ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выработка и формулировка миссииФормулировка миссии в виде краткого и лаконичного утверждения, подходящая всей организации, может помочь пробудить чувство общей цели, а также представить принципы, которыми будут руководствоваться при приятии решений и определении приоритетов в распределении ресурсов в будущем. В то же время неудачно построенные утверждения, особенно те, в которых нет ничего, кроме "материнской любви и яблочного пирога", могут принести больше вреда, чем пользы, вызывая насмешки работников, менеджеров и даже клиентов.
Хулей и др. (Ноо1еу еt а1., 1992) рассматривает элементы, которые составляют эффективное утверждение миссии. Они представлены на рис. 2.2. Эффективное утверждение миссии должно раскрывать следующее: 1. Стратегическое намерение (см. Наmel and Prahalad, 1989), или видение того, чего хочет добиться организация в обозримом будущем. Хэмел и Прахалад приводят примеры стратегического намерения компании Котatsu (производителя землеройного оборудования), состоящего в том, чтобы "загнать в угол Саterpillar " и намерения американской космической программы Аро11о - "высадить человека на Луну раньше Советов". Видение не обязательно должно быть таким же конкурентным, как в приведенных примерах. В видении такой организации, как университет, должно быть закреплено достижение ряда достойных социальных целей. Для благотворительной организации видением может быть улучшение качества жизни конкретных групп людей или животных. 2. Должны быть выписаны ценности организации, которые задавали бы морально-этический тон во всех ее операциях. Fletcher Challenge, многонациональная корпорация, имеющая штаб-квартиру в Новой Зеландии, излагает свои ценности в утверждении цели (Отчет компании, 1991 г.) в следующих выражениях: "Компания Fletcher Challenge будет работать, стоя на позициях честности, используя стиль управления, ориентированный на человека, основанный на открытости, общении, обязательствах, инновации и децентрализации власти, ответственности и подотчетности". Но если такое утверждение сделано, безусловно, важно, чтобы оно соблюдалось. "Высокоморальную внешнюю политику" правительства Соединенного Королевства много критиковали за поддержку иностранных режимов, которые отдельные комментаторы сочли бы сомнительными в нравственном отношении. 3. Отличительные умения организации должны быть четко сформулированы; они должны точно определять, что отличает организацию от других организаций того же типа, - что является отличительной сущностью данной организации. Для многих организаций это непросто, но сделать это необходимо. Организация должна объяснить свою индивидуальность, то есть, по сути, ответить на вопрос: почему она существует как отдельная хозяйственная единица и что в ней особенного. 4. Определение рынка относительно целевых клиентов, которых; организация стремится обслужить, и функций или потребностей' этих клиентов, которые планируется обслуживать. Магазин розничной торговли Мothercare четко нацелился на потребности строго очерченного рынка, о чем свидетельствует его слоган; все для будущей матери и ребенка". Многие успешные предприниматели, такие как Ричард Брэнсон из Virgin, построили свой бизнес на основе четкого определения целевых клиентов и их потребностей, стремясь обслужить их в разных областях, к которым относятся их продукты. 5. И наконец, миссия должна четко разъяснять, какое положение занимает или намерена занять организация на рынке. Это результат увязки определения рынка с отличительными навыками и умениями организации. Чересчур ограниченные определения организации представляют опасность. Они должны включать определения не только целевого рынка, но и обслуживаемого вида деятельности. Производитель фотоаппаратов, который определяет свою деятельность только в ракурсе хранения изображений, полученных фотохимическим методом, игнорирует на свой страх и риск цифровые средства хранения и преобразования изображений. При определении по виду деятельности самое главное - не становиться слепым, не видя перед собой ничего, кроме представления компании, а позволить, чтобы мнение клиентов тоже было учтено. Левитт (Levitt, 1960) привел множество примеров того, как компании принимали недальновидные представления при определении своего бизнеса. Железные дороги считали, что они работают в железнодорожном бизнесе, а не на транспорте. Поэтому и не смогли принять в расчет альтернативные виды транспорта. Нефтяная промышленность была уверена, что она находится в бизнесе производства нефти, а не в бизнесе производства и продажи энергии. При определении бизнеса необходимо понять совокупный продукт или услугу, которую приобретают клиенты, а также связанную с ними пользу, и не впадать в заблуждение, чрезмерно сосредоточиваясь на предлагаемых физических характеристиках. На второй вопрос, поставленный в начале данного раздела - "В каком бизнесе мы хотим быть?" - ответить гораздо сложнее. Здесь необходим глубокий анализ вариантов выбора, имеющихся у организации, и понимание того, как изменяется мир вообще и рынки компании в частности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|