ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные теории происхождения государства и права
1. Теологическая теория происхождения государства 2. Патриархальная теория происхождения государства 3. Договорная теория происхождения государства 4. Теория насилия 5. Органическая теория 6. Классовая теория происхождения государства 7. Психологическая теория происхождения государства
Государство и право - сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о процессе их становления и особенности человеческого разума, который не в силах, как правило, уловить момент качественного перехода из одного состояния в другое, породили множество теорий, объясняющих причины возникновения государства и права. 2 В глубокой древности возникла теологическая теория, сторонники которой утверждали, что государство и право — результат Божественной воли. Утверждение святого апостола Павла: «Нет власти не от Бога», - было охотно взято на вооружение государями, которые нуждались в идеологическом обосновании своей власти. Концепция Божественного происхождения государства и права наиболее ярко выражена в трудах знаменитого католического богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что все высшие законы, порядок господства и подчинения установлены Богом (об этом есть прямее указание в Библии). В настоящее время тезисы Фомы Аквинского взяты на вооружение католической церковью, но в целом в европейских и американских государствах теологическая концепция не пользуется авторитетом. Иная ситуация в странах ислама, где священная книга - Коран - до сих пор рассматривается как основополагающий источник права и государственной власти. 2 Патриархальная теория видит причину возникновения государства в разрастании семьи. Основы этой теории заложены китайским философом Конфуцием и древнегреческим философом Аристотелем. Так, Конфуций отождествлял власть отца в семье и власть правителя государства, требуя, чтобы правитель относился к своим подданным с отеческой заботой, а подданные платили ему почтительностью и любовью. По Аристотелю, государство вырастает из сельской общины, основу которой составляет семья. Наиболее четкое изложение данной теории содержится в произведении английского философа Роберта Фильмера «Патриархия, или естественная власть королей». Фильмер, будучи сторонником абсолютной монархии, пытался доказать, что Адам, получив власть над людьми от Бога, передал ее своему старшему сыну, а он — своим потомкам — королям. Власть короля аналогична власти отца в семье и потому не подлежит критике и тем более свержению. 2 На заре нового времени широкое распространение получила естественно-правовая теория. Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза (Голландия), Томас Гоббс и Джон Локк (Англия), Жан Жак Руссо (Франция) полагали, что, кроме права, установленного государством, существуют вечные, разумные правила поведения, вытекающие из самой природы человека. Эти правила они и называли естественным правом. Естественное право определяет фундаментальные условия существования человеческой личности: право на жизнь, свободу, безопасность, сопротивление насилию. Все государственные законы должны соответствовать естественному праву. Если право, с точки зрения сторонников естественно-правовой теории, существовало всегда, то государство — продукт реального, а чаще всего — негласного (молчаливого — по выражению Вольтера) общественного договора. В пользу государства люди отказались от части естественных прав с тем, чтобы государство их защищало. В последующем государство стало рассматриваться правителями как своя собственность, и смысл договора был утрачен. Нарушение правителем естественных прав подданных является основанием для его свержения. Естественно-правовая теория с успехом использовалась в борьбе против отживших феодальных порядков. В настоящее время она утратила свое значение, но некоторые положения естественно-правовой теории актуальны и сегодня. Так, если рассматривать государство как результат договора, то личность и государство оказываются равными партнерами. Данный подход вполне соответствует современному представлению о правовом государстве. 2 Весьма распространенной является теория насилия. Ее основоположники - Шан Ян (Китай), Людвиг Гумплович (Австрия), Евгений Дюринг и Карл Каутский (Германия). Происхождение государства и права данная теория связывает с внешним или внутренним (или тем и другим) насилием. Внешнее насилие - завоевание одного народа другим, внутреннее - экономическое насилие одного сословия общества над другим. В теории насилия есть некоторое рациональное зерно. Так, внешнее насилие сыграло немалую роль в образовании ряда государств, среди которых - варварские королевства времен раннего средневековья, Киевская Русь, Золотая Орда, Великое княжество Литовское и другие. 2 Органическая теория, основоположником которой был английский социолог и философ Герберт Спенсер, рассматривает государство как результат эволюции природы. Будучи частью природы, человек вел борьбу за выживание. Средством выживания и приспособления к окружающей природе стало объединение людей в единый организм - государство. Подобно живому организму государство развивается, специализируются его органы, оно стареет и умирает. Правительство играет в государстве ту же роль, что и мозг у человека, земледелие и ремесло представляют систему органов питания, транспорт и связь - распределительную систему государства. Современная юриспруденция до сих пор использует отдельные элементы концепции Спенсера. В частности, государство понимается как система взаимосвязанных специализированных органов. 2 В XIX веке усилиями Карла Маркса и Фридриха Энгельса была создана классовая (экономическая) теория происхождения государства и права. С их точки зрения, государство и право возникли одновременно в силу появления частной собственности и раскола общества на классы. Государство и право стали инструментом защиты интересов экономически господствующих классов. В будущем, с установлением диктатуры пролетариата и уничтожением частной собственности, надобность в государстве и праве отпадет. В коммунистическом обществе граждане будут взаимодействовать, на основе самоуправления, а нормативным регулятором их поведения будет мораль. Классовая теория имеет определенные достоинства, в частности, она привлекает внимание к важнейшему фактору возникновения государства и права - уровню развития экономики. 2 Психологическая теория, которую предложил польский юрист Лев Петражицкий, объясняет возникновение права свойствами человеческой психики, делением людей на руководителей и исполнителей, которые склонны подчиняться силе волевых; отсюда, государство – это взаимовыгодное сотрудничество обеих групп, объединение потребностей и возможностей этих групп. Право, с его точки зрения, возникло из эмоций и переживаний человека, его представлений о должном и недолжном поведении. Возникновение государства связано с потребностью человека жить в коллективе, психологической зависимостью большинства людей от мнения и авторитета лидера. Государство определяется как способ руководства обществом выдающихся личностей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|