ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Либерализм – идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, прав и свобод, свободы предпринимательства.Радикализм – течение, объединяющее сторонников коренных, решительных мер. Консерватизм – течение, объединяющее сторонников приверженности к старому, традиционному. Антидемократический режим – порядок (состояние) государственной (политической) жизни общества, при котором: Ø не реализуется (зачастую юридически не закреплен) принцип «разделения властей» Ø сужается или прекращается влияние граждан и их объединений на управление государством Ø отсутствует либо становится формальностью выборность Ø запрещается деятельность оппозиционных партий и организаций Ø применяются политические репрессии Ø сужаются или нарушаются политические права граждан и меньшинств Ø реальная власть сосредоточивается в руках группы лиц либо одного лица, неконтролируемых народом Ø не исключается упразднение представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть. Антидемократический режим имеет разновидности, представленные на схеме:
Тоталитарный режим – крайняя форма антидемократического режима. Он характеризуется: - полным господством государства над личностью и обществом - огосударствлением всех легальных общественных организаций - фактической ликвидацией формально провозглашенных конституционных прав и свобод - всепроницающим контролем над деятельностью граждан и общественных организаций - политической цензурой - отсутствием гласности - воинствующей тотальной нетерпимостью ко всем, кто мыслит иначе, чем диктует правящая партия и ее идеология - репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих - милитаризацией общественной жизни - стремлением к внешней экспансии. Авторитаризм – разновидность антидемократического политического режима. Основные черты: 1) вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека или группы лиц (авторитарный центр), которые выступая от имени государства и общества, представляют лишь личные интересы, а также интересы тех сил либо определенных идеологических учреждений, которые их поддерживают, не учитывая, даже формально, волю широких слоев населения; 2) в деятельности государственных органов доминируют командно-директивные методы, методы прямого диктата; 3) объем личных, гражданских, политических прав и свобод, которые имеет население, зависит от воли авторитарного центра и может быть изменен в какой угодно момент; 4) действует принцип приоритета государства над личностью 5) фактически нет четкого разграничения полномочий между органами государственной власти, а также законодательных, распорядительно-исполнительных и судебных функций; один и тот же орган может, например, издавать, исполнять законы и осуществлять контроль за их соблюдением. Авторитарный режим не столь резок в крайних, реакционных проявлениях, как тоталитарный режим. Он соединяет в себе черты тоталитарного и демократического режимов. В соответствии с демократическим режимом он сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; не стремится ввести плановое управление экономикой и установить всеобщий контроль над населением, ограничивается жестким политическим контролем; может базироваться на праве, моральных началах. Авторитарный режим может быть двух видов: · революционный – направлен на изменение типа общественно-политического развития; · стабилизационный – ориентирован на сохранение существующего общественно-политического строя. Авторитарный стабилизационный режим может иметь целью проведение мобилизационных мероприятий на преодоление трудностей, возникших в результате чрезвычайных обстоятельств, а также в связи с революционными движениями (прогрессивными, консервативными, реакционными) или движениями, стремящимися восстановить прежние, отжившие порядки, или связанные с общесоциальной уголовной преступностью, или связанные с иностранным вмешательством. Авторитарный режим устанавливается в государствах, которые: - отвергают демократические принципы организации и осуществления государственной власти - пытаются создать предпосылки для демократизации общества, но не успели отработать механизм демократической власти - являются демократическими, однако вынуждены, учитывая обстоятельства, вводить модель чрезвычайного функционирования государственной власти. Власть при авторитарном режиме занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять на стратегию экономического развития. Осуществлять структурные преобразования, не разрушая при этом механизм рыночного саморегулирования, проводить достаточно активную социальную политику. Авторитарные режимы имеют, как правило, консервативный характер. § 17. Понятие государственного механизма. Государственные органы 1. Понятие государственного механизма 2. Понятие государственного аппарата в узком и широком смысле 3. Особенности государственных предприятий и учреждений в структуре государственного механизма 4. Понятие и черты государственного органа 5. Виды государственных органов 6. Принципы деятельности государственных органов
Государственный механизм – это совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти. По своему объему и содержанию понятие государственного механизма шире понятия государственного аппарата. Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется непосредственная практическая работа по управлению обществом, выполнению задач и функций государства. Аппарат государства в узком смысле – собственно управленческий аппарат или аппарат исполнительной власти, который состоит из чиновников и возглавляется исполнительными высшими органами. Аппарат государства в широком смысле – это, наряду с собственно управленческим аппаратом включает главу государства, парламент, местные органы управления, вооруженные силы, милицию (полицию) и др. Государственный аппарат обеспечивает реализацию функций государства благодаря деятельности предприятий и учреждений, которыми руководит. Государственные предприятия и государственные учреждения осуществляют функции государства в сфере производственной деятельности, связанной с созданием материальных ценностей (государственные предприятия) и нематериальных ценностей (государственные учреждения). Госпредприятия и государственные учреждения, в отличии от госаппарата, имеют следующие признаки: - не имеют государственно-властных полномочий - имеют специфическую организационную структуру, включающую организованные государством трудовые коллективы рабочих и служащих во главе с соответствующим руководством, действующим на основе единоначалия и в рамках переданных ей полномочий - непосредственно создают материальные и духовные блага - руководствуются в своей деятельности собственным уставом в соответствии с законом. Орган государства – часть государственного аппарата – группа лиц или одно лицо, обладающая юридически определенной государственно-властной компетенцией для выполнения задач и функций государства. Каждый государственный орган наделяется определенной компетенцией и опирается на организационную, материальную и принудительную силу государства. Черты государственного органа: 1. создается по воле государства и действует от имени государства 2. юридически закрепляется организация, статус, виды и формы деятельности, порядок взаимодействия с другими органами и организациями 3. наделяется полномочиями государственно-властного характера (издание нормативных актов, правоприменение, правоохрана) 4. финансируется из государственного бюджета 5. состоит из государственных служащих 6. имеет организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, систему служебной отчетности и дисциплины. В правовом государстве государственные органы действуют в пределах своих полномочий, руководствуясь принципом «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом». Виды государственных органов:
Принципы деятельности государственных органов: ü Территориальность - каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории. ü Иерархичность - органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации. ü Централизм и децентрализм - по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, то есть, решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять. ü Выборность и назначаемость - в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату. ü Коллегиальность и единоличие - в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало. ü Гласность и тайна - безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности государственного аппарата, когда без второго просто не обойтись. ü Законность - которая выражается в организации и деятельности органов государства: а) создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона. ü Принцип разделения властей. Принцип разделения властей, сущность и содержание 1. Понятие теории разделения властей 2. История принципа разделения властей 3. Юридическое проявление единства и гармоничности власти 4. Содержание принципа разделения властей 5. Импичмент 6. Сущность принципа разделения властей
Теория разделения властей – это политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными государственными органами. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную имеет давнюю историю и традиционно связывается с именем французского ученого Ш.Л. Монтескье (1689 – 1755). Особенность его взглядов на «три власти» состоит в том, что каждая из них объявлялась самостоятельной и независимой. Тем самым исключалась узурпация власти каким-либо лицом или отдельным органом государства. Уже в подходе к принципу разделения властей Монтескье содержались начала сдерживания их друг другом. Учение о разделении властей, связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом. Принцип разделения властей впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 года, где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через так называемую «систему сдержек и противовесов». Менее последовательно принцип разделения властей проведен в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формально верховенство над органами исполнительной власти. Власть в демократическом государстве в виде ее трех ветвей является политической формой выражения власти народа. Будучи «разделенной», власть в государстве должна оставаться целостной, единой, ибо речь идет о разделении не власти, а функций осуществления этой власти. И не только о разделении, но и о взаимодействии данных функций. Юридическое проявление единства и гармоничности власти состоит в том, что: v Органы государственной власти в совокупности обладают компетенцией, необходимой для осуществления функций и выполнения задач государства; v Различные органы государства не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие друг друга правила поведения. Разделение властей – один из основополагающих принципов конституционализма, признак правового государства. Содержание принципа сводится к следующему: 1) единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти; (наряду с которыми иногда выделяют также учредительную, избирательную и контрольную); 2) каждая из видов властей воплощается в деятельности определенных государственных органов; 3) законодательный орган, исполнительные и судебные органы имеют четко определенные функции, полномочия и компетенцию и не должны подменять друг друга; исключена возможность изменения компетенции органов государства внеконституционным путем; 4) действует механизм взаимоконтроля ветвей власти, система сдержек и противове сов; каждая ветвь власти не только выполняет свои полномочия, но и внимательно «следит», а в случае необходимости имеет в своем арсенале способы сдерживания других ветвей власти при попытке отклонения их от выполнения своих функций или узурпации чьих-то полномочий. Импичмент (англ. impeachment – осуждение, обвинение) – особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц государства в ряде зарубежных стран. Наказание не может идти дальше отрешения от должности, однако, как правило, оговаривается, что должностное лицо, отстраненное от должности в порядке импичмента, в дальнейшем может быть судимо обычным судом и подвергнуто уголовному наказанию в соответствии с совершенным им деянием. В некоторых государствах с республиканской формой правления импичмент предусматривается для главы государства – президента – на случай совершения им государственной измены или покушения на конституцию. Сущностью принципа разделения властей является стремление избежать централизации власти в одних руках, злоупотребления ею, в том числе ее узурпации.
§ 19. Общая характеристика трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной
1. Понятие законодательной власти 2. Парламент и история его появления 3. Понятие законодательного процесса, законодательной инициативы 4. Функции законодательной власти и функции парламента 5. Понятие правительства, виды правительств 6. Функции правительства 7. Понятие судебной власти и правосудия 8. Функции судебной власти
Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям в парламенте государственная власть, обладающая исключительным правом принимать законы. Парламент (англ. parliament от фр. parley – говорить) – родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Впервые парламент был образован в 1265 г. в Англии как орган сословного представительства– в результате отстранения от власти короля решение важнейших государственных дел было поручено съезду представителей всего свободного населения страны. Реальное значение парламент приобрел после буржуазных революций в Европе в 17 – 18 веках. В разных странах парламент может иметь различные названия: Верховная Рада (Украина), Государственная Дума (Россия), Конгресс (США и большинство стран Латинской Америки), Сейм (Польша), Фолькетинг, Альтинг и др. Различают однопалатные и двухпалатные структуры парламента. Нижние палаты в двухпалатных парламентах и однопалатные парламенты образуются всегда путем прямых выборов, верхние палаты формируются путем прямых (США, Италия) или непрямых (косвенных, многоступенчатых) выборов (Индия, Франция), часть их членов может занимать места в порядке наследования или назначения (Великобритания, Канада). В палатах создаются комитеты или комиссии для предварительного рассмотрения законопроектов и других вопросов. В большинстве демократических стран сессии парламента длятся круглый год (с каникулами), а депутаты получают вознаграждение, то есть, являются профессиональными парламентариями. В странах, где предусмотрена парламентская ответственность правительства, они формируют правительство и контролируют его деятельность. В некоторых странах (Чехия, Эстония, Турция) в функции парламента входит избрание путем специальной процедуры президента республики. В демократических государствах законодательная власть может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами и т. п.), но также и непосредственно избирательным корпусом (политически дееспособными гражданами) путем референдума, а в некоторых случаях и органами исполнительной власти – в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования Законодательная власть – в соответствии с теорией разделения власти одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по созданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Законодательный процесс – порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Законодательная инициатива – официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании. Название ветви власти «законодательная» не означает, что, кроме основной законодательной деятельности (законодательная функция ), представительные органы не выполняют никакой другой деятельности. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве парламента ежегодно утверждать бюджет страны. Имеется учредительная функция, которая осуществляется через участие парламента в формировании высших исполнительных и судебных органов. Показателем проявления «сдержек и противовесов» служит контроль, осуществляемый законодательным органом за работой правительства, других должностных лиц исполнительной власти (контрольная функция). Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат мощными стимулами парламентского контроля. Однако ведущей особенностью организации и деятельности парламента является его представительский характер. Парламент можно назвать властью прямого общенародного представительства. Таким образом, следует выделить такие функции парламента: 1) представительная; 2) законодательная; 3) финансовая; 4) учредительная; Контрольная. Исполнительная власть – власть, обладающая правом непосредственного управления государством. Носителем этой власти в масштабах всей страны является правительство. Правительство – это высший коллегиальный исполнительный орган государства. Название правительства устанавливается конституцией и законодательством. Чаще всего правительство имеет официальное название – Советы или Кабинеты министров. Например, в Швейцарии – это Федеральный Совет, в Италии – Совет Министров, в Японии – Кабинет. Возглавляет правительство глава. Как правило, это премьер-министр (например, во Франции), или – председатель Совета Министров (Италия), канцлер (ФРГ), государственный министр (Норвегия). В президентских республиках (США), где эта должность отсутствует, главой правительства является непосредственно президент. Вместе с главой правительства в его состав входят заместитель (вице-премьер), министры, возглавляющие отдельные министерства. Правительство может быть: - беспартийным, - однопартийным, - коалиционным. Порядок формирования правительства зависит от формы правления. В парламентарных странах оно формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном правительстве – одним из лидеров партии), располагающей большинством мест в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. В президентских республиках (в тех из них, где такой орган предусмотрен конституцией), правительство формируется президентом, при чем, каждый из назначенных им членов правительства в ряде стран должен быть утвержден парламентом (Беларусь, Кыргызстан). Члены правительства (министры, министры без портфеля, государственные секретари и др.) руководят конкретными центральными ведомствами государственного управления. В парламентарных странах они обычно должны быть членами парламента, тогда как в президентских и, как правило, в полупрезидентских республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата. В парламентарных государствах правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте – перед нижней палатой). Это означает, что при утрате парламентского большинства (например, при расколе правительственной коалиции) правительство обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, который заканчивается формированием нового правительства и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительство входящих в состав федерации государственных образований (штатов, провинций и т.п.). Правительство может действовать либо в полном составе, либо глава правительства создает более узкую коллегию (кабинет – в Великобритании, Индии и других странах). Правительство может создавать из своего состава вспомогательные правительственные комитеты. Решения правительства либо носят характер политических директив, либо оформляются в виде нормативных актов или законопроектов (обычно разрабатываются отдельными министерствами), которые затем вносятся в парламент. Правительство обеспечивает исполнение законов и иных актов законодательной власти, ответственно перед ней, подконтрольно и подотчетно ей. Однако исполнительная власть не исчерпывается одним только «исполнением законов». Она призвана отрабатывать пути и способы реализации законов, занимается текущим управлением, осуществляет распорядительную деятельность. В этих целях по всем вопросам своей компетенции правительство издает нормативно-правовые акты (указы, распоряжения и др.), которые имеют подзаконный характер. Таким образом, назначение органов исполнительной власти – управление, включающее: 1) исполнительную деятельность – осуществление тех решений, которые приняты органами законодательной власти; 2) распорядительную деятельность – осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий. Исполнительная власть действует непрерывно и везде на территории государства (в отличие от законодательной и судебной), опирается на людские, материальные и иные ресурсы, осуществляется чиновниками, армией, администрацией и т.п. это создает основ для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь важны действенные механизмы «сдержек и противовесов» как со стороны законодательной (через развитое законодательство контроль), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор). Судебная власть – независимая власть, которая охраняет право, выступает арбитром в споре о праве, отправляет правосудие. С позиций реализации права правосудие и судебная власть – понятия не тождественные. Правосудие – форма защиты права судебной властью, где решение суда есть акт правосудия по защите нарушенного или оспариваемого права. Эффективность деятельности судов имеет три слагаемых: быстрота и оперативность разрешения споров, обоснованность и законность решений, обеспечение их исполнения. Судебная власть осуществляется единолично судьей (при рассмотрении мелких правонарушений) или судебной коллегией в форме судебной процедуры. Пределы действия судебной власти ограничены нормами, регламентирующими право на обращение в суд, а также принципами права. Свои функции суд призван осуществлять, руководствуясь только законом, правом. Он не должен зависеть от субъективного влияния законодательной или представительной властей. В странах общего прав (Англия, США, Канада, Австралия), где признан судебный прецедент в качестве ведущего источника права, суды участвуют в правотворчестве. Роль судебной власти состоит в сдерживании двух других ветвей власти в рамках права и конституционной законности путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля над ними. Таким образом, основные функции судебной власти: 1) охранительная (охрана прав); 2) функция правосудия (защита, восстановление прав); 3) контрольно-надзорная (контроль над другими ветвями власти). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|