ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взаимоувязка показателей формы № 6-АПК и других форм бухгалтерской отчетности 1 страница
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 1.1. Сущность и роль внебюджетных фондов в современной экономике России…………………………………………………………………………….7 1.2.Общая характеристика государственных внебюджетных фондов и особенности их функционирования…………………………………………....12 1.3.Взаимоотношения предприятий с внебюджетными фондами по уплате страховых взносов……………………………………………………………….23 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛИАЛ» 2.1.Анализ исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в ООО «АЛИАЛ»……………………………………………………………….34 2.2.Порядок и особенности формирования отчетности по расчетам внебюджетными фондами в ООО «АЛИАЛ»………………………………..46 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ 3.1. Зарубежный опыт взаимоотношений с внебюджетными фондами…………………………………………………………………………53 3.2. Проблемы и направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов.......................................................59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….........75 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………81
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы, связанные с социальным обеспечением всегда занимали и занимают одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются внебюджетные фонды Российской Федерации. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений. Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось. С укреплением централизованного государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Целью написания данной работы является изучение теоретических основ и практики расчетов организации с внебюджетными фондами. Основными задачами выпускной квалификационной работы являются: 1. Определить сущность и роль внебюджетных фондов в современной экономике России. 2.Дать общую характеристику государственным внебюджетным фондам. 3. Изучить взаимоотношения предприятий с внебюджетными фондами по уплате страховых взносов. 4. Исследовать порядок начислений и отчислений страховых взносов во внебюджетные фонды в ООО "АЛИАЛ". 5. Проанализировать способ формирования отчетности по расчетам с внебюджетными фондами. 6. Выявить проблемы и направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов предприятиями. Объектом исследования является ООО «АЛИАЛ». Предмет исследования: страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Структура работы представлена тремя главами. Первая глава - рассмотрены теоретические основы страховых взносов во внебюджетные фонды. Вторая глава - изучен порядок организации отчислений во внебюджетные фонды, рассмотрены расчеты с Пенсионным Фондом, расчеты с Фондом Социального страхования, расчеты с Фондом Медицинского страхования, формирование отчетности по расчетам с внебюджетными фондами. Третья глава – рассмотрены проблемы и направления совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты страховых взносов. Информационной базой исследования послужили труды известных авторов как Л.В. Федоров, А.Г. Грязнова, Г.Б. Поляка, Налоговый Кодекс РФ, Федеральный Законы, Постановления Правительства, Приказы Минфина, Бюджетный кодекс Российской Федерации, ресурсы интернет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
1.1 Сущность и роль внебюджетных фондов в современной экономике России
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Государственный внебюджетный фонд– это фонд денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения. Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центральных, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. В многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними. Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников. Внебюджетные фонды обеспечивают строго целевое использование средств, они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. С помощью внебюджетных фондов решаются две основные задачи: · обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики · расширение объемов финансирования социальных услуг для населения. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей, отличающих их от других звеньев финансовой системы:
Внебюджетные фонды – это один из элементов такого звена финансовой системы, как общегосударственные финансы, широко развиты за рубежом. Источниками формирования внебюджетных фондов могут являться специальные налоги и сборы, ассигнования из бюджетов, специальные займы, добровольные взносы, а также доходы от деятельности самого фонда. Внебюджетные фонды, помимо деления по принадлежности и решаемым ими задачам, можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем: 1) в зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительские и пр.; 2) в зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический фонд, долгосрочного действия – фонд регионального развития, краткосрочного – фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно; 3) по охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области); 4) в соответствии с уровнем управления фонды подразделяются на государственные и региональные.
К экономическим внебюджетным фондам относятся отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), например: Российский фонд технологического развития,. В России существует три государственных социальных внебюджетных фонда: · Пенсионный фонд РФ (ПФР), · Фонд социального страхования РФ (ФСС), · Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного социального обеспечения по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, на рождение и воспитание детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и др. Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Основным доходным источником фондов является страховые взносы. Средства государственного федерального внебюджетного фонда находится в федеральной собственности. Проекты бюджетов внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственной Думой и Федеральным Собранием в форме федеральных законов. Оперативное управление внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.
1.2 Общая характеристика государственных внебюджетных фондов и особенности их функционирования
Правовой основой создания внебюджетных фондов в Российской Федерации первоначально являлся Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу (отменен). В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 144 БК РФ) в Российской Федерации функционирует ряд внебюджетных социальных фондов: · Пенсионный фонд РФ (ПФР), · Фонд социального страхования РФ (ФСС), · Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)создан на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)*– это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности, дл я отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности. Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением, оперативное управление — исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах — уполномоченные отделения. Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собственностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом. Главными направлениями деятельности Пенсионного фонда РФ являются: · Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения; · Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности; · Капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; · Контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованиям его средств; Средства фонда формируются за счет кредитующих источников: · Страховых взносов работодателей; · Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; · Ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан; · Добровольные взносы физических и юридических лиц, а также капитализации средств фонда и других поступлений; (См. таб. 1.1) Таблица 1.1 Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в млрд. руб.
Источник: [34]
Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства направляются на: · выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсии по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; · пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потерю кормильца, компенсационных выплат; · организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. (См. таб. 1.2) Таблица 1.2 Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий за период 2010 по 2012 гг.
Источник: [34]
Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами: · созданием условий для назначения пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; · обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении; · созданием информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, для назначения пенсии на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; · развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; · созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; · упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам. Индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах: · единство государственного пенсионного страхования в РФ; · всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах; · доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем; · использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения; · соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов; · осуществление индивидуального учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица. На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами государственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца. Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете. Сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы Фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Фонд, сами представляют сведения о себе в органы Фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)создан в России в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. №822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Фонд социального страхования Российской Федерации - это фонд денежных средств, обособленных от средств федерального бюджета, и предназначен для прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Основными задачами фонда являются: · обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников; · участие разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; · осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда; · организация разъяснительных работ среди страхователей и населения по вопросам социального страхования Средства фонда социального страхования формируются за счет: · страховых взносов предпринимателей, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов не зависимо от формы собственности; · доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда; · добровольных взносов физических и юридических лиц; · ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели; · прочие доходы (не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, профессиональных заболеваний; недоимки по обязательным платежам); Расходы фонда в первую очередь связаны с обязательностью по выплате гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также выплаты в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (См. таб. 1.3) Таблица 1.3 Состав и структура расходов на выплату пособий и страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|