ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Валютная система и валютный контроль в нац-й экономике Беларуси.Национальная валютная система — это форма организации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством. Ее типовые составляющие: • национальная денежная единица; официальные золотовалютные резервы; валютный паритет и механизм формирования валютного курса; условия конвертируемости (обратимости) валюты; наличие или отсутствие валютных ограничений; порядок внешнеторговых расчетов страны; режим национального валютного рынка и рынка золота; статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны; связи с международной валютной системой в рамках межгосударственных соглашений. Национальная валютная система — составная часть денежной системы страны. Ее основой является установленная законом денежная единица государства, которая при использовании в международных экономических отношениях становится валютой. Валюта — национальная денежная единица, участвующая в международных торговых и финансовых операциях на законодательно закрепленной основе. Валютный курс (важнейший элемент валютной системы) — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах. Валютные курсы формируются на мировом валютном рынке взависимости от спроса и предложения, которые определяются многими факторами, прежде всего состоянием экономики страны. Наибольшее значение среди этих факторов имеет состояние платежного баланса. При его улучшении курс валюты повышается, поскольку спрос на нее возрастает. При ухудшении платежного баланса, т.е. при его дефицитности, курс валюты падает, поскольку спрос на нее отсутствует. Валютный рынок — это особый рынок, на котором осуществляются валютные сделки, т.е. обмен валюты одной страны на валюту другой по определенному номинальному валютному курсу. Номинальный валютный (обменный) курс — это относительная цена валют двух стран, или валюта Валютное регулирование составляет часть валютной политики и включает принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций. Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и др. Среди действий правительства, влияющих на валютный курс, можно выделить меры прямого и косвенного регулирования. Методы регулирования валютного курса могут быть направлены как на девальвацию — снижение курса валюты, так и на ревальвацию — повышение курса валюты. Это зависит от экономической ситуации в стране и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство. Валютный контроль — деятельность органов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь. Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет. Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, делятся на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Резиденты: • физические лица — граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство; • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РБ; • филиалы и представительства резидентов, находящиеся за пределами РБ; • дипломатические и иные официальные представительства; • Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством РБ. Нерезиденты: • физические лица — иностранные граждане и лица без гражданства; • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь; • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь; • дипломатические и иные официальные представительства нерезидентов, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами; • международные организации, их филиалы и представительства; • филиалы и представительства нерезидентов, находящиеся в РБи за ее пределами; • иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь. Валютные операции в Беларуси осуществляют только уполномоченные коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, получившие лицензии Национального банка.
56 Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси. Сущность, содержание. Социальный императив является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государственной политики вообще и в регулировании экономического развития в частности. Он реализуется в основном через социальную политику государства. Цели социальной политики реализуются посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны. Наиболее важными из них являются: Государственная программа «Культура»; Республиканская программа «Здоровье»; Национальная жилищная программа; Государственная программа развития спорта и туризма; Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»; Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи; Президентская программа «Дети Беларуси», в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-ин-валиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания» и т. д. В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала используется Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). По показателю наша страна переместилась с 67-го на 64-е место в мире. Преодолев пороговый показатель 0,800, Республика Беларусь перешла из категории стран со средним уровнем развития ЧП в категорию стран с высоким уровнем развития ЧП. Увеличение ИРЧП произошло за счет: 1) роста ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в 2005 году. 2) увеличения средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 68,2 лет до 68,7 лет. Согласно Докладу ПРООН о развитии человека 2007 г. Беларусь занимает 7 место в мире по уровню грамотности взрослого населения. Страна занимает 33-ю позицию по совокупному валовому коэффициенту охвата населения начальным, средним и высшим образованием (88,7 %), опережая такие высокоразвитые страны, как Германия, Япония, Швейцария, Люксембург. В совокупности Беларусь занимает 26-е место в мире по одному из наиболее важных статистических показателей - индексу уровня образования. По удельному весу государственных расходов на образование (6 % от ВВП) Беларусь остается одним из лидеров на постсоветском пространстве. Выше этот показатель только у Украины (6,4 %). По удельному весу государственных расходов на образование Беларусь также опережает такие высокоразвитые страны, как Австралия, Канада, Ирландия, Япония, Нидерланды, Франция, США, Испания, Австрия, Великобритания, Италия, Германия, Португалия. По удельному весу расходов на здравоохранение (6,2 % от ВВП) Беларусь опережает 22 страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала, включая Эстонию, Румынию и Россию. Беларусь достигла значительных успехов в борьбе с детской смертностью (в возрасте до пяти лет всего 12 случаев на тысячу живорожденных малышей). Беларусь входит в число 34 государств мира, где все население имеет устойчивый доступ к источникам питьевой воды улучшенного качества. Такого показателя не достигла ни одна другая страна СНГ. По такому показателю, как отношение оценки дохода от основной деятельности женщин к доходу мужчин, Беларусь (0,63) опережает 16 государств ЕС и находится на одном уровне с США. 57. Уровень и качество жизни населения: сущность, индикаторы Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые материальные компоненты по критериям соответствия мировым стандартам. В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды. Блок I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации. Блок II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильем и другой собственностью; социального обеспечения. Блок III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства. Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов. Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси (за исключением качественных характеристик). Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения включает следующие: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии. Важной составляющей статистического изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и первоочередных направлений социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения.
58 Денежные доходы и расходы населения: динвмика и структура Р егулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение уст-ого роста уровня жизни людей и сокращение бедности. Гл.ой целью политики доходов и платы труда становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения. Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др. Реальные денежные доходы — это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги. Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общ-венные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах. В целом уровень достижения рациональных норм и нормативов потребления на душу населения по большинству товаров составляет около 60—70 %. Высокая доля потребления продуктов питания (около 50 %) в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается уровень расходов на питание в структуре потребительских расходов, не превышающий 30 %. Сложно дать достоверную оценку уровня жизни населения без учета уровня пенсионного обеспечения, поскольку к категории пенсионеров относится четверть жителей страны. Основная суть этой одной из самых острых социальных проблем — низкие пенсии, не удовлетворяющие социальных потребностей пенсионеров, незначительная дифференциация их размеров, высокий тариф страховых взносов при недостаточности средств для финансирования пенсий приемлемого уровня. Политика в области пенсионного обеспечения в 1996—2000 гг. была направлена на повышение реального содержания пенсионных выплат, усиление дифференциации пенсий в зависимости от индивидуального стажа и заработной платы в прошлом, реформирование пенсионной системы, создание предпосылок для ее уст-ого развития. Социальной стабильности не способствуют и процессы социального расслоения по имущественному признаку, высокий уровень бедности в стране. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|