Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура и цивилизация.




Потенциал культуры

Всегда ли культура сохраняет свой потенциал? Не увядает ли она? Отчего мощный взлет духа сменяется порой духовным и художественным спадом? Эти вопросы всегда интересовали философов культуры. Наблюдая за судьбой отдельных культур, они видели, что процесс наращивания новых ценностей в культуре не продолжается вечно. Наступают какие-то длительные паузы, а иногда культура словно окостеневает и больше уже не дает плодоносных всходов.

Вопрос можно поставить и более широко: является ли в действительности культура мощнейшим всплеском духа? Можно ли говорить о том, что все формы культурного творчества равнозначны? Мыслители разных эпох пытались провести разграничение между истинным воспарением человеческого духа (культурой) и рутинным воспроизведением застывших форм деятельности человека (цивилизацией).

Среди тех, кто пытался ответить на этот вопрос, был и немецкий философ О. Шпенглер.

 

Приложение 5 к теме 4.4. Освальд Шпенглер.

 

В основе концепции культуры, изложенной им в широко обсуждающейся и поныне книге «Закат Европы», лежит аналогия (уподобление) культуры живому организму. Подобно живым организмам, которые проходят определенные стадии (фазы, циклы), рождаются, живут, расцветают, дряхлеют и умирают, культуры тоже проживают отведенные им историей сроки.

Цветение культур не вечно, постепенно оно утрачивает свой жизнеутверждающий пафос. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.

По мнению Шпенглера, культурно-исторические типы загерметизированы, непроницаемы друг для друга. Эта мысль содержалась и в книге «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского, который непередаваемость культурных начал считал историческим законом. Правда, такое понимание культуры подверг критике еще B.C. Соловьев, утверждавший, что действительное движение истории состоит главным образом в передаче культурного наследия.

Так, возникший в Индии буддизм был передан народам монголоидной расы и определил собой духовный характер и культурно-историческую судьбу всей Северной и Восточной Азии.

Разноплеменные народы Передней Азии и Северной Африки, составлявшие, по Данилевскому, несколько самостоятельных культурно-исторических типов, на самом деле сначала усвоили просветительские начала эллинизма, затем христианство и, наконец, исламскую религию пророка Мухаммеда (VII в.).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных