Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика основных типов СТО




РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Переход России к рыночной экономике способствовал формированию новых социальных ролей и мотивации основных участников трудовых отношений: наемных работников, работодателей и государства.

Социально-трудовые отношения (СТО) – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. СТО между участниками трудового процесса воссоздаются и воспроизводятся благодаря трудовому поведению работников, их поступкам, совершаемым под воздействием потребностей, интересов, ценностных ориентаций, трудовой ситуации.

В системе СТО выделяются следующие структурные составляющие: субъекты СТО, предметы СТО и типы СТО.

· Субъекты СТО – работник, группа работников, объединенных каким-либо системообразующим признаком. В связи с этим СТО классифицируются как индивидуальные, когда с отдельным работодателем взаимодействует отдельный работник; групповые или коллективные, когда работники (работодатели) взаимодействуют между собой. В качестве субъекта СТО может выступать организация или их группа, территориальное образование ( в этом же качестве мировое сообщество в определенных условиях рассматривает и отдельные государства).

v Наемный работник – это гражданин, заключивший трудовой договор с работодателем, руководителем предприятия или отдельным лицом. Договор найма может быть письменным или устным. Работник должен обладать определенными качествами, оценка состояния которых может дать реальное представление о сущности и зрелости СТО. Развитые трудовые отношения предполагают существование институтов, защищающих их интересы. Традиционными являются профессиональные союзы – массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов. Возможны и другие организационные формы объединения наемных работников.

v Работодатель – это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих работников. Обычно работодатель является собственником средств производства. В хозяйственной практике России работодателем считается и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает работников по договору, например директор государственного предприятия, хотя он сам является наемным работником государства и не владеет средствами производства.

v Государство – выполняет следующие роли: законодателя, защитника прав, регулировщика, работодателя. Мера реализации каждой из этих ролевых функций государства, характер их сочетания в каждый конкретный момент времени определяются историческими, политическими, экономическими условиями развития государства. Поэтому роль его в СТО может изменяться самым существенным образом.

· Предметы СТО. В качестве предмета СТО на уровне работников (индивидуальные) выступают определенные стороны в трудовой жизни человека, содержание которых зависит от жизненных этапов и специфики целей и задач, решаемых им на каждом из этих этапов. На первом этапе жизненного периода в качестве предмета СТО могут выступать: трудовое самоопределение; профориентация; профессиональное обучение и др. На следующем этапе определяющую роль в СТО будут играть: наем – увольнение, социально-профессиональное развитие, профессиональная подготовка и переподготовка; оценка труда, его вознаграждение. На последующем этапе предметом СТО может стать степень трудовой активности. Предмет групповых (коллективных) СТО между работниками и работодателями может выступать кадровая политика в целом и (или) ее отдельные элементы: аттестация кадров, контроль и анализ трудовой деятельности, оценка эффективности труда, организация труда, нормирование труда, трудовые конфликты и их развитие, трудовая мотивация.

· Типы СТО. СТО в зависимости от способа их регулирования, методов разрешения проблем классифицируются по типам. Тип СТО определяется их характером, а именно тем, каким конкретно образом принимаются решения в социально-трудовой сфере. Важную роль в формировании типов СТО играют принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов СТО.

Характеристика основных типов СТО

Типы СТО Характеристика
  Патернализм Жесткая регламентация способов поведения субъектов СТО, условий и порядка их взаимодействия со стороны государства или руководства организации
  Конкуренция Состязательность субъектов СТО, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
  Солидарность Совместная ответственность людей, основанная на личной ответственности и согласии, единодушии и общности интересов в социально-трудовой сфере.
  Субсидиарность Неослабевающее стремление человека к самоответственности и самореализации при решении социально-трудовых вопросов.
  Дискриминация Произвольное ограничение прав субъектов СТО, преграждающее доступ им к равным возможностям на рынке труда.
Социальное партнерство Установление правовых основ взаимодействия партнеров – работников и работодателей (или их представителей).
Конфликт Столкновение субъектов СТО, вызванное противоположной направленностью целей и интересов, позиций и взглядов, проявляющееся в форме трудовых споров, забастовок.

Формирование СТО в обществе происходит под влиянием огромного количества факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим содержанием.

Основные факторы.

· Социальная политика – это стратегическое социально-экономическое направление, выбранное правительством страны для всестороннего развития граждан, обеспечивающее достойный уровень и условия жизни и труда, их социальную защищенность. Последняя включает законодательно или иным образом установленные гарантии социальной защиты (система мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения и социально уязвимых слоев трудоспособного населения); социальной поддержки (система мер, относящихся в основном к экономически активному населению и направленных на создание условий, позволяющих обеспечить социальную защищенность наемных работников) и социальной помощи ( меры, относящиеся ко всему населению и представляющие собой, помощь кратковременного характера, оказываемую людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуации, требующие дополнительных расходов) представляющие собой различные системы мер, дифференцируемых в первую очередь по адресной направленности. Главная цель социальной политики – повышение уровня и качества жизни граждан России на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможностей, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование.

· Глобализация экономики – процесс формирования системы международного разделения труда, мировой инфраструктуры, мировой валютной системы, международной миграции рабочей силы в условиях роста мировой торговли и потоков иностранных инвестиций, технологических изменений.

· Развитие общественного труда и производства – формы разделения и кооперации труда, рост производительности труда, замещения труда капиталом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных