Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наличие признаков деформации уголовно-релевантных способностей у взрослых и несовершеннолетних обвиняемых-подэкспертных




 

Уровни способностей Несовершеннолетние (недоразвиты или социально запущены) Взрослые (при эмоциональном переживании)
1.1. Непосредственное отражение действительности, общая осведомленность 5,7 % 13 %
1.2. Обобщенное, опосредствованное отражение 16 % 3 %
1.3. Понимание социального значения действительности 8,3 % 4%
1.4. Образование личностного смысла 2,5 % 6%
2.1. Осознание органических характеристик и уровня бодрствования 0,6 % 17%
2.2. Осознание физических параметров в образе Я, в собственных движениях и действиях 0 % 12 %
2.3. Осознание общественно-социального значения в образе Я, в характере своего деяния, его прямых и косвенных последствиях 6,4 % 4%
2.4. Осознание уникально-социального значения в образе Я, личностного смысла совершаемого 16,6 % 10%
3.1. Тонически-гедонистическая регуляция 20,4 % 8%
3.2. Предметно-манипулятивная регуляция 0,6 % 6%
3.3. Социально-предметная регуляция 9,5 % 7%
3.4. Волевая регуляция 13,4 % 10%
Всего: 100 % 100%

 

Приложение 2

Заключение <...>

по данным экспериментально-психологического обследования

П<...>, <...>.05.1988 года рождения, проживающего пос. <...>,

подозреваемого по ч. 1 ст. 105 УК РФ в умышленном причинении смерти другому человеку по уголовному делу № <...>

 

г. <...> <...> декабря 2002 г.

 

Судебно-психологическое обследование проведено экспертом-психологом <...> на основании постановления о назначении КСППЭ ст. следователя <...> транспортной прокуратуры <...> от <...> 2002 г.

Как следует из постановления, <...> июня 2002 г. около 3-х часов ночи на борту теплохода <...>, принадлежащего ОАО <...>, находящегося на <...> км реки <...> в районе п. <...>, <...> района, в кают-компании был обнаружен труп рулевого моториста Ч. с огнестрельным ранением в волосистой части головы.

Подозреваемым по данному уголовному делу является несовершеннолетний П<...>, который показал, что <...> июня 2002 г., решив пострелять из охотничьего ружья, взял в кают-компании ружье и вышел на палубу теплохода. Находясь на палубе теплохода, П<...> решил выстрел не производить и вернулся в кают-компанию, где стал разряжать ружье. В ходе снятия курков с боевого взвода П<...> направил ружье в сторону рулевого-моториста Ч. В момент снятия курков произошел выстрел, в результате которого Ч. было причинено огнестрельное дробовое ранение, повлекшее его смерть.

Предварительным следствием установлено, что П<...> состоит на учете в ПНД г. <...> с диагнозом олигофрения в степени выраженной дебильности с эмоционально-волевыми нарушениями.

Для установления истины по делу необходимы специальные познания в области судебной психиатрии и психологии.

 

В психологическом исследовании были использованы следующие методы: анализ материалов уголовного дела, наблюдение, беседа - и методики: «Классификация», «Сравнение понятий», «4-й лишний», «Метафоры и пословицы», «Рассказ по картинкам», «Неправильные картинки», пробы на механическое и осмысленное запоминание, воображение, тесты «Ранжирование ценностей», «Самооценка», «Неоконченные предложения», «Дом, дерево, человек», Рисунок несуществующего животного, Люшера, опросники: Леонгарда-Шмишека, Шкала эмоциональной возбудимости, направленные на изучение индивидуально-психологических особенностей.

 

На основании анализа материалов уголовного дела и обследования П<...> установлено следующее.

Отношение к обследованию и совершенному

П<...> в начале обследования насторожен и «закрыт», затем идет на контакт, проявляет доверчивость. При обследовании работоспособен, старателен, послушен. Редко, но все же позволяет себе вспышки раздражения. О сути обследования не задумывается. Находясь на принудительном лечении в связи с обвинением в неоднократных кражах, чувствует себя «жертвой», плачет, что «нет семьи и свободы, не может гулять и играть с друзьями». В ответ на вопрос о том, считает ли он себя виновным, он неопределенно пожимает плечами. На вопрос о том, может, не он стрелял, твердо отвечает: «Нет, я». В дальнейшем также ведет себя избирательно.

Особенности социально-психологического развития и жизнедеятельности

П<...> - старший из двух детей в семье. При родах он получил трещину правой ключицы. До 2-х лет наблюдался у невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия. Его семья характеризуется как неблагополучная. По мнению врачей, наследственность мальчика отягощена по линии родителей. Они злоупотребляли спиртным, как и его бабушка, у которой он, в основном, жил. В школу он пошел неподготовленным, занимался на уроках посторонними делами, дублировал 2 класс. Медико-педагогической комиссией 30.04.96 г. ему было рекомендовано обучение во вспомогательной школе. Поскольку его мама была против этого, он учился в классе ЗПР (задержка психического развития), слабо усваивая программу. С ноября 1996 г. он поставлен на диспансерный учет с диагнозом олигофрения в степени умеренной дебильности. Во вспомогательную школу переведен в 2000 г.

Его мать характеризуется как примитивная, недалекая личность, которая в пьяном виде часто «докапывалась» до сына, из-за чего часто возникали ссоры. Отец, будучи вспыльчивым, несдержанным по характеру, периодически бил его. В настоящее время отец, со слов подэкспертного, уже год отбывает наказание за кражу. В 2001 году П<...> не посещал школу. Он с группой подростков с асоциальным поведением стал заниматься мелким воровством, в основном, из личного транспорта. После ссор с матерью стал периодически уходить из дома. Состоял на учете в ИДН.

Школьными характеристиками он, в основном, описывается так:

В 1999-2000 учебном году – подвижный, шумный, неусидчивый, желания учиться нет, плохо ведет себя, может встать и уйти из класса, прогуливает уроки, бродит по городу, использует нецензурные слова.

В 2000-2001 учебном году – прибыл в класс в середине 1 четверти, оказался чужим. Дети настроены против него, грубый, агрессивный, часто бьет детей, учебой не заинтересован, часто опаздывает, пропускает уроки. На уроках труда послушен, трудолюбив, активен.

В 2002 году – программу за 5 класс не усвоил, много пропусков. На уроках математики активен, работоспособен, материал усваивает самостоятельно. В 6 классе – крадет все подряд, совершает кражи через день, несколько раз милиция забирала его с уроков. Поведение плохое, на уроках матерится – считает, что ему все позволено.

В период, когда в 2002 его мать прошла лечение от алкоголизма и не пила, поведение П<...> в школе и его успеваемость изменились к лучшему, в 6 классе он был аттестован по всем предметам. Соседкой по дому он характеризуется отрицательно: на замечания реагировал нецензурной бранью, часть краденых вещей приносил домой.

В связи с выраженными девиациями в поведении с 1.10.01 г. он был направлен главным врачом ПНД г. <...> на стационарное психиатрическое лечение. В выписке из истории болезни его психологические особенности, в основном, характеризуются следующим. Физически развит слабо. Внешне спокоен, благожелателен, охотно вступает в беседу. Мышление ближе к конкретному, отмечается умеренное интеллектуально-мнестическое снижение, кругозор ограничен. Эмоционально обеднен, критика формальная, волевые задержки развиты посредственно. Он подчиняем. Ведет себя упорядоченно, общается с окружающими, выполняет мелкие поручения медперсонала. Грубых нарушений режима не отмечалось. Ему диагностирована олигофрения в степени умеренной дебильности, психопатоподобное поведение по неустойчивому типу.

В 2002 г. он был обвинен в неоднократных кражах. В связи с диагнозом олигофрения в степени выраженной дебильности с эмоционально-волевыми нарушениями, он был 4.10.02 г. судом освобожден от уголовной ответственности и направлен на принудительное лечение в стационар общего типа.

В эпикризе областной <...> психиатрической больницы, куда он был направлен и находится с 4.12.02 на принудительном лечении, указано следующее. Выглядит младше своего возраста. Двигательно спокоен, внешне упорядочен, эмоционально незрел. Обманов восприятия, бредовых переживаний не выявляется. Внимание нестойкое. Объем памяти мал. Словарный запас скуден, суждения поверхностные, примитивные. Критика своих поступков формальная. За короткий период нахождения в стационаре ничем себя не зарекомендовал. В поведении упорядочен, укладывается в режим требований отделения. Фон настроения ровный, с больными и медперсоналом бесконфликтен. Свободное время проводит в кругу больных. Планов на будущее не строит.

В беседе П<...> сообщает, что совершил много краж, убегал из дома, употреблял спиртное, нюхал клей, убегал из интерната. Согласно материалам дела, он совершил поджог. Его дядя З., взявший П<...> в рейс на теплоход, характеризует его как безнадзорного ребенка у пьющих родителей, как замкнутого, без заметных отклонений в развитии, могущего, когда захочет, учиться хорошо, но поскольку надолго его желания не хватает, он забрасывает учебу. Летом 2002 года он был второй раз взят своим дядей в рейс. Несмотря на то, что члены команды знали о том, что П<...> «нечист на руку», к нему относились нормально. На теплоходе он не имел никаких обязанностей, «просто плавал». Членами команды П<...> характеризуется таким образом: тихий, скрытный, сам себе на уме, на замечания молча пожимал плечами. Все члены команды обращались с ним как с ребенком. С Ч. у П<...>, из показаний его дяди, сложились теплые отношения, «что Ч. делал, то и Слава повторял, «смотрел ему в рот».

Анализ показывает, что П<...>, наряду с умственной отсталостью, характеризует социальная запущенность, упрочившаяся способом вседозволенного и антиобщественного поведения. Однако его поведение характеризуется избирательностью. Его школьные неуспехи не являются постоянными, на разных уроках он мог вести себя прямо противоположно и иметь в соответствии с этим разные результаты и характеристики. Его поведение на теплоходе, в психиатрической больнице отличается от поведения дома, в школе и с друзьями.

Интеллектуальные особенности

П<...> способен к адекватному восприятию, он может владеть вниманием, запоминать материал, проявлять основные мыслительные операции. Он в пределах житейского информирован об окружающем мире. Опосредствованное запоминание у него менее продуктивно (объем запомненного - 50%), чем механическое (80% с 3-ей попытки; 70% - при отсроченном воспроизведении). Причем при запоминании конкретные связи у него достаточно прочны (запоминает слово «болезнь» с помощью картинки «машина, похожая на скорую помощь» и не запоминает слово «любовь» с помощью картинки «груша, она сладкая»). Он может обобщать, используя абстрактные понятия, однако, в основном, ориентирован на житейские, больше склонен воспринимать информацию, чем осмысливать. Ему нравятся такие уроки, как математика, физкультура, труды, русский язык, т.е. не только практические дисциплины. Настроенный экспертом думать, а не отвечать «не знаю», стал лучше справляться с заданиями.

У П<...> доминирующий вид мышления – наглядно действенный. Так, при классификации он группу «цветы» объединяет с «овощами», потому что «тоже на огороде растут»; а «ручку» кладет к «мебели», «чтобы писать», используя действие как средство мышления. П<...> не понимает определение времени по часам со стрелками, не знает таблицы умножения. В то же время он обучаем, значительно повышая качество осмысления предложенного материала и перенося опробованный им способ на другие примеры. У него снижены возможности воображения и творчества: он не смог справиться с заданием нарисовать несуществующее животное. Речь как средство общения у него развита, но, составляя рассказ по картинкам, он скупо и без вдохновения констатировал сюжет каждой картинки одним предложением.

П<...> знает о существовании правил поведения, считает, что «законы нужны, чтоб не воровали и не убивали». Уровень развития позволяет ему, увидев как собирается, заряжается и используется ружье, понять в общем плане способ действий с ним как с оружием, а также осознать опасность этих действий и то, что он может быть наказан за то, что без разрешения берет ружье.

Личностные особенности

У П<...> среди выраженных личностных свойств отмечается высокая возбудимость (недостаточная управляемость, уязвимость, реактивность, неуравновешенность, импульсивность реакций, алкоголизация) и эмотивность (эмоциональная чувствительность, утонченность переживаний). Среди показателей эмоциональной возбудимости у него выражено снижение контроля над эмоциями и проявление гнева. Возбудимость может выражаться через негативизм, который свойственен подросткам, характеризующимся, как П<...>, неблагополучием, отсутствием ориентировки на просоциальные ценности, не учитывающим интересы других людей, но имеющим энергию, чтобы проявить себя и защитить. В неоконченных предложениях он пишет: «Если все против меня, то я… против всех»; «Когда мне начинает не везти, … я психую». Он ориентирован на характер межличностных отношений как их пользователь. Он пишет: «Не люблю людей, которые… относятся плохо»; «Надеюсь на … мать и отца».

П<...> считает жизнь трудной. В жизненной позиции у него проявляются разрушительные тенденции, однако разрушение им связывается с влиянием других людей. Так, нарисовав рисунок «Дом. Дерево. Человек», он отвечает на вопрос об их будущем: «Дом, не знаю, разобрать могут. Человек умереть может. Дерево спилить могут». Он не может ответить на вопрос о том, как этому противодействовать. То есть самостоятельно предложить совладающий или преобразующий способ он затрудняется. Возможно, эти тенденции связаны с неустроенностью его жизни с детства и с насилием со стороны отца, которое он испытывал, будучи не в состоянии ему противодействовать, а также с тем, что он имеет низкий уровень развития, несформированные умения. В неоконченных предложениях он пишет: «Мне очень не нравятся… пьяные люди»; «Больше всего люблю тех людей, которые… не бьют своих детей».

В то же время П<...> сам употребляет спиртные напитки, проявляет токсикоманию, воровство, т.е. типы поведения, которые относятся к разрушению и саморазрушению. Социальная запущенность, приобщение к определенной субкультуре проявляется у него в поведении и мировоззрении. Так, при классификации предметов, разложив перед собой 50 карточек, он первой выделяет такую группу: «сигареты и стакан, чтоб курить и пить». Личное достоинство он характеризует как «личное твое, дом, квартира». Волю понимает как свободу, поэтому безвольные для него те, «которые сидят».

П<...> подвержен влиянию. Несмотря на то, что он отрицает, что, употребляя спиртное, с кого-то брал пример, и говорит, что мог бы и не пить, он тут же противоречит себе, говоря, что «пил – компанию составлял». Однако он понимает, что есть альтернативы поведения, и выбор, который зависит от него, возможен. Находясь в следственном изоляторе, он сделал себе несколько татуировок. Попасть под отрицательное влияние для него проще, т.к. не надо для этого делать над собой усилие. Например, он нюхал клей примерно год, потому что ему нравилось. Находясь на теплоходе, он подражал Ч., взял ружье в шкафу в кают-компании, после того как Ч. пришел с охоты и оставил его там.

Кроме непосредственного поведения, проявляемого по принципу удовольствия, у П<...> проявляется защитное поведение, а также самоуправление, связанное с общественными потребностями, свойственными подростковому возрасту. Это потребности в самоуважении и уважении значимых людей, стремление к самостоятельности и расширению сфер активности. Удовлетворение этих потребностей у него приобретает аномальные формы по ряду причин. Ему свойственны высокие притязания и тенденция в неудачах перекладывать ответственность на других. В отношениях с другими он предъявляет повышенные требования, в связи с этим может быть категоричным, ранимым и конфликтным. Он хотел бы спонтанно реализовать себя без обременительной ответственности. Ирреальность его притязаний может быть незаметной, когда маскируется его замкнутостью и уходом от контактов. Его субъективизм и индивидуалистичность утрированы, проявляясь в виде негативизма и нигилизма, для него невыносимы ситуации неприятия себя, как складывалось порой дома, в школе, с окружающими людьми. В связи с этим его целостность с другими людьми значительно ограничена. Он может ладить с людьми и быть доверчивым, но в основном проявляет недоверчивость. В связи с отсутствием доверия к окружающим под маской беспечности или нейтральности у него скрывает страх, чувство бесперспективности, ощущение утраты личной позиции, самоуничтожение, беспомощность. В настоящее время он также переживает ощущение утраты личной позиции и оценивает сложившуюся ситуацию как неприятную, стрессовую, от которой он хотел бы освободиться, испытывает потребность в покое и расслаблении, восстановлении сил.

Особенности самосознания

П<...> с трудом называет черты, которые его характеризуют, ограничивается характеристиками: «неспокойный, ссорюсь». Несмотря на индивидуалистичность, он может проявлять децентрацию – смотреть на себя со стороны. При этом он также замечает лишь какие-то фрагменты своей индивидуальности и дает себе неглубокие, субъективно приемлемые оценки. На вопрос, как бы его характеризовали его знакомые, он отвечает таким образом. Мама – «хороший сын, по характеру – не знаю»; учитель – «нормальный ученик»; сестра – «брат хороший»; врач – «нормальный»; сам себя – «не знаю».

При самооценке по предлагаемым ему характеристикам он находит в себе как смелое, так и трусливое, как ум, так и глупость, как доброту, так и черствость, поэтому оценивает себя средне по этим характеристикам. По здоровью и уровню счастья оценивает себя ближе к отрицательному полюсу, объясняя: «всегда в больницах потому что» и «не всегда счастлив».

П<...> говорит, что в больнице ему не нравится, «нет семьи», плачет при этом, горячо аргументирует татуировку на руке «КЛЕН» тем, что «клянется любить ее (семью) навечно». Однако при ранжировании 10 предложенных ценностей он семью ставит на 7 место. Первые места им отводятся для индивидуальных ценностей: 1 - личное достоинство (объясняет: «личное твое, дом, квартира»); 2 – образование («чтоб школу закончить, чтоб на работу устроиться»); 3 – работа («чтоб деньги зарабатывать, за квартиру платить»); 4 - здоровье. Ценности, связанные с общественными отношениями, менее значимы: 5 – дружба («чтоб не ссориться»); 6 – благополучие всех людей («не знаю»); 7 – семья («чтобы жить с семьей, а не один»); 8 – любовь. Итак, П<...> понимает значение социальных ценностей, может их ранжировать, значит, имеет предпосылку для организации своего поведения. Своим выборам он дает разумное объяснение, лишь иногда говорит «не знаю». Представление о временной перспективе, о существовании будущего и себя в будущем (он хотел бы получить профессию шофера) у него есть, что важно для осуществления самоуправления.

Таким образом, подэкспертному свойственны такие особенности, характеризующие недоразвитость его как социального субъекта, но с возможностью выбора асоциального или просоциального поведения: активность, сопряженная с непосредственностью, репродуктивностью, зависимостью от других людей и реактивностью во взаимоотношениях, болезненным самолюбием и индивидуалистичностью, а также сниженными возможностями, связанными с педагогической запущенностью и недоразвитием мышления и самосознания.

Анализ психического самоуправления в исследуемой ситуации

Согласно материалам дела, П<...> рассказывает, каким образом осуществляются действия с ружьем, как надо целиться. Он несколько раз видел, как это ружье при нем разбиралось, чистилось, заряжалось, разряжалось, взводились курки, но сам он такие действия с ружьем не производил и не стрелял из него.

В исследуемой ситуации П<...> захотелось без разрешения своего дяди З. пострелять из его ружья. Ночью в кают-компании он скрытно от спящего Ч., пришедшего с охоты, берет и собирает ружье, оставленное последним в разобранном виде без упаковки в шкафу. Когда П<...> собирал ружье, он боялся, что Ч. проснется. П<...> находит патроны, заряжает ружье двумя патронами, держа дуло вниз. Затем в своей каюте веревкой, соединенной из двух кусков, найденных по пути из кают-компании, он обматывает и привязывает по длине дула ружья подушку, чтобы с помощью нее заглушить звук выстрела. Использование подушки он видел в видеофильме на теплоходе. После таких приготовлений он с ружьем выходит на палубу, взводит оба курка с намерением пострелять с середины реки по кустам на берегу. Но, испугавшись, что капитан увидит его с ружьем или его выстрел услышат, а дядя в наказание не разрешит ему находиться на теплоходе и отправит домой, он принимает решение не стрелять. Ему нравилось быть на теплоходе, со слов: «везде плаваешь, все видишь».

Раздумав стрелять П<...> возвращается в кают-компанию. Держа ружье с привязанной подушкой, он садится в кресло спиной к спящему Ч., кладет ружье на колени, чтобы его разрядить. Он понимает, что дуло ружья оказалось направленным в сторону Ч., в какое место его тела он не знает, не смотрел, хотя мог увидеть, т.к. было достаточно светло. П<...> начинает снимать курок с боевого взвода, предполагая, что это ему сделать удастся. Он не думает, что ружье может выстрелить в Ч., думать о других для него непривычно. Он боялся быть замеченным. Во время спуска курок соскальзывает и происходит выстрел.

После выстрела ружье падает на пол. П<...>, испугавшись, поднимает его и убегает с места происшествия по направлению к своей каюте. Пробежав немного дальше каюты, он бросает ружье в бытовом помещении. Эти действия также делаются для того, чтобы избежать наказания. Кроме того, он понимает, раз после выстрела Ч. не вскочил, не закричал, значит, он убит. Когда вскоре его дядя будит его, спрашивает у него, где ружье, П<...> в ответ молчит.

Таким образом, в исследуемой ситуации П<...> действовал целенаправленно не только на основе непосредственного побуждения, но и с учетом общественного значения производимых им действий, прогноза в виде наказания за них. Однако осуществить прогноз всех своих действий при разоружении ружья ему не удалось. Выстрел произошел не в связи с тем, что П<...> хотел стрелять, а в связи с его намерением разоружить ружье.

 

Выводы

в ответ на поставленные вопросы:

1-6. (Вопросы, поставленные перед психиатрами)[1].

7. Имеются ли у несовершеннолетнего П<...> признаки, не связанные с психиатрическими заболеваниями, отставания в психическом развитии или иные аномалии психического развития неболезненного характера и, если имеются, в чем конкретно они выразились?

- П<...> характеризуют социальная запущенность, прежде всего связанная с проблемами в его семье, и антиобщественные тенденции, упрочившиеся в его безнадзорном и противоправном поведении. Он обучаем и воспитуем, но склонен попадать под асоциальное влияние. Несмотря на то, что ему известны правила поведения и общежития, он проявляет нигилизм и негативизм в отношении них, если они противоречат его непосредственным устремлениям. В этой же связи, а не только по причине заболевания, у него не развита способность к волевому усилию. Он склонен в первую очередь учитывать свои интересы, и такой тип поведения является для него привычным, жизненно и личностно оправданным.

8. Мог ли П<...>, учитывая особенности психического развития, полностью сознавать значение своих противоправных действий?

- Уровень развития П<...> позволяет ему, увидев, как собирается, заряжается и используется ружье, понять в самом общем плане способ действий с ним именно как с оружием, а также в исследуемой ситуации осознать опасность этих действий и то, что он может быть наказан, что без разрешения взял ружье. Эти возможности свидетельствуют о полноте осознания им значения своих действий, что, в свою очередь, и приводит его к отказу от намерения стрелять. В момент снятия курка с боевого взвода он осознавал свои действия как направленные на разоружение ружья, предполагал, что у него получится сделать это и остаться незамеченным, поэтому он не подумал о безопасности Ч., в сторону которого было направлено дуло ружья, т.е. он не осуществил полноценный прогноз своих действий при разоружении ружья.

9. В какой мере П<...>, учитывая особенности психического развития, мог руководить своими действиями?

- Учитывая особенности психического развития П<...> и характер совершаемого им, он, захотев в исследуемой ситуации пострелять, мог руководить своими действиями для того, чтобы собрать, зарядить и подготовить ружье для выстрелов на палубе по прибрежным кустам. В этих действиях были учтены громкость выстрела, особенности ружья как оружия, представляющего опасность, а также общественное значение действий с ружьем, поэтому он старался делать все скрытно, а выстрелить «бесшумно», чтобы не быть замеченным и наказанным. В этой части исследуемой ситуации он мог в полной мере руководить своими действиями. Затем, прогнозируя неизбежность и серьезность наказания, он производит действия, разоружающие ружье, которые ему не удаются, прежде всего, потому, что он это делать не умеет.

10. Соответствует ли развитие подозреваемого его возрасту? Каков возраст подозреваемого в соответствии с его развитием?

- Вопрос о соотношении уровня психического развития П<...> и его возраста является избыточным, поскольку у лица, достигшего возраста уголовной ответственности, уровень развития должен соотноситься не с установлением возраста, а с его способностями правильно понимать действительность, осознавать значение своих действий и регулировать их, эти способности характеризуются в ответах, данных выше.

 

Эксперт-психолог <...>


[1] Комиссией психиатров П<...> был признан невменяемым.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных