Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение слова "Источники исторические" в Большой Советской Энциклопедии





Источники исторические, всё, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. всё, созданное ранее человеческим обществом

 

и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, обычаях, языке народов. Источники исторические являются основой любого исторического исследования, без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержания и формы невозможно научное познание истории развития общества. Количество Источники исторические в широком смысле слова безгранично, но число сохранившихся от различных периодов источников, от чего непосредственно зависят полнота и точность исторического познания, неодинаково. Менее всего Источники исторические, относящихся к первобытной эпохе. В основном это вещественные источники, изучаемые археологией. Для изучения истории классового общества первостепенное значение приобретают письменные источники. Все Источники исторические условно делятся на 6 групп — письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные и кино-, фоно- и фотоматериалы. Историки в качестве Источники исторические используют также данные таких наук, как география, антропология и др.

Письменные Источники исторические, как рукописные (на камне, берёсте, пергаменте, бумаге и пр.), так и печатные более поздних исторических периодов, составляют наиболее массовую группу. Они различаются по своему происхождению (материалы государственных, вотчинных, фабрично-заводских, ведомственных, личных и других архивов), содержанию и назначению (статистико-экономические материалы, юридические акты, делопроизводственные документы, законодательные памятники, дипломатическая и военная документация, судебно-следственные дела, периодическая печать и др.). Документальные Источники исторические отразили отдельные факты. Например, в актах в форме определённых юридических норм зафиксированы экономические или политические сделки, договоры между частными лицами, частным лицом и государством и т. д. Такие Источники исторические имеют особую достоверность. Только совокупность актовых, статистических, законодательных и других Источники исторические позволяет воссоздать картину общества в тот или иной период. Повествовательные Источники исторические — летописи, хроники, исторические повести и пр. передают исторические события в том виде, как они преломились в сознании их авторов. Сведения повествовательных источников часто менее достоверны, однако они представляют собой связный рассказ об исторических событиях.

Важными Источники исторические являются данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных Источники исторические и собираются этнографией; данные языка, изучаемые лингвистикой, и устные источники — былины, сказки, песни, пословицы и т. п., изучаемые фольклористикой. Отдельные Источники исторические лишь условно могут быть отнесены к той или иной группе. Так, некоторые этнографические источники изучают и археология и этнография; антропологические источники стоят на грани естествознания и истории. Развитие общества постоянно ведёт к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов Источники исторические Например, изобретение и использование звукозаписывающих фото- и киноаппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериалов.

Классификацией, изучением происхождения, авторства, достоверности, полноты и т. д. Источники исторические занимается источниковедение.

 

 

http://bse.sci-lib.com/article056923.html

 

Аутентичность исторических фотографий в архивах Вольф Бухман Федеральный архив ФРГ (В ходе доклада были показаны слайды, которые мы не публикуем)  
  В начале 1999 г. у меня состоялся необычный телефонный разговор. Сотрудник криминальной полиции г. Кобленца сообщил, что к нему поступила от коллег из Австрии просьба о проведении экспертизы фотодокументов Федерального архива Германии на предмет их подлинности. Он тоже отдавал себе отчет в том, что провести такую экспертизу не так просто, как это представлял себе суд г. Вена. Повод для такой странной акции был следующий: В австрийской газете "Кроненцайтунг", издании консервативного толка, имеющем большое влияние на общественное мнение в Автрии, появилась заметка о том, что фотодокументы выставки "Война на уничтожение - преступления вермахта, 1941-1944 гг." будто бы фальшивые. В ответ на это проф. Маношек из университета г. Вены, ответственный за часть выставки, подал на газету в суд. Суд прибег к услугам специалиста по фотодокументам, который в своем письменном заключении признал семь фотографий выставки фальшивыми (сфальсифицированными). Всякие сомнения в правильности своего заключения эксперт исключал. Во время второго слушания земельный суд г. Вены по уголовным делам обратился в участковый суд г. Кобленца с просьбой о правовой помощи. Речь шла о допросе свидетеля, во время которого мне 9 июля 1999 г. должен был быть задан вопрос о том, является ли Федеральный архив (цитата) "государственным учреждением" или же кем он управляется", но прежде всего о том, происходят ли семь фотографий из фондов Федерального архива и не являются ли они поддельными. В процессе подготовки к этому мероприятию перед ФА стоял вопрос, как можно опровергнуть данные судебной экспертизы, признавшей фотодокументы фальшивыми. В публикациях о процессе "Дэвид Ирвинг против Деборы Липштадт/Пенгуин Букс" указывалось на то, что на судебном процессе действуют другие правила, нежели на научной дискуссии: недостаточно обосновать научный тезис высокой степенью вероятности; для суда решающим является веское доказательство неправильности противоположного мнения. Вопрос о том, какие основания существуют для использования в уголовном судопроизводстве фотографий в качестве доказательств сам по себе не нов. Такие традиционные вещи как подписи, печати, штемпели, архивные шифры или делопроизводственные отметки в случае с фотографиями, которые поступают в виде негативов, не действуют. На Нюрнбергском процессе фотографии из концлагерей принимались в качестве доказательств обвинения только тогда, когда экспертиза доказывала их подлинность. В нашем случае имелось такое экспертное заключение, однако совершенно противоположного содержания. Какие попытки предпринял Федеральный архив для того, чтобы отвести подозрения в фальсификации и доказать подлинность фотографий я вам сейчас расскажу. Этот случай представляет общий интерес в том плане, что дает повод для критического подхода к профессиональной работе архивистов с историческими снимками и при этом затрагивает глобальную проблему подлинности фотодокумента. Эксперт венского земельного суда вооружился, как он пишет, лупой, внимательно изучил фотографии и установил, что в эти два снимка вмонтированы белые звезды 1. Предположетельно сфальсифицированные фотографии То, что это высказывание уже технически небезупречно опустим. На выставке и в ее каталоге имелась только подпись (цитата): "Принудительные работы в Могилеве, фотографии подразделения пропаганды, 1941 г." Более точное указание на источник отсутствовало. Самой большой ошибкой эксперта была предпринятая им попытка сделать выводы на основании анализа одной единственной фотографии и ее фрагмента. Методически правильным путем в случае с историческими фотографиями является анализ происхождения снимка и местонахождение негатива или сделанных непосредственно после проявки пленки отпечатков. Вопрос провиниенции (происхождения) является первым шагом классической историографии при интерпретации документа. В случае с фотографиями это может быть очень затратный механизм, не всегда дающий однозначный результат. В отношении обеих признанных судебным экспертом сфальсифицированными фотографий удалось установить следующее: фотографом был, как следовало из описания использованных в 1941 г. футляров для негативов и отпечатков того времени фоторепортер Рудольф Кесслер, который в качестве служащего роты пропаганды № 689 в июле 1941 г. после занятия города Могилева 15-й пехотной дивизией отснял там в общей сложности три пленки, отложившиеся затем в Федеральном архиве. Как это часто случалось в работе пропагандистский подразделений фотографии являлись частью целой серии. Если рассматривать три имеющиеся пленки общим количеством 104 кадра как единое целое, можно различить определенную последовательность кадров и реконструировать события: 2. Пришивание звезд 5 кадров На первых десяти кадрах пленки, не все из которых я вам покажу, засняты мужчины, сидящие на земле и пришивающие на свою одежду большие белые звезды. 1-я группа. Кадры 1-10: 3. Раздача инструментов 3 кадра 2. Кадры 11-27: Всего 16 кадров, из которых я вам покажу три. Мужчины строятся в три шеренги и получают метлы, лопаты и кирки. 4. Следование на рабочее место 3. кадры 28-30: Группа колонной проходит по городу. 5. "Евреи учатся работать" 4. кадры 31-59: Здесь следует тема, которая в основном заинтересовала фотографа. Она просматривается в заголовке к одной фотографии из этой серии, опубликованной летом 1941 г. в газетах. " На советском фронте. Советские евреи учатся работать. Немецкие войска совсем недолго находятся в Могилеве. В городе, сильно пострадавшем в ходе боев и от пожаров, устроенных Советами необходимы большие восстановительные работы. К ним привлекаются еврейские рабочие команды" К этому описанию я еще вернусь. 6. Контроль/регистрация 5. кадры 60-68: При входе в немецкую местную комендатуру поставлен стол, за которым предъявляют документы, получают справки или регистрируются стоящие в длинной очереди женщины, мужчины и дети. Цель этого мероприятия только на основе фотографий не просматривается. Один человек в очереди имеет на одежде еврейскую звезду. 6. кадры 69-71: фотографии немецких солдат, которые я пропускаю. 7. Деревянные дома Могилева 1 кадр 7. кадры 72-74: Предыдущие фотографии делались на фоне каменных домов. Перезарядив аппарат, фотограф направился в другой район города с деревянными домами. 8. Евреи пакуют узлы и переселяются 4 кадра 8. кадры 75-104: На первых кадрах засняты евреи с большими узлами, мужчины, женщины и дети, некоторые нагружены вещами. Мужчины пакуют вещи. Место и время съемки, а также фамилия фотографа точно определены. Я возвращаюсь к обвинениям в фальсификации. Был ли у фальсификатора вообще реальный шанс получить доступ к этим кадрам? Для того, чтобы исключить возможность фальсификации снимков следует поднять историю их попадания в архив, которую мы очень кратко осветим. Пленки военных корреспондентов сразу проявлялись, с малоформатных пленок делались контактные ленты, а с качественных негативов отпечатки. После прохождения военной цензуры министерством пропаганды в Берлине принималось решение с учетом политико-пропагандистских аспектов относительно того, какие снимки могут быть переданы в прессу. Эти снимки через фотоагентства направлялись в газеты вместе с готовой подписью к ним. С одним снимком серии все ясно: 18-й кадр четвертой группы кадров с процитированным выше заголовком был направлен в издательство Шерль, большая часть фотодокументов которого хранится в настоящее время в Федеральном архиве. Среди них находится и оригинал фотографии из Могилева 1941 г. 9. Слайд № 9 Снимок из издательства Шерль с подписью, 1941 г. В Берлине негативы малоформатной пленки, контактные копии и отпечатки были помещены в архив "Управления фотожурналистики", образованного в 1936 г. Министерством просвещения и пропаганды. После начала войны оно было переподчинено Генеральному штабу вооруженных сил. Впоследствии этот архив из-за начавшихся бомбардировок Берлина был перемещен в Темплин. Многолетний руководитель Управления фотожурналистики Дитрих Эверс проигнорировал полученное им в конце апреля 1945 г. указание Геббельса об уничтожении всей коллекции и эвакуировал негативы на двух грузовиках в Южную Германию. В то время как один грузовик застрял под Готой и его содержание растерялось, второй транспорт был задержан в Баварии американскими войсками, отправлен через Висбаден в Вашингтон, а в 1962 г. передан Федеральному архиву. Федеральный архив тут же после получения и проверки негативов изготовил их страховые копии. Следующим этапом был перевод страховых негативов в формат микрофиш и изготовление еще одной серии отпечатков (позитивных). Эти отпечатки предоставляются исследователям, фиши являются исходным материалом при изготовлении копий по заказам исследователей. Естественно, пользователям выдаются только упомянутые отпечатки. Негативы-фиши хранятся в хранилищах со специальным микроклиматом, куда допускаются только уполномоченные сотрудники Федерального архива. Оригинальные негативы на нитропленке из аппаратов фотокорреспондентов подразделений пропаганды, а именно те из них, которые находятся в ведении Федерального архива, хранятся в контейнерах-рефрижераторах в Вестервальде. Из-за угрозы пожара и взрыва часть материалов после их перекопирования на безопасную пленку была уничтожена. Все фотографии подразделений пропаганды, хранящиеся в Федеральном архиве имеют свою историю, как они попали в архив, из которой следует, что они храненились исключительно в государственных организациях. Даже средневековые грамоты обладают доказательной силой, если храненились в общественных учреждениях. В английской правовой системе понятие "unbrocken custody" (непрерывное хранение) до сих пор имеет для архивных документов особое значение. Нужно быть приверженцем фантастических теорий заговоров, если считать, что отдельные из более миллиона снимков подразделений пропаганды, хранящихся в Федеральном архиве смонтированы или сфальсифицированы американскими или немецкими учреждениями. Это в особенности касается приведенного примера с фотографиями Кесслера из Могилева: фальсификатор должен был параллельно сработать не только в фонде подразделений пропаганды, но и в фотоархиве издательства Шерль в ГДР, предположение, не поддающееся рациональному аргументированию. В конце концов даже адвокат венской "Кроненцайтунг" понял, что обвинения в подделке семи фотографий не имеют под собой оснований. Процесс, однако, на этом не закончился, но это уже другая история. Для архивистов и историков из всего этого следует сделать важный вывод: основанное только на изучении самого изображения исследование исторических фотографий не позволяет сделать однозначный вывод об их подлинности. Правильным здесь является традиционное историографическое исследование, по принципу происхождения и истории создания. В литературе для фотографий употребляется несколько искусственный термин "контекстуализация", проверка контекстной информации как начало и основа любого источниковедческого исследования аудиовизуальных архивных документов. Предпосылки для этого должен создать архивист посредством соблюдения в структуре фотоархива и его внутреннем порядке принципа провиниенции и держа наготове имеющуюся у него информацию. Попытка оценить фотографии только чисто визуально была свойственна большинству посетителей выставки о вермахте. Федеральный архив получил целый ряд писем, в которых содержались обвинения в фальсификации. Иногда при этом приводились совершенно абсурдные аргументы. Фотографии поддельные, потому что немецкие солдаты на Восточном фронте не делали себе таких причесок, как это видно на фотографиях; они поддельные, потому что нечеткие и их нельзя нормально проверить. Очень популярен был аргумент с тенями: тень отсутствует, или слишком короткая или слишком длинная или лежит не в том направлении. Головные уборы с серебряной кокардой носили будто бы только на территории рейха, солдатские шинели имели только узкий воротник и два ряда пуговиц - поэтому соответствующую картинку из советской пропаганды очень легко разоблачить. Изучать фотографию с лупой сродни азартной игре, три - разрешите мне употребить этот термин - столпа, на которых должно основываться утверждение в подделке или подлинности, это происхождение, контекстная информация и история попадания в архив фотографии или серии фотографий. Первый и самый простой уровень анализа фотографии это поиск ответа на вопрос: соответствует ли снимок негативу, имеется ли аутентичность так сказать в техническом смысле. Если мы более серьезно подойдем к изучению фотографий как исторических источников, возникает второй вопрос: что мы собственно видим на снимке. К интерпретации исторических фотографий ставятся в принципе те же требования что и к письменным документам: что стоит за изображением на фотографии. Самая короткая формулировка, которую я подобрал для этого процесса принадлежит историку Гансу Моммзену. Он говорил о (цитата) "толковой интерпретации прямой задачи исторической науки". Вы помните: в начале серии фотографий были снимки, на которых мужчины пришивали на одежду белые звезды. С точки зрения результатов принудительных работ, т.е. сколько мусора и хлама должно быть убрано эти звезды не играют никакой роли. При изучении фотографий, на которых звезды очень отчетливо выделяются, становится, однако, ясно, что они служили для фотографа важным информационным элементом. Тот факт, что евреи привлекаются к физическому труду, совершенно очевидно для него был важнее, чем просто снимки восстановительных работ в Могилеве, проводящихся силами определенного числа жителей города. Эта интерпретация подтверждается сформулированной в министерстве пропаганды подписью, с которой эти фотографии были разосланы с агентства новостей. Вы видите обратную сторону фотографии о восстановительных работах с пушкой на правой стороне. "На советском фронте. Советские евреи учатся работать. Немецкие войска совсем недолго находятся в Могилеве. В городе, сильно пострадавшем в ходе боев и от пожаров, устроенных Советами необходимы большие восстановительные работы. К ним привлекаются еврейские рабочие команды" Подозрение, что эти снимки следует рассматривать не как сделанные сходу, а как запрограммированные с определенным намерением подтверждается другим нашим исследованием. Имеется киновыпуск германских новостей (Дойче вохеншау), в котором тот же сюжет заснят на кинопленку. Интересно, что фамилии Кесслер среди авторов сюжетов этого киновыпуска нет. Два сотрудника подразделения пропаганды наверняка договорились о том, чтобы заснять мужчин, носящих еврейские опознавательные знаки, занятых физическим трудом. Вы помните текст подписи под фотографией и комментарий киносюжета. При попытке объяснить "значение" фотографии по Моммзену становится ясно: это только при первом рассмотрении сюжет с восточного фронта. На самом деле здесь просматривается попытка особо наглядными аудиовизуальными средствами провести расистский тезис о том, что евреи будто бы ленивы и не способны ни к какому физическому, т.е. продуктивному труду. Евреев к физическому труду необходимо принуждать, "учить их работать", а во-вторых советские войска сами виновны в разрушениях, нанесенных городу. Какой опыт мы извлекли из так называемой выставки о вермахте? С 23 по 25 июня 1999 г. в Гамбурге проходила рабочая конференция, организованная совместно Гамбургским институтом социальной истории и Федеральным архивом. Тема - как архивы, музеи и другие хранилища исторических фотоматериалов обращаются с фотодокументами и как следует подавать исторические фотографии на выставках и в публикациях. Результаты этой конференции сконцентрированы в семи пунктах и адресованы в виде рекомендаций потенциальному пользователю. Заключение Участники конференции "Фотография как исторический источник" … согласились, что исторические фотодокументы в архивах, музеях и других местах хранения не испытывают еще к себе подобающего отношения и пользуются недостаточным вниманием со стороны исследователей. Вследствие этого участники конференции дают следующие рекомендации пользователям фотодокументов: 1. При приеме на хранение исторических фотодокументов следует документировать их происхождение, историю создания и попадания в архив, данные фотографа, по возможности данные владельцев авторских прав, в том числе и в отношении дубликатов. 2. Основа размещения исторических фотодокументов в архиве - принцип провениенции, в соответствии с которым фотографии формируются в фонды по их происхождению. Такой порядок не следует путать с тематической разработкой, которая должна происходить не путем подразделения фотографий на выходящие за рамки фондов предметно-тематические серии, а путем создания специальных поисковых средств, таких как системы баз данных. 3. Если фотографии по соображениям обеспечения сохранности подлежат перекопированию, следует сохранять самый первый отпечаток, по возможности также и негатив. 4. При реставрационных работах следует соответствующим образом применять правила работы с письменными источниками, в особенности документировать весь процесс так, чтобы был ясен тип и объем реставрационных работ. 5. При публикации фотографий следует использовать самое раннее имеющееся изображение и подпись. Фотограф, место хранения, шифр, место, время, история возникновения фотографии должны быть указаны, насколько они имеются в наличии или им следует подобрать достойную замену. 6. Для исторических фотографий времен 2-й мировой войны должна быть разработана специальная модель справочной системы, в которой будет находиться информация о соответствующих фондах и коллекциях фотографий в европейских архивах, музеях и других учреждениях. 7. Архивы и другие хранилища хранят фотодокументы как культурное наследие. Эта первостепенная задача не должна ставиться под вопрос или страдать еще каким-либо способом в результате приватизации и коммерциализации.

http://www.rusarchives.ru/evants/conferences/ica_buch.shtml






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных