблюдатель передал в Таунсвилл.

Ф. Флетчер, поддерживая режим радиомолчания, повернул на сближение с противником. Оба соединения начали быстро удаляться друг от друга, поскольку адмирал Фитч на «Лексингтоне» ничего об атаке «Тулаги» не знал. Ф. Флетчер, правда, отправил в точку рандеву обоих соединений танкер «Неошо» со свежей информацией.

Утром 4 мая самолеты с «Йорктауна» без предварительной разведки атаковали Тулаги. Если бы 5-я дивизия авианосцев действовала по первоначальному плану, эта ошибка Ф. Флетчера стала бы для «Йорктауна» последней: он был бы атакован и наверняка потоплен. Но «Секаку» и «Дзуйкаку» все еще маневрировали значительно севернее.

Между тем японское командование в Рабауле еще не знало о том, что корабли Симы атакованы американской палубной авиацией, поэтому Соединение Вторжения начало движение согласно графику операции. Теперь отставание 5-й дивизии стало уже просто опасным: японские транспорта шли прямо под удар с воздуха.

Лишь ночью Иноуэ убедился, что складывается критическая ситуация, и приказал Авианосному Соединению полным ходом следовать в Коралловое море. Ф. Флетчер же утром повернул на юг и на следующий день без особых приключений встретился с группой «Лексингтона».

К исходу 6 мая оперативный баланс оставался нулевым: японские и американские авианосцы так и не обнаружили друг друга, хотя временами сближались на 100 миль. К вечеру американский командующий знал, по крайней мере, курс и скорость японского Транспортного Соединения. Хара и Такага, как ни странно, не знали даже этого. 5-я дивизия авианосцев обошла Восточные Соломоновы острова с юга и вошла в Коралловое море, чтобы при любом «раскладе» оказаться между противником и своими транспортами.

«В те дни в северной части Кораллового моря сложились необычные погодные условия, оказавшие огромное влияние на ход сражения. Вследствие столкновения холодного и теплого атмосферных фронтов, к югу от Восточных Соломоновых островов возникла устойчивая, с резко очерченными границами, обширная „зона плохой погоды“, вытянутая в широтном направлении. Внутри – низкие, тяжелые, насыщенные дождевыми зарядами тучи почти касаются воды и

скрывают корабли от всякого наблюдения. По другую сторону почти вертикальной облачной стены – прозрачное ясное небо и видимость «миллион на миллион».

Соединение Флетчера первым – около 1 часа ночи 7 мая – попало в облачную зону. Американские авианосцы всю ночь шли на запад-северозапад, стремясь создать угрозу обнаруженным накануне десантным транспортам. Незадолго до рассвета Флетчер выделил английские крейсера и эсминец «Фаррагут» в отдельную группу под командованием английского адмирала Крейса, которому была поставлена задача перехватить противника у южного выхода из пролива Жомар.

Авианосцы Такаги продолжали крейсировать к востоку от архипелага Луизиады. В 1.15 был совершен очередной поворот на юг. Этим маршрутом 5-я дивизия следовала до рассвета».

В 7.30 утра 7 мая самолет-разведчик передал на «Дзуйкаку», что далеко на юге он обнаружил авианосец и крейсер. Хара немедленно поднял палубную авиацию, которая около 10 утра атаковала противника, которым оказались танкер «Неошо» и эсминец «Симс». Этот воздушный удар стоил японцам шести самолетов и пяти часов времени.

В 9.50 летчики «Лексингтона», поднятые для атаки Соединения Прикрытия (легкие крейсера «Тацута» и «Тернью»), обнаружили всего в 90 милях от своего авианосца группу «Сехо». Легкий авианосец получил семь торпед и около 13-и бомб. Через четыре минуты после начала атаки он опрокинулся и затонул. 17-е оперативное соединение одержало первую неоспоримую победу в Тихоокеанской войне.

К полудню Хара пришел к выводу, что неуловимые американские авианосцы прячутся в «зоне плохой погоды», но лишь в 16.30 он сумел поднять в воздух авиагруппу: слишком много времени было потеряно из-за «Неошо». Пока японские пилоты искали противника среди дождевых шквалов, зашло солнце. Такахаси, командир ударной группы, приказал возвращаться.

…На пути назад его самолеты внезапно были атакованы палубными истребителями. Уходя из-под удара, японские летчики окончательно потеряли ориентировку: перед измученными пилотами все время возникали миражи кораблей, которые исчезали, стоило подойти ближе. Наконец, обнаружив реальный авианосец, самолет Такахаси пошел на посадку. Уже над палубой корабля по огромному комплексу «надстройка – дымовая труба» он опознал «Лексингтон» и понял, что группа пытается сесть на американский корабль.

Бой в Коралловом море

«Японские пилоты плакали. Никогда в этой войне – ни до этой ночи, ни после – не было таких идеальных условий для атаки: самолеты, невидимые в темноте, выходили прямо на освещенный корпус авианосца. Но перед „посадкой“ группа Такахаси сбросила бомбы и торпеды в море.

Оператор РЛС на «Лексингтоне» сумел идентифицировать японские самолеты, уходящие на восток. С удивлением он увидел, что всего в 30-и милях от американских кораблей эхо-сигналы исчезают в помехах от поверхности воды. Сержант немедленно поставил в известность командира корабля:

– Что это означает? – спросил Шерман.

– Очевидно, что здесь, – сержант показал место на карте, – японские самолеты делают круг и садятся на свой авианосец. Сэр, до него всего 30 миль, и у нас есть крейсера и эсминцы!

Шерман вызвал «Йорктаун», но Флетчер был уже по горло сыт сюрпризами минувшего дня. Трудно сказать – то ли он просто не поверил «ориентировке» с «Лексингтона», то ли решил, что ночная атака может сорваться, и тогда утром его авианосцы останутся без прикрытия, – но 17-е оперативное соединение полным ходом пошло на запад.

…Такаги точно знал, что американские авианосцы рядом. Он тоже мечтал о ночной атаке. Но опытных ночных экипажей больше не было – из группы Такахаси вернулись на свой корабль только четыре смертельно усталых пилота».

…Разведчики Хара поднял еще до рассвета. Сразу после восхода солнца в воздух ушла ударная авиагруппа. Ей было приказано развернуться широким веером, найти и уничтожить авианосцы противника. Хара понимал, что за вчерашний день американцы получили перевес в палубной авиации.

Противники поменялись местами: 17-е оперативное соединение вышло из зоны плохой погоды, а японские авианосцы оказались на ее кромке. В 7.22 лейтенант Смит, отыскав «окно» в облачности, обнаружил «Секаку» и «Дзуйкаку». Тремя минутами позже старшина Канно Кедзо идентифицировал «Лексингтон» и «Йорктаун». Оба командующих знали, что они обнаружены. Счет пошел на минуты.

Ударные авиагруппы шли встречными курсами, но американцы на малой высоте, японцы же – над облаками, поэтому воздушного боя не случилось. В 9.20 самолеты Такахаси выстроили рисунок «звездного налета» над американскими кораблями, и через 10 минут оба авианосца горели. «Лексингтон» пострадал очень сильно, «Йорктаун» же отделался одним попаданием и вскоре уже мог принимать самолеты.

Американские пилоты продемонстрировали довольно слабую боевую подготовку. Атака была нескоординирована, часть самолетов вообще не смогла найти японские авианосцы, несмотря на непрерывный и подробный «репортаж» с самолета Смита. В результате «Дзуйкаку», вовремя попавший в дождевой шквал, вообще избежал попаданий, а «Секаку» получил несколько бомб и на какое-то время лишился возможности принимать самолеты.

Наступил очередной кризис сражения в Коралловом море. Около часа дня на «Лексингтоне» произошел взрыв паров бензина, пожары вышли из-под контроля. «Йорктаун» принял остатки обеих авиагрупп. Подсчитав оставшиеся самолеты, Флетчер отказался от новой атаки.

 

Аналогичное решение принял и Хара, получив приказ Иноуэ: операция по овладению Порт-Морсби отменялась, авианосцам было приказано следовать на Трук. Ночью, получив первые донесения от 5-й дивизии, И. Ямамото отменит приказ Иноуэ и потребует от «Дзуйкаку» любой ценой найти и добить поврежденный авианосец противника. «Дзуйкаку» вновь поворачивает на юг и развивает максимальную скорость, с утра на предел дальности уходят самолеты-разведчики.

Но все это уже никому не нужно. В 8 часов вечера 8 мая «Лексингтон» пошел ко дну. Уже с утра следующего 17-е оперативное соединение на полном ходу отходило к Перл-Харбору.

«Йорктаун» вернется вовремя.

Первые сведения о готовящейся операции «MI» американцы получили в середине мая. Даже не «расколов» код полностью, криптографы смогли сообщить, что на этот раз речь идет о генеральном сражении в центральном секторе Тихого океана. В этот момент в Перл-Харборе находилось только два авианосца: «Саратога», получивший случайную торпеду, ремонтировался на западном побережье, а у «Йорктауна» после бегства из Кораллового моря «сели» котлы, и корабль нуждался в доковом ремонте, длительность которого специалисты определяли в три месяца.

Логика генерального сражения означала, что И. Ямамото нападет на цель, которую Ч. Нимиц не сможет не защищать. Речь, таким образом, могла идти об атолле Мидуэй, Алеутских островах – Аляске или о западном побережья США. Вашингтонские аналитики склонялись к последнему варианту, и навсегда останется загадкой Второй мировой войны, почему Ч. Нимиц без малейших колебаний принял версию начальника криптографического отдела флота Д. Рочфорта и настоял на сосредоточении всех сил в районе атолла Мидуэй.

«До середины мая гарнизон атолла не получил ни одного метра колючей проволоки, ни одного зенитного или полевого орудия, ни одного свежего подразделения. Теперь же грузы на остров шли непрерывным потоком. 23 мая из Перл-Харбора на Мидуэй был отправлен железнодорожный паром „Киттихок“, переоборудованный в тяжелый войсковой транспорт. Он доставил защитникам атолла 2 эскадрильи самолетов 5 легких танков. Еще более важным событием была установка на Мидуэе сразу двух поисковых радиолокаторов.

К первым числам июня на острове была развернута целая воздушная армия:

• 221-я эскадрилья истребителей (21 «буффало», 7 «уайлдкет»),

• 240-я эскадрилья пикирующих бомбардировщиков (34 «доунтлесс»),

• 8-я эскадрилья торпедоносцев (6 «авенджер»),

• 7-й авиакорпус (4 «В-26», 17 «В-17»),

• 30 летающих лодок «Каталина».

Оборона атолла была возложена на три крепостных батальона морской пехоты, 10 полевых, 16 зенитных орудий и 60 пулеметов. При всем желании разместить на двух маленьких островах больше войск и техники было невозможно».

«Йорктаун» только 27 мая встал в док. Нимиц разыграл свой главный козырь – великолепную организацию производства. На корабль было переведено 1 400 рабочих, которым была объяснена ситуация и которых попросили закончить ремонт авианосца за 48 часов. Не хватало электроэнергии для сварки, Нимиц созвонился с промышленниками, и те отключили от источников почти всех остальных потребителей (ввиду грозовых дождей).

Ввиду болезни Хэлси, возглавить 16-е оперативное соединение предстояло Спрюэнсу, никогда ранее не командовавшему авианосцами. 16-е о. с. было главной ударной силой. Нимиц выдвинул его к северо-западу от Мидуэя: маневрируя в этом районе авианосцы Спрюэнса естественным образом оказывались на фланге Ударного Соединения Нагумо, которое, по расчетам Рочфорта, должно было подойти к Мидуэю с северо-востока. Кроме того, расположение 16-го о. с. давало возможность совершить при необходимости быстрый маневр в сторону Алеут и прикрыть западное побережье, если, конечно, японские авианосцы не обойдут Мидуэй и Гавайи с юга. «Мы все-таки будем надеяться, что они этого не сделают», – ответил Спрюэнс на вопрос одного из своих летчиков.

17-е соединение запаздывало, но Рочфорт утверждал, что «Йорктаун» присоединится к «Хорнету» и «Энтерпрайзу» одновременно с приближением к Мидуэю главных сил Нагумо.

«Развертывание японского флота началось 20 мая: в этот день транспортные суда вышли из портов метрополии к Марианским островам, а в бухте Оминато, что на северной оконечности Хонсю, бросили якоря первые корабли 5-го экспедиционного флота Хосугая. Сосредоточение оперативных соединений и боевых групп продолжалось до 25-го числа: громада Объединенного флота пришла в движение и вновь на мгновение замерла – подобно тому, как, закончив рулежку, останавливается в самом начале взлетной полосы тяжело нагруженный самолет, ожидая распоряжений диспетчера и „раскрутки“ двигателей для форсированного режима.

Для операции «MI» было выделено три района сосредоточения.

Транспорта «Соединения Вторжения Мидуэй» базировались на Сайпан. Там же располагалась тральная группа и группа гидроавиаразведки («Читосе» и «Камикава-мару»), эсминцы непосредственного охранения, танкеры и суда обеспечения.

В том же секторе Тихого океана сосредоточилось «Соединение Ближнего Прикрытия» адмирала Куриты: четыре тяжелых крейсера класса «Могами» перешли к острову Гуам.

На севере, в Оминато, были собраны силы, предназначенные для вторжения на Алеуты.

Основу их составляло «Второе мобильное соединение» адмирала Какуты в составе авианосцев «Рюдзе» и «Дзунье» в сопровождении тяжелых крейсеров «Майя» и «Такао».

