ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Внедрение маркетинговой стратегииТретья важнейшая задача маркетинга состоит в привлечении всех подходящих ресурсов организации к участию в планировании и осуществлении процесса удовлетворения клиентов. В эту задачу входит обеспечение координации действий всех членов организации, направленных на удовлетворение клиентов, а также отсутствие потенциальных расхождений между проектом предложения, его производством и представлением. В сфере маркетинга услуг была проведена большая работа, направленная на установление факторов, которые могут служить причиной расхождений, возникающих на этапе от разработки до представления предложения клиентам. Например, Парасураман и др. (Рarasuraman еt a1., 1985) изучили каждое из возможных расхождений и пришли к заключению, что основная роль маркетинга состоит в руководстве разработкой, чтобы свести к минимуму возможные расхождения, и, таким образом, способствовать обеспечению удовлетворенности клиентов путем предоставления высококачественных (подходящих для цели) услуг (глава 16). Главы 19 и 20 подробнее останавливаются на вопросах внедрения стратегии и координации действий. Заключение В данной главе мы постарались дать обзор концепции маркетинга и показать ее значение для обеспечения руководящей линии в построении работы в условиях ужесточающейся конкуренции и все меньшей предсказуемости. Такой подход мы называем стратегическим управлением, регулируемым рынком. В главе был рассмотрен ряд принципов маркетинга, а также роль маркетинга в стратегическом управлении. Остальные главы части 1 представляют систему для разработки подхода, который определяется условиями рынка.
Стратегическое планирование 2
ВСТУПЛЕНИЕ Суть разработки маркетинговой стратегии для компании заключается в том, чтобы обеспечить соответствие возможностей компании условиям конкурентного рынка, на которых она работает, не только на данный момент, но и на обозримое будущее. Для коммерческой организации это означает обеспечение того, чтобы ее ресурсы и возможности соответствовали потребностям и условиям рынков, на которых она работает. Для некоммерческой организации, такой как благотворительное учреждение или предприятие коммунального хозяйства, это означает достижение соответствия между ее способностью обслужить и потребностями людей, или делом, которому она служит. В центре стратегии лежит потребность в критической оценке не только профиля ресурсов организации (который часто называют ее сильными и слабыми сторонами), но и окружения, с которым она сталкивается (ее возможности и угрозы). Стратегическое планирование стремится ответить на три первостепенных вопроса: 1. Чём занимается организация сейчас? 2. Что происходит в ее окружении? 3. Чем следовало бы заниматься организации? Стратегия заботится, главным образом, об эффективности (заниматься тем, чем нужно), а не о результативности (заниматься тем, что вы умеете делать хорошо). Основная часть управленческого времени уходит, в силу необходимости, на повседневные операции. Проверка использования рабочего времени руководителями даже самого высокого уровня управления часто показывает несоразмерно большие затрат ы времени на рутинные повседневные задачи и перекладывание более сложной и ответственной задачи планирования на более далекую перспективу - на официальные встречи, проводимые в течение уикенда или недели раз в году. Однако в самых успешных компаниях процесс стратегического осмысления - абстрагирование от текущих проблем для улучшения того, чем вы занимаетесь сейчас, и ответа на вопрос, чем же вы занимаетесь, - идет постоянно. Рис. 2.1. Стратегическое соответствие В стратегическом мышлении базовой является концепция "стратегического соответствия", приведенная в цитате из Джонсона и Шоулса (1988), данной в начале главы, и схематически показанная на рис. 2.1. Чтобы любая стратегия была эффективной, она должна быть точно настроена на нужды и потребности клиентов (условия рынка, на котором она внедряется), а также на ресурсы и возможности организации, которая стремится внедрить данную стратегию. Насколько бы умело ни была проработана и выписана стратегия, если она не будет нацелена на удовлетворение потребностей клиентов, то обречена на провал. Точно так же, если в организации не будет ресурсов, необходимых для внедрения стратегии, или их нельзя будет приобрести, вряд ли можно рассчитывать на успех. Как и в ситуации принятия философии маркетинга в рамках всей организации, так и принятие стратегического мышления не ограничивается исключительно совещанием руководителей по маркетингу. Все первые лица компании или организации несут ответственность за разработку стратегического профиля компании и задания стратегического направления. Стратегическое планирование и стратегическое планирование маркетинга совместно участвуют во многих видах деятельности, но стратегическое планирование имеет гораздо более широкое поле действия и охватывает все виды деятельности организации. Рыночная ориентация может пронизывать всю организацию, тогда как стратегический план маркетинга является всего лишь одним из функциональных планов, который представляет сведения в общий стратегический план компании. В то же время управление маркетингом, с его специфическими обязанностями управления взаимодействием между организацией и ее окружением (к которому относятся и клиенты, и конкуренты), призвано играть все более значимую роль в разработке общей стратегии организации. Стратегия маркетинга должна вписываться в общую корпоративную стратегию. Как только будет выработано общее направление организации с учетом соответствующих мнений всех участников общего дела, имеющих отношение к данному вопросу, стратегию маркетинга необходимо привести в соответствие с ним для гарантии того, что это направление будет выдержано в компании. Для многих организаций практичной отправной точкой в выработке стратегии является определение ее миссии или цели. Тим Смит, учредитель и исполнительный директор Eden Project (Корнуолл), решил создать крупнейший глобальный экобренд и изменить взгляды людей на себя и на свои отношения с планетой, на которой они живут. Он сформулировал свою миссию следующим образом: "способствовать пониманию и ответственному управлению жизненно важными отношениями между растениями, людьми и ресурсами, что обеспечит уверенное будущее для всех". Этот руководящий принцип помог получить 40 млн фунтов стерлингов на финансирование британской лотереи, а также привлечь частные инвестиции в 43 млн фунтов стерлингов для сооружения тепличного комплекса на площади 37 акров на месте неиспользуемого отстойника для глинистого бурового раствора в Сент-Остелле. И что не менее важно, он дал людям, работающим над проектом, совокупность целей, к которым стоит стремиться и которым стоит посвятить себя. Количество посетителей было огромным (более 1 миллиона в первые четыре месяца), несмотря на относительно неудобное расположение, и сейчас бренд Eden намерен расширяться и в других странах мира (The Guardian, 18 March 2002). Для того чтобы определить свою цель или миссию, организация должна задать себе вопросы, впервые поставленные Левиттом около полувека назад (см. Levitt, 1960): В каком бизнесе мы работаем? В каком бизнесе мы хотим работать? Несколько лет назад, как свидетельствуют анналы маркетинга, в компании Раrker Реns появился новый директор-распорядитель. В числе первых своих действий он собрал совет директоров, и как руководитель, занимающий на тот момент самую высокую должность в Рarker, спросил: "Кто является нашим конкурентом номер один?" Первым конкурентом совет назвал компанию Shaeffer. Shaeffer выпускала ручки, очень похожие на Раrker. Она славилась своим качеством, придавала ручкам такой же элегантный вид и держала те же цены, ориентированные на наиболее состоятельную часть рынка. Однако новый директор-распорядитель не был в восторге от такого ответа. "Конечно, в определенной мере мы конкурируем с Shaeffer, но они никоим образом не являются нашим главным конкурентом". Затем член совета директоров, который недавно работал в компании, высказал мнение о том, что, возможно, главным конкурентом является Вiro-Swап, группа производителей и продавцов ассортимента шариковых ручек. Он рассуждал так: хотя они и продавали в рознице свою продукцию значительно дешевле, чем Раrker, эта продукция использовалась для тех же целей (чтобы писать), и, следовательно, составляла прямую конкуренцию компании Раrker. Определение бизнеса менялось: если раньше это были "качественные авторучки", то теперь - "письменные принадлежности". В таком определении конкурентами можно было бы считать также карандаши, а также более современные разработки на рынке - фломастеры и шариковые перья. "Уже лучше, - сказал директор-распорядитель, - но вы пока еще не попали в точку". Затем другой член совета директоров предположил, что, возможно, главным конкурентом является телефон, который в последнее время получает все более широкое распространение. Если смотреть на рынок с этих позиций, они работали в "сфере коммуникаций" и конкурировали с другими видами коммуникаций, такими как печатное слово (и, наверное, конкурировали в этой области с пишущими машинками, а позднее - с текстовыми процессорами) и другими (вербальными) средствами коммуникаций. "Вы начинаете мыслить творчески, - сказал директор-распорядитель, - но и теперь не установили главного конкурента". В итоге директор-распорядитель сказал, кого он считает главным конкурентом. К величайшему удивлению совета он заявил: "Нашим главным конкурентом является производитель зажигалок Rопsоп! " Когда его попросили пояснить свою точку зрения, он определил рынок, на котором работает компания, как "рынок качественных подарков". Анализ продаж компании Раrker Репs показал, что большую часть покупок совершали лица, которые приобретали подарок другим. Раздумывая, что бы купить, очень часто они рассматривали в качестве главной альтернативы качественную зажигалку; отсюда директор и вывел определение рынка (пример любезно предоставлен Грэмом Кенрайтом, торговая палата Бирмингема). Такое определение имеет большие последствия для маркетинга продукта. Упаковка приобретает более весомое значение, также как и создание и сохранение образа непревзойденного качества. Цена, вероятно, имеет не такое большое значение, какое придавали ей при других определениях рынка. Распределение (через торговые точки, в которых потенциальные клиенты покупают подарки) также приобретает большую значимость. Данный пример служит иллюстрацией тому, как поиск ответа на простой вопрос, такой как "кто является нашим главным конкурентом?" или "на каком рынке мы работаем?", может повлиять на стратегическое направление компании. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|