Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой акт. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ.




Б. Морской транспорт - морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт.

Правовой акт. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ.

Воздушный транспорт.

Под воздушными судами понимаются летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Правовой акт. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

Таким образом, понятием воздушного судна охватываются не только самолеты и вертолеты, но и дирижабли, аэростаты и т.д.

Основным юридическим критерием деления перевозок, регулируемых нормами гл. 40 ГК РФ, является вид транспорта: перевозки делятся соответственно на перевозки наземным, водным и воздушным транспортом.

Авторитетное мнение. На первый взгляд может показаться, что критерий такого деления перевозок чисто технический. Но, учитывая, что на основе этого критерия строится вся система транспортного законодательства, основные акты которого привязаны к конкретным видам транспорта, следует признать, что указанное деление перевозок представляет собой и основную юридическую классификацию договора перевозки (В.В. Витрянский).

4. Перевозка и транспорт общего пользования. Деление транспорта в зависимости от его назначения также имеет прямое отношение к определению сферы действия транспортных договоров. Это третья предпосылка для определения круга отношений, регулируемых договорами, связанными с перевозкой. По критерию своего назначения транспорт делится на:

а) транспорт общего пользования, когда перевозчиком является коммерческая организация, обязанная осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789 ГК РФ);

б) транспорт внутреннего пользования, обслуживающий нужды непосредственно собственника транспортных средств (доставка товаров со склада в магазин, перемещение своих работников к месту выполнения трудовых обязанностей и т.д.);

в) личный транспорт, используемый для бытовых целей.

То, что определенное транспортное средство (например, автомобиль) указано в транспортных уставах и кодексах, еще не означает, что по поводу использования этого средства при перемещении пассажиров и грузов складываются отношения по договору об оказании транспортных услуг. Действительно, на транспорте внутреннего пользования договорные отношения вообще отсутствуют, а разовое использование личного транспорта для перемещения на возмездной основе грузов и пассажиров является оказанием обычных услуг. Таким образом, гражданско-правовые отношения, связанные с перевозкой, складываются только в том случае, если перевозка осуществляется транспортом общего пользования.

Значение вопроса об отнесении транспортных средств к транспорту общего пользования может быть раскрыто на примере метрополитена.

Цивилистическая дискуссия. Из поля зрения законодателя выпал такой вид транспорта, как метрополитен. В различных подзаконных актах метрополитен то приравнивается к городскому электрическому наземному транспорту (что, очевидно, является правильным решением, несмотря на то что метро преимущественно располагается под землей), то рассматривается как разновидность железнодорожного транспорта, то выделяется в отдельный вид - скоростной внеуличный транспорт.

Транспортного закона, посвященного метро, нет. Однако на практике не возникает сомнений в том, что перевозки, осуществляемые метрополитеном, регулируются нормами гл. 40 ГК РФ. Это вызвано тем, что данный вид транспорта бесспорно транспорт общего пользования.

5. Вышеприведенный анализ позволяет сделать следующий вывод. Применение гражданско-правовых норм о перевозке ограничивается случаями перемещения грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами, иными транспортными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

 

┌──────────────────────────────────┐

┌──────────┤Виды транспорта общего пользования├──────────┐

│ └─────────────────┬────────────────┘ │

V V V

┌─────────────┐ ┌─────────────┐ ┌─────────┐

│ Наземный │ │ Водный │ │Воздушный│

└─┬────────┬──┘ └─┬─────────┬─┘ └─────────┘

V V V V

┌────────┐┌───────────┐ ┌───────┐ ┌────────┐

│Железно-││Автомоб. │ │Речной │ │Морской │

│дорожный││и городской│ └───────┘ └────────┘

└────────┘│наземный │

│электрич. │

└───────────┘

 

§ 2. Договорная природа транспортных отношений

 

В транспортном законодательстве всегда было множество императивных норм. В связи с этим время от времени авторитетные ученые высказывали точки зрения о внедоговорном характере транспортных отношений.

Цивилистическая дискуссия. В начале XX в. Г.Ф. Шершеневич, основываясь на материалах дореволюционного законодательства, считал, что "договорный характер приема груза представляется в высшей степени сомнительным", но "сам закон признает это отношение договором и тем самым привлекает к нему действие договорных положений". М.М. Агарков исходя из норм советского законодательства 1920-х и 1930-х гг. вообще отказывался квалифицировать собственно железнодорожную перевозку как договорное отношение: "Принятие груза железной дорогой не является ни сделкой, ни волеизъявлением... а лишь констатацией, что грузоотправитель действует согласно установленным правилам". Противоположную, цивилистическую, позицию в те же годы занимал Б.Б. Черепахин, который отстаивал договорную природу договора перевозки, но и он указывал на то, что в железнодорожном праве с особенной яркостью прослеживается экспансия публичного права.

Необходимость в планировании транспортного процесса объективна и не зависит от политического строя и экономической системы какой-либо страны. Планирование перевозок обусловлено спецификой путей сообщения (их пропускной способностью) и транспортной инфраструктурой (емкостью портов, аэродромов). И все же договорный характер всех транспортных услуг не вызывает сомнения. Необходимость же жесткого планирования перевозок предполагает тщательную предварительную организацию процесса, предшествующего заключению собственно договора перевозки. В связи с этим большое значение приобретают такие договоры, как договор об организации перевозок и договор на подачу транспортных средств, без которых на практике чаще всего невозможно заключение собственно договора перевозки.

 

§ 3. Виды транспортных договоров

 

Понятие транспортной деятельности. Виды транспортных

обязательств. Транспортные обязательства

и договор перевозки

 

1. Организация транспортного процесса не может быть сведена к одному только договору перевозки. Транспортная деятельность - многогранное явление, в котором огромную организующую роль играют разнообразные договоры.

Международный правовой акт. Транспортная деятельность - деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и/или услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях (Модельный закон СНГ "О транспортной деятельности", принятый Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ Постановлением от 31.10.2007 N 29-8).

2. Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие обязательственные договорные отношения:

- договор перевозки груза (ст. 785);

- договор перевозки пассажира (ст. 786);

- соглашение транспортных организаций о прямом смешанном сообщении (ст. 788);

- обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);

- договор об организации перевозок (ст. 798);

- договоры между транспортными организациями: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) груза и др. (ст. 799);

- договор транспортной экспедиции (ст. ст. 801 - 806).

В транспортных уставах и кодексах можно обнаружить и другие договорные обязательства, связанные с перевозкой (например, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожном транспорте - ст. 50 Устава железнодорожного транспорта).

Самостоятельные виды транспортных договоров: договор о буксировке, применяемый на водном транспорте (гл. XII Кодекса торгового мореплавания), договор на выполнение авиационных работ (гл. XVI Воздушного кодекса) и др.

Что касается договора фрахтования (чартера), помещенного в гл. 40 ГК в числе транспортных договоров (ст. 787 ГК), то такой договор, которому в Кодексах морского и воздушного транспорта уделяется большое внимание, все же разновидность договора аренды транспортных средств.

3. Возникает вопрос: можно ли выявить какое-либо ядро, вокруг которого группируются все разнообразные виды договоров на оказание транспортных услуг, существует ли некая иерархия этих договоров? Казалось бы, в конечном счете все транспортные договоры призваны обслуживать собственно договор перевозки конкретного груза или пассажира. Однако в настоящее время такая традиционная точка зрения не может быть признана единственно верной.

Авторитетное мнение. Учение о системе транспортных договоров, где центральное, господствующее место занимают договоры перевозки пассажира или конкретной партии грузов, а все остальные договорные обязательства по отношению к этим договорам играют вспомогательную, подчиненную роль, основано лишь на обыденных представлениях о смысле деятельности транспорта (доставка пассажиров и грузов) и не имеет ничего общего с юридическим соотношением различных договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности, в том числе опосредующих перевозки пассажиров и грузов (В.В. Витрянский).

В следующих главах будут рассмотрены основные транспортные договоры: договор об организации перевозок груза, договор на подачу транспортных средств (глава 57); договор перевозки (глава 58); договор транспортной экспедиции (глава 59).

 

Литература

 

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003 (и последующие издания).

Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных стран, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): Учеб.-практ. пособие / Отв. ред. В.А. Бублик. М.: Проспект, 2009.

Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа N 1/2008 "О рассмотрении споров, связанных с применением законодательства о снабжении энергией и энергоресурсами, и споров, связанных с применением законодательства о перевозке" (по итогам заседания, состоявшегося 13 - 14 мая 2008 г. в г. Челябинске) // СПС "КонсультантПлюс".

Мурзин Д.В. Проблемы применения законодательства о перевозке в судебно-арбитражной практике (комментарий к разделу II Рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа, разработанных по итогам заседания 13 - 14 мая 2008 г.) // Вестник ФАС Уральского округа. 2008. N 3.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных