ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
С. М. Эйзенштейн.Избранные произведения, том 3, стр. 322—323, 384.2 Дзига Вертов. Статьи, дневники, замыслы. М., 1966, стр. 48. Взяв два опорных кадра, несущих важную смысловую нагрузку, я стремлюсь их не сблизить, не столкнуть, а создать между ними дистанцию. Идейный смысл, который я хочу выразить, достигается лучше всего не в стыке двух кадров, а в их взаимодействии через множество звеньев. При этом достигается гораздо более сильное и глубокое выражение смысла, чем при непосредственном склеивании. Повышается диапазон выразительности, и в колоссальной степени вырастает емкость той информации, которую способен нести фильм. Такой монтаж я и называю дистанционным. Здесь я должен пояснить «механику» дистанционного монтажа на материале моих фильмов. «Механика» эта целиком и полностью определялась одной задачей: выразить те мысли, которые меня волновали, донести до зрителя ту философскую позицию, которой я придерживаюсь. В фильме «Мы» первый опорный элемент дистанционного монтажа появляется в самом начале. Фильм начинается с паузы, за которой следует кадр: лицо девочки. Образное значение этого кадра еще не ясно для зрителя, ему передается только чувство задумчивости и тревоги. Здесь же включается музыка, а затем возникает пауза на затемнении. Второй раз лицо девочки появляется через 500 метров пленки, соединенное с тем же симфоническим аккордом. В конце фильма, в эпизоде репатриации, третий раз включается этот опорный элемент монтажа, но только в звуке: симфонический аккорд повторяется на кадре людей, вышедших на балкон. В таком построении легче всего увидеть элементарный повтор. Но функция этих монтажных элементов не сводится к повтору. Например, в моей первой картине «Горный патруль»1, рассказывающей о самоотверженных людях, повседневно обеспечивающих «зеленую улицу» поездам в горных ущельях Армении, тоже использован прием повтора кадров. Фильм начинается и кончается одинаковыми кадрами, изображающими рабочих-скалолазов, идущих с фонариками на темном фоне неба. Здесь между этими кадрами также есть расстояние. Но это расстояние (как и одинаковость кадров) в данном фильме не вызывает «дистанционное» воздействие, а приводит именно к повтору, к возвращению первоначального настроения, помогая лирическому завершению фильма. Такой же прием был применен и в фильме «Земля людей2, в целом построенном на принципиально ином методе Производство Ереванской студии, документально-хроникальных фильмов, 1964 г. 2 Производство учебной киностудии ВГИКа, Москва, 1966 г. монтажа—на ассоциативном столкновении кадров, связанных единой темой. Это тема постоянного открытия красоты мира, совершаемого человеком в его жизни и труде; она развернута на материале большого города, показанного в ходе рабочего дня. Этот фильм начинается и кончается изображением поворачивающейся скульптуры Родена «Мыслитель»—скульптуры, знакомой всем и давно ставшей символом вечной экспрессии человеческой мысли. Кроме функции повтора, придающего фильму поэтическую завершенность, здесь можно — в потенции — обнаружить и функцию дистанционного воздействия. В конце фильма роде-новский образ приобретает качественно иной смысл, чем в начале; финальным кадром как бы открывается новый цикл мысли, ждущий своего продолжения уже за пределами фильма. Что же касается фильма «Мы», то повторяющиеся монтажные элементы решительно выходят за рамки тех функций, в которых они выступали в картинах «Горный патруль» и «Земля людей». В фильме «Мы» они целиком выполняют задачу поддержки общей конструкции дистанционного воздействия. Кадр, показанный в данном месте, дает свое полное смысловое следствие только через некоторое время, после чего в сознании зрителя устанавливается монтажная связь не только между самими повторяющимися элементами, но и между тем, что их окружает в каждом случае. Таким образом, основные опорные элементы дают лишь самое конденсированное выражение темы, но при этом, связываясь на расстояниях, помогают смысловому развитию и эволюционированию даже тех кадров и эпизодов, с которыми они не имели прямой связи. Каждый раз эти элементы появляются в разном контексте, в различной смысловой конкретности. И самое главное — это монтаж контекстов. Сменяя контексты, мы достигаем углубления и развития темы. И когда в финале картины «Мы» снова звучит симфонический аккорд, нам становится ясным смысл изображения девочки в начале фильма. В этом тройном повторе (девочка в начале — девочка в середине— люди на балконе в финале) мы видим основную опору дистанционного монтажа. Но в фильме «Мы» есть и другие опорные элементы, данные в изображении и в звуке. Они появляются один за другим в первой половине фильма. Перечислю их: это вздохи, звучание хора, крупные планы рук, изображение гор. Потом эти элементы как бы ответвляются, некоторые части изображения и фонограммы смещаются на другие доли, размеры, длительности действия. Частью они перебрасываются в другие эпизоды, сталкиваясь с другими элементами и ситуациями. Но как только кадр девочки возникает вторично, все эти разъединенные элементы вновь перегруппировываются и, как бы получив новое задание, проходят в другой последовательности, в измененной форме, для выполнения новых функций. Сначала включается хор, затем вздохи (превратившиеся в крик), после этого — руки и, наконец, опять горы. Еще раз подчеркиваю: дистанционный монтаж может стро. иться и на изобразительных элементах, и на звуковых, и на любых соединениях изображения и звука. Организуя свои фильмы именно на таких соединениях элементов, я стремился к тому, чтобы эти фильмы стали подобиями живого организма, обладающими системой сложных внутренних связей и взаимодействий. Легко заметить, что в фильме «Мы» наиболее удачны первая и третья части. Они удачны именно потому, что в них в наибольшей степени сохранено воздействие дистанционного монтажа. Во второй части, в результате сокращений и замен, принципы дистанционного монтажа не «срабатывают». Отсюда слабость второй части, которая становится и слабостью всего фильма. На мой взгляд, это и стало причиной упомянутых замечаний, которые делались не по тем недостаткам, которые в этом фильме на самом деле есть, а по тем, которых в нем нет. Так что, когда система дистанционного монтажа найдена, то в нее уже невозможно вносить частные изменения, произвольно исключать тот или иной элемент. Эту систему нужно или принимать в целом, или отвергать в целом. Взаимодействию элементов на расстоянии, о котором я говорю, могут быть найдены некоторые аналогии в композиционных формах поэзии и музыки. Но эти аналогии носят внешний, а главное—описательный характер. Функциональность здесь настолько принципиально различна, что анализ таких аналогий требует специального внимания и развернутого, конкретного разговора. Остановлюсь еще на одном существенном свойстве дистанционного монтажа. В системе дистанционных связей не только модулируется смысловое значение тех или иных кадров, но и как бы изменяется и требует поправок привычное обозначение планов («общий», «средний», «крупный»). Например, финальный «общий» план картины «Мы»—люди, стоящие на балконах большого дома — в силу дистанционных связей приобретает функцию и звучание одного из самых «крупных» планов фильма. То же самое относится к эпизодам «Великие похороны» и «Репатриация», которые берут на себя одиночное значение «крупноплановых», хотя оба эпизода почти целиком состоят из сумм «общих» планов. Как в-идим, дистанционное воздействие здесь заменило значение «крупного» плана «общим», а «общего» плана «крупным». Таким образом, традиционное обозначение планов—«крупный», «средний», «общий»—приобретает характер условности и неустойчивости. Каждый раз действительный «титул крупности» может получить любой из трех, в зависимости от того задания и той нагрузки, которую возложит на него дистанционный метод. В результате, меняя место своего воздействия, дистанционный монтаж может привести как к преобладанию одного, так и к общему их уравновешению. Самая главная отличительная особенность дистанционного монтажа состоит в том, что монтажная связь на расстоянии устанавливается не только между отдельными элементами, как таковыми (точка с точкой), но, что самое важное,— между целыми совокупностями элементов (точка с группой, группа с группой, кадр с эпизодом, эпизод с эпизодом). При этом происходит взаимодействие между одним процессом и другим, противоположным ему. Это я условно обозначаю как блочный принцип дистанционного монтажа. В фильме «Мы» начальный эпизод «Великие похороны», который построен разными методами монтажа, в том числе и дистанционным, в своем целом выполняет новую функцию нового дистанционного воздействия. Эту «блочную» функцию мы замечаем после того, как в последнюю часть фильма включается эпизод «Репатриация». Вступая в дистанционное взаимодействие, эти эпизоды — блоки, с одной стороны, выявляют конкретность темы, а с другой, придают этой теме характер незавершенности, когда каждый эпизод заканчивается «в своих местах» с вопросительным знаком. Так, видя на экране эпизод похорон, мы прочитываем в нем автономный смысл конкретных похорон и воспринимаем образ народа в определенной жизненной ситуации. Свой автономный смысл имеет и финальный эпизод репатриации, где мы видим конкретный факт возвращения людей на оодину, а одновременно воспринимаем образ единения людей с природой. Но в силу того, что эти два «блока», разделенные известным сюжетным расстоянием, образовались при помощи одних и тех же тематических элементов (в одном — крупные планы рук, несущих гроб, и изображение низвергающихся гор; в другом — руки, сплетающиеся в объятии, и горы, которые здесь не
низвергаются, а вздымаются вверх), то взаимодействие на расстоянии происходит уже не только между этими элементами, но и — при помощи их — между целыми блоками-эпизодами. В итоге мы видим, как эти эпизоды «вырываются» за пределы автономных фактических тем и, в силу такого воздействия блочного монтажа, изменяют свою индивидуальность и образуют новую мысль, одновременно придавая каждому отдельному эпизоду новую окраску, новое осмысление, новое звучание: в первом случае — «потеря, смерть», во втором — «обретение, жизнь». Такой метод блочного монтажа применен также в фильме «Обитатели»1, а еще раньше в фильме «Начало»2. В основу фильма «Обитатели» положена идея гуманного отношения к природе и животному миру: «Остановись и оглянись, человек, к чему ты пришел?». Речь идет о наступлении человека на природу и возникающей угрозе нарушения природной гармонии. Фильм «Начало» посвящен великим революционным процессам социального преобразования мира. Этот фильм основан на сцеплении многих архивно-исторических кинодокументов. Здесь блочный метод воздействия использован по иным комбинациям элементов. Первый опорный участок монтажа — это группа кадров: взмах руки Ленина, появление титра «НАЧАЛО» и изображение бегущих людей времен Октябрьской революции. Второй опорный участок — это финальный эпизод, где вновь появляется титр «НАЧАЛО», но теперь на фоне множества бегущих людей, изображение которых взято из современной хроники социальной борьбы в разных странах мира. Я не останавливаюсь специально на других опорных элементах монтажа, как звуковых, так и изобразительных (музыка, звуки выстрелов, изображение рук, кадры молотобойцев и т. д.). Благодаря взаимодействию на расстоянии этих двух опорных блоков, все отдельные темы, отдаленные друг от друга, находятся в композиционном соподчинении разного рода и в то же время слагаются в законченное целое, несущее не только ощущение глубинных связей прошлого и настоящего, но и идею связи настоящего и будущего, придавая емкость и много-, плановость движению основной мысли о диалектической непрерывности и бесконечности общественного развития. Таким образом, разные темы, переброшенные на «разные концы» этих фильмов, благодаря блочному взаимодействию, становятся противоположными гранями одного и того же процесса. Если в фильме «Начало» я показываю постепенное развитие жизненного процесса от причин к следствиям, то в фильме Мы » обнаруживается обратный путь: от следствий к причинам. Сначала я показываю явление, а затем нахожу истоки этого явления, его историческое объяснение. Как мы видим, в фильме «Начало» историческое становится современным, а в фильме «Мы» современное становится историческим. Здесь выясняется еще одна принципиальная возможность, которую дает нам метод дистанционного монтажа. Как известно, Эйзенштейн в творческой полемике с Вертовым противопоставлял вертовскому «киноглазу» свой лозунг «кинокулака», вертовскому «вижу»—свое «понимаю». Это были два разных подхода, два разных отношения к идейной и монтажной трактовке исходного киноматериала. «Мысля на пленке», Вертов не отрывался от непосредственного наблюдения действительности; формируя снятое в поэтический образ, он сохранял фактическую первичность жизненного материала. Эйзенштейн сам создавал и формировал первичный материал своих фильмов, уже на этой стадии мысля его как «вторую реальность», что и давало ему возможность претворять историческое в современное, истолковывать современное как историческое. Сейчас уже можно говорить о том, что принципы Вертова и Эйзенштейна не только противостояли друг другу, но и согласовывались друг с другом. В обоих случаях речь шла, хотя и по-разному, о системе авторского миропонимания для измерения и оценки снятого материала. А опыт дистанционного монтажа в фильмах «Начало» и «Мы» показывает, в свою очередь, что задача идейной и смысловой организации и трактовки исходного материала (первичного или вторичного) требует не только «КИНОГЛАЗ» и «КИНОКУЛАК»— системы авторского миропонимания для измерения и оценки снятого материала, но и «КИНОМОГУ»—то есть, киносистему или кинометод для измерения системы авторского миропонимания.
1 Производство «Беларусьфильм», Минск, 1970 г. 2 Производство учебной киностудии ВГИКа, Москва, 1967 г. Для того, чтобы еще нагляднее выразить специфическое отличие принципа дистанционного монтажа, приведу следующие схемы.
Если монтажные связи, рассмотренные с точки зрения «стыка» или «интервала» между «соседними кадрами, можно обозначить так: Эта схема очень сильно упрощает действительную картину, поскольку дистанционное взаимодействие между кадрами и блоками происходит на разных расстояниях, через множество промежуточных звеньев, настолько сложными и извилистыми путями, что невозможно сразу дать проекцию общей формы их совокупного движения. Да здесь и нет надобности в этом. Скажу главное: дистанционный монтаж придает структуре фильма не форму привычной монтажной «цепи» и даже не форму совокупности различные «цепей», но создает в итоге круговую или, точнее говоря, шарообразную вращающуюся конфигурацию. Опорные кадры или участки, являясь наиболее «заряженными очагами» дистанционного монтажа, не только взаимодействуют с другими элементами по прямой линии, но и выполняют как бы ядерную функцию», поддерживая векторными линиями двустороннюю связь с любой точкой, с любым участком фильма. Тем самым они вызывают между всеми соподчиненными звеньями двустороннюю «цепную реакцию», с одной стороны — нисходящую, с другой — восходящую. Опорные участки, связываясь такими линиями, образуют с двух сторон большие круги, одновременно увлекая за собой в соответствующее вращение все остальные элементы. Они вращаются встречными центробежными направлениями, захваты-ваясь друг в друге и как бы «крошатся», подобно зубцам плохо расположенных шестерен. Каждый раз, в любом месте, в любом отрезке экранного времени они постоянно меняют свое положение и свое очертание, что и придает воздействию фильма своеобразный эффект пульсации или дыхания. При дистанционном методе взаимодействие между всеми монтажными элементами происходит настолько быстро, мгновенно, практически одновременно, что величина скорости находится вне зависимости от величины расстояния между ними. Если методика, основанная на стыке рядом стоящих кадров, по существу, создавала межкадровые расстояния, «интервалы», то дистанционный монтаж, «стыкуя» кадры через расстояние, настолько, крепко сцепляет их, что, по существу, упраздняет это расстояние. Дистанционный монтаж — это не фонд готовых автономных приемов, которые можно применять как угодно. Это метод выражения авторской и режиссерской мысли, и применять его можно только так, как требует каждый раз данная мысль, данный замысел. Нужно заранее — исходя из конкретной идейной задачи— определить и знать, какие элементы могут и должны вступать во взаимодействие на расстоянии, знать их тематический состав. Нужно заранее программировать все пути их следования, способы развития, формы и траектории сложного движения, смену всевозможных углов и координат, которые они создают на каждом отрезке времени, начиная от точки отправления и кончая точкой прибытия. Одним словом, нужно выяснить все с самого начала для того, чтобы полностью контролировать все процессы и точно обеспечить ход восприятия фильма. Свойства и особенности дистанционного монтажа, которые здесь обнаружились, уходят своими корнями настолько глубоко, что дают основу для нового объяснения природы кинематографа и законов киноискусства. Например: метод дистанционного монтажа основывается не на том «непрерывном взаимодействии между фонограммой и изображением», как это описывали Вертов и Эйзенштейн, а на непрерывном взаимодействии между «диффузионными» процессами, где, с одной стороны, изображение разлагается фонограммой, а с другой стороны—фонограмма разлагается изображением. Отражение этих процессов по некоторым признакам можно найти и на экране, хотя там их трудно уловить. Но если внимательно разобраться, то обнаружим, что изображение, идущее на экране, в силу того, что оно развертывается деталь за деталью, не охватывается в целом раньше деталей (как это свойственно пространственным видам искусства), а наоборот, воспринимаясь именно посредством зрения, приобретает очертания целого постепенно, из частностей, следующих одна за другой, и связываемых воедино в нашем сознании Ю А. Пелешян при обязательном участии памяти. А это, как мы знаем, свойственно временным видам искусства. Получается как бы видение общих очертаний архитектуры не целиком, а деталь за деталью, следующими одна за другой и складывающимися в целое не при помощи зрения только, но главное — при помощи памяти: не в пространстве, а во времени. Протекание во времени придает неустойчивость пространственным формам, а с другой стороны, пространственная динамика придает неустойчивость временным формам. И отсюда на экране оказывается, что «слышу»—это неустойчивое состояние видения, а «вижу»—это неустойчивое состояние слушания. Таким образом, подобное состояние разных компонентов фильма, которые, взятые порознь, находятся не на своих «территориях» и лишены своей устойчивости, дает дополнительное подтверждение тому, что на экране происходит не прямое взаимодействие между разными пространственными и временными компонентами, а именно взаимодействие между противоположными и неустойчивыми процессами, где, с одной стороны, функционирует изображение в состоянии превращаемой фонограммы, а с другой,— функционирует обращенность этого процесса: фонограмма в состоянии превращаемого изображения. Поскольку при дистанционном монтаже элементы пространственных и временных искусств, хотя и находятся в неустойчивом процессе разложения, но никогда не сливаются, а держатся неизменно на расстоянии, то можно заметить, что произведение киноискусства при этом уже не образуется за счет синтеза пространственных и временных искусств как таковых, а образуется за счет тех баз, на которых порознь образуются сами эти искусства, пространственные и временные. Иными словами, кинематограф, основанный на методе дистанционного воздействия, уже не может быть назван синтетическим искусством, так как он уже не «пьет воды» из литературы, музыки, живописи, а «пьет» из той среды, откуда «пьют свои воды» литература, музыка, живопись. Отсюда вытекает, что рождение киноискусства не следует рассматривать как синтетическое, механическое или немеханическое слияние разных видов искусств. Не оно рождается от них, а наоборот, они в принципе должны были бы родиться от него — несмотря на то, что известный нам объективный исторический процесс привел к тому, что мы имели, видели и знали «рожденных» раньше, чем «рождающего». Вернемся теперь к образу чудовища, которое пожирает то, от чего само рождается. Пусть этот образ уже не кажется странным или абсурдным: это есть один из самых чудовищных выводов, вытекающих из теории дистанции. Метод и система дистанционного монтажа не отрицают и не зачеркивают монтажные методы Эйзенштейна и Вертова, а только «радиус действия» их методов при дистанционном воздействии сокращается и выполняет ограниченную, предельную функцию. Я убежден, что кинематограф, основанный на методе дистанционного монтажа, способен раскрывать и объяснять такие связи между известными и неизвестными явлениями окружающего нас мира, которые не могли бы быть раскрыты кинематографом, исходящим из теории «интервала» и «стыка» рядом стоящих элементов. Кино дистанционного монтажа способно и раскрывать любые формы движения: от низших и элементарных, до высших и сложнейших. Оно способно говорить одновременно языком искусства, философии и науки. Здесь уместно вспомнить происхождение понятия КИНЕМАТОГРАФ от греческих слов, обозначающих: «записывающий движение». Свой фильм «Мы» и свои предыдущие работы я рассматриваю как поисковые. Метод создания образа, который я обнаружил, еще не получил в этих фильмах полного и законченного выражения. Именно поэтому сделанные мною фильмы представляют собой не итог поискав, а только этап, хотя и очень важный для меня этап. До сих пор мне приходилось работать только с документальным материалом. В игровом кинематографе этот опыт поможет добиться убедительности и достоверности в создании среды и атмосферы, достичь драматического напряжения. Я верю, что в игровом кино могут и должны найти применение принципы дистанционного монтажа. Включая в себя актерскую игру и цвет, игровой кинематограф поможет развернуть все возможности этого метода, которые уже не будут ограничиваться документальной средой. Для этого я считаю необходимым использовать все те возможности кинематографа, которые были открыты нашими учителями. Но развитие кино требует находить и новые возможности художественного выражения.
В этом смысле я и приводил старую историю об изобретении колеса. Заканчивая, в заключение хочу сказать: если Вертов, опираясь на свой метод монтажа, рассматривающий взаимодействие рядом стоящих элементов, приглашал кинематографистов в «чистое поле», к относительности пространства и времени (к теории относительности Альберта Эйнштейна), то дистанционный метод монтажа, опираясь на сложные формы взаимодействия разных процессов на расстоянии, переходит предел, за которым наши представления и наши законы пространства и времени не применимы, предел, за которым одни, рождаясь, не знают, кого убивают, другие, умирая, не знают, кого рождают. 1971, март—январь, 1972. МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ ФИЛЬМА «МЫ» (с раскадровками) Начало музыки. (Симфония. Фрагмент.) 1. 18 м 42 к Кр. В глубокой печали застыло скорбное лицо маленькой девочки. В ЗТМ Конец музыки. Тишина. 2. 20 м 45 к НДП Автор сценария и режиссер АРТАВАЗД ПЕЛЕШЯН (Наплыв) Операторы: ЛАЭРТ ПОГОСЯН ЭЛИСБАР КАРАВАЕВ КАРЕН МЕСЯН (Наплыв) 4. Монтаж Л. ВОЛКОВА Звукорежиссер Ф. АМИРХАНЯН Редактор Ш. ТАТИКЯН (Наплыв) 5. Ассистенты: Л. ДАВТЯН Р. ОГАНЕСЯН А. ОВСЕПЯН (Наплыв) 6. 15 м 35 к Темный экран. Без изображения. (Вздохи)
7. 1 м 40 к Общ. Из ЗТМ В ЗТМ (Вздохи) 8. 1 м 45 к Темный экран. Без изображения. (Тишина)
9. 2 м 00 к Общ. Из ЗТМ В ЗТМ (Вздохи) 10. 0 м 45 к Темный экран. Без изображения. (Тишина) 11. 2 м 00 к Общ. Из ЗТМ Наезд. (Крик: Э-ге-гей) 12. 2 м 05 к Общ. Наезд. Горы. (Крик: Э-ге-гей) 13. 2 м 07 к Общ. Наезд. Горы. (Крик: Э-ге-гей) Горы.
14. 2 м 15 к Общ. Наезд. Горы. (Крик: Э-ге-гей) 15. 2 м 01 к Общ. Наезд. Горы. (Крик: Э-ге-гей) 16. 8 м 32 к Кр. Черное солнце, (Взрыв) Начало музыки. (Хор с оркестром) 17. 1 м 27 к Кр. Многочисленные руки несут гроб. 18. 1 м 10 к Ср. Неистово ревущие волны. (Шум ревущих волн) 19. 1 м 25 к Кр. Многочисленные гроб. 20. 1 м 10 к Ср. Неистово ревущие волны. (Шум ревущих волн) 21. 1м 27 к Кр. Многочисленные гроб.
22. 1 м 10 к Ср. Неистово ревущие (Шум ревущих волн) 23. 1 м 28 к Кр. Многочисленные руки несут гроб. 24. 1 м 16 к Общ. Низвергаются горы. (Взрыв) 25. 1 м 29 к Кр. Многочисленные руки несут гроб. 26. 1 м 16 к Общ. Низвергаются горы. (Взрыв) 27. 12 м 23 к Кр. Многочисленные руки несут гроб. 28. 2 м 00 к Общ. Бесконечный людской поток, заполнивший до отказа улицы. 29. 6 м 00 к Общ. По улице города движется похоронная процессия. 30. 2 м 36 к Общ. Движется похоронная процессия. 31. 4 м 03 к Общ. Автомашины прокладывают себе путь среди бесчисленного людского потока. 32. 3 м 12 к Общ. Со всех сторон все больше и больше людей вливается в ряды идущей процессии. 33. 1 м 45 к Общ. Люди торопливо расступаются, давая дорогу идущей процессии. 34. 3 м 24 к Общ. Бесконечный людской поток. Площадь. 35. 3 м 07 к Общ. Бесконечный людской поток. Площадь. 36. 26 м 18 к Общ. Масса народа колышется, как море. 37. 5 м 18 к Ср. ПНР Плавно надгробного «Ангела», Продолжение кадра № 37 38. 2 м 42 к Общ. Спадает с города траурный тюль. Конец музыки. (Хор с оркестром) 39. 4 м 06 к
Общ. Утренний город. (Глухие удары пресса) 40. 4 м 43 к Общ. Утренний город. Наезд. (Глухие удары мощного пресса) 41. Ом 16 к Кр. Мозолистые руки вырывают камни из земли. (Удары пресса) 42. О м 33 к Кр. Руки вырывают камни. (Удары пресса) 43. 0 м 34 к
Кр. Руки вырывают (Удары пресса) 44. 0 м 26 к Кр. Руки вырывают камни. (Удары пресса) 45. О м 38 к Кр. Руки вырывают камни. (Удары пресса) 46. О м 27 к Кр. Руки вырывают камни. (Удары пресса) 47. О м 44 к Кр. Руки вырывают камни. (Удары пресса) 48. О м 15 к Кр. Руки вырывают камни. (Удары пресса) 49. О м 36 к Кр. Руки вырывают камни. (Удары пресса) 50. О м 19 к Кр. Руки вырывают камни. (Удары пресса) 51. О м 25 к Кр. Руки поворачивают гаечный ключ. (Естественные шумы) 52. О м 50 к Кр. Тронулись колеса состава. (Шумы) И А. Пелешян 53. 1 м 15 к Кр. Руки поворачивают гаечный ключ. (Шумы)
54. 2 м 08 к Кр. Закрывая жется колесо (Шумы) 55. 0 м 44 к Кр, Руки поворачивают гаечный ключ. (Шумы) 56. 1 м 00 к Кр. Колесо поезда в движении. (Шумы) О м 35 к Кр. Руки поворачивают гаечный ключ. (Шумы) 58. 2 м 10 к Кр. Колеса самолета в движении. (Шумы) 59. 0 м 32 к Кр. Руки поворачивают гаечный ключ. (Шумы) 60. 1 м 04 к
Кр. Колеса поездов (Шумы) 61. 6 м 32 к Кр. Колеса самолета в движении. (Шумы) 62. 2 м 50 к Кр. Потное лицо рабочего. (Шумы) 63. 0 м 51 к Кр. Руки рабочего в мазуте. (Шумы) 64. 2 м 23 к Ср. ПНР. Группа каменщиков за работой. (Шумы)
65. Юм 30 к Общ. ПНР. Люди высокой мачте. (Шумы) Продолжение кадра № 65 66. 3 м 04 к Общ. ПНР. Группа рабочих тянет веревку. (Шумы) Продолжение кадра № 66 165 67. 1 м 12 к Кр. Две женщины в ожидании смотрят в окно автобуса. (Шумы) 68. О м 49 к Кр. Двое мужчин в ожидании смотрят в окно автобуса. (Шумы) 69. 1 м 00 к Ср. Мотоциклист в ожидании стоит за автобусом. (Шумы) 70. 1 м 31 к Ср. Водитель другой автомашины читает газету. (Шумы) 71. 2 м 37 к Кр. Водитель такси сидит за баранкой и в ожидании ест виноград. (Шумы) 72. 1 м 26 к Кр. Стоит агитационная машина «ГАИ» с репродукторами. (Шумы) 73. 4 м 00 к Кр. На грузовике с рычанием трется о решетки лев. 74. 4 м 00 к Общ. На фоне стоящих машин, пересекая улицу, маневрирует паровоз. 75.2 м 10 к Ср. На фоне стоящих машин со стуком проносятся колеса паровоза. 76. 2 м 10 к Кр. На грузовике трется о решетки лев. 77. 3 м 35 к Ср. На фоне стоящих машин со стуком проносятся колеса паровоза. 78. 2 м 35 к Ср. Стоит мотороллер на фоне автобуса. 79. 5 м 10 к Ср. Водитель автобуса готовится к отходу. 80. 8 м 20 к Ср. Огромная порция дыма из выхлопной трубы грузовика обволакивает мотороллер и водителя. Продолжение кадра № 80 Лродолжение кадра № 80 169 Продолжение кадра № 80 Начало музыки (Народная, на дудуке) 81. 2 м 25 к Кр. Скачут лошади по городу. 82. 4 м 16 к Кр. Скачут лошади. (С движения) 83. 8 м 25 к Кр. Задумчиво улыбаясь, едет старушка, плавно покачиваясь в такт движению старинного фаэтона. (С движения) 84. 2 м 36 к Ср. По городу проезжает колонна легковых автомашин иностранных марок. 85. 3 м 36 к Общ. С дымом и грохотом проносится маленькая старая автомашина с шаткими колесами. М 00 к Кр. В фаэтоне с неподвижными взглядами едут двое лысых мужчин. (С движения) 87. 5 м 10 к Кр. Мягко улыбаясь, проезжает старушка в старинном фаэтоне. (С движения)
М 30 к Общ. С грохотом покачиваясь на стыках, несется по рельсам старинный трамвай с пассажирами. 89. 2 м 20 к Ср. Проносится старый трамвай, наполненный молодыми пассажирами, любителями сенсаций. 90. 2 м 24 к Ср. Проносится трамвай, привлекая к себе внимание прохожих. 91. 6 м 15 к Ср. Проносится трамвай. (Другой ракурс) 92. 3 м 42 к Ср. С беспрерывной трелью назойливого колокольчика мчится трамвай. 93. 1 м 35 к Ср. Почетный эскорт едет по улице, провожая важного гостя. 94. 2 м 00 к Кр. Едут в машине солдаты. 95. 2 м 27 к Кр. Из -окна проезжающей машины видна группа людей, спасающихся от дневной жары в тени деревьев. 96. 4 м 25 к Ср. Из поливочной машины бьет струя воды по прохожим. (Конец музыки) 97. 3 м 25 к Ср. Проносится колонна пожарных автомашин. (Сирена автомашин) 98. 6 м 25 к Начало музыки. (Народная, на дудуке) Общ. Люди толкают разбитую автомашину марки «Волга-М21»„ * 99. 3 м 10 к Ср. Подъемные краны из ямы достают разбитую машину. 100. 1 м 20 к Ср. У разбитых автомашин толпятся люди. (Конец музыки) 101. 1 м 10 к Ср. У автомашин толпятся люди. (Удары барабанов) 102. 6 м 26 к Ср. У автомашин толпятся люди. (Удары барабанов) 103. 3 м 00 к Кр. Рука бьет по барабану. 104. 1 м 30 к Кр. Люди тащат барана. 105. 1 м 30 к Кр. Руки бьют по барабану. 106. 1м 00 к Кр. Люди тащат барана. 107. 1м 00 к Кр. Руки бьют по барабану. 108. 0 м 22 к Кр. Люди тащат барана. 109. 0 м 40 к Кр. Руки бьют по барабану. 110. 1м 20 к Кр. Руки несут две курицы. 111. 1 м 37 к Кр. В корзине несут двух гусей. Начало музыки. (Женский голос с хором) 12 А, Пелешян
112. 1м 25 к Ср. В машине везут козу. 113. 1м 20 к Ср. У Эчмиадзинского двое тащат барана. 114. 1 м 15 к Ср. Вдоль стены храма идут двое с баранами. 115. 1 м 27 к Ср. Под стеной Эчмиадзинского храма идет священник. 116. 1м 36 к Ср. Под стеной Эчмиадзинского храма идет милиционер. 117. 1 м 00 к Ср. Под стеной идут две девушки. 118. 1м 22 к
Ср. Идет пожилая черном. 119. 1 м 30 к Ср. Идут двое на костылях. 120. 1 м 38 к Кр. Идут двое в папахах. 121. 2 м 27 к Ср. Парень на плечах поднимает барана в гору. 122. 1 м 15 к Ср. Парень на плечах поднимает барана в гору. 123. 1 м 35 к Кр. В Эчмиадзинском храме горят свечи. 124. 1 м 33 к Кр. Руки зажигают и ставят свечи. 125. 0 м 16 к Кр. Руки зажигают свечи. 126. 1 м 18 к Кр. Руки зажигают свечи. 127. 0 м 37 к Кр. Руки зажигают свечи.
128. 1 м 47 к Кр. Девушка в темных очках, в которых отражаются блики горящих свечей. 129. 4 м 20 к Кр. В храме стоит пожилая женщина в очках. 130. 5 м 00 к Кр. Сквозь толпу Вазген I. 131. 0 м 38 к Кр. Идут епископы. (Гости РПЦ) 132. 1 м 15 к Ср. Идут митрополиты. (Гости РПЦ) 133. 1 м 10 к Ср. Идут архиепископы. (Гости ГПЦ) 134. 2 м 20 к Ср. Идут священники. 135. 2 м 25 к Общ. Идут священники. 136. 5 м 00 к Ср. Идут кардиналы. (Гости РКЦ) Продолжение кадра № 136 Продолжение кадра № 136 137. 1 м 21 к Ср. Протянутые руки в храме. 1 84 138. 4 м 28 к Ср. Люди поднимаются в гору, таща за собой палатку, в которой сидят дети. 139. 6 м 00 к Ср. Люди длинными рядами поднимаются в гору. 140. 4 м 50 к Кр. Люди поднимаются в гору. 141. 4 м 45 к Общ. Многотысячная толпа поднимается в гору. (Вид сверху) 142. 2 м 45 к Общ. Все больше и больше людей вливается в ряды идущих. (Отъезд) 143. 8 м 22 к Общ. Многотысячная толпа поднимается в гору. Крепость «Эребуни». (Отъезд) 144. 5 м 23 к Общ. Медленно хлопая крыльями, поднимаются в воздух птицы. (Конец музыки) 145. 1 м 02 к Кр. Вспыхивают мощные искры. Работает сталевар у доменной печи. (Взрывы) 146. 1 м 01 к Кр. Сталевар у печи. Мощные искры. (Взрывы) 147. 0 м 25 к Кр. Руки бросают камень. 148. 0м 25 к Кр. Мощные искры. Сталевар у печи. (Взрывы) 149. 0 м 17 к Ср. Руки бросают камень. 150. 0 м 33 к Кр. Мощные искры. Сталевар у печи. (Взрывы) 151. О м 17 к Ср. Руки' бросают камень. 152. О м 29 к Кр. Мощные искры. Сталевар у печи. (Взрывы) 153. О м 17 к Ср. Руки бросают камень. 154. Ом 35 к Кр. Мощные искры. Сталевар у печи. (Взрывы) 155. 0 м. 24 к Ср. Руки бросают камень. 156. 0 м 33 к Кр. Мощные искры. Сталевар у печи. (Взрывы) 157. 2 м 06 к Кр. Крепкие мускулистые руки работают с перфоратором. Начало музыки. (Современная. Ритмичная) 158. 4 м 45 к Кр. Мускулистые руки с перфоратором. (Другой ракурс). Крики с эхом. Э-ге-гей. (Наложение на музыку) 159. 0 м 40 к Кр. Горы. Вертикальная ПНР 160. 1 м 45 к Кр. Мускулистые руки с перфоратором. (Другой ракурс). Крики с эхом. Э-ге-гей. 161. 1 м 25 к Кр. Горы. Вертикальная ПНР (Конец музыки) 162. 0 м 18 к Кр. Мужчина резко оборачивается в сторону объектива. 163. 0 м 17 к Кр. Девушка резко оборачивается в сторону объектива. (Тишина) 164. 0 м 16 к Кр. Резко оборачивается другая девушка. (Тишина) 165. 0 м 20 к Кр. Оборачивается пожилой человек. (Тишина) 166. 2 м 00 к Общ. Горы. Вертикальная ПНР. (Тишина) 167. 11 м 45 к Кр. Вновь на экране скорбное лицо маленькой девочки. Начало музыки. (Симфония. Фрагмент. Повтор.) 168. 1 м 36 к Общ. Взрывается мост. (Современная хроника). (Взрыв. Наложение на музыку) 169. 1 м 20 к Общ. Разбегается толпа. (Современная хроника) 170. 1 м 00 к Общ. Взрывается здание. (Хроника) 171. 1 м 05 к Общ. Бегут по улице демонстранты. (Хроника) 172. 1 м 05 к Общ. Бегут демонстранты. (Хроника) 173. 2 м 05 к Общ. Бегут люди. (Хроника). 13 А. Пелешян 174. 2 м 00 к Общ. Мощный взрыв. 175. 1 м 33 к Общ. Мощный взрыв. (Повтор) 176. 3 м 44 к Общ. Мощный взрыв. (Повтор) В ЗТМ Конец музыки. 177. 4 м 00 к Темный экран. Без изображения. 178. 10 м29 к Темный экран. Без изображения. (Тишина. Редкие вздохи) 179. 1 м 23 к Общ. Из ЗТМ исторические развалины ЗТМ (Вздохи) 180. 1 м 25 к Темный экран. Без изображения. (Тишина) 181. 2 м 00 к Общ. Из ЗТМ исторические развалины. ЗТМ (Вздохи) 182. О м 47 к Темный экран. Без изображения. (Тишина) 183. 2 м 15 к Общ. Из ЗТМ исторические развалины. Наезд. ЗТМ (Вздохи) 184. 7 м 33 к Кр. С рыданием обнимаются женщины. Начало музыки. (Хор с оркестром) * 185. 5 м 48 к Кр. Плачет девушка, руками закрывая лицо. 186. 1 м 28 к
Кр. Плачет женщина, закрывая лицо. 187. 1 м47 к Кр. Пла'чет девушка. 188. 2 м 30 к Кр. Плачет мужчина. 189. 1 м 15 к Кр. Лицо мужчины в глубокой печали. 190. 4 м 08 к Кр. Скорбное лицо мужчины. 191. 5 м 04 к Кр. В глубокой печали застыли в объятиях женщины. Продолжение кадра № 191 192. 1 м 23 к Кр. Обнимаются люди. 193. 4 м 05 к Кр. Печально наклонил голову мужчина. 194. 7 м 36 к Ср. Один ищет своих родственников среди приезжих, среди встречающих. Продолжение кадра № 194 195. 2 м 51 к Общ. Гонение целых районов. (Старая хроника) 196. 4 м 24 к Общ. Официальные встречи Кайзеровской Германии. (Старая хроника) 197. 3 м 13 к Ср. Мать обнимает сына, возвратившегося на Родину. 198. 1 м 11 к Общ. Разгоняются люди. (Старая хроника)
199. 0 м 16 к Общ. Разгоняются (Старая хроника) 200. 0 м 44 к Общ. Гонение целых районов. (Старая хроника) 201. 1 м 28 к Общ. На улице, избивая, разгоняют людей. (Старая хроника) 202. 1 м 01 к Ср. Объятия женщин после репатриации. 203. 1 м 49 к Общ. Из рук матери вырывают младенца. (Старая хроника)
204. 1 м 12 к Общ. Разгоняются люди. (Старая хроника) 205. 1 м 37 к Ср. Встреча людей. Возвращение на Родину. 206. 1 м 19 к
Общ. Гонение новых (Старая хроника) 207. 1 м 45 к Ср. Встреча возвратившихся Родину людей. 208. 1 м 37 к Общ. Гонение людей. (Старая хроника) 209. 1 м 10 к Общ. Гонение людей. (Старая хроника) 210. 1 м 31 к Ср. Встреча людей, возвратившихся на Родину. 211. 1 м 10 к Общ. Гонение людей. (Старая хроника) 203
212. 0 м 35 к Ср. Встреча репатриантов. 213. 0 м 29 к Общ. Мчится конница. (Старая хроника) 214. 1 м 11 к Ср. Лица плачущих людей.
215. 1 м 00 к Кр. Обнимаются люди. 216. 3 м 18 к Кр. Целуются люди. 217. 8 м 12 к Кр. Целуются люди. 218. 2 м 09 к Ср. Лица плачущих 219. 3 м 25 к Ср. Лица плачущих людей. 220. 2 м 11 к Кр. Лица плачущих людей. 221. 3 м 44 к Кр. Лица плачущих людей. Целуются люди. Продолжение кадра № 221 Продолжение кадра № 221 222. 24 м 26 к Кр. Волнующая встреча людей, волею судьбы оказавшихся разбросанными по чужим стра нам во всем мире. Люди плачут. Но это слезы радости, слезы счастья. Продолжение кадра № 222 Продолжение кадра № 222 Продолжение кадра № 222 207 223. 5 м 35 к Кр. Обнимаются люди. Наложение на музыку барабанного боя и крики: Э-ге-гей. 224. 1 м 30 к Кр. Неистово ревущие волны. 225. 1 м 30 к Кр. Встреча людей. 226. 1 м 00 к Кр. Неистово ревущие волны. (Взрывы) 227. 1 м 30 к Кр. Волнующая встреча людей. 228. 0 м 43 к Кр. Вздымаются вверх горы. (Взрывы) 229. 1 м 30 к Кр. Волнующая встреча людей. 230. 0 м 43 к Кр. Вздымаются вверх горы. (Взрывы) 14 А. Пелешян
231. 1 м 30 к Кр. ПНР. Встреча людей. 232. 0 м 43 к Кр. Вздымаются (Взрывы) 233. 1 м 30 к Кр. ПНР. Встреча людей. 234. 0 м 48 к Ср. Бежит масса народа. (Взрывы) 235. 1 м 35 к Ср. ПНР. Мелькают лица людей. 236. 1 м 21 к Ср. Бежит масса народа. (Взрывы) 237. 1 м 13 к Ср. Бежит масса народа. (Взрывы) 238. 1 м 17 к Ср. Мелькают лица людей.
239. 1 м 27 к Ср. Бежит масса (Взрывы) 240. 0 м 28 к Руки поднимают камень, (Взрывы) 241. 0 м 26 к Кр. Руки поднимают камень. (Взрывы) 242. 1 м 19 к Кр. Гора. ПНР. Вертикальная. (Взрывы) 243. 0 м 26 к Кр. Руки поднимают камень. 244. 1 м 15 к Ср. Гора. ПНР. Вертикальная. (Взрывы) 245. 0 м 19 к Кр. Руки поднимают камень. 246. 1 м 32 к Ср. Гора. ПНР. Вертикальная. (Взрывы) 213 247. О м 20 к Кр. Руки поднимают камень. 248. 1 м 30 к Ср. Гора. ПНР. Вертикальная. (Взрывы) 249. 0 м 45 к Общ. Протянутые руки людей. Прощание. 250. 2 м 46 к Общ. Отступают горы. (Взрывы) 251. 3 м 04 к Общ. Протянутые руки людей. Продолжение кадра № 251 252. 3 м 08 к Общ. Отступают горы. (Взрывы) 253. 2 м 36 к Общ. Протянутые руки людей. 254. 2 м 23 к Общ. Отступают горы. (Взрывы) 255. 2 м 22 к Общ. Отступают горы. (Взрывы) 256. 8 м 01 к Общ. Отступают горы. (Взрывы) 257. 6 м 00 к Общ. Отступают горы. В ЗТМ (Взрывы) Конец музыки. (Хор с оркестром) 258. 5 м 31 к Темный экран. Без изображения. (Тишина) Продолжение кадра № 258 259. 5 м 14 к Общ. Люди стоят на балконе и смотрят вдаль. Отъезд. Начало музыки. (Симфония. Фрагмент. Повтор.) 260. 8 м 04 к Общ. Гора Арарат. Отъезд. 261. 4 м 47 к Кр. Титр: «Мы». (Конец музыки) Наезд. В ЗТМ Составитель АНЕЛКА ГРИГОРЯН На юбилейном фестивале ВГИКа лучшей из 30 художественных, документальных, научно-популярных, хроникальных и телевизионных кинолент признана документальная картина А. Пеле-шяна «Начало», посвященная великому революционному преобразованию мира. «Правда», 2 декабря 1967 г., Москва. Лучшим фильмом года признана лента А. Пелешяна «Начало». На прошлом фестивале была отмечена его картина «Земля людей». Нынешний принес ему большой успех: главный приз фестиваля, приз журнала «Искусство кино», «За талантливый дебют» и награду от делегации Польской киношколы г. Лодзи. «Советская культура», 7 декабря 1967 г., Москва. «Начало»—отличный фильм. Эмоциональная и впечатляющая, эта короткая лента смотрится и воспринимается буквально на одном дыхании. Режиссер Пелешян выбивает в нашем сознании образ времени, образ прошедших 50 лет как единого исторического мгновения, как начало новой эры человечества. «Московский комсомолец», 7 декабря 1967 г., Москва. Картина «Начало» точна и лаконична по мысли, эмоциональна, зажигательна. В ней поэтически осмысливается понятие «октябрьское движение масс», начало которому было положено Лениным. В фильме интересен неоднократно возникающий образ — символ рабочего — кузнеца: удар молота — и идут в наступление наши войска, удар молота — и падают фашистские знамена к подножию Мавзолея... Взрыв бомб над Хиросимой и Нагасаки. Люди молятся о мире. Чем кончится этот бег истории? Лента о многом заставляет задуматься. «Советский экран», № 5, 1968 г., Москва. Пелешян привлек внимание чувствительной и очень поэтической поэмой к 50-летию Октября, названной просто—«Начало». Это кинематографический монтаж, составленный удивительно об истории революции этого века, революции, которая потрясла мир с 1917 г. до наших дней. Революция — перманент- на, она не кончается — как об этом подсказывает титр конца фильма, соответствующий титру начала фильма. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|