Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Авторитетное мнение. Государственный контракт как таковой не составляет особой разновидности подряда (М.И. Брагинский).




В-третьих, отношения между государственным (муниципальным) заказчиком и подрядчиком в силу п. 1 ст. 763 ГК РФ могут иметь в своем основании модель договора строительного подряда, а также модель договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

4. Источники правового регулирования. Выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд в настоящее время урегулировано системой нормативных актов различной юридической силы. Во главе этой системы находятся нормы § 5 главы 37 ГК РФ ("Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд"). Поскольку подрядные работы для государственных (муниципальных) нужд могут быть построены по моделям строительного подряда (§ 3 главы 37 ГК РФ) и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (§ 4 главы 37 ГК РФ), подлежат применению соответствующие нормы § 3 и 4 главы 37 ГК РФ. Эти нормы применяются в части, не урегулированной положениями § 5 главы 37 ГК РФ. К отношениям по выполнению подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд субсидиарно применяются общие положения о подряде (§ 1 главы 37 ГК РФ) в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ. То есть если иное не предусмотрено в § 5 (а также 3 и 4) главы 37 ГК РФ.

Основания и порядок заключения рассматриваемого контракта определяются ст. 527 и ст. 528 ГК РФ. Содержание указанных статей отсылает к законодательству о бюджетных закупках аналогично поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд. ГК РФ предусматривает принятие закона о подрядах для государственных или муниципальных нужд (в настоящее время не принят). Этот акт будет содержать положения, не урегулированные ГК РФ, о выполнении подрядных работ для государственных (муниципальных нужд).

Правовое регулирование выполнения подрядных работ для государственных (муниципальных нужд) не исчерпывается ГК РФ.

Правовой акт. Федеральный закон от 27.11.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Правила проведения торгов на выполнение подрядных работ, финансируемых за счет субсидий и субвенций, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2001 N 653).

Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 714).

Федеральный закон от 08.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О размещении заказов...").

 

§ 2. Определение и юридическая характеристика

 

Легальное определение. Юридическая природа.

Субъектный состав. Существенные условия.

Заключение контракта. Изменение контракта

 

1. Нормативное определение государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд содержит в себе модели построения возможных хозяйственных связей.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

2. Государственный (муниципальный) контракт на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд по своей юридической природе является:

- консенсуальным;

- возмездным;

- двусторонне обязывающим (взаимным).

3. Требования к субъектному составу.

Государственными (муниципальными) заказчиками могут быть (ст. 764 ГК РФ):

а) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

б) органы управления государственными внебюджетными фондами;

в) органы местного самоуправления;

г) бюджетные учреждения;

д) получатели бюджетных средств и средств из внебюджетных источников финансирования.

Судебная практика. При заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование... в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 N 4405/06 по делу N А69-805/05-11).

Потенциальным подрядчиком по рассматриваемому контракту может быть физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) и юридическое лицо.

К подрядчику ФЗ "О размещении заказов..." предъявляет ряд основных и дополнительных требований (например, непроведение ликвидации, отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом и об открытии конкурсного производства, требования к производственным мощностям, технологическому оборудованию, финансовым и трудовым ресурсам и др.).

Правовой акт. Постановление Правительства РФ от 28.12.2006 N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства".

4. Существенные условия. Существенным условиям государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд посвящена ст. 766 ГК РФ. К существенным условиям рассматриваемого контракта относятся:

а) объем и стоимость подлежащей выполнению работы;

б) сроки начала и окончания работы;

в) размер и порядок финансирования и оплаты работы;

г) способы обеспечения исполнения обязательств сторонами.

Судебная практика. Принятие выполненных работ муниципальным учреждением с учетом его доводов о наличии муниципального заказа на выполнение этих работ может свидетельствовать об обязанности муниципального образования оплатить эти работы (Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2009 N Ф09-2438/09-С4 по делу N А71-11419/2008-Г3).

Аналогично контракту на поставку товаров для нужд публичного субъекта перечень существенных условий рассматриваемого контракта расширен в силу положений ФЗ "О размещении заказов...".

5. Заключение контракта. Основанию и порядку заключения рассматриваемого контракта в самом § 5 главы 37 ГК РФ посвящена отсылочная статья 765. Применению подлежит законодательство о бюджетных закупках, прежде всего ФЗ "О размещении заказов...". Поэтому в основном процедуры заключения контрактов на поставку товаров и выполнение работ для нужд публичного субъекта совпадают.

По общему правилу государственный (муниципальный) контракт на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства заключается посредством аукциона. Но если рассматриваемый контракт необходим для выполнения работ в отношении (1) особо опасных, (2) технически сложных объектов капитального строительства, а также (3) искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, возможен как аукцион, так и конкурс (ч. 4.1 ст. 10 ФЗ "О размещении заказов...").

Судебная практика. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Оспариваемый договор подряда заключен без проведения торгов, что является нарушением закона и влечет ничтожность договора (Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2009 N Ф09-9774/08-С4 по делу N А76-4054/2008-10-312).

Заключение рассматриваемого контракта посредством конкурса - сложная процедура, состоящая из нескольких этапов, как и в случае с контрактом на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Судебная практика. Проект государственного контракта являлся приложением к конкурсной документации и был получен участником конкурса и принят в редакции государственного заказчика, о чем свидетельствует конкурсная заявка (Определение ВАС РФ от 19.08.2009 N ВАС-10392/09 по делу N А40-21793/08-113-200).

6. Изменение контракта. Государственный (муниципальный) контракт на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд раскрывает свое содержание через совокупность согласованных сторонами условий. В силу п. 1 ст. 767 ГК РФ на стороны рассматриваемого контракта возлагается обязанность по пересмотру согласованных условий, например о сроке выполнения работ. Юридическим фактом в данном случае будет уменьшение в установленном порядке бюджетных средств для финансирования подрядных работ.

Судебная практика. Ссылки... на отсутствие... финансирования на выплату аванса по государственному контракту, а также на то обстоятельство, что бюджетное обязательство по государственному контракту... прекратило свое действие, были... обоснованно отклонены, поскольку сложившиеся правоотношения носят гражданско-правовой характер и отсутствие в смете расходов установленного лимита на финансирование названных работ... не является основанием для изменения условий договора в одностороннем порядке (Постановление ФАС Уральского округа от 30.07.2007 N Ф09-6039/07-С4 по делу N А76-29590/2006).

Если изменение сроков выполнения работ привело к возникновению у подрядчика убытков, подрядчик вправе требовать их возмещения.

Судебная практика. Не принимается довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании с него на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствам ввиду несвоевременного финансирования их муниципальным образованием. При отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств принятия ответчиком мер для своевременного исполнения обязательств по оплате работ суды обоснованно указали на то, что в данном случае факт недофинансирования не освобождает ответчика от ответственности за просрочку исполнения обязательства по оплате выполненных работ (Постановление ФАС Уральского округа от 06.04.2009 N Ф09-1750/09-С4 по делу N А71-7328/08-Г16).

Цена рассматриваемого контракта может быть изменена на основании решения Правительства РФ при наличии следующих обстоятельств: (1) срок контракта на выполнение работ для федеральных нужд составляет не менее трех лет; (2) цена - не менее десяти миллиардов рублей; (3) выполнить контракт без изменения цены невозможно в связи с существенным возрастанием стоимости работ (ч. 6.2 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов..."). Если строительство ведется для нужд субъекта Российской Федерации или муниципалитета, то изменение такого контракта возможно на основании закона субъекта РФ или решения представительного органа местного самоуправления соответственно. Цена контракта должна быть не менее одного миллиарда - для субъекта РФ и пятьсот миллионов - для муниципалитета (ч. 6.2 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов...").

 

Литература

 

Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Анализ теоретических и практических проблем. М.: Волтерс Клувер, 2010.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002 (и последующие издания).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных