Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Природа философии




 

Существует так много школ, методов, стилей, тем и образцов философии, что трудно объяс­нить ее природу. Общее объяснение природы философии означало бы, что все или хотя бы бо­льшинство самых различных концепций фило­софии, которые появились в ее истории, имеют нечто общее, что можно принять за основное значение или понятие философии.

Пожалуй, наиболее общей особенностью по­нятия философии можно считать рефлексив­ность. Философия рефлексивна, потому что она является рассуждением о рассуждении. Как рас­суждение о рассуждении философия, по своей сути, является, с одной стороны, практикой ос­мысления человеком мира, себя и других людей, с другой стороны, осмысления человеческого действия, существенным образом детерминиро­ванного разумом.

Иметь представление о мире, себе и других людях – означает иметь представление о том, что существует. Действие, с другой стороны, пред­полагает понимание того, что должно быть сде­лано, или что является добром. Рассуждение об общем вопросе существования определяет мета­физику в качестве (qua) онтологии; рассуждения о том, что должно быть сделано или о том, что является добром – определяет этику. Человечес­кая практика не только базируется – главным образом имплицитно – на ответах на оба воп­роса, она также включает, снова, главным обра­зом имплицитно – многочисленные ответы на третий вопрос: как подтвердить наши верования о том, что существует и о том, что должно быть сделано или что является добром. Данный воп­рос определяет эпистемологию. Философия пы­тается эксплицировать онтологические, этичес­кие и эпистемологические предположения, кото­рые имплицитно присутствуют в человеческой практике.

Эксплицитная рефлексивность необходима, но не достаточна для объяснения природы филосо­фии. Преподаватель, которому не нравится, ко­гда студенты жуют жевательную резинку во время его лекции, может стать рефлексивным, спрашивая себя о причинах такого отношения, но для него этого недостаточно, чтобы стать фи­лософом. Для подлинно философского понима­ния чего-либо, рефлексия должна быть связана с двумя другими особенностями. Рефлексия дол­жна быть рефлексией по поводу общих или фун­даментальных вопросов, причем такая рефлексия должна быть систематической. Самое краткое, наиболее абстрактное, но, тем не менее, действи­тельно полное определение философии может поэтому быть таким: философия – это общая и систематическая рефлексия о том, что сущест­вует, что должно быть сделано или что является добром, и как возможно знание о том и другом.

Данное объяснение отнюдь не претендует на то, чтобы исчерпать предмет философии. Его краткость это исключает, однако, даже гораздо более развернутое и строгое объяснение вряд ли когда-либо будет способно полностью объяснить природу философии, поскольку за разными по­нятиями, которые используются для объяснения ее природы, может стоять то, что невозможно выразить понятийно, несмотря на то, что фило­софия является понятийной деятельностью. Наше объяснение, таким образом, может только наметить отправную точку для ответа на вопрос о природе философии права. Можно предполо­жить, что этот вопрос имеет – как и собственно философия права – некоторую автономию, так что понимание общей природы философии не­обходимо только в качестве первого шага, но не как последнее и окончательное основание, на котором покоится наше понимание природы фи­лософии права, подобно дому на его фундаме­нте.

Мое определение философии как общей и си­стематической рефлексии о том, что существует, что должно быть сделано или что является доб­ром, и как возможно знание о том и другом, ве­дет, несмотря на его чрезвычайно абстрактный и весьма предварительный характер, к трем важ­ным для нас заключениям. Во-первых, рефлек­сия необходимо имеет критическое измерение. Размышлять о том, что существует, что должно быть сделано и что является добром, и что мы можем знать – значит спрашивать и спорить о том, что объективно существует, что является истинным или правильным, и что обоснованно. Если определять нормативность как способность отличить то, что правильно от того, что неправи­льно, то данные вопросы являются норматив­ными. Следовательно, философия, как с необхо­димостью рефлексивный феномен, имеет норма­тивное измерение. Общий и систематический характер философской рефлексии ведет, во вто­рых, к аналитическому и, в-третьих, к синтети­ческому, или холистическому, измерениям фи­лософии. Аналитическое измерение определяе­тся попыткой идентифицировать и выявить фун­даментальные структуры природного и социаль­ного миров, в которых мы живем, а также – фун­даментальные понятия и принципы, посредством которых мы можем понять оба мира. Без этой аналитической части философия в своей сущно­сти не была бы ни общей, ни систематической.

В философии права аналитическое измерение имеет дело с такими понятиями как норма, “до­лжное”, лицо, действие, санкция и институт. Си­нтетическое измерение определяется попыткой объединить все это в когерентное (связное, не­противоречивое – С. М.) целое. Глубоко обосно­ванная и когерентная картина того, что сущест­вует, что должно быть сделано или что является добром, и что мы можем знать, – регулятивная идея философии или, попросту говоря, её конеч­ная цель. Это означает, что философия неизбе­жно холистична. На основании вышеизложен­ного наше определение философии должно быть дополнено следующим: философия является но­рмативной (или критической), аналитической и холистической (или синтетической). Три поня­тия в определении: “рефлексивная”, “общая” и “систематическая”, и три понятия в выводе: “но­рмативная”, “аналитическая” и “целостная”, яв­ляются описаниями одного и того же, но с раз­ных точек зрения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных