Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ивьевское Понеманье 3 страница




На пересечении дорог из Ошмян в Лиду, из Борунов и Гравжишек, из Богданово и Крево находится одно из древних местечек Гольшаны. Согласно хронике Быховца упоминается в XIII веке. Согласно летописному преданию, некто Гольша заложил город, объявил себя князем и начал княжить как князь Гольшанский. С XIII по XVI век Гольшаны имели статус города и являлись центром Гольшанского княжества (XIV–XV вв.). С конца XIV в. Гольшаны были известны как крупный центр торговли и ремесел. Однако к середине XVI в. (согласно карте М. Ф. Спиридонова) Гольшаны становятся частным местечком. В названный период это был тип местечка около замка, который возводится здесь в конце XVI —начале XVII веков. Существенную роль в развитии местечка сыграло строительство в XVII–XVIII вв. костела и монастыря францисканцев. Как центр торговли и ярмарок Гольшаны были далеко известны в XIX — начале XX века. Основной осью формирования инфраструктуры местечка является дорога из Ошмян на Лиду. Именно вдоль нее расположено в центральной части местечка основное количество лавок. Гольшанские дома-лавки конца XIX — начала XX века. Определяются своей выразительной и интересной архитектурой. Это каменные сооружения с высокими крышами с мезонином и мансардами, красивыми столбовыми крыльцами. Местечковая площадь в Гольшанах сформировалась напротив костела францисканцев. В XIX в. Здесь возводится здание торговых рядов: продолжительное, одноэтажное, фланкирующее северную сторону площади и повернутое к последней дверьми лавок. Дома-лавки повернуты также к западной и южной сторонам площади.

На пересечении дорог из Сморгони на Вильно и из Новиков на Баруны находится местечко Жупраны. Планировка местечка представляет довольно разветвленную инфраструктуру, вписанную в гористый ландшафт правобережья Ошмянки. Местечко согласно письменным источникам известно с XV в. В 1407 году специальным привилеем Витовта отдано виленскому старосте Войтеху Манивидовичу.

Местечко известно с начала XV века и принадлежало сначала Манивидам, а с начала XVI века и до начала XIX века Радивиллам. В середине шестнадцатого века в местечке строится костел, а позже и кальвинский сбор. З 1811 года Жупраны принадлежат графам Чапским. В конце XIX века здесь насчитывалось пятьдесят семь дворов. Располагались производственные сооружения: водяная мельница и лесопильня (тартак). В конце XIX века в местечке строится Петропавловский костел. Находясь на крупной (Виленской) дороге местечко издавна было крупным центром ярмарочной торговли. В прошлом столетии здесь проводилось по три ярмарки в год. Довольно быстро местечко начало расти в первой трети прошлого века. В 1931 году здесь насчитывалось 124 двора и 657 жителей. Торговая площадь сложилась на пересечении Виленской, Борунской и Гудогайской дорог напротив костела. Дома-лавки были преимущественно деревянными, торговые ряды — отсутствовали. Основная масса застройки местечка сконцентрирована между борунской дорогой и речкой Ошмянкой. Причем здесь уличная структура имеет квартальный характер. Застройка в северном направлении в основном сконцентрирована в направлении дороги на Малые Шумелишки. Застройка центральной части напоминает вытянутый треугольник, который сложился между осями Виленской и Гудогайской дорог, соединенных коротким переулком.

На пересечении дорог из Ошмян на Девятишки и Гольшаны неподалёку от речки Гравжанки находится местечко Гравжишки. Это одно из древнейших поселений района, которое с XIII века упоминается в летописных источниках. В 1518 году Барбара Бутримович решила заложить здесь местечко. Еще ранее, в 1495 году здесь строится Петропавловский костел. Как и другие местечки Ошмянщины, Гравжишки были местечком частновладельческим и принадлежали в XVI–XVIII веках разным владельцам. После присоединения к Российской империи здесь устанавливается центр уезда (1795 г.). В конце XIX века местечко насчитывало 22 двора, в которых проживало более двухсот тридцати жителей. Ежегодно, 29 июня проводились ярмарки. Располагались школа, в силуэте застройки доминирующую роль играл костел XVII — начала XIX в. К началу тридцатых годов прошлого столетия количество дворов в местечке увеличилось до 54, а количество жителей превысило 360 человек. В 70-е годы XIX столетия количество дворов местечка увеличилось до 67. Планировочной основой местечка является пересечение основных дорог, зафиксированное силуэтом костела. Именно здесь сконцентрирована и основная застройка, сохраняющая определенные традиционно-исторические черты.

В западной части района, на пересечении лесных дорог из Ошмян на Тургели (Тургеляй), на Ровное Поле и Варни находится местечко Мурована-Ошмянка. Местечко сложилось в высоте треугольника, созданного дорожными пересечениями. Основная планировочная структура сконцентрирована около рыночной площади и создает небольшой квартал. Фасады домов относительно плотной застройки были повернуты к площади. На последней располагалось несколько зданий лавок и мастерских. Здание костела находилось сбоку от центра, ближе к основной дороге из Тургелей на Ошмяны. Торгово-ремесленная часть населения в Мурованной Ошмянке видимо была небольшая, потому что в усадебной застройке начала прошлого века преобладали обычные сельские дворы, на периферии которых даже располагались нехарактерные для местечка гуменные постройки. С другой стороны, планировка поселения являлась типично местечковой, не характерной для сельского поселения. Скорее всего, местечко пришло в упадок с переориентацией местных торговых путей.

На юго-западной окраине района, за лесами, которые обступили берега речки Мяркис, около берегов речки Бержа, находится местечко Андажево. Когда-то здесь сходились местные торговые пути из Тургелей и Девятишек, Ошмян и Сольчеников. С востока, юга и запада местечко обступают леса и только с севера, на левом берегу Бержи, тянутся поля и луга. Местечко имеет довольно правильную, квартальную планировку. Оси ее создают улицы, которые переходят в дороги на Жадов (северное направление), Новую Тарасовщину (восточная сторона), Гальмонты (на юг), Юратишки (на запад). Дорога из Ошмян на Тургели разделяет местечко приблизительно на две равные части: южную и северную. Доминантой исторической застройки когда-то являлось здание деревянного костела, возведенного в конце XVIII века. Костел расположен в юго-восточной части местечка, около дороги на Годи–Мартиново.

Центром исторической и природно-ландшафтной инфраструктуры поселений района является город Ошмяны. Город возник в месте, где обозначилось пересечение местных коммуникаций еще с глубокой древности. Предполагают, что городище здесь существовало с XI века, о населенном пункте и замке письменные источники сообщают с 1340 года. Статус города был приобретен от Витовта в 1399 году. В начале XVI века город получил магдебургское право. Коммуникационной основой развития города стало пересечение дорог из Вильни, Лиды, Минска. Градостроительная инфраструктура Ошмян базировалась на принципах городов-магдебургий. Центром планировочного развития являлась торговая площадь, по касательной к ней шли улицы Виленская и Жупранская, Борунская и Гольшанская. Такая планировка в значительной степени напоминала местечковую. В начале XIX века в городе проживало около двух тысяч жителей. После войны 1812 года население Ошмян уменьшилось почти вдвое и в 1825 году насчитывало 1012 человек и 145 домов. К середине XIX века количество населения превысило четыре тысячи, а количество домов достигло 346. Имелось уездное училище, три кожевенных завода, 35 магазинов. Согласно переписи 1857 года в Ошмянах проживало 7124 жителя, действовало десять промышленных предприятий. За 75 следующих лет количество населения в городе увеличилось только на две с половиной тысячи (9621 в 1970 году), а за двадцать последующих — население города почти удвоилось и достигло 15,2 тысячи в 1980 году, что само по себе интересно с точки зрения демографического развития.

К начала прошлого века планировка города развивалась с северной стороны реки Ошмянки. Главной осью являлась дорога из Минска на Вильню и застройка постепенно приобретала вытянутую структуру между осями вышеназванной дороги на севере и дороги из Борунов на Гольшаны на юге. Доминантой застройки являлся каменный костел XVIII века, расположенный с южной стороны площади. В западной части, через квартал, располагалось здание церкви. Кроме лавок и мастерских в застройке XIX — начала ХХ века присутствовали и такие характерные ремесленно-торговым центрам сооружения, как корчмы. Здания двух деревянных корчем сохранились на улицах Комсомольской, Красноармейской и до нынешнего дня. Это были типично городские, или местечковые, заезжие корчмы (заезды), которые под одной крышей имели шинок и лавки, комнаты для постояльцев и просторный сарай (стодолу) для лошадей и экипажей (заезд). Высокая вальмовая крыша, значительные размеры выделяли корчмы среди скромных деревянных построек.

В XIX веке инфраструктура Ошмян вышла на противоположный берег Ошмянки. Расширилась система районных коммуникаций, радиально исходящая от города: на Гольшаны, Гравжишки, Анжедово, Муровану-Ошмянку, Вильну, Островец, Сморгонь, Боруны. Выгодное транспортное расположение делает перспективным развитие Ошмян как локально-территориального центра региона.

В конце XIX — начале ХХ в. Приблизительно половина территории района была покрыта лесами. Земельные (пашенные) территории насчитывали около тридцати процентов. Остальное припадало на сенокосы и неудобицы. Средние размеры сельского надела на рубеже веков насчитывали от 15 до 17 десятин. Среди посевов главное место занимала рожь (около 50%), потом шли овес, пшеница, гречка. Развитие скотоводства в названный период стимулировало посевы и кормовых культур. Традиционным орудием пашенного земледелия была так называемая литовская соха. Она была приспособлена к условиям пересеченного рельефа с дерново-подзолистыми и суглинистыми почвами и имела более легкую конструкцию для одноконной (одноволовой) упряжки.

Существенную роль в товарно-денежных отношениях Ошмянщины играли ярмарки. Здесь реализовывались многочисленные и различные изделия народных ремесел. Широкое распространение имела керамика: задымленная и глянцевая. Спросом пользовались также изделия кузнецов, бондарей, шорников. В местечках местные мастера изготовляли различные образцы традиционной мебели: кровати, диваны, шкафы для посуды, шкафы для одежды, сундуки, столы, скамеечек. Шкафы и сундуки часто украшались декоративной окраской и росписями.

Традиционная одежда также выделялась определенными локальными особенностями. Верхняя одежда представляла собой бурнус с откидным воротником, либо приталенную свитку (сермягу) с узким стоячим воротничком. Их шили из домотканого серого или темно-серого сукна. Богатые крестьяне и шляхта носили так называемый капот, пошитый в талию, с фалдами внизу и откидным воротником. Женщины носили так называемую катанку, которая была немного короче капота и имела один боковой карман. Кроме того, из верхней одежды широкое употребление имели кожухи, капот из полотна, одежда вроде куртки (спантерка), женский катаник, безрукавка (камизелька). Известный краевед XIX века К. Тышкевич отмечал, что жители из-под Ошмян отличаются своей одеждой. «Важные деревенский матрены», женщины, украшают голову коптуром, напоминая митру бискупа, повязывают небольшую косынку. Женский кафтан, пошитый из багряного сукна, украшен бархатным воротником, имеет облегающий покрой: фалды, блестящие пуговицы. Костюм дополняли разноцветные юбка и фартук. Мужчины одевают кафтан из серого сукна и подвязываются красным поясом.

Когда-то ежедневной обувью были лыковые лапти, ботинки на деревянном каблуке, или даже вырезанные из дерева (деревяники).

Сочностью красок и красотой орнамента выделялось местное ткачество, вышивка. Льняное ткачество выделялось своеобразной фактурой (скатерти, рушники), оригинальными узорами орнамента (Рушники-набожники, ритуальные рушники, фартуки и др.). Живописностью выделялись шестяные ковры, постилки, женские андараки. Основу орнаментации первых составляли композиции растительного и геометрического характера, андараков — соединении разноцветных квадратов, линий, поясков. Источником художественных образов и цветовых оттенков издавна являлись живописные виды, краски полей, лугов, лесов, образы местных легенд и преданий. В совокупности они способствовали развитию самобытной традиционно-бытовой культуры Ошмянщины.

 

Сморгонь

 

Среда обитания и система расселения

 

Территория Сморгонского района расположена в основном на просторах Нарочанско-Вилейской низменности, ограниченной с севера пригорками Свентянской гряды, а с юга — Ошмянской возвышенностью. С юго-востока на северо-запад сморгонщину пересекает русло Вилии. Пойма и долина реки покрыты дремучими лесами. Более свободными от лесов оставались пригорки Ошмянской гряды. Перепад высот рельефа составляет от уровней ниже ста метров по балтийской шкале высот, до трехсот двадцати метров (окрестности Крево).

Годовое количество осадков на юге района колеблется от 600 до 700 миллиметров, на севере, в долине Вилии — от 600 до 650, изотерма июля в пойме Вилии держится около 17,0 градусов.

В VIII–IX вв. территория нынешней сморгонщины заселяется славянскими племенами кривичей. Приблизительно двумя веками позже в процесс заселения территории все активней вмешиваются балты. В X–XII вв. вместе с кривичами здесь живут племена литвы и кольщан. Складывается смешанное славяно-балтское население. Процессы формирования этнического состава хорошо засвидетельствованы в районе памятниками топопнимики: как славянскими (Крево, Сморгонь, Кушляны, Корони и др.), так и балтскими (Лылойти, Выгеленянты, Аславенянты, Жодишки и т. д.).

Водное русло Вилии в древности исполняло роль единственного пути сообщения. Поэтому формирование заселения здесь, как и везде, начиналось с освоения поймы. В эпоху железного века вдоль берегов Вилии двигались племена культуры штриховой керамики. Кривичи и балты были земледельцами, вели оседлый образ жизни в селищах и городищах. Пригодные для пашенного земледелия территории находились первоначально на поймах. Так формировался береговой (пойменный) тип расселения.

Однако, со временем, неизбежно приближался момент, когда ради создания новой площади необходимо было выкорчевывать леса (поднятие ляда). Поселения начали строиться на надпойменных террасах. Все большую роль играли сухопутные пути сообщения, связывая отдаленные поселения, такие, как Залесье, Заболотье.

Водораздельный тип расселения на сморгонщине может быть представлен поселениями, расположенными в окрестностях Крево, на возвышенностях Ошмянской гряды.

Через территорию района пролегает две исторические дороги, известные со средневековья. Это дорога из Вильно на Ошмяны–Крево–Воложин–Койданово и дорога из Вильно на Ошмяны–Сморгонь–Марково–Минск. Эти дороги связывали столицу Белорусско-литовского государства с землями провинций и зарубежными государствами. До XIX — начала ХХ в. здесь возникла довольно густая сеть дорог местного значения: из Лиды через Крево–Сморгонь на Свирь; из Лиды через Ошмяны–Сморгонь–Вилейку на Борисов — дорога, по которой в Сморгонь спешил, убегая из России, Наполеон. Более мелкие дороги связывают крупные деревни и местечки: Солы–Рымдюны–Жодишки–Войстом, Крево–Беница, Сморгонь–Беница, Сморгонь–Стрикуны, Сморгонь–Понары–Крево. Сеть местных дорог довольно густая и свидетельствует об активных торговых связях в границах района в прошлом.

Историю возникновения и формирования сельских поселений района в различной степени отражает топонимика. Некоторые связаны своей судьбой с теми или иными памятниками природы: Вишнево, около одноименного озера, Заболотье, Крево (рядом речка Крайнеянка). Названия многих берут начало от представителей местной флоры: Осиновка, Сосновка, Ягоднево. Названия многих поселений сохраняют фамилии первых поселенцев, имеют патронимическое происхождение: Кулеши, Марковцы, Семенки, Мицкевичи, Шутовичи. Отдельные названия восходят корнями к древним вотчинным владениям: Милидовщина, Абрамовщина, Белковщина, Селец, Новоселки.

Отдельные названия поселений отражают древние виды промыслов, которые имели когда-то распространение. К одному из наиболее древних относится выплавка железа из болотной руды на специальных комплексах, руднях. Отсюда и название деревни: Старая Рудня. С XVI века на Беларуси широко распространяется будный промысел по добывания поташа (ордаша). Его добывали путем сухой перегонки древесины на установленных в лесу печах-будах. Со временем, возникало рядом с усадьбами будников поселение: Ардаши.

Названия отдельных поселений свидетельствуют о том, что на территории района когда-то существовали земли, которые сдавались под заселение на льготных условиях: с условием временного или полного избавления от налогов. Такие поселения назывались Слободами, Волями. На западном берегу озера Свир есть небольшая деревенька Вольковщина. Аналогичного происхождения название деревни Добровляны (Добрая Воля, Святая Воля и др.). Другие названия представляются свидетельством древних укрепленных пунктов, как, например, деревня Замечек.

До реформы XVI в., «Уставы на волоки», территория района была занята преимущественно малодворными поселениями (дворищами), насчитывающими от одного до пяти дворов. Волочная помера способствовала укрупнению деревень, распространению регулярной (уличной) планировки. Основу такой планировки составляла улица, застроенная с обеих сторон. К таким относятся деревни Миловидовщина, Белевичи, Чухны, Снигяны, Лылойти и другие. Дореформенные традиции однодворных родственных хозяйств (дворищ) потенциально сохранялись и проявили себя с новой силой в условиях хуторизации, которая поддерживалась здесь на протяжении почти полувека: с конца XIX до начала второй мировой войны. Поэтому на сегодняшний день расселение в районе характеризуется тремя факторами: сетью крупных сельских поселений, привязанных к осям главных транзитных дорог, сетью деревень на дорогах местного значения и территориями мелких деревень и хуторов. Последние наиболее распространены в лесных массивах, среди заболоченных низин, в пойме Вилии и вдоль берегов озер Вишневского и Свири.

 

Замки, местечки, имения

 

Сморгонская земля находилась на направлениях важных торговых путей. С запада на восток стремились купцы и торговцы ганзейского союза в поисках восточных рынков. Здесь проходила главная, Витовтова дорога, по которой известная столица Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского держала связи с Московией и странами Степи. Вместе с тем, Великие князья создали на здешних землях мощный пояс защиты, призванный оберегать столицу от нашествий и набегов. В середине XVI в. замки существовали в Свири, Жодишках, Крево, Лебедево, Богданово, Гольшанах, Трабах. Плотность укрепленных пунктов, расположенных через двадцать–тридцать километров, наверное, самая большая для средневековой Беларуси.

Замок в Крево строился в начале XVI в., во время правления Гедимина. Позже это укрепление было преобразовано в постоянную резиденцию Ольгерда. Здесь происходили иногда как трагические, так и исторические по своей значимости события: в 1382 г. в замке был убит Великий князь Кейстут, а через три года новый князь Ягайло и польская королева Ядвига поженились, что положило начало так называемой Кревской Унии. План замка был типичный для фортификационных сооружений того времени: четырехугольный с брамами-башнями в западной и южной стенах. Стены и башни имели характерную для того времени кладку из камней-валунов. Только снаружи, возможно, из эстетических побуждений, сделана каменная облицовка. Фрагменты сплошной каменной кладки сохранились только на углах укреплений. Сторожевые башни выделялись массивностью и значительными размерами. Одна из них, крупнейшая, имели и специальные жилые помещения. Расположение проемов свидетельствует, что на высоте башня была разделена на ярусы (видимо было четыре). Сохранившиеся углубления от мест крепления балок (гнезда) позволяют предполагать о высоте этажей, а формы проемов — об оборонительном (амбразуры) или жилом характере. Перекрытия и все внутреннее конструктивное строение башен было деревянным. Деревянными были и постройки, которые располагались на замковой территории. Здесь же имелся небольшой пруд. Водообеспечение замка было чрезвычайно важным делом, от которого зависела в конечном итоге его боеготовность. Среди остатков дубовых брусьев обходных и боевых галерей, оснований печей и других материалов на территории замка найдено большое количество плитки. Горшковая плитка XV–XVI вв. свидетельствует о том, что интерьерное оборудование замка было на высоком уровне. Аналогами такой плитки могут быть узоры из Австрии и Германии. Плитка квадратной формы XVI–XVII вв. украшена монограммами, геральдическими знаками, организованными в орнамент замысловатых флористических сюжетов. Кревский замок относится к типу так называемых замков-каштелей, европейского типа, вроде замков в Новогрудке, Лиде, Гольшанах, Мире и т. д.

Местечко Сморгонь известно согласно документам с XV в. Первоначально оно принадлежало Зеновичам, позже — Радивиллам и Пшездецким. Сохранился ряд инвентарей, которые наглядно раскрывают динамику развития местечка. Так, согласно инвентарю 1621 г. Сморгонь имела торговую площадь, к которой примыкали пять улиц: Виленская, Кревская, Костельная, Дворная и Скоморошья. Название последней — не случайно для Сморгони. В XVII в. здесь была создана известная «медвежья академия», в которой отрабатывались секреты дрессировки зверей, предназначенных для представлений на торговых площадях и в имениях. Кроме дворов ремесленников-торговцев, застройку площади составляли и заезжая корчма. Кроме корчмы в местечке имелось несколько шинков на Виленской и Дворной улицах. В XVII в. местечко росло особенно быстро. Количество дворов за первую его половину увеличилось со 109 до 250.

Как видим, Сморгонь являлась местечком частновладельческим. Имение располагалось в конце улицы Дворной. Въезд на господский двор шел через большие ворота, завершенные башней. За воротами, с левой стороны, имелась аллея с беседкой. За ней находились два дворца и кухонное здание с пекарней. Рядом был сад, среди которого стоял третий усадебный дом. Не территории с правой стороны от ворот стояли старый дворец, дом управляющего, пивоварня и баня. Среди хозяйственных зданий выделялись две конюшни, дома мастеров, прачечные и т. д.

Согласно инвентарям, усадебный дворец «большой дом» имел два этажа. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения: сени, две светлицы, просторная подклеть и склад для дров. На втором этаже с левой стороны располагались жилые помещения князя, с правой — княгини. По периметру второго этажа шла столбовая галерея. Завершала строение высокая четырехскатная крыша.

Второй дворец стоял на каменном фундаменте и завершался крышей «на семь верхов». Приблизительно треть всего здания занимала просторная столовая. Ее пространство осветлялось девятью четырехстворчатыми окнами, украшенными гербами. Из обстановки столовой инвентари называют буфет с секретером, семь столов, табуретки, лавы вдоль стен. Возможно, этот дворец использовался для гостевых утех, о чем напоминает балкон на двух столбах, предназначенный для оркестра. Комнаты имели разукрашенные двери, потолок, расписанный различными красками и украшенный позолотой. С балок свисали люстры, украшенные фигурами феи и дракона. Стены были украшены черным сукном и деревянными панелями. Печь из разноцветной плитки, украшенной гербами Зеновичей.

Посередине сада стоял деревянный одноэтажный дом под крышей из гонта. В центре его находились небольшие сени, слева от которых жилые апартаменты. Среди них выделялась светлица с кафельной печкой, стенами, украшенными черным сукном, на которых висели пять портретов: короля, королевы, Христофора Зеновичи, его жени и ее матери. В правой половине находилась просторная столовая. И здесь стены были обтянуты черным сукном, имелась кафельная печь, буфет столы, лавы, скамеечки. В комнате для отдыха стены были обиты коврами, для обогрева имелся камин.

Есть в инвентарях описание и старого дома: одноэтажного, с сенями в центре. Левая половина дома была построена по принципу так называемой хаты-шестистенки. Это значит сруб-четверик внутри была разделен капитальными крестообразными перегородками (отсюда и шесть стен). Это один из древних приемов деревянной архитектуры восточных славян. В хате-шестистенке было несколько светлиц, кладовка, туалет. Правая половина старого дома состояла из жилой комнаты, кладовки и туалета.

Сохранились короткие сообщения и об остальных постройках: дом эконома, в виде хаты на две половины (черная, сени, белая); дом извозчиков, однокомнатный, без сеней, с печкой и лавкой. Дом прачечных состоял из жилой комнаты и сеней, в которых находились котлы и емкости для стирки белья, кадушка с золой и пеплом. Здание кухни в центре имело помещение с большой кафельной печкой и необходимыми приспособлениями для установления дежи и других емкостей для выпечки хлеба. Вдоль кухонного помещения находились жилая комната и контора. Инвентарь 1671 г. сообщает об интересных особенностях архитектуры кухонного дома. Так, крыльцо его фланкировалось двумя башнями с пирамидальными завершениями. Трехкамерная пекарня включала просторное помещение с двумя большими печками и жилую комнату с кафельной печкой. Оба помещения соединялись сенями. Трехкамерное строение имела и баня (комната для мытья находилась между двумя светлицами). Жилое помещение, винокурню и истопку объединяло помещение пивоварни. Просторное здание конюшни имело широкие двустворчатые ворота, над которыми на столбах возвышалась мансарда. Проезд через ворота вел к пруду. Внутреннее пространство разделялось на стойла, вдоль которых шел желоб — ясли для кормления. Отеплялась конюшня специальным каминным калорифером. В этой конюшне держали ездовых лошадей. Остальных — в отдельной, объединенной с сараем для карет и псарней.

Фольварочный комплекс создавал отдельный двор, обнесенный оградой с воротами под гонтовой крышей. Дом на две стороны (горница–сени–пекарня) стоял посередине. Рядом находилась сырница: башеннообразное здание, на подклети, которая играла роль погреба. Сарайное хозяйство насчитывало несколько сараев, шесть клетей и амбаров, два гумна. Отдельно стояла бумажная мельница.

Усадьба и фольварк Сморгони представляли собой типичное феодальное хозяйство, довольно развитое, как по уровню ведения хозяйства, так и по организации быта. Инвентари свидетельствуют, что интерьеры усадебных домов имели своеобразное украшение из сукна, ковров, дерева, разноцветного кафеля печи, стильную мебель, живописные и геральдические украшения. Выразительной и соответствующей времени была и архитектура со столбовыми галереями, сложной формы крышами, башнями, мансардами и т. д.

Однако застройку местечка определяли не только торговая площадь, дома ремесленников-торговцев и господский двор. В 1553 г. в местечке строится уникальная культовая постройка — Кильвинская церковь. Поскольку сведения о строительстве противоречивые (по одним источникам датируется 1606–1612 гг.), можно предполагать, что первоначально каменному зданию предшествовало деревянное. Неизвестно также, было ли названное культовое сооружение Кальвинским. В документах под 1617 годом на этом месте значится костел. Однако оригинальная архитектура, объемно-пространственное решение, стилистическая близость аналогов (Заславье, Койданово), позволяют предполагать, что здание было задумано именно как церковь кальвинистов. Объемно-пространственное решение определяется двумя составляющими: основным ритуальным помещением в виде восьмиугольники и двухъярусной башней, построенной по принципу восьмерик на четверик. Ритуальный зал перекрыт сферическим куполом, отороченным с внешней стороны аттиком, полуциркульными пилястрами. В интерьере грани стен украшены пристенными пилястрами-колонами, придающими относительно небольшому пространству ощущение возвышенности, логичности перехода к купольному перекрытию. Внешняя архитектура здания лишена декоративности: плоскости прорезают многочисленные проемы, линии карнизов скупы. Небольшая цилиндрическая башня, строгие формы притвора напоминают черты оборонного зодчества, близкие аналогии башням замков в Любче, Мире и Заславье.

В XV в. известно еще одно частновладельческое местечко, Солы, которое принадлежало князям Мовидам. В XVI в. Солы переходят сначала к Радивиллам, потом к Кишкам и, в конце концов, в 1632 г. местечко приобретает князь Понятовский. Солы представляли собой местечко берегового типа, оно застраивалось вдоль речки Ошмянки. Центром являлась торговая площадь, на которой первоначально стояла церковь, перестроенная Кишкой в XVII в. в костел. Застройка местечка насчитывала около пятидесяти дымов.

Согласно инвентарю 1935 г. в Солах находился усадебный комплекс, который состоял из двора, дворища и гумнища. В состав двора входили два дворца (старый и новый), амбар, пекарня, конюшня и сарай для возов. Старый дворец состоял из двух светлиц, соединенных через сени. Кроме зданий, двор включал пруд, сад и огород.

Дворик находился между двором и гумницем и включал дом управляющего (хата с сенями и кладовкой), дом для дворовых слуг (две хаты, белая и черная, соединенные через сени). Рядом с домом управляющего стояла сырница на четырех столбах, амбар и клеть. Хозяйственные постройки дворика включали четыре старых сарая и отдельную овчарню.

Две старые клуни (вторая с овином), ток с двумя овинами, две конюшни и семь сеновалов составляли комплекс гуменных построек, гумнища. Здесь же находилось около тридцати переплотов — жердевых приспособлений для просушивания кормовых.

Уникальным памятником усадебно-паркового искусства района является фамильное имение Михала-Клеофаса Огинского в Залесье. В начале XIX в. имение принадлежало молодеченскому графу Франтишку-Ксаверию Огинскому. Последний передал его своему племяннику в 1802 году. Известный композитор выбрал этот живописный уголок сморгонщины, чтобы прожить здесь почти безвыездно двадцать лет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных