![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Роли в социальной жизни
Когда мы рассматриваем предложение-долженствование в форме суждения, мы не описываем положение дел (образ действий), но выражаем ассоциации между смыслом волевого импульса и нашим представлением о поведении. Имеет место то, что наше представление об определенности (идентичности либо реальности) поведения осознанно доминирует в нас, понуждая нас выражать наши волевые импульсы как выражение определенности (идентичности либо реальности) осознанного образа поведения. Репрезентативный элемент предшествует и превращает выражение нашего волевого импульса в выражение об объективной определенности (идентичности либо реальности) того образа поведения, который мы представляем себе. Этот психолингвистический феномен не следовало бы рассматривать слишком пристально, если бы это было лишь произвольная комбинация слов нескольких разрозненных индивидов. Но предложения-долженствования в форме суждений принадлежат не отдельному лицу, а используются индивидами, принадлежащими к данному обществу, выражая тождественные состояния сознания, являясь интерперсональными. Это приводит к весомым последствиям, так что предложение-долженствование в форме суждения некоторым образом работают так, как если бы они были реальными суждениями, несмотря на то, что они суть псевдосуждения. Из псевдосуждений, которые утверждают такой определенный тип поведения, как долг для всех (например: «Люди должны воздерживаться от воровства»), мы легко приходим к выводу, что подобное поведение суть долг в частных случаях («Я не должен воровать соседские яблоки») таким же образом, как из реальных суждений что отдельные вещи в общем имеют определенную характеристику («яблоки съедобны») мы заключаем что одинаковые вещи имеют одинаковые характеристики также и в отдельных случаях («яблоки моего соседа съедобны»). Наш набросок предложений-долженствований в форме суждений привел нас к рассмотрению мира Должного (Ought) как такой же реальности как мир бытия, так что и тот и другой суть различные и параллельные миры. Как отмечалось ранее, слова «долг» (duty) и «обязанность» (obligatory) не говорят ничего в частности, − они ни с чем не связанны. Что они репрезентируют нам, − есть лишь реальность (определенность, как ее назвал Хагерстром) в абстракции, нечто, что мы мыслим как присутствующее в поведении, о котором мы мыслим, но которое не можем представить себе. И естественно, когда мы встречаем слова «долг» и «обязанность» в предложении-долженствовании в форме суждения, за которым стоит подобный эмоциональный опыт – наш смысл долга – мы приходим к мысли, что перед нами нечто такое, что не может быть адекватно представлено. Мы думаем, что здесь существует нечто подобное долгу. То, что слово «долг» отсылает к чему-то актуальному или то, что реальность (определенность) некоторого поведения состоит в том, к чему отсылает слово «долг». Ясно, что Хагерстром считает бессмысленным говорить о реальности Должного (Ought), отличной от реальности Бытия (Is). Но он считает, что в общем люди осмысливают Должное как объективную реальность, смутно понимая её и веря в её существование. Таким образом, в социальной жизни предложение-долженствование в форме суждения работает как причина и следствие этой веры*. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|