ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЧАСТЬ 6 Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки. Педагогические средства восстановленияРис. 25.1 Педагогические средства восстановления работы, использование средств активного отдыха. Большое значение в качестве средства восстановления имеет компенсаторная работа — упражнения, выполняемые с невысокой интенсивностью (существенно ниже уровня порога анаэробного обмена - 30-50% МПК). Такая работа обеспечивает интенсивный кровоток в мышцах и в то же время не приводит к производству лактата, а, напротив, способствует интенсификации процесса его устранения. Продолжительность такой работы между основными упражнениями в процессе тренировки обычно колеблется в диапазоне 30—120 с, а между стартами в соревнованиях 5—15 мин. Малоинтенсивная работа в паузах между отдельными упражнениями оказывает тем большее положительное влияние, чем выше была интенсивность предыдущих упражнений. Например, скорость удаления лактата после предельных нагрузок гликолитического характера при пассивном отдыхе 0,02 — 0,03 гл~ьмин-1. При физических нагрузках, интенсивность которых достигает 50 % уровня МПК, скорость удаления лактата может возрасти до 0,08 —0,09 гл_,-мин-1, что связано с ускорением кровотока через работающие мышцы. Проведенные исследования убедительно продемонстрировали, что занятия с малыми и средними нагрузками являются действенным фактором управления процессами восстановления после занятий с большими нагрузками. Однако интенсификация процессов восстановления после тренировочных занятий с большими нагрузками наблюдается лишь в том случае, если в дополнительных занятиях применяется работа принципиально иной ГЛАВА 25 Средства восстановления и стимуляции работоспособности направленности, при выполнении которой работоспособность определяется преимущественным функционированием других систем и механизмов. Подробно останавливаться на возможностях педагогических средств восстановления здесь нет необходимости, так как эти вопросы нашли отражение в разделах, в которых рассматривались различные аспекты построения процесса подготовки. Отметим лишь, что рациональное построение различных звеньев процесса подготовки, начиная от подбора тренировочных упражнений и заканчивая планированием макроциклов, предполагает использование всего комплекса педагогических средств, способных оказать положительное влияние на протекание процессов восстановления после отдельных упражнений, нагрузок занятий, микроциклов и т. д. Не следует забывать и об условиях, способствующих эффективному протеканию восстановительных процессов — создании благоприятного психологического микроклимата при про- ведении занятий и соревнований, рациональной организации отдыха и досуга и т. п. Психологические средства. Психологические средства восстановления в последние годы получили широкое распространение. С их помощью удается быстро снизить нервно-психическую напряженность, устранить состояние психической угнетенности, быстрее восстановить затраченную нервную энергию, сформировать четкую установку на эффективное выполнение тренировочных и соревновательных программ, довести до границ индивидуальной нормы напряжение функциональных систем, участвующих в работе. Психологические средства весьма разнообразны (рис. 25.2). К важнейшим из них относятся: аутогенная тренировка и ее модификация — психорегулирующая тренировка, внушенный сон-отдых, самовнушение, видеопсихологическое воздействие. Значительное влияние на психическое состояние спортсмена оказывают условия тренировки и соревнований, организа- Рис. 25.2 Психологические средства восстановлен ия ЧАСТЬ 6 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|