ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формулой юридического мира является принцип формального равенства.Эти различные формулы разных миров (различные научные образы, научные картины мира, создаваемые разными науками) выражают по существу нечто общее – всеобщие законы изучаемого мира (объекта всех наук), т.е. правила упорядоченности этого мира и порядка в нем (математически-числового, правового, физического, химического, биологического и т.д.). Познавательные возможности либертарного метода заданы творческим (эвристическим) потенциалом самого либертарного понятия права и ограничены его смысловыми рамками, границами его теоретических значений, сферой предмета данной философско-правовой теории. Именно данное понятие права определяет юридико-познава-тельную профилированность, направленность (интенциональность) и границы соответствующего философско-правового познания. Количественные изменения философско-правового знания (его умножение, уточнение и конкретизация, увеличение его объема и т.д.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права, которое лежит в основе определенной концепции философии права, ее метода и предмета. Качественные изменения философско-правового знания связаны с переходом от прежнего понятия права к новому понятию права, с формированием новой философско-правовой теории с соответствующим новым методом и новым предметом. Новое понятие права означает и соответствующий новый подход к изучению, пониманию и трактовке как самих эмпирически данных объектов философии права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. С позиций неологии (учения о новом) можно сказать, что история философии права – это история новых понятий права и формирую-щихся на их основе новых философско-правовых теорий. В теоретико-познавательном плане новое понятие права – это всегда (и непременно) более формализованное (более конкретное по своим формально-определенным свойствам и характеристикам), логически более последовательное и “чистое” постижение и выражение предметного смысла права. Благодаря этому такое новое понятие права (и соответствующая новая концепция философии права) удерживает и сохраняет научно значимые результаты предшествующей философско-правовой мысли и на новом, более высоком уровне познания развивает их дальше с более глубоких теоретических позиций и в более широком и адекватном смысловом поле и контексте. Список литературы
1. Бердяев Н. А. Философия неравенства. – М., 1990. 2. Гегель. Философия права. – М., 1990. 3. Гоббс Т. Левиафан. – М., 1936. 4. Катков В. Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция. – Одесса, 1913. 5. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М., 1999, 2004. 6. Нерсесянц В. С. Право – математика свободы. – М., 1996. 7. Нерсесянц В. С. Право и закон. – М., 1983. 8. Нерсесянц В. С. Теория права и государства. – М., 2001, 2004. 9. Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. – М., 1998. 10. Нерсесянц В. С. Философия права. – М., 1997. 11. Нерсесянц В. С. Философия права. – М., 2003. 12. Нерсесянц В. С. Юриспруденция. – М., 1998, 2002. 13. Нерсесянц В. С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. – М., 1973. 14. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1. – М., 1987. 15. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. – М., 1988. 16. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып.4. Философия права. – М., 1911. 17. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. 1. – М., 1910. 18. Austin J. Lectures on Jurisprudence or the Philosophy of Positive Law. – L., 1873. 19. Einfuhrung in die Rechtsphilosophie. Hrsg. Von Prof. Weinberger O. in Zusammenarbeit mit Koller P., Strasser P., Prisching M. – Graz, 1979. 20. Hugo G. Beitrage zur civilistischen Bucher-kenntnis. Bd. I. – Berlin, 1829. (I Ausgabe – 1788). В. С. Нерсесянц ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Предметная сфера любой прошлой и современной концепции философии права, согласно подходу автора, – это теоретическое различение и соотношение (совпадение или расхождение) особой правовой сущности (идеи, принципа права и т.д.) объективного характера (т.е. сущности права, независимой от законодателя) и официально-обязательного явления (закона, всех источников позитивного права),зависимого от усмотрений законодателя официальной власти. Под сущностью права в развиваемой автором либертарно-юридической теории имеется в виду формальное равенство, которое трактуется как единство трех подразумевающих друг друга компонента – всеобщей равной меры регуляции, свободы и, справедливости. Если явление (закон) соответствует принципу формального равенства, речь идет о правовом законе, если не соответствует – о неправовом законе. Автор характеризует право и государство (т.е. правовую форму организации публичной власти свободных людей) как единые по своей сущности всеобщие и необходимые формы равенства, свободы и справедливости в социальной жизни. С этихпозиций предмет философии права и государства определяется как формальное равенство и формы его проявления (в виде правового закона, правового государства, правовых форм действий и т.д.) Соответственно либертарно-юридический (юридико-формологический) метод – это понятийно-правовой метод юридизации изучаемой действительности, метод производства и организации знаний о праве как принципе формального равенства и внешних формах (нормативно-регулятивны, институцонально-властных, поведенческих и и.д.) его проявления. Вся предшествующая (либертарно-юридическоой концепции) философия права – это, по оценке автора, различные варианты философии естественного права, предмет которой – естественное право и позитивное право в их различении и соотношении. Для всех этих вариантов характерно смешение права с моралью, формального с фактическим и т.д., поскольку в них отсутствуют формализованный принцип права и соответствующие формально определенные концепции правового закона и правового государства. Что касается легистских (позитивистских) концепций “философии позитивного права”, то это (ввиду отрицания в них “сущности”) лишь различные версии позитивистского отрицания естественного права (и философии естественного права) и позитивистского права) позитивистского обоснования позитивного права как приказа власти (принудительного порядка). V. S. Nersesyants PHILOSOPHY OF LAW The essence of law in libertar and legal theory of the author is understood as the unity of the implied three components: the universal equal measure of regulation, freedom and justice. If a phenomenon (a legal act) corresponds to the principle of formal equality, then we speak of legal law, but if it fails to correspond it, the illegal law is evident. The author characterizes law and state, i.e. legal form of the organization of public power of free people, as uniform in their (entities) character universal and necessary forms of equality, freedom and justice in social life.
Р. Алекси Университет Христиана Альбрехта, г. Киль (Германия) Роберт Алекси (Robert Alexy) (p. 1945), профессор публичного права и философии права Университета Христиана Альбрехта, г. Киль, Германия. Изучал право и философию в Геттингенском университете. В 1976 защитил диссертацию, отмеченную премией Академии наук в Геттингене, а в 1984 – вторую диссертацию, обе – в Геттингенском университете под руководством профессора Р. Драера. С 1986 – заведующий кафедрой философии права и профессор юридического факультета Университета имени Христиана Альбрехта в Киле. Научные интересы профессора Р. Алекси включают темы права и морали, теории дискурса, прав человека, методологии юридической науки, теории справедливости, нормы, правовой системы и др. Многие его работы переведены на иностранные языки и переизданы, среди них такие фундаментальные монографии как “Теория юридической аргументации” (1978), “Теория основных прав” (1985), “Понятие и действие права” (1992). В 1994-1998 – Президент немецкого отделения Международной ассоциации философии права и социальной философии (IVR). С 2003 г. – член Исполнительного Комитета IVR.
ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ ПРАВА
Вопрос о природе философии права объединяет две проблемы. Первая касается общей природы философии, вторая – специфического характера той части философии, которую мы называем “философия права”.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|