ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Форма государственного устройства: понятие и виды1. Понятие формы государственного устройства, виды государств по форме устройства 2. Понятие и признаки унитарного государства 3. Содержание принципа унитаризма 4. Виды унитарных государств 5. Виды сложных государств 6. Понятие и признаки федерации 7. Виды федераций 8. Понятие и признаки конфедерации 9. Понятие содружества. СНГ
Форма государственного устройства – административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. Выделяют простые и сложные государства в зависимости от формы государственного устройства. Унитарные государства – простые, единые (целостные) государства, административно-территориальные единицы которых (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, обладающих политико-территориальной самостоятельностью, напр., Франция, Украина. Основные признаки унитарного государства:
Принцип унитаризма (фр. unitarism от лат. unitas – единство) означает такое построение государства, при котором верховная, суверенная власть полностью сосредоточена в центре, а составные части государства не имеют признаков политико-территориальной самостоятельности. Части унитарного государства имеют разные названия: в Украине – области, в Польше – воеводства, в Англии – графства, в Италии – провинции. В свою очередь унитарное государство может быть: а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Великобритания, Грузия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Португалия, Украина, Финляндия, Шри-Ланка, Финляндия, Дания). В децентрализованных государствах (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия)на всех уровнях административно - территориального деления есть выборные органы, местные органы власти избираются населением и обладают правом самостоятельно решать большинство вопросов местной жизни. Автономия (гр. autonomia – самоуправление) - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями. В них автономии имеют внутреннее самоуправление, как правило, в сфере административной деятельности. Они могут располагать определенной самостоятельностью и в сфере законодательства. В таком случае законы принимаются парламентом автономии в пределах своей компетенции (главным образом в порядке делегирования ему законодательных полномочий центральным законодательным органом в случаях, предусмотренных конституцией). б) Централизованным (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан) - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. в) Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами. Сложные государства делятся на следующие типы: - федерация; - конфедерация – объединение независимых государств для достижения определенной цели на определенное время, которое не обладает государственным суверенитетом; - империя – историческая форма насильственного объединения метрополии и колоний (Британская империя); - сообщество – объединение независимых государств по экономическим мотивам (напр., Европейское Сообщество); - содружество – объединение независимых государств, имеющих много общего в социально-экономическом и культурном развитии (напр., СНГ). Федерация (от фр. federation, от позднелат. federatio – объединение, союз) – это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований (штатов, кантонов, земель и т.п.), каждое из которых в большей или меньшей мере имеет государственный суверенитет, собственную компетенцию по определенному кругу вопросов, собственную систему законодательных, исполнительных и судебных органов, другие признаки государства. Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают государственным суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях.
Количество субъектов федерации:
Основные признаки федерации:
Виды федераций: По способу создания федерации делятся на: q договорные (возникают на основе соглашения, договора и создаются, как правило, «снизу» - Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты); q конституционные (учреждаются путем принятия конституции, создаются главным образом «сверху», пример – Индия); q конституционно-договорные (их большинство – США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация и др.). По способу взаимоотношений федерации и ее субъектов: · на основе союза (США, Танзания, ОАЭ, СССР – в прошлом); · на основе автономии (Бельгия, Австрия, Индия, Венесуэла, Пакистан). · симметричные федерации - все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). · асимметричные федерации - объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США). По способу распределения и осуществления властных полномочий: ü централизованные: субъекты федерации не имеют своих конституций и гражданства: (Индия, Пакистан, Венесуэла, Мексика, Аргентина, Бразилия); ü относительно централизованные (США, Австралия, ФРГ, Швейцария); По принципу преобладания либо сочетания национального и территориального подходов в определении структуры федерации: Ø территориальный подход (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика); Ø национальный подход (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан); Ø сочетание национально-территориального и территориального подходов (Россия, Швейцария, Канада). Конфедерация (от лат. confederatio – союз, объединение) – временный союз суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей и совместно осуществляющих ряд направлений государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело, денежно-кредитная система и т.д.) при сохранении в других вопросах полной самостоятельности. Основные признаки конфедерации:
Через этап конфедерации прошли США, Нидерланды, Швейцария. Содружество – весьма редкое объединение государств, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационно оформленное объединение государств, выступающих в качестве ассоциированных участников при сохранении ими полного суверенитета и независимости. В основе содружества, как и при конфедерации, находятся межгосударственный договор, устав, декларация, соглашения, иные юридические акты. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самые различные – экономические, культурные и другие. Содружество имеет переходный характер: развиться в конфедерацию и даже в федерацию при наличии необходимых предпосылок, либо, наоборот, привести к дезинтеграции, разъединению. Пример: СНГ, Британское содружество наций, Европейское содружество в Западной Европе. СНГ (Содружество независимых государств, образовано в 1991 году) – это объединение независимых государств, имеющих целью сохранить историческую общность народов и сложившиеся между ними связи путем координации политики, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. СНГ основано тремя государствами – Беларусью, Россией, Украиной. Позднее к ним присоединились девять стран – Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. СНГ осуществляет деятельность через общие координирующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационно-консультативный комитет, Главное командование объединенных вооруженных сил, Совет командующих приграничными войсками, Экономический суд, Комиссию по правам человека, а также через институты. Среди институтов Содружества видное место занимает Межпарламентская Ассамблея, которая состоит из парламентских делегаций – участников Соглашения о Межпарламентской Ассамблее (подписано 27.03.1992 г.). Решения Межпарламентской Ассамблеи имеют форму актов: заявлений, обращений, рекомендаций, предложений. В ее компетенцию входит разработка рекомендательных законодательных актов (модельных) по вопросам, которые находятся в сфере общих интересов государств содружества. Отношения между государствами в Содружестве строятся на основе норм и принципов международного права, поскольку это не государство и не государственное образование. Правовую основу СНГ составляют ряд соглашений и других документов (Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и Протокола к нему, Алма-атинская декларация от 21.12.1991 г., Соглашение по военным вопросам, Устав СНГ от 22.01.1993 г. и др.). Вместе с членством в СНГ предусмотрена такая форма, как ассоциированное членство. Установлено право выхода из СНГ. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|