Прикрытие операции обеспечивало «Северное соединение» (ТКР «Нати»), само же десантирование возлагалось на соединения «Атту» и «Кыска», вместе насчитывающие три легких крейсера и семь эсминцев.

Наконец, во Внутреннем Японском море ждали приказа главные силы флота.

Первыми, еще до завершающей штабной игры, вышли в море подводные лодки. Согласно плану, десять из них обеспечивали развертывание на севере, еще десять – образовывали завесу между Перл-Харбором и Мидуэем. Предполагалось, что они выйдут на позиции за сутки до начала сражения и будут информировать Ямамото обо всех передвижениях американских «Task Forses».

Затем наступил черед авианосцев Какуты. Двадцать пятого мая «Рюдзе» и «Дзуйхо» прошли Сангарский пролив и направились строго на восток – к точке, делящей пополам отрезок «Мидуэй – Датч-Харбор». Этот маршрут маскировал оперативные замыслы японцев; кроме того, вплоть до 2 июня оставалась возможность повернуть «Второе мобильное» не на север, а на юг – к атоллу Мидуэй.

Необходимость в подобном маневре могла возникнуть, если, вопреки всем ожиданиям, противник сосредоточит свои авианосцы в окрестностях Мидуэя. Хотя это считалось маловероятным (разведка указывала, что «Энтерпрайз» и «Хорнет» находятся в районе Соломоновых островов, а «Саратога» ремонтируется в Сан-Диего; «Йорктаун» полагали потопленным или тяжело поврежденным), Гэнда предусмотрел и такой вариант.

Окончательное решение должно было приниматься на основании данных авиаразведки. В критические дни между выходом японского флота из своих баз и атакой атолла Мидуэй в задачу «летающих лодок» с Кваджелейна входило взятие под наблюдение Перл-Харбора. Дозаправлять разведчики предполагалось в районе рифов Френч-Фригейт, для чего в этот район были высланы три подводные лодки (операция «К»).

Поворот «Второго мобильного соединения» на юг считался аварийным маневром, который мог быть осуществлен, если операция «К» зафиксирует выход американского флота из Перл-Храбора. Только в этом случае предполагалось нарушить радиомолчание и информировать Нагумо и Какуту о назревающем кризисе.

27 мая Оминато покидали десантные силы. Соединение «Адду» направлялось непосредственно к цели, остальные же корабли – к острову Парамушир, чтобы, после того, как «Рюдзе» и «Дзунье» отвлекут внимание противника в южном направлении, спокойно подойти к архипелагу с запада.

Днем раньше подняли якоря авианосцы 1-й и 2-й дивизий: «Акаги», «Кага», «Хирю» и «Сорю». Как всегда, их сопровождали «Харуна» и «Кирисима», а также «Тоне» с «Тикумой». Разумеется, маршрут Нагумо не вел прямо на Мидуэй: пройдя пролив Бунго, корабли повернули на юго-восток, создавая иллюзию движения к Гуаму и далее – в Южные моря (или, например, – к Гавайям, обходя их с юга). Обозначив этот маневр, авианосное соединение легло на генеральный курс, ведущий все в тот же условный пункт на полпути между Мидуэем и Датч-Харбором.

28 мая пришли в движение линейные корабли Объединенного флота.

«Алеутское соединение поддержки» включало четыре старых линкора («Исе», «Хьюга», «Фусо», «Ямаширо»), два легких крейсера и двенадцать эсминцев. Ему надлежало создать позиционный барьер к северо-востоку от Мидуэя, перехватить и уничтожить американские линейные силы, если таковые будут отправлены к Алеутам.

Вице-адмирал Такаси Широ следовал за авианосцами Нагумо. Лишь в середине дня 3-го июня его корабли должны были свернуть к северу.

Тем же маршрутом, отставая от «Акаги» на 300 миль, шли главные силы адмирала Ямамото: «Ямато», «Муцу», «Нагато». 3 июня им предстояло повернуть на юг, чтобы «срезать угол» и выйти непосредственно к Мидуэю, имея 1-ю и 2-ю дивизии авианосцев на своем левом фланге. «Хией», «Конго», «Текай», «Атаго», «Миоко», «Хагуро» проследовали на восток-юго-восток: Кондо сосредотачивал весь Второй экспедиционный флот к юго-западу от Мидуэя. Транспорта вышли с Сайпана 27 мая, тральщики к этому времени уже прибыли на Уэйк. Крейсера Куриты, 28 мая покинувшие Гуам, заняли свое место – в сорока милях к северу от «Соединения Вторжения Мидуэй». Вслед за ними шли гидроавианосцы «Читосе» и «Камикава-мару».

Сражение у атолла Мидуэй. Развертывание

Алеутская операция

Первого июня были приведены в повышенную боевую готовность воздушные силы на Джалуите, Кваджелейне и острове Уэйк». Первые столкновения генерального сражения на Тихом океане произошли в районе Алеутских островов. Авианосцы Кокуты продвигались на север сквозь тяжелый и плотный туман, который не могли разогнать даже сильные порывы ветра. Шел ледяной дождь.

Группа самолетов с «Дзунье» не смогла пробиться сквозь шторм и целиком вернулась на авианосец. Бомбардировщики с «Рюдзе» вышли на цель и отбомбились по пустому Датч-Харбору. После повторной бомбардировки, 3 июня, японцы захватили господство в воздухе над западными Алеутами. Датч-Харбор и, отчасти, Аляску охватила паника.

В тот же день, 3 июня 1942 года, в 9.40 утра по времени Мидуэя «каталина» обнаружила в 500 милях от острова японское транспортное соединение. Вечером его безрезультатно бомбили «летающие крепости», ночью гидросамолеты с привешенными под правой плоскостью торпедами. Особых проблем это не создало: танкер «Акебоно-Мару» получил торпеду, но остался в строю.

Сообщения с транспортов вызвали тревогу в походном штабе Объединенного Флота на линкоре «Ямато». Слишком далеко обнаружили американцы транспортное соединение, слишком быстро среагировали. Какое-то время обсуждался вопрос, не нарушить ли радиомолчание, чтобы сообщить последние новости Т. Нагумо. Возобладала, однако, точка зрения, что лучше не демаскировать линейные корабли включением передатчика. «К тому же Т. Нагумо находится даже ближе к „Дзинсу“ и наверняка перехватил донесение с крейсера».

Но соединение Нагумо шло через зону плохой погоды, а дальность приема устаревших радиостанций на «Акаги» в дождь была близка к нулю. 1-я и 2-я дивизии авианосцев («Секаку» находился на ремонте, а «Дзуйкаку» был оставлен во Внутреннем Японском море – не то из-за потерь в авиагруппе, не то в качестве «наказания» за недостаточную активность в сражении 8 мая) продолжали идти вперед, ничего не зная о многочисленных «контактах» японских транспортов с «Каталинами».

По мере продвижения на юго-запад погода улучшалась, и в 4.30 утра Нагумо без особых проблем выпустил в небо «первую волну» самолетов, предназначенную для атаки аэродромов Мидуэя. Одновременно с «Тоне» и «Тикумы» были подняты разведчики. Эта рутинная операция прошла не совсем гладко: два самолета задержались с вылетом на полчаса из-за технических неполадок. Никто не обратил на это внимания.

Разведка велась для проформы, кораблей противника не ожидали, тем более, что радиостанции «Ямато» молчали, и это означало, что японские оперативные соединения еще не обнаружены противником. Тем не менее «чувство опасности» подсказало Т. Нагумо или М. Гэнде оставить в резерве половину самолетов с самыми опытными пилотами.

В 5.10 на «Энтерпрайзе» перехватили донесение с разведывательной «каталины»: самолет. В 5.30 лейтенант У. Чейз, игнорируя все инструкции, доложил открытым текстом: «Много самолетов идет к Мидуэю, пеленг 320, дистанция 150». А в 5.34 лейтенант Г. Эдди сообщил об обнаружении четырех неприятельских авианосцев.

Простенькая одноходовая ловушка, сооруженная Ч. Нимицем на основании данных криптоанализа, захлопнулась, оперативное соединение 16-е развернулось против ветра и начало подъем самолетов. «Йорктаун» пока еще следовал прежним курсом: Флетчер решил сначала принять на палубу разведчики. …Радиолокаторы Мидуэя обнаружили противника за 74 километра. Невероятным напряжением сил американцы успели за 15 минут поднять в воздух все находящиеся на аэродроме самолеты.

В 6.25 американские истребители неожиданно атаковали строй японских палубных самолетов. Им удалось сбить два бомбардировщика, но это было и все: на уничтожение «буффало» и «вайлдкетов» японские «зеро» потратили только две минуты.

…Аэродромы Мидуэя были пусты, и атака потеряла смысл. В 7.00 командир атакующей волны Томонага информировал Нагумо, что внезапность не достигнута, и необходим второй налет на сооружения Мидуэя.

Пятью минутами позже базовая авиация в числе 10-и самолетов бомбила корабли авианосного соединения. Попаданий не было, «домой» вернулись всего 3 самолета.

В 7.45. Нагумо приказал перевооружить самолеты, подготовленные к удару по американским кораблям, бомбами вместо торпед. А в 7.55 гидросамолет с «Тоне» передал: «Десять надводных кораблей, очевидно, противника по пеленгу 10, дистанция 240 миль от Мидуэя, курс 150, скорость больше 20 узлов».

Сражение у атолла Мидуэй. Разведка

В тот момент Т. Нагумо даже не обратил внимания на это донесение. Лишь через 15 минут он приказал оставить торпеды на тех самолетах, на которых их еще не успели заменить бомбами. Примерно в это время японские авианосцы были атакованы пикирующими бомбардировщиками «Доунтлесс», подошедшими с юго-востока. Восемь американских самолетов было сбито, попаданий в корабли нет.

Т. Нагумо запросил разведчик, что, собственно, за корабли он видит. «Пять крейсеров и столько же эсминцев», – ответил пилот.

Теперь стало ясно, что опасность исходит от Мидуэя. Но корабли Нагумо много маневрировали, отбивая атаки, они потеряли строй. Нужно было консолидировать ордер. Этому, однако, помешала очередная атака: «доунтлесссы» и «В-17», «летающие крепости».

Устаревшие «виндикэйторы» даже не дошли до авианосцев. Их командир атаковал ближайший обнаруженный корабль противника, которым оказался линейный крейсер «Харуна». Попаданий нет.

В 8.20, почти через час после первого донесения, пилот с «Тоне» неожиданно передал: «Соединение противника замыкает корабль, похожий на авианосец».

К этому времени уже все на «Акаги» осознали кризисный характер ситуации, хотя никто не имел представления о причинах кризиса. Еще был шанс быстро поднять в воздух самолеты «второй волны», уже не обращая внимание, вооружены они бомбами или торпедами. Но к этому времени самолеты Томонаги уже час кружились над своими непрерывно отбивающими воздушные атаки кораблями, и у них кончалось горючее. Нагумо приказал опустить подготовленные к взлету самолеты на ангарную палубу, вновь перевооружить их, за это время дозаправить истребители сопровождения. В 8.37 корабли 1-й и 2-й дивизий развернулись против ветра и всего за 15 минут приняли «первую волну».

В 9.17 Нагумо круто повернул на восток-северо-восток и увеличил скорость. К этому моменту все командиры авианосцев доложили о том, что их авиагруппы готовы к взлету.

«Противников разделяло около 200 миль. Резкий поворот Нагумо к северу не был отслежен американцами: самолеты Спрюэнса безуспешно искали вражеские авианосцы на юго-восточных курсах. Одна эскадрилья пикирующих бомбардировщиков с „Хорнета“ вернулась домой, вторая – совершила посадку на полосу Мидуэя (два „доунтлесса“ упали в лагуну). Все десять истребителей, выработав горючее, сели на воду.

Никто и никогда не узнает, как и почему 6-я эскадрилья торпедоносцев авианосца «Хорнет», следовавшая тем же курсом, что и пикировщики, оказалась намного севернее и одна, без всякого прикрытия, вышла прямо на корабли охранения соединения Нагумо. Военные историки сходятся на том, что капитан третьего ранга Вальдрон, в жилах которого текла кровь индейцев Сиу, выбрал маршрут чисто интуитивно. Во всяком случае, перед вылетом он сказал: «Следуйте за мной, и я выведу вас к авианосцам противника».

В 9.20. сначала эсминец прикрытия, затем «Тоне» начали ставить дымовую завесу. «Акаги» выбросил в воздух истребители-перехватчики. Пятнадцать медлительных торпедоносцев слишком далеко – в десяти милях от цели – легло на боевой курс. Около пятидесяти «зеро» атаковали их с пикирования, и в течение нескольких минут группа Вальдрона была истреблена.

(…)В 9.36 зенитные орудия «Акаги» прекратили огонь. Но буквально через минуту сигнальщик закричал:

– Торпедоносцы противника, правый борт, тридцать градусов. Идут низко над водой.

Это была эскадрилья «Энтерпрайза». Она тоже шла без прикрытия, но капитан третьего ранга Линдсней возглавлял, наверное, лучшие во всем американском флоте экипажи. Семь самолетов смогли сбросить торпеды. «Кага» блистательно совершил маневр уклонения. Вновь – ни одного попадания; десять «девастейторов», включая самолет командира эскадрильи, уничтожены.

А истребительная эскадрилья «Энтерпрайза» безо всякой пользы жгла горячее в пяти километрах выше. Линдсней не знал, что обещанное Спрюэнсом прикрытие находится рядом, а командир «уайлдкетов» лейтенант Грей ждал приказа. В последующие четверть часа он безуспешно пытался связаться с уже сбитыми торпедоносцами и в 9.52 повернул домой.

Атаки американских самолетов следовали одна за другой, сливались в воспоминаниях участников боев." Футида написал после войны, что третья группа торпедоносцев – самолеты с «Йорктауна» атаковали с левого борта практически одновременно с эскадрильей Линдснея. Это, однако, не согласуется со временем взлета и хронологией сражения.

По всей видимости, «девастейторы» капитана третьего ранга Масси вышли на цель после 10 часов утра. Десять из двенадцати его машин было сбито, лишь четырем или пяти удалось сбросить торпеды – не то по «Хирю», не то по «Сорю».

Истребители «Йорктауна», атакованные оставшимися «зеро», на пикировании вышли из боя и направились к своему торпедоносцу.

Строй ударного соединения опять распался, дистанция между кораблями возросла до нескольких миль. Нагумо уже понимал, что против него действуют по крайней мере два авианосца противника, и считал минуты, оставшиеся до взлета ударной волны. Перевооружение и дозаправка закончены, самолеты подняты на полетные палубы, но непрестанные маневры уклонения не дают авианосцам возможности развернуться против ветра. Последние десять минут они не могли даже заменять самолеты воздушного патруля.

В 10.20, когда «зеро» еще добивали последние торпедоносцы, Нагумо отдал своим эскадрильям приказ «взлетать по мере готовности». Четырьмя минутами позже первый торпедоносец «Акаги» оторвался от взлетной палубы. Взлетные интервалы были сокращены до минимума: через пять минут все самолеты ударной волны должны были оказаться в воздухе.

Настолько удачен был первоначальный замысел операции, настолько высока была подготовка летчиков «флота Гэнды», что даже в это мгновение – за одну минуту до разгрома – при всех сделанных ошибках и неточных «ходах», при полном провале японской разведки и блестящей работе американских криптографов – все шансы оставались на стороне соединения Нагумо. По сути, он уже захватил господство в воздухе. «Непотопляемый авианосец» Мидуэя выведен из строя; «Хорнет» почти полностью, а «Иорктаун» и «Энтерпрайз» наполовину истратили свои авиагруппы, не добившись ни малейшего результата. Американские пилоты лишь своей кровью смогли подтвердить право Великой Западной Демократии на успех в этом сражении. Они продемонстрировали отвагу, которую признали даже японцы. Но командиры всех рангов и времен знали, что храбрость – это еще не мастерство. У Спрюэнса и Флетчера оставался только один козырь: три неполные эскадрильи пикирующих бомбардировщиков. Между 9.50 и 10.00 были все основания предполагать, что по крайней мере две из них вернуться на авианосцы, не обнаружив противника. Самолеты «Энтерпрайза» расходовали уже неприкосновенный запас горючего. В течение ближайших минут они должны были или обнаружить противника или повернуть домой.

Вновь вмешалась фортуна ли, закономерность ли – одиночный эсминец, атаковавший американскую подводную лодку. Капитан третьего ранга Маккулски предположил, что этот корабль направляется к основным силам Нагумо и последовал в ту же сторону. Предположение было ошибочным, но вывело американские пикировщики на цель. В 10.20 Маккулски открытым текстом сообщил по радио «место» японских авианосцев.

«Наверху» не было ни одного японского истребителя: патруль еще не успел вернуться в «зону ожидания» после уничтожения торпедоносцев. Молчали и зенитные орудия. Радаров на японских кораблях не было, а сигнальщики то ли были увлечены зрелищем воздушного боя на малых высотах, то ли просто не разглядели американские самолеты – так уж получилось, что одна эскадрилья подходила со стороны солнца, а две другие прятались в сгустившейся облачности.

«Доунтлессы» атаковали с вертикального пикирования. Им никто не мешал. Обычно, вне всякой зависимости от полученных летчиками приказов, в подобных случаях все пилоты выбирают одну и ту же цель – самый крупный вражеский корабль. Так произошло и на этот раз, однако, в облаках две эскадрильи потеряли ориентацию и вышли вместо «Акаги» на «Кага» и «Сорю».

В эту минуту закончилась вся стратегия Тихоокеанской войны».

Сражение еще продолжалось. Авианосцы Т. Нагумо получили не так уж много попаданий, «Секаку» в Коралловом море пострадал сильнее. Но летные палубы были заставлены заправленными и снаряженными самолетами, повсюду струились заправочные шланги. Бомбы, которые экстренно снимали, чтобы заменить их торпедами, не успели отправить в боевые погреба, и они открыто лежали между подготовленными к взлету машинами. В течение нескольких минут «Акаги», «Кага» и «Сорю» были полностью охвачены огнем. На «Акаги» раскаленный, лишенный кислорода воздух с палубы вентиляторами затянуло в машинное отделение. Все, кто там находились, погибли.

«Хирю», державшийся чуть в стороне, остался невредим. Казалось, не все потеряно: один «Хирю» против одного авианосца противника, а пожары, ведь можно потушить… Авиагруппа «Хирю» выполнила взлет за 4 минуты. Командир 2-й дивизии Ямагути просто сказал своим экипажам: «Вы – это все, что осталось от 1-го воздушного флота».

И неполная авиагруппа «Хирю» прошла зонную противовоздушную оборону, выстроенную американцами. Хотя из 18-и бомбардировщиков до цели добрались только семь машин, «Йорктаун» получил три попадания. Авианосец горел.

Сражение у атолла Мидуэй. Действия авиации

Наспех отремонтированные котлы вновь вышли из строя, корабль давал не более 6-и узлов, и ни о каких взлетно-посадочных операциях не могло быть и речи.

…Когда остатки авиагруппы «Хирю» (три «зеро» и пять «велов») вернулись на свой авианосец, на его палубу совершил посадку разведчик, давным-давно запущенный с «Сорю». Усталый пилот доложил: «Вышло из строя радио, вынужден был вернуться. Три авианосца противника. „Хорнет“, „Энтерпрайз“, „Йорктаун“».

Ямагути продолжал безнадежную попытку боя одного авианосца с тремя, более крупными и защищенными. В 13.30 он поднял в воздух свои последние самолеты – 6 истребителей и 10 торпедоносцев. Пилоты имели приказ атаковать только неповрежденные корабли.

Вновь американцев выручило их поразительное умение бороться за живучесть. На «Йорктауне» потушили пожары, корабль вновь давал 18 узлов хода. И авиагруппа «Хирю» приняла его за неповрежденный корабль. Летчики «Хирю» прорвались сквозь истребительный заслон, выставленный «Энтерпрайзом», и поразили «Йорктаун» двумя торпедами.

Р. Спрюэнс бросил в бой последнее, что у него было, – две неполных эскадрильи «доунтлессов» без истребительного прикрытия. Командующий американским флотом надеялся, что у японцев тоже кончились истребители… Сражение у атома Мидуэй. Действия Нагумо 4 июня

Ямагути назначил на 17.15 взлет третьей волны, надеясь, что сумерки дадут его летчикам хоть какой-то шанс выжить. Но вновь, как и утром, подъем самолетов запоздал, и подготовленные к взлету машины стали пищей для огня. Полоса удач Спрюэнса продолжалась: в 17.03 АВУ «Хирю» получил четыре попадания.

«"Хирю" боролся за жизнь почти до полуночи. В 23.58 произошел сильный внутренний взрыв, пожары вновь вышли из под контроля. Крен составил 15 градусов, турбины остановились. В два часа тридцать минут Ямагути собрал уцелевшую команду на полетной палубе: „Я один несу ответственность за гибель „Хирю“ и „Сорю“, – сказал Ямагути. – Я остаюсь на корабле, а вам приказываю покинуть его и продолжать верно служить Его Величеству Императору“.

Командующий 2-й дивизии авианосцев и командир «Хирю» совершили сеппуку».

В наступающей ночи И. Ямамото попытался «достать» авианосцы противника броском тяжелых крейсеров соединения Кондо. Возможно, Хэлси, фанатик авианосцев и попался бы в эту ловушку, но Р. Спрюэнс всю жизнь служил на крейсерах и представлял, что сделают КРТ типа «Могами» с прикрытием его авианосцев, да и с самими авианосцами. Не обращая внимание на почти открытые обвинения в нерешительности, Р. Спрюэнс на полном ходу вывел корабли из под возможного удара.

На следующий день для американцев сражение сменилось обыденной «боевой работой» по уничтожению оставшихся без воздушного прикрытия японских кораблей. Больших успехов они не достигли, но тяжелый крейсер «Микума», ночью столкнувшийся со своим систершипом «Могами», был потоплен, «Могами» получил 5 авиационных бомб, лишился носовой оконечности, но дошел до Трука.

Авианосец Агаки

4 июня в 10.25 по времени 12-го пояса к западу от Гринвича Япония проиграла войну на Тихом океане. Разговор о новой стратегии Объединенного флота – «стратегии поражения», обусловившей послевоенное японское «экономическое чудо», а в известном смысле, и постиндустриальный «рывок» 1990-х годов – тема отдельной книги, основным содержанием которой должно стать не прошлое, а настоящее и будущее.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных