Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метод философии права




 

Каждая более или менее развитая концепция философии права прошлого и современности – это определенная совокупность теоретических знаний о праве (как сущности и как явления), которая представляет собой взаимосвязь и един­ство предмета и метода соответствующего фило­софского-правового учения.

Метод философии права как совокупность познавательных средств и приемов философско-правового исследования, как путь познания ве­дущий от объекта к предмету, – это тоже теоре­тическая форма, сама теория в ее самопознании, развитии, углублении, обновлении, а не некий внетеоретический (внефилософский) инструмент или феномен, который магическим образом пре­вращает незнание в знание, обыденное представ­ление и мнение – в научное (теоретическое, фи­лософское) знание.

Выделение в единой философско-правовой теории ее предмета и метода является лишь мы­сленной абстракцией, необходимой для более углубленного и адекватного постижения позна­вательных свойств, характеристик, смысла и зна-чения данной теории.

В любой последовательной философско-пра­вовой теории ее предмет (определенное знание об объекте) методологически осмыслен, а ме­тод (способ, форма познания, понимания, об­ъяснения объекта) предметно выражен. Имен-но поэтому такая теория имеет методоло­гичес­кие значение, обладает функцией метода позна­ния и выполняет эту роль или непосредст­венно, или опосредованно (как составной мо­мент после­дующей философско-правовой тео­рии).

Однако при этом следует учитывать, что соо­тветствующие методы (прошлых и современных) философско-правовых теорий, – в том числе и методы, за которыми признается общефилософ­ское, общенаучное значение, – по­знавательно связаны с предметами своих тео­рий и вне их познавательного смыслового един­ства со своим предметом приобретают в других теориях иное познавательное значение и другое предметное выражение. Так, у разных привер­женцев диалек­тического метода (Гераклита, Ге­геля, Маркса, Маркузе и т.д.) – совершенно раз­личные учения о праве и государстве. То же са­мое можно ска­зать о концепциях приверженцев других обще­философских и общенаучных мето­дов.

Дело в том, что всякое новое философско-правовое учение – это (в меру своей познава­тельной новизны) – новая теория со своим новым предметом и новым методом. Поэтому в таком новом познавательном контексте поло­жения прежних теорий (предметного и методо­логического характера) имеют познавательное значение лишь в качестве соответствующим об­разом творчески осмысленных, преобразован­ных, освоенных и подчиненных (по логике про­гресса познания) моментов новой теории (ее предмета и метода). Сохранение чего-то позна­вательно-ценного из других (прошлых и совре­менных) теорий – это не его повторение, а его развитие и обновление в адекватных формах но­вой познавательной ситуации, в смысловом кон­тексте новой теории.

Либертарный (или либертарно-юридичес­кий, юридико-формологический) метод – это понятийно-правовой метод юридизации изу­чаемой действительности в качестве право­вой действительности, метод производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних формах его проявления.

В методологическом плане принцип форма­льного равенства – это метод формально-логиче­ского понимания права и соответствующей юри­дической формализации предметной сферы пра­вовой регуляции и действия права. Либертарный метод – это всеобщий способ правового модели­рования познаваемой действительности по прин­ципу формального равенства, способ познания действительности с позиций и в границах дан­ного понятия права, способ правового (форма­льно-равного) понимания, выражения, измере­ния, квалификации и оценки изучаемой действи­тельности. Этому методу присущ правовой взгляд на мир, правовое виденье действительно­сти. Таким способом познанная действитель­ность предстает как правовая действенность, т.е. как система правовых свойств и связей по­знаваемой действительности.

Эта правовая действительность воплощает и выражает искомую истину и выявленную сущ­ность мира философско-правового познания. И если пифагорейцы с позиций математики ут-вер­ждали, что сущность мира есть число, с пози­ций либертарной философии права можно ска­зать, что сущность мира – это формальное ра­венство. Каждый при этом имеет в виду тот мир, который он познает и знает: математик – мир чисел, юрист – мир права.

Аналогичным образом физики, химики, био­логи ищут соответственно свою физическую, хи-мическую или биологическую формулу для по­знаваемого ими физического, химического или биологического мира. Такова избирательная, предметно спрофилированная природа человече­ского мышления и познания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных