Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разработка рабочей программы курса




В процессе подготовки учебного курса по дисциплине преподаватель составляет его рабочую программу и тематический план проведения занятий. Это могут быть отдельные документы, или же тематический план может быть частью рабочей программы.

Рабочая программа разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта и учебного плана образовательной программы и является единой для всех форм обучения, осуществляемых в учебном заведении: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната. Предварительные наброски рабочей программы делаются во время планирования курса, но окончательный вариант оформляется перед началом занятий.

Рабочая программа обычно содержит:

1) титульный лист;

2) объяснительную записку;

3) содержание учебной дисциплины;

4) список литературы,

5) тематический план учебных занятий,

6) систему и критерии оценки знаний и умений.

Титульный лист содержит:

· наименование учебного заведения и кафедры, на которой осуществляется преподавание дисциплины;

· наименование учебной дисциплины (например, «Психология», «Введение в психологию», «психология общения» и т. п.);

· категорию обучающихся, для которых она предназначена (для школы — ступень обучения и тип учебного заведения, для вуза — ступень обучения и специальность);

· информацию о преподавателе (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, должность), адрес и телефон кафедры, год и семестр, в котором проводится курс.

В объяснительной записке:

· дается краткое описание назначения учебной дисциплины, ее значимости в рамках образовательной программы;

· отражаются ее связи с другими учебными дисциплинами (межпредметные связи);

· описываются цели и задачи, на решение которых направлено изучение курса;

· приводится обоснование структуры учебной дисциплины;

· характеризуются методы, которыми пользуется преподаватель в процессе обучения;

· характеризуются требования к знаниям и умениям студентов, которыми они должны овладеть;

· характеризуются формы, методы контроля и оценки успешности изучения студентами учебной дисциплины.

В разделе «Содержание учебной дисциплины» определяются знания и умения, которыми должен овладеть студент. Последовательно (по порядку номеров) приводятся названия тем (разделов) учебной дисциплины. После номера и названия темы кратко описывается ее содержание — дидактические единицы. Содержание излагается обычно в следующем виде: феномены, эмпирические факты, теории, понятия, связи, закономерности, умения, которыми должны овладеть студенты.

Список литературы содержит источники, на которые преподаватель опирается при раскрытии учебного материала. Эти источники приводятся в соответствии с правилами библиографического описания. В рабочей программе приводится также список литературы, который рекомендуется студентам для самостоятельного чтения по курсу. Рекомендованная литература может быть разделена на основную и дополнительную. Этот список должен быть небольшим и учитывать реальные возможности студентов в его изучении. Принцип «чем больше, тем лучше» в данном случае нецелесообразен. Основательное, глубокое, критическое, творческое изучение одного учебника с привлечением отдельных дополнительных источников может быть полезнее, чем поверхностное прочитывание большого количества текстов.

Рабочая программа — это комплексный документ, который требует творческой разработки. Перечисленные пункты являются наиболее типичными для него, однако преподаватель может развивать и дополнять их.

Подготовка тематического плана занятий, планирование учебных занятий и самостоятельной работы студентов

Разработайте тематический план аудиторных занятий, распределите темы и материал, которые будут изучаться на лекциях, семинарских или практических занятиях. Спланируйте задания студентам для самостоятельного чтения. Определите, какая взаимосвязь будет между содержанием аудиторных занятий и учебным материалом для самостоятельного изучения студентов (будет ли иметь место наложение материала и в какой степени). Набросайте план по неделям для изучения каждой темы, выполнения студентами заданий по самостоятельному чтению, установите сроки сдачи письменных заданий и выполнения проверочных работ. Типичной является следующая практика: студентам дается для чтения одна стандартная глава на неделю, хотя преподаватели часто требуют изучения большего объема материала. Следует иметь в виду, что объяснение студентам заданий, их обсуждение, а также необходимость получения обратной связи о результатах также требуют времени в рамках учебных занятий.

Тематический план строится на основе учебной программы и представляет собой конкретизацию форм учебной деятельности учащихся или студентов, направленной на освоение предмета, а также уточнение объема учебного времени, форм контроля и оценки успеваемости.

Тематический план:

· раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы;

· демонстрирует распределение учебных часов по разделам, темам и формам учебных занятий (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа);

· определяет сроки выполнения заданий по самостоятельному изучению материала студентами;

· определяет сроки выполнения письменных заданий студентами;

· определяет сроки и формы контроля и оценки усвоения учебного материала.

Тематический план часто оформляется в виде таблицы. Форма ее, однако, различается в средних и высших учебных заведениях в силу специфики организации учебного процесса.

Школьный тематический план содержит как минимум четыре столбца: 1) тема, 2) количество уроков, 3) домашние задания, 4) формы контроля и оценки.

 

Тема Количество уроков Домашнее задание Формы контроля и оценки
       
       
       

 

При составлении учебно-тематического плана необходимо предусмотреть, какое количество уроков необходимо для изучения каждой темы, какие темы требуют закрепления в виде домашних заданий, а какие нет, какие темы могут быть оставлены только на самостоятельное изучение в виде домашних заданий, какие формы контроля и оценки будут использоваться. При этом вовсе необязательно частое использование домашних заданий по психологии, поскольку они не должны создавать дополнительную учебную нагрузку для учащихся. Формы контроля и оценки могут быть периодическими (по завершении очередной темы). Текущие оценки на уроках психологии лучше не использовать.

Вузовский тематический план выглядит несколько иначе, поскольку в вузе существует больше разнообразных видов учебных занятий.

 

Тема Лекции (кол-во часов) Семинары (кол-во часов) Лабораторные работы (кол-во часов) Самостоятельная работа (кол-во часов или страниц)
         
         
         

 

В качестве приложений в рабочую программу рекомендуется включать также планы семинарских и лабораторных занятий, необходимое методическое обеспечение, задания для самостоятельной работы студентов, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов. Такая детальная методическая проработка программы учебных занятий способствует повышению их качества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных