Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Факторы ошибочного восприятия в общении.




 

Формирование способа восприятие другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, далеко не прост.

Точность бывает только в нейтральных ситуациях. Чем менее нейтральные отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем более вероятность ошибок. Ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Люди, вступающие в общение не одинаковы: они отличаются социальным статусом, жизненным опытом, интеллектуальным потенциалом и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название “фактор превосходства”.

Схема восприятия такая. При встрече с человеком, который превосходит нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем ее более положительно, чем стоило бы, если бы он был нам равным. Если ж мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем преимущество фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема начинает работать не при всякому, а только при действительно важному, значащему для нас неравенству.

Для определения превосходства человека, например, социального или интеллектуального, есть два основных источника информации:

- (одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях машина, оформление кабинета и т.д.;

- манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

С помощью правильно подобранной одежды в соответствии с ситуацией можно создать благоприятное впечатление, вызвать доверие к себя. Существует несколько правил подбора одежды, которые следует иметь в виду деловому человеку. В первую очередь нужно продумать силуэт одежды. В ситуации официального формального общения «высокостатусным» и для женщин и для мужчин является силуэт, который приближается к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами классического стиля. Классический стиль одежды делового человека (свободный, сдержанный, элегантный, простой) является наиболее приемлемым потому, что он позволяет видеть именно человека, а не то, что на нем одето. А «низкостатусним» считается силуэт, который напоминает сферу. Он вызывает меньше доверия в ситуациях официального общения, но более подходит к неофициальным ситуациям.

Вторым фактором одежды, который также считается признаком статуса, является цвет. Разные культуры имеют различные символические значения цветов. В европейской одежде (независимо от направлений моды) признаком высокого статуса считаются ахроматические цвета (черных, белого, серого оттенков) и натуральная гамма с преобладанием светлых цветов. Чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже кажется статус делового человека.

В рабочей одежде делового мужчины наиболее приемлемый темно-серый цвет с легкой полоской (подходит к любым ситуациям на протяжении дня). Рубашка светлого цвета: голубая, светло-бежевая, в едва заметную полоску или клеточку.

Немаловажным фактором в формировании «статусного» впечатления является цена одежды. Оценка одежды происходит по качеству, дефицитности, по тому, как данная модель соотносится с модой. Манера одеваться много расскажет о человеке (его образование, вкус, стремление). Надо иметь в виду, что некоторые цвета, рисунки тканей (радужные разводы, мелкая клеточка, полоски), блестящий металл, грим ярких цветов отрицательно воспринимаются деловыми партнерами.

Значительным элементом деловой одежды является его аксессуары, украшения. Аксессуары - тонкая система сигналов, которая позволяет определить и место человека в обществе, и его амбиции, и самооценку. Аксессуары разрешают легко и быстро, почти на уровне подсознания, с первого взгляда выстроить (по принципу «свой - чужой») систему отношений, столь значимых в деловых кругах. При этом они сигнализируют не только об уровне благосостояния, хотя это и важно. Временами они еще и свидетельство принадлежности партнера к той же (или совершенно другой) сферы бизнеса, а так же «инструмент» для последовательного и неумолимого очертания пресловутого «своего круга».

Мир мужских аксессуаров стоит на трех китах - часах, ручках и зажигалках.

Для деловых женщин чем меньше украшений - тем лучше. Если она одевает украшение, то оно должно быть или функциональным, или целенаправленным. Часы должны быть простыми, небольшими и несколько похожими на мужские. Аксессуары лучше выбирать кожаные, чем синтетические.

Прическа деловой женщины должна быть практичная и без лишних локонов, которые отвлекают внимание окружающих. Относительно окрашивания волос: седина прибавляет солидности мужчинам и в той же мере отрицательно влияет на вид женщины. В психологическом плане темные волосы женщины более предполагают власть, светлые же способствуют ее популярности. Всяческие эксперименты с волосами, в особенности с цветом, понижают авторитет деловой женщины.

Относительно манер поведения существуют следующие требования делового этикета.

На стуле рекомендуется сидеть прямо и свободно, не горбясь, не опираясь и не покачиваясь. Нельзя сидеть на крае, опираясь локтями на спинку своего или чужого стула или постукивать ногой по ним - это сильно раздражает. Это может быть воспринятое как нежелание продолжать разговор и пр. Садиться и подниматься нужно не делая шума. Стул не двигают по полу, а переставляют, взявшись за спинку.

Мужчины должны вставать, когда входит или выходит женщина. Это правило распространяется и на учреждения и организации: когда в кабинет заходит женщина, независимо от ее должности и образования, мужчина (даже генеральный директор фирмы) должен встать, ответить на ее приветствие и сесть только после того, как села посетительница, а также одновременно с нею встать по завершению ее визита.

Манера держаться - это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.

Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Можно расслабиться во время досуга, но в рабочее время подтянутость - неотъемлемая черта бизнесмена.

Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.

Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Наилучший вариант - размеренные движения, прямая осанка.

Наиболее приемлемая для деловой женщины посадка: колени вместе, ступни одна возле другой, голень повернута немного наискось.

Скрещение рук на груди в принципе допустимо, но этот жест воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор.

Поднятые плечи и втянутая голова означает напряженность, создает впечатления замкнутости.

Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создает впечатление, что человек внимательно слушает.

Не стоит делать то, что может быть истолковано как затягивание времени в разговоре (раскуривание сигареты, протирание стекол очков). Это выглядит как попытка уйти от ответа.

Если женщина садится в машину, она должна вначале сесть на сидение, а потом втянуть ноги. Выходя из машины, женщина вначале вытягивает ноги, а потом уже выходит.

 

Фактор привлекательности. Если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать ее более умным, красивым, интересным и т.д.

Фактор отношения к нам действует таким образом. Люди, хорошо относящиеся к нам, оцениваются выше чем те, кто относится к нам плохо. Фактором отношения к нам, который запускает соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Чем ближе мнение другого человека к нашему, тем выше мы его оцениваем.

При постоянном общении становится важно более глубокое и объективное понимание партнера - его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его отношений к нам.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных