Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Форма государственного устройства: понятие и виды




1. Понятие формы государственного устройства, виды государств по форме устройства

2. Понятие и признаки унитарного государства

3. Содержание принципа унитаризма

4. Виды унитарных государств

5. Виды сложных государств

6. Понятие и признаки федерации

7. Виды федераций

8. Понятие и признаки конфедерации

9. Понятие содружества. СНГ

 

Форма государственного устройства – административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти.

Выделяют простые и сложные государства в зависимости от формы государственного устройства.

Унитарные государства – простые, единые (целостные) государства, административно-территориальные единицы которых (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, обладающих политико-территориальной самостоятельностью, напр., Франция, Украина.

Основные признаки унитарного государства:

1. Единая конституция
2. Единая система высших органов государственной власти – глава государства, правительство, парламент, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны
3. Единое гражданство
4. Единая государственная символика
5. Единая система законодательства и судебная система
6. Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью
7. В международных отношениях выступает в единственном числе

Принцип унитаризма (фр. unitarism от лат. unitas – единство) означает такое построение государства, при котором верховная, суверенная власть полностью сосредоточена в центре, а составные части государства не имеют признаков политико-территориальной самостоятельности.

Части унитарного государства имеют разные названия: в Украине – области, в Польше – воеводства, в Англии – графства, в Италии – провинции.

В свою очередь унитарное государство может быть:

а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Великобритания, Грузия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Португалия, Украина, Финляндия, Шри-Ланка, Финляндия, Дания). В децентрализованных государствах (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия)на всех уровнях административно - территориального деления есть выборные органы, местные органы власти избираются населением и обладают правом самостоятельно решать большинство вопросов местной жизни.

Автономия (гр. autonomia самоуправление) - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями. В них автономии имеют внутреннее самоуправление, как правило, в сфере административной деятельности. Они могут располагать определенной самостоятельностью и в сфере законодательства. В таком случае законы принимаются парламентом автономии в пределах своей компетенции (главным образом в порядке делегирования ему законодательных полномочий центральным законодательным органом в случаях, предусмотренных конституцией).

б) Централизованным (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан) - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками.

в) Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Сложные государства делятся на следующие типы:

- федерация;

- конфедерация – объединение независимых государств для достижения определенной цели на определенное время, которое не обладает государственным суверенитетом;

- империя – историческая форма насильственного объединения метрополии и колоний (Британская империя);

- сообщество – объединение независимых государств по экономическим мотивам (напр., Европейское Сообщество);

- содружество – объединение независимых государств, имеющих много общего в социально-экономическом и культурном развитии (напр., СНГ).

Федерация (от фр. federation, от позднелат. federatio – объединение, союз) – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований (штатов, кантонов, земель и т.п.), каждое из которых в большей или меньшей мере имеет государственный суверенитет, собственную компетенцию по определенному кругу вопросов, собственную систему законодательных, исполнительных и судебных органов, другие признаки государства.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают государственным суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях.

 

Количество субъектов федерации:

       
 
© Австралия – 6 © Австрия – 9 © Аргентина – 22 © Бельгия – 3 © Бразилия – 26 © Венесуэла – 20 © Германия – 16 © Индия – 25
 
© Канада – 10 © Малайзия – 13 © Мексика – 31 © Нигерия - 21 © Пакистан - 4 © ОАЭ - 7 © США –50 © Швейцария – 23 ©

 


Основные признаки федерации:

1. Наличие единой территории, которая в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, а состоит из территорий – субъектов федерации, имеющих собственное административно-территориальное деление
2. Наличие общей конституции федерации конституции ее субъектов, т.е. наделение субъектов федерации учредительной властью
3. Наличие системы законодательства всей федерации и системы законодательства ее субъектов, т.е. наделение субъектов федерации в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов, которые действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству
4. Наличие федерального двухпалатного парламента и парламентов субъектов федерации, федерального правительства и самостоятельных органов управления субъектов федерации
5. Наличие гражданства, как всей федерации, так и ее субъектов; в ряде федераций допускается двойное гражданство (ФРГ, Австрия);
6. Возможность субъектов федерации иметь собственную правовую и судебную системы (США)
7. Наличие обще федеративной налоговой и денежной системы
8. Субъекты федерации не обладают суверенитетом и не являются субъектами международного права, однако в договорных международных отношениях может выступать как федерация в целом, так и каждый из ее субъектов
9. В типичной федерации оборонная и внешняя политика принадлежит федеральному правительству, образование – регионам, а право налогообложения разделено между обоими

Виды федераций:

По способу создания федерации делятся на:

q договорные (возникают на основе соглашения, договора и создаются, как правило, «снизу» - Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты);

q конституционные (учреждаются путем принятия конституции, создаются главным образом «сверху», пример – Индия);

q конституционно-договорные (их большинство – США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация и др.).

По способу взаимоотношений федерации и ее субъектов:

· на основе союза (США, Танзания, ОАЭ, СССР – в прошлом);

· на основе автономии (Бельгия, Австрия, Индия, Венесуэла, Пакистан).

· симметричные федерации - все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия).

· асимметричные федерации - объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).

По способу распределения и осуществления властных полномочий:

ü централизованные: субъекты федерации не имеют своих конституций и гражданства: (Индия, Пакистан, Венесуэла, Мексика, Аргентина, Бразилия);

ü относительно централизованные (США, Австралия, ФРГ, Швейцария);

По принципу преобладания либо сочетания национального и территориального подходов в определении структуры федерации:

Ø территориальный подход (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика);

Ø национальный подход (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан);

Ø сочетание национально-территориального и территориального подходов (Россия, Швейцария, Канада).

Конфедерация (от лат. confederatio – союз, объединение) – временный союз суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей и совместно осуществляющих ряд направлений государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело, денежно-кредитная система и т.д.) при сохранении в других вопросах полной самостоятельности.

Основные признаки конфедерации:

1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственной границы
2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления
3. Отсутствие общих для всей конфедерации конституции, системы законодательства, гражданства, судебной и финансовой систем
4. Отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международно-правового статуса участников конфедерации
5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств
6. Решение общих конфедеративных органов, принимаемое по принципу консенсуса; в случае несогласия с ним членов конфедерации, не является обязательным и не влечет за собой никаких санкций (право нуллификации, т.е. отклонения)
7. Наличие права выхода из состава конфедерации у каждого из ее субъектов
8. Конфедерации имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо эволюционируют в федерацию

Через этап конфедерации прошли США, Нидерланды, Швейцария.

Содружество – весьма редкое объединение государств, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационно оформленное объединение государств, выступающих в качестве ассоциированных участников при сохранении ими полного суверенитета и независимости. В основе содружества, как и при конфедерации, находятся межгосударственный договор, устав, декларация, соглашения, иные юридические акты. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самые различные – экономические, культурные и другие. Содружество имеет переходный характер: развиться в конфедерацию и даже в федерацию при наличии необходимых предпосылок, либо, наоборот, привести к дезинтеграции, разъединению.

Пример: СНГ, Британское содружество наций, Европейское содружество в Западной Европе.

СНГ (Содружество независимых государств, образовано в 1991 году) – это объединение независимых государств, имеющих целью сохранить историческую общность народов и сложившиеся между ними связи путем координации политики, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. СНГ основано тремя государствами – Беларусью, Россией, Украиной. Позднее к ним присоединились девять стран – Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. СНГ осуществляет деятельность через общие координирующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно-консультативный комитет, Главное командование объединенных вооруженных сил, Совет командующих приграничными войсками, Экономический суд, Комиссию по правам человека, а также через институты. Среди институтов Содружества видное место занимает Межпарламентская Ассамблея, которая состоит из парламентских делегаций – участников Соглашения о Межпарламентской Ассамблее (подписано 27.03.1992 г.). Решения Межпарламентской Ассамблеи имеют форму актов: заявлений, обращений, рекомендаций, предложений. В ее компетенцию входит разработка рекомендательных законодательных актов (модельных) по вопросам, которые находятся в сфере общих интересов государств содружества. Отношения между государствами в Содружестве строятся на основе норм и принципов международного права, поскольку это не государство и не государственное образование. Правовую основу СНГ составляют ряд соглашений и других документов (Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и Протокола к нему, Алма-атинская декларация от 21.12.1991 г., Соглашение по военным вопросам, Устав СНГ от 22.01.1993 г. и др.). Вместе с членством в СНГ предусмотрена такая форма, как ассоциированное членство. Установлено право выхода из СНГ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных