Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование основ нравственной культуры личности




Основные понятия теории нравственной культуры

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени вли­яет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызы­вает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хоро­ший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы­чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис­пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении — как фило­софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как ос­воена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нор­мами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядоч­ность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дис­циплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуаль­ное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия оп­ределенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не мог­ли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распространя­ющееся на множество одинаковых поступков, носит название нрав­ственная норма. Норма — это правило, требование, определяю­щее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к опре­деленным поступкам и действиям, а может и запрещать или пре­достерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для кажд°и такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы у нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой либо профессиональной среде, отношений между представителя--ми разных национальностей регулируются нравственными ципами взаимоуважения, интернационализма и др.

 

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватыва-щИе не отдельные отношения, а все области отношений, по-буЖДая человека везде и всюду руководствоваться ими, называ­ются нравственными категориями. В их числе такие категории, как яобро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нрав-сгпвенный идеал, т. е. образец нравственного поведения, к которо- му стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принима­ются людьми, принадлежащими к определенной социальной груп­пе, и выступают как форма общественного нравственного созна­ния. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоен­ные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные от­ношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Со­держание воспитательной работы учителя, классного руководи­теля по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированно­сти, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпи­мости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему тРУду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих на­чал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и Результатов труда других людей. Отношение к природе состоит в "еРежном отношении к ней, в нетерпимом отношении к наруше-нИям экологических норм и требований. Формирование основ нРавственной культуры школьников осуществляется в системе нРавственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных