Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные теории происхождения государства и права




 

1. Теологическая теория происхождения государства

2. Патриархальная теория происхождения государства

3. Договорная теория происхождения государства

4. Теория насилия

5. Органическая теория

6. Классовая теория происхождения государства

7. Психологическая теория происхождения государства

 

Государство и право - сложнейшие явления. Отсут­ствие документальных свидетельств о процессе их ста­новления и особенности человеческого разума, который не в силах, как правило, уловить момент качественно­го перехода из одного состояния в другое, породили множество теорий, объясняющих причины возникно­вения государства и права.

2 В глубокой древности возникла теологическая тео­рия, сторонники которой утверждали, что государство и право — результат Божественной воли. Утверждение святого апостола Павла: «Нет власти не от Бога», - было охотно взято на вооружение государями, которые нуж­дались в идеологическом обосновании своей власти.

Концепция Божественного происхождения государ­ства и права наиболее ярко выражена в трудах знаме­нитого католического богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что все высшие законы, порядок господства и подчинения установлены Богом (об этом есть пря­мее указание в Библии).

В настоящее время тезисы Фомы Аквинского взяты на вооружение католической церковью, но в целом в ев­ропейских и американских государствах теологическая концепция не пользуется авторитетом. Иная ситуация в странах ислама, где священная книга - Коран - до сих пор рассматривается как основополагающий источ­ник права и государственной власти.

2 Патриархальная теория видит причину возник­новения государства в разрастании семьи. Основы этой теории заложены китайским философом Конфуцием и древнегреческим философом Аристотелем. Так, Кон­фуций отождествлял власть отца в семье и власть пра­вителя государства, требуя, чтобы правитель относился к своим подданным с отеческой заботой, а подданные платили ему почтительностью и любовью. По Аристо­телю, государство вырастает из сельской общины, осно­ву которой составляет семья.

Наиболее четкое изложение данной теории содержит­ся в произведении английского философа Роберта Фильмера «Патриархия, или естественная власть королей». Фильмер, будучи сторонником абсолютной монархии, пытался доказать, что Адам, получив власть над людь­ми от Бога, передал ее своему старшему сыну, а он — своим потомкам — королям. Власть короля аналогич­на власти отца в семье и потому не подлежит критике и тем более свержению.

2 На заре нового времени широкое распространение получила естественно-правовая теория. Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза (Голландия), Томас Гоббс и Джон Локк (Англия), Жан Жак Руссо (Франция) по­лагали, что, кроме права, установленного государством, существуют вечные, разумные правила поведения, вы­текающие из самой природы человека. Эти правила они и называли естественным правом. Естественное право определяет фундаментальные условия существо­вания человеческой личности: право на жизнь, свободу, безопасность, сопротивление насилию. Все государст­венные законы должны соответствовать естественному праву.

Если право, с точки зрения сторонников естествен­но-правовой теории, существовало всегда, то государст­во — продукт реального, а чаще всего — негласного (молчаливого — по выражению Вольтера) обществен­ного договора. В пользу государства люди отказались от части естественных прав с тем, чтобы государство их защищало. В последующем государство стало рассмат­риваться правителями как своя собственность, и смысл договора был утрачен. Нарушение правителем естест­венных прав подданных является основанием для его свержения. Естественно-правовая теория с успехом использова­лась в борьбе против отживших феодальных порядков. В настоящее время она утратила свое значение, но не­которые положения естественно-правовой теории актуальны и сегодня. Так, если рассматривать государство как результат договора, то личность и государство ока­зываются равными партнерами. Данный подход впол­не соответствует современному представлению о пра­вовом государстве.

2 Весьма распространенной является теория насилия. Ее основоположники - Шан Ян (Китай), Людвиг Гумплович (Австрия), Евгений Дюринг и Карл Каутский (Германия). Происхождение государства и права данная теория связывает с внешним или внутренним (или тем и другим) насилием. Внешнее насилие - завоевание одного народа другим, внутреннее - экономическое на­силие одного сословия общества над другим.

В теории насилия есть некоторое рациональное зер­но. Так, внешнее насилие сыграло немалую роль в об­разовании ряда государств, среди которых - варварские королевства времен раннего средневековья, Киевская Русь, Золотая Орда, Великое княжество Литовское и другие.

2 Органическая теория, основоположником которой был английский социолог и философ Герберт Спенсер, рассматривает государство как результат эволюции природы. Будучи частью природы, человек вел борьбу за выживание. Средством выживания и приспособле­ния к окружающей природе стало объединение людей в единый организм - государство. Подобно живому организму государство развивается, специализируют­ся его органы, оно стареет и умирает. Правительство иг­рает в государстве ту же роль, что и мозг у человека, зем­леделие и ремесло представляют систему органов питания, транспорт и связь - распределительную сис­тему государства.

Современная юриспруденция до сих пор использует отдельные элементы концепции Спенсера. В част­ности, государство понимается как система взаимосвя­занных специализированных органов.

2 В XIX веке усилиями Карла Маркса и Фридриха Эн­гельса была создана классовая (экономическая) тео­рия происхождения государства и права. С их точки зрения, государство и право возникли одновременно в силу появления частной собственности и раскола общества на классы. Государство и право стали инстру­ментом защиты интересов экономически господствующих классов. В будущем, с установлением диктатуры пролетариата и уничтожением частной собственности, надобность в государстве и праве отпадет. В коммуни­стическом обществе граждане будут взаимодействовать, на основе самоуправления, а нормативным регулято­ром их поведения будет мораль.

Классовая теория имеет определенные достоинства, в частности, она привлекает внимание к важнейшему фактору возникновения государства и права - уров­ню развития экономики.

2 Психологическая теория, которую предложил польский юрист Лев Петражицкий, объясняет возник­новение права свойствами человеческой психики, делением людей на руководителей и исполнителей, которые склонны подчиняться силе волевых; отсюда, государство – это взаимовыгодное сотрудничество обеих групп, объединение потребностей и возможностей этих групп. Право, с его точки зрения, возникло из эмоций и пере­живаний человека, его представлений о должном и не­должном поведении. Возникновение государства свя­зано с потребностью человека жить в коллективе, психологической зависимостью большинства людей от мнения и авторитета лидера. Государство определяется как способ руководства обществом выдающихся личностей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных