ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Процесс подготовки и принятия законов в Республике БеларусьПроцесс принятия законов в Республике Беларусь регулируется статьями 99 - 100 Конституции, Законом «О Национальном собрании Республики Беларусь» (ст.ст.40 - 72) и соответствующими нормами Регламентов палат Парламента. В законодательном процессе Республики Беларусь можно выделить следующие стадии: внесение законопроекта в Парламент; предварительное рассмотрение законопроекта в комиссиях Парламента; рассмотрение законопроекта на заседании Палаты представителей в первом чтении; рассмотрение законопроекта на заседании Палаты представителей во втором чтении; рассмотрение и принятие законопроекта в Совете Республики; проверка законопроекта на предмет соответствия Конституции в Конституционном суде; подписание закона Президентом; опубликование закона. Первая стадия законодательного процесса предполагает реализацию уполномоченными субъектами права законодательной инициативы. Таким правом обладают: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь; депутаты Палаты представителей; Совет Республики в целом; граждане в количестве не менее 50 тыс. человек (ст.99 Конституции). Основным субъектом, который наиболее часто реализует право законодательной инициативы, является Президент Республики Беларусь. При нем действует Национальный центр законодательства и правовых исследований, сотрудники которого готовят проекты законов. После соответствующей доработки указанные законопроекты направляются Президентом для рассмотрения в Палату представителей. В ряде случаев (по поручению Президента) законопроекты готовит Правительство – Совет Министров Республики Беларусь по вопросам своей компетенции. Право законодательной инициативы может реализовать каждый из депутатов Палаты представителей. Однако на практике это сделать достаточно сложно, так как необходимо разработать текст законопроекта, провести его экспертизу, согласовать с заинтересованными государственными органами и т.п. После поступления законопроекта в Палату представителей с необходимыми сопроводительными документами председатель палаты или его заместитель направляет его в профильную комиссию для предварительного рассмотрения. После обсуждения законопроекта профильная комиссия выносит по нему заключение и рекомендует его для включения в повестку дня сессии. Рассмотрение законопроектов в Палате представителей осуществляется, по общему правилу, в двух чтениях. При этом в первом чтении обсуждаются его концепция, структура и целесообразность принятия. Обсуждение во втором чтении проводится постатейно. Во время обсуждения возможно принятие решения о возвращении отдельных частей или всего законопроекта на доработку. Законопроект считается принятым Палатой представителей при условии, если за него проголосовало большинство от всего состава депутатов. В течение 5 дней после принятия решения законопроект направляется в верхнюю палату – Совет Республики. По результатам обсуждения Совет Республики может либо одобрить законопроект, либо отклонить его, о чем принимается постановление. В случае отклонения законопроекта Советом Республики может образовываться согласительная комиссия, формируемая на паритетной основе. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат. Законопроект, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в Администрацию Президента Республики Беларусь. Оттуда он направляется для осуществления предварительного контроля в Конституционный суд. По результатам контроля Конституционный суд выносит заключение о конституционности законопроекта. В случае соответствия законопроекта Конституции и международным актам, ратифицированным Республикой Беларусь, он направляется Президенту Республики Беларусь. Президент должен подписать поступивший к нему законопроект в течение двух недель или возвратить его в Парламент со своими возражениями. Если в установленный срок закон не подписан и не возвращен в Парламент, он считается подписанным, кроме случая, когда закон не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Согласно ч.5 статьи 104 Конституции, законы вступают в силу через 10 дней после опубликования, если иной срок не установлен в самом законе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|