ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. Два вида не-объективности
Согласно Хагерстрому, нереальное, или не-объективное, суть все, что не определенно. Как уже упоминалось, определенность суть необходимая черта любого возможного смысла «реальное», или «объективное». Мы отметили неопределенность в событии противоречия. Что противоречиво, то нереально, например, круглый квадрат. Мы также сталкиваемся с неопределенностью без противоречия: скрытая неопределенность или не-объективность, так сказать. Таковы этические или эстетические ценности – доброта, справедливость и красота. Безусловно, слова «хороший», «справедливый», «красивый», в отличие от выражения «круглый квадрат», обозначают объекты, качества или поведение, хотя бы внутри групп, которые разделяют эти ценности. Однако эти слова не ассоциируются с чем-либо, они не означают характеристик по сути принадлежащих объекту, они выражают лишь наши эмоциональные состояния**. Мнение Хагерстрома относительно не-объективности Должного, так же как и обязанности, норм, иных деонтических понятий, иллюстрируется в следующем разделе.
V. Смысл долга
Чувствуя смысл долга (duty), мы чувствуем необходимость вести себя определенным образом. Повседневное языковое употребление показывает, что люди переживают смысл обязанности двумя различными способами. Например, (а) «Я обязан» («I am under an obligation»), или (b) «Я должен» («I am duty-bound») внушает волевой импульс вести себя определенным образом, независимо от наших желаний либо ценностей, разделяемых или преследуемых субъектом, который обязан либо должен что-либо сделать. В противоположность, (с) «Мне следует сделать нечто» («I must or ought to act thus») может иметь сходное с (а) и (b) значение, однако допускает также, что Должное (Ought) суть результат оценки субъекта: «Мне надо выбрать эту дорогу, потому что это кратчайший путь к цели, и у меня нет времени». По мнению Хагерстрома, существует, по крайней мере, два значения смысла долга. Один из них, так сказать, абсолютен. Это волевой импульс совершить что-либо, независимый от желания субъекта, целей и намерений, который может противоречить им. Лицо просто чувствует себя обязанным и таким образом ощущает смысл абсолютного долга. Другой вид, можно сказать, относителен; он связан с определенными целями либо намерениями. Отсюда, волевой акт поступить определенным образом зависит от целей и намерений субъекта, который, преследуя эти цели и намерения, ощущает, что он должен (must or ought) действовать определенным образом. Хагерстром, основываясь на различных аргументах, которые не могут быть изложены здесь вследствие недостатка места, исключает, что смысл абсолютного долга может быть редуцирован к любому смыслу долга относительного. Например, он согласен, что смысл абсолютного долга определяется индивидом согласно его социальной сути, но отрицает то, что индивидуальный смысл абсолютного долга можно свести к смыслу относительного долга, основанного на опасении реакции по поводу своих социальных проявлений (например, угрызений совести). Хагерстром считает, что социальная суть непосредственно обуславливает волевой импульс индивида поступить определенным образом. Последнее, но не менее важное. Хагерстром выражает точку зрения, согласно которой, действующий субъект стремится объективировать свою социальную суть, как если бы это были власть или авторитет, издающие команды изнутри субъекта, и которые устанавливали бы для него волевые побуждения действовать, смысл абсолютного долга, независимый от его желаний, целей и намерений, и возможно даже противоположный им*.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|