Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ




 

§ 1. Общие положения

 

Понятие и сфера применения. Источники регулирования.

Место в системе транспортных и представительских договоров

 

1. При перевозке груза возникает необходимость в проведении широкого комплекса различных операций вспомогательного характера.

Например, ООО "Комплекс" (Екатеринбург) приобретает партию труб на заводе в китайской провинции Шанси. Трубы находятся на складе завода, и по условиям договора поставки покупатель сам отвечает за вывоз труб со склада продавца.

Чтобы доставить трубы на склад в ООО "Комплекс" в г. Екатеринбурге, необходимо выполнить как минимум следующие операции: привезти трубы со склада завода в морской порт, найти подходящий корабль и заключить договор морской перевозки, погрузить трубы на корабль, переправить их по морю до Владивостока, разгрузить в порту Владивостока, произвести таможенное оформление груза, заключить договор с железной дорогой, погрузить трубы на поезд, доставить груз по железной дороге до Екатеринбурга, разгрузить на станции в Екатеринбурге и довезти до склада ООО "Комплекс".

Грузополучатель - ООО "Комплекс" - сам может организовать выполнение всех этих операций. Однако зачастую для лиц, лишь эпизодически участвующих в транспортной деятельности, это чрезвычайно затруднительно. Соответственно, цель договора транспортной экспедиции - дать грузоотправителю или грузополучателю возможность переложить осуществление всех или части операций, связанных с перевозкой груза, на профессионала-экспедитора. Экспедитор, как лицо, постоянно и на коммерческой основе осуществляющее деятельность на рынке транспортных услуг, обычно хорошо знаком со всеми тонкостями перевозок различными видами транспорта в различных направлениях и может квалифицированно оказать необходимые услуги.

Деятельность по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза, именуется экспедиционной (от лат. expeditio - отправление).

2. Договор транспортной экспедиции в качестве самостоятельного договора в Гражданском кодексе РФ был закреплен впервые. Ранее отдельные положения о транспортной экспедиции регулировались различными транспортными уставами, в том числе Уставом автомобильного транспорта.

Правовой акт. Отношения в области транспортно-экспедиционной деятельности регулируются главой 49 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Постановлением от 08.09.2006 N 554 Правительства РФ "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности".

3. Договор транспортной экспедиции можно квалифицировать как смешанный. С одной стороны, этот договор можно отнести к транспортным договорам (совместно с договорами перевозок различными видами транспорта, чартерными договорами, договором буксировки), с другой - к представительским договорам (совместно с договорами поручения, комиссии, агентирования).

Связь с транспортными договорами проявляется в том, что основная цель транспортной экспедиции - организация и оказание услуг, связанных с перевозкой груза. Связь с перевозкой заметна в наименовании сторон, их правах и обязанностях, перечне услуг, относящихся к предмету договора, пределах ответственности, исковой давности.

Связь договора с представительскими договорами также достаточно очевидна. Зачастую экспедитор - это представитель клиента в отношениях с иными лицами - перевозчиком, таможней, складами, - поэтому он вправе заключать сделки от собственного имени и от имени клиента, за его счет и по его поручению.

В результате договор транспортной экспедиции имеет смешанную природу и является специальным видом представительского договора, который регулирует отношения сторон при организации и осуществлении перевозки груза.

Важно помнить, что, несмотря на близость договоров транспортной экспедиции и договоров возмездного оказания услуг, к отношениям по транспортной экспедиции положения гл. 30 ГК РФ не применяются.

 

§ 2. Определение и юридическая характеристика

 

Определение. Юридическая природа. Стороны. Форма

 

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

2. По своей юридической природе договор транспортной экспедиции является:

- реальным или консенсуальным;

- возмездным;

- двусторонне обязывающим.

Договор реальный, когда экспедитор отвечает за вверенный, т.е. уже находящийся у него, груз (например, если экспедитор одновременно является перевозчиком).

Договор консенсуальный, если экспедитор выполняет подготовительные мероприятия для перевозки, например осуществляет поиск перевозчиков, составляет наиболее рациональный маршрут следования груза и осуществляет иные сходные операции.

Возмездный характер договора проявляется в том, что экспедитор всегда осуществляет предпринимательскую деятельность и, соответственно, действует за вознаграждение.

3. Субъектный состав. Стороны договора:

- клиент (грузоотправитель или грузополучатель), выступающий в качестве заказчика услуг;

- экспедитор - лицо, оказывающее услуги.

В качестве клиента может выступать любое лицо, в качестве экспедитора - только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

В рамках конкретной перевозки экспедитором может быть и сам перевозчик. В этом случае договор обычно является реальным, и субъектный состав договоров перевозки и транспортной экспедиции совпадает.

На практике часто возникают ситуации, когда в рамках выполнения договора транспортной экспедиции одно и то же лицо на одном этапе перевозит груз, а на другом - действует в качестве экспедитора. Тому, в качестве кого выступает исполняющая сторона, следует уделить особое внимание, поскольку это может иметь значение для сроков исковой давности и пределов ответственности.

4. Форма договора - простая письменная (ст. 802 ГК РФ). В случае если экспедитору для исполнения договора необходима доверенность от клиента, клиент обязан выдать такую доверенность.

Правила экспедиторской деятельности предусматривают возможность направления экспедитору письменного поручения на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Такое поручение, являющееся приложением к договору, должно содержать все существенные условия для организации перевозки.

 

§ 3. Существенные условия, содержание и исполнение

 

Предмет договора. Основные и дополнительные экспедиционные

услуги. Права и обязанности экспедитора.

Права и обязанности клиента. Расторжение договора

 

1. Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является предмет договора - юридические и фактические действия экспедитора, связанные с перевозкой груза.

Закон выделяет основные и дополнительные экспедиционные услуги.

К основным услугам относятся:

- организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;

- заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договоров перевозки груза;

- обеспечение отправки и получения груза.

Дополнительные услуги включают:

- получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;

- проверку количества и состояния груза;

- погрузку и выгрузку груза;

- уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

- хранение груза;

- получение груза в пункте назначения;

- выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. В зависимости от объема операций, возлагаемых на экспедитора, транспортное экспедиционное обслуживание может быть полным или частичным.

Полное обслуживание включает в себя организацию всего комплекса услуг, связанных с перевозкой груза от склада грузоотправителя до склада грузополучателя. В предпринимательской деятельности такое обслуживание нередко именуют "склад - склад".

Частичное обслуживание включает в себя только выполнение отдельных операций, например получение груза у перевозчика в пункте назначения и доставку груза до склада получателя.

3. В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ и ст. 3 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор вправе:

- привлекать для исполнения договора третьих лиц, отвечая за них перед клиентом (ст. 805 ГК РФ);

- отступать от указаний клиента в случае необходимости;

- выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента;

- удержать груз до уплаты клиентом вознаграждения и возмещения понесенных в интересах клиента расходов (только если это прямо сформулировано в договоре);

- не приступать к исполнению договора до получения всей необходимой информации;

- проверять достоверность сведений, предоставленных клиентом.

Большинство управомочивающих экспедитора норм закона диспозитивны и могут быть изменены договором.

Статья 4 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" выделяет основные обязанности экспедитора:

- оказывать услуги в строгом соответствии с указаниями клиента;

- незамедлительно уведомлять клиента о допущенных отступлениях от его указаний;

- при принятии груза выдать клиенту экспедиторский документ и представить оригиналы договоров с перевозчиками, заключенными от имени клиента.

4. Права клиента, так же как и экспедитора, сформулированы в ст. 3 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Клиент вправе:

- выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

- требовать у экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза;

- давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Статья 5 упомянутого Закона налагает на клиента обязанности:

- своевременно предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иные необходимые сведения, а также документы на груз;

- уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

Следствием неполного или неточного указания клиентом сведений о свойствах груза могут быть его повреждение (утрата) и возникновение угрозы нарушения прав и законных интересов для третьих лиц. Именно поэтому возникает необходимость обязать клиента предоставлять точные и полные сведения о грузе.

5. Расторжение договора. Любая из сторон договора вправе расторгнуть договор, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив убытки, причиненные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

 

§ 4. Ответственность сторон и особенности разрешения споров

 

Основания, порядок и размер ответственности сторон по

договору. Претензионный порядок. Сроки исковой давности

 

1. Гражданский кодекс РФ закрепляет общие основания ответственности экспедитора перед клиентом (п. 1 ст. 803 ГК РФ). Поскольку экспедитор осуществляет предпринимательскую деятельность, он несет ответственность во всех случаях, кроме наступления обстоятельств непреодолимой силы.

2. Нормы об ответственности экспедитора конкретизируются в третьей главе Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 7 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности").

Таким образом, с момента получения груза всю ответственность перед клиентом за сохранность этого груза несет экспедитор. Если груз будет утрачен по вине перевозчика, отвечать перед клиентом будет все равно экспедитор. Но если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (п. 2 ст. 803 ГК РФ).

Наряду с возмещением реального ущерба экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду.

В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение. Например, если экспедитор обязался доставить автомобиль из Владивостока в Новосибирск, но контейнер с машиной сгорел в пути, то и услуга, которую должен был оказать экспедитор, фактически не была оказана, поэтому экспедиторское вознаграждение подлежит возврату.

В договоре также может быть установлена ответственность за нарушение экспедитором сроков доставки груза.

К обстоятельствам, освобождающим экспедитора от ответственности, наряду с иными обстоятельствами непреодолимой силы относят обстоятельства, препятствующие перевозкам, согласно соответствующим транспортным уставам. Например, к таким обстоятельствам может относиться запрет на осуществление перевозок в определенном направлении, перекрытие дорог, снежные заносы.

3. Положения об ответственности клиента перед экспедитором закреплены в ст. 10 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности":

- клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации;

- за несвоевременную уплату экспедитору вознаграждения и возмещения понесенных расходов клиент оплачивает экспедитору неустойку в размере 0,1% просроченной суммы за каждый день просрочки.

Наконец, если будет установлено, что клиент необоснованно отказывается от возмещения экспедитору понесенных расходов, в пользу экспедитора взыскивается штраф в размере 10% суммы понесенных расходов.

Нормы об ответственности экспедитора носят императивный характер (ст. 11 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности"). Это означает, что стороны своим соглашением не могут уменьшить размер ответственности экспедитора. Увеличение же ответственности, наоборот, допустимо.

Запрещение уменьшения ответственности необходимо для того, чтобы избежать злоупотреблений: так как экспедитор зачастую заключает с обратившимися к нему лицами договоры присоединения, то в такие договоры могут включаться оговорки об ограничении ответственности экспедитора. Благодаря наличию специальной нормы в законе указанные оговорки являются ничтожными.

4. Закон предусматривает обязательный претензионный порядок разрешения споров из договоров транспортно-экспедиционной деятельности (ст. 12 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности").

Претензия экспедитору должна направляться в течение 6 месяцев с момента, когда возникли основания для ее предъявления. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается клиент в претензии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и дать на нее ответ в течение 30 дней с момента ее получения.

5. Исковая давность по договору транспортной экспедиции составляет 1 год (ст. 13 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности").

Специальный сокращенный срок исковой давности обусловлен зависимостью договора от договоров перевозки, где законом установлен аналогичный срок исковой давности. Это позволяет экспедитору, которого привлекут к ответственности по договору, взыскать свои убытки с перевозчика в случае, если груз был поврежден или утрачен по его вине.

 

Литература

 

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003 (и последующие издания).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных