Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Авторитетное мнение. Данное обязательство (доставка и выдача багажа) возникает из единого договора перевозки (В.В. Витрянский).




Пассажир, в свою очередь, обязан оплатить проезд, а при сдаче багажа - и провоз багажа. При осуществлении перевозки транспортом общего пользования (городское автобусное, троллейбусное сообщение и т.д.) плата за перевозку определяется на основе тарифов, утверждаемых в установленном транспортными уставами и кодексами порядке.

Законом или иными правовыми актами в ряде случаев устанавливаются льготы или преимущества по провозной плате за перевоз пассажиров и багажа. Расходы, которые несут транспортные организации в связи с такими льготами, возмещаются им за счет средств соответствующих бюджетов.

Сроки перевозки устанавливаются транспортными уставами и кодексами. При отсутствии нормативного указания на срок перевозки принимается во внимание разумный срок.

Пассажир также вправе в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

 

§ 4. Договор фрахта (чартера)

 

Сфера применения. Определение. Отграничение от договора

аренды. Юридическая природа. Порядок заключения и форма

 

1. Наиболее часто такой договор используется в туристической отрасли, когда туристические компании заключают договоры чартера с авиакомпаниями в целях доставки туристов в курортные города (Турции, Египта и др.).

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Статья 211 КТМ дает следующее определение договора фрахтования судна без экипажа, так называемого бербоут-чартера.

По договору фрахтования судна без экипажа судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

3. Договор фрахтования законодателем отнесен к транспортным договорам, хотя существо рассматриваемого обязательства имеет весьма близкое сходство с арендными правоотношениями (договором аренды транспортного средства, в том числе и с экипажем). Различие носит непринципиальный характер и сводится к цели соглашения. Так, по договору аренды транспортное средство, например воздушное судно, поступает во владение и пользование арендатора, который сам его эксплуатирует. Законодатель в ст. 787 ГК РФ указывает цель договора фрахтования, которая является его квалифицирующим признаком, - совершение одного или нескольких рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

4. Договор фрахтования (чартер) является:

- консенсуальным;

- возмездным;

- двусторонне обязывающим.

5. Согласно ст. 787 ГК РФ порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Так, согласно требованиям КТМ любой договор чартера, как с экипажем, так и без него, должен быть заключен в письменной форме (ст. ст. 201, 214 КТМ).

 

§ 5. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

 

Законная и договорная ответственность. Ответственность

за несохранность груза. Ответственность за сроки перевозки.

Особенности защиты договорных прав

 

1. Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательств по перевозке устанавливается ГК, транспортными кодексами и уставами, а также соглашением сторон. При этом стороны своим соглашением не вправе ограничить либо устранить установленную законом ответственность. Такие соглашения недействительны в силу п. 2 ст. 793 ГК. Подобные соглашения возможны лишь в случае, когда такая возможность прямо предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Например, в ст. 8 УЖТ сказано, что в случаях, если свойства груза, багажа, грузобагажа или их состояние либо предлагаемые грузоотправителем (отправителем) условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом или правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями (отправителями) могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов, багажа, грузобагажа и ответственность сторон за их перевозку и сохранность.

2. Перевозчик несет ответственность прежде всего за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу. Такая ответственность носит ограниченный характер. Это ограничение касается как объема ответственности, так и оснований ее возникновения, поскольку при нарушении обязательства, возникшего из перевозки груза и багажа, ответственность ограничена только размером реального ущерба, без возможности взыскать упущенную выгоду.

Размер возмещаемого ущерба устанавливается равным стоимости утраченного груза или багажа, которая определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии этих сведений - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (ст. 119 КВВТ). Если груз или багаж были сданы к перевозке с объявленной ценностью, то в размере объявленной ценности. Провозная плата, взысканная за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, возвращается грузоотправителю (грузополучателю) только в том случае, если эта плата не входит в стоимость груза.

Перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что несохранность (утрата, недостача или повреждение) груза или багажа стала следствием обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Судебная практика. В ходе судебного разбирательства суд указал, что перевозчик груза автомобильным транспортом не мог не учитывать вероятность дорожно-транспортного происшествия, поэтому оно не может рассматриваться как обстоятельство, избежать которого перевозчик не мог и последствия которого не могли быть им предотвращены, в том числе посредством страхования своей ответственности, поскольку было установлено, что груз был поврежден вследствие дорожно-транспортного происшествия, произошедшего не по вине перевозчика. Следовательно, основания для освобождения перевозчика от ответственности за несохранность груза при перевозке отсутствуют (Постановление ФАС УО от 16.03.2009 N Ф09-723/09-С5 по делу N А76-3839/2008-2-288).

В то же время ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты перевозчиком осуществляется по общим правилам об ответственности в гражданском праве (ст. 122 ВК).

3. Перевозчик несет также ответственность за нарушение сроков перевозки. При этом транспортные уставы и кодексы устанавливают за нарушение сроков доставки неустойку, исчисляемую в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности допущенной перевозчиком просрочки в доставке груза.

Например, в п. 13 ст. 34 УАТ установлено, что за задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или за прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования.

Аналогичные меры ответственности установлены и иными транспортными уставами и кодексами.

4. Кроме того, перевозчик несет ответственность за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или договором, а отправитель - за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам. Размер такой ответственности устанавливается транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

5. Особенности защиты нарушенного права участников обязательств по перевозке заключаются в следующем.

Во-первых, обстоятельства, служащие основанием для предъявления требований к нарушителю обязательств, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы, записями в накладной. В частности, недостача, порча, повреждение груза и багажа удостоверяются коммерческим актом. Он составляется перевозчиком по требованию получателя и подписывается соответствующими работниками транспортного предприятия и получателем (если получатель участвовал в проверке груза и составлении акта).

Для обоснования требований о взыскании штрафа за просрочку перевозки груза достаточно предъявления транспортной накладной, а за просрочку багажа - квитанции и акта, составленного по требованию пассажира в пункте назначения (на станции, в порту, аэропорту).

На автомобильном транспорте обстоятельства, связанные с недостачей, порчей, повреждением груза, фиксируются в товарно-транспортной накладной, а в случае разногласий о причинах и характере этих обстоятельств - в актах установленной формы.

Документы, подтверждающие несохранность груза и багажа и ее причины (коммерческие акты, акты общей формы и др.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, оцениваются судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (п. 4 ст. 796 ГК РФ).

Во-вторых, и грузоотправитель, и грузополучатель до предъявления к перевозчику груза иска обязаны предъявить ему претензию.

Срок для предъявления претензий к перевозчику определяется транспортными уставами и кодексами. Так, ст. 123 УЖТ определяет, что претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней. Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в порядке, определенном теми же уставами и кодексами.

Например, в отношении возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа, грузобагажа срок начинает исчисляться со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа, а в отношении возмещения за утрату груза начинает течь только по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки.

Срок для ответа на претензию, как правило, составляет 30 дней. Только при неполучении ответа на претензию в этот срок или в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию грузоотправитель или грузополучатель вправе предъявить перевозчику иск.

По требованиям перевозчика к грузоотправителям и получателям предъявление претензий не обязательно, он может сразу обращаться в суд.

В отличие от требований, вытекающих из перевозки грузов, ГК РФ не содержит норм об обязательности соблюдения претензионного порядка по требованиям, вытекающим из перевозки пассажира и его багажа (ст. 797 ГК РФ).

В-третьих, сокращены сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза.

Срок исковой давности одинаков как для требований к перевозчику, так и для требований перевозчика к отправителям и получателям - один год (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Момент, с которого начинается срок исковой давности, определяется в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Так, в УЖТ установлено, что срок исковой давности в отношении взыскания штрафа за невыполнение заявки начинает течь по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа, а в иных случаях - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков (ст. 126).

 

Литература

 

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003 (и последующие издания).

Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 6-е изд., доп. и перераб. "Юстицинформ", 2008.

Молчанов В.В. Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа // Законодательство. 2006. N 7.

Васин И.А. Защита прав потребителей при перевозках пассажиров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 8.

Нарозников Н.К. К вопросу о правовой квалификации перевозки // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 8.

Метелева Ю.А. Регулирование деятельности воздушного транспорта: гражданско-правовой аспект // Право и экономика. 2007. N 9.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных