![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ БОКСА В ИНСТИТУТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВ Советском Союзе подготовка тренеров по боксу осуществляется в институтах физической культуры. Бокс как спортивная дисциплина представляет собой систематизированный курс теории и практики, базирующийся на научных основах физического воспитания. В процессе обучения студенты овладевают знаниями в области истории, теории и методики бокса, а также организационно-методическими навыками в технике и тактике бокса Непосредственную учебно-методическую работу по боксу осуществляет кафедра бокса. Она же ведет научно-исследовательскую работу по специальности Учебная работа по курсу бокса проводится в форме лекций, семинарских, практических, методических и лабораторных занятий, учебной практики, самостоятельного выполнения домашних и курсовых заданий. Лекции охватывают важнейшие вопросы теории, истории и методики бокса. Они преследуют цель изложить курс теории предмета в соответствии с современной советской наукой о физическом воспитании. Лекции должны быть идейно направленными, воспитывающими молодежь в духе советского патриотизма и беззаветной преданности делу коммунизма. Лекции могут быть: а) установочными — отражающими сущность взглядов советской педагогической науки на вопросы воспитания, образования и обучения, конкретизирующими эти взгляды в частной методике бокса: б) посвященными узкоспециальным вопросам бокса Чтение теоретического курса бокса координируется с практическими разделами программы так, чтобы лекция служила введением в тот или иной раздел практики. План теоретического курса бокса составляется в соответствии с общим учебным планом института, причем учитывается время, отводимое смежным научным дисциплинам, а также то, что изучение какой-либо дисциплины дает студенту известную подготовку для последующего углубленного изучения вопросов теории бокса. Например, вопросы биомеханики бокса целесообразно читать после курса динамической анатомии, вопросы тренировки — после курса физиологии и т. д. Так же надо подходить и к повторению пройденного учебного материала, рассматривай его под новым углом зрения, чтобы более углубленно разобрать какое-нибудь явление или понятие. Такое координирование учебного процесса имеет целью сделать доступными для восприятия студентов те или иные разделы курса теории бокса, развивать у студентов умение обобщать и конкретизировать в частной методике бокса положения смежных научных дисциплин и тем самым решать задачу взаимосвязи теоретического анализа и практической работы по боксу. Семинарские занятия посвящаются разбору и обсуждению вопросов, связанных с учебной программой, требующей детальной разработки в порядке обсуждения. Семинарские занятия могут быть проведены для закрепления знаний, полученных на лекциях, или для текущей проверки знаний студентов. Семинарские занятия стимулируют творческую инициативу студентов, развивают умение самостоятельно анализировать различные положения теории и практики бокса, умение связывать опыт педагогической работы с научной теорией. Организуя эти занятия, преподаватель заранее подготавливает тему для разбора или поручает доложить ее одному или нескольким студентам. Разбираться могут особенности методики ведущих советских тренеров, их педагогическое мастерство, манера боя виднейших боксеров; построение и содержание учебных и методических пособий по боксу; организация, судейство, итоги текущих состязаний и т. д. Практические занятия преследуют цель привить студентам навыки в технике и тактике бокса, умение правильно пользоваться различными упражнениями, что чрезвычайно важно для будущей педагогической деятельности. На протяжении всего курса обучения студенты овладевают средствами и методами физической подготовки не только на занятиях, посвященных физической подготовке, но и на каждом практическом занятии. Преимущественный подбор средств и методов физической подготовки определяется направленностью того или иного семестра, а конкретный выбор средств общей и специальной физической подготовки — задачами того или иного урока. Методические занятия бывают практическими и теоретическими. На них преподаватель знакомит студентов с различными методическими приемами обучения и тренировки в боксе, разъясняет, как используются эти приемы в условиях работы с разными по возрасту, подготовленности группами занимающихся. Лабораторные занятия — самостоятельные работы студентов, проводимые под руководством преподавателя в спортивном зале, методическом кабинете или специально оборудованном помещении для изучения материальной части научной аппаратуры и получения необходимых навыков по оборудованию и текущему ремонту боксерского инвентаря. Учебная практика направлена на формирование у студентов профессионально-педагогических навыков обучения, проведения занятий, судейства, подготовки общественных кадров, составления программно-методической документации, начальных навыков организации и проведения научно-исследовательской работы. Формирование профессиональных навыков осуществляется на теоретических и практических занятиях путем выполнения заданий. Практика по проведению занятий осуществляется в боксерском зале в часы академических занятий, где студенты поочередно выполняют роль преподавателя, совершенствуя свои навыки в преподавании бокса.
* * *
Перечисленные выше формы организации учебных занятий используются по определенной системе и в определенной последовательности, которые дают возможность наилучшим образом связать теоретические знания со спортивными и профессиональными навыками и умениями. Изучая какой-либо раздел курса, например ближний бой, студенты сначала слушают лекцию, всесторонне освещающую его содержание, затем на практических занятиях осваивают технику и тактику ближнего боя, на методических занятиях знакомятся с методикой его преподавания, а на занятиях по учебной практике учатся самостоятельно преподавать. Цикл завершается семинаром, на котором обсуждаются основные вопросы теории и практики ближнего боя.
* * *
Самостоятельная работа студентов состоит в изучении программного материала по учебным пособиям н дополнительным литературным источникам, в выполнении отдельных домашних заданий и курсовой работы. Кроме того, студенты участвуют в деятельности студенческого научного кружка, регулярно тренируются для повышения своей спортивно-технической подготовленности. Самостоятельная работа студентов — прямое выражение принципа активности в учебном процессе. Она дает возможность лучше усваивать учебный материал, правильно и прочно закреплять полученные знания. Домашние задания выполняются в соответствии с теоретическим и практическим разделами программы. Кафедра бокса должна иметь перечень тем домашних заданий. Тема может быть посвящена либо узкому вопросу теории или практики бокса, либо быть комплексной, т. е. охватывать ряд вопросов. Комплексная тема выполняется группой студентов. Например, в широкую тему «Тренировка» могут входить вопросы организации тренировки, планирования ее, гигиенического режима и т. д. Подтемы распределяются среди студентов, и работа их координируется кафедрой. Выбор тем должен быть свободным: каждый студент выбирает ту тему из пройденного материала программы, которая вызывает у него больший интерес. Курсовая работа рассматривается как составная часть выпускного экзамена. Темы курсовых работ рекомендуются тематическим списком кафедры или избираются самим студентом. Планы курсовых работ утверждаются кафедрой. Работая над темой, студент консультируется на кафедре бокса и кафедрах теоретических дисциплин. Работу над курсовой темой лучше всего организовать п студенческом научном кружке. Студенческий научный кружок — общепринятая в советской высшей школе форма занятий. В ней выражается стремление студентов к самостоятельной научной разработке тем предмета будущей специальности. Научный кружок возглавляется научным руководителем, назначенным кафедрой. С помощью заведующего кафедрой и выбранных из числа студентов председателя и секретаря кружка научный руководитель организует и планирует всю работу. Кружок должен собираться не реже двух раз в месяц. Занятия представляют собой доклады научных работников на темы, интересующие членов кружка, сообщения студентов об их работе над той или иной темой. Практикуются просмотры учебно-научных фильмов. Каждый член научного кружка должен активно работать над избранной им темой и участвовать в обсуждении вопросов, стоящих на повестке заседаний кружка. Лучшие работы студентов, членов научного кружка, обсуждаются на общеинститутских научных конференциях. Занятия по повышению спортивного мастерства служат для совершенствования студентов в боксе. Занятия носят учебно-тренировочный характер; организуются они во внеурочные часы под руководством тренеров, готовящих студентов к состязаниям. Состязания должны быть составной частью обучения и воспитания студентов. Тренировочные занятия организуются в течение всего года; планируются они в зависимости от календарного плана состязаний центрального, республиканского и городского советов Союза спортивных обществ и организаций. Педагогическая практика студентов, специализирующихся по боксу, осуществляется на последних курсах обучения, когда студенты имеют уже достаточную педагогическую подготовку и знакомы с различными формами организации учебно-спортивной работы. Педагогическая практика осуществляется на последних курсах обучения, когда студенты имеют уже достаточную педагогическую подготовку и знакомы с различными формами организации учебно-спортивной работы. Педагогическая практика организуется в секциях бокса спортивных организаций и учебных заведений. Основная цель педагогической практики — предоставить возможность студентам ознакомиться со всеми формами организации учебно-спортивной работы по боксу в конкретных условиях спортивного коллектива. Задачи практики — закрепить знания студентов в области теории и практики бокса и их педагогические навыки в учебных и тренировочных занятиях. Программа практики содержит перечень всех видов работы, которую должны выполнять студенты-практиканты: планирование работы по боксу, самостоятельная организация и ведение учебно-тренировочных занятий, организация состязаний и участие в них в качестве судьи, организация агитационных выступлений по боксу и др. В обязанности методиста, наблюдающего за практикой, входит: 1) консультация: а) при составлении индивидуального плана практики применительно к особенностям коллектива, в котором проходит учебная практика; б) при составлении рабочих планов на период обучения в зависимости от уровня подготовленности занимающихся и текущих задач учебно-спортивной работы коллектива; 2) методический разбор занятий; 3) учет выполнения плана и программы практики; 4) контроль за правильностью методической документации. При оценке практики студентов учитываются: качество занятий, качество учебной документации, своевременность выполнения заданий и производственная характеристика с места практики. Судейская практика имеет целью дать возможность студентам до окончания института получить подготовку и квалификацию судьи по боксу. Теоретическая подготовка студентов по судейству осуществляется на специальных лекциях и семинарских занятиях, предусмотренных программой института. Судейскую практику студенты получают на официальных состязаниях, организуемых внутри института, и на состязаниях «открытый ринг». Практика подсчета очков и заполнения судейских записок организуется на любых состязаниях по боксу. Студенты заранее получают необходимое количество судейских записок и судят встречи с мест для зрителей. Записки затем разбираются преподавателем на семинарских занятиях при активном участии всей группы. Следует рекомендовать студентам чаще принимать участие в судействе состязаний, в особенности «открытого ринга» для новичков.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие к четвертому изданию 3 Введение 5 Глава 1. Краткие сведения о развитии бокса 7 Кулачные бои в древнем мире — Кулачные бои у народов нашей страны 11 Бокс на голых кулаках в Англии 14 Современный бокс за рубежом 15 Развитие отечественного бокса 18 Глава 2. Техника бокса 24 Основы техники бокса, ее классификация и терминология — Основные положения боксера 25 Удары 33 Защита 53 Контрудары 66 Двойные удары и защита от них 90 Серии ударов и защита от них 94 Глава 3. Тактика бокса 98 Значение тактики в бою на ринге — Наступательные и оборонительные действия 101 Условия боя на различных дистанциях 105 Тактическая организация боя 111 Руководство боксерами в процессе турнира 120 Глава 4. Упражнения боксера 125 Общая характеристика упражнений боксера — Общеразвивающие упражнения - 127 Специальные упражнения 147 Глава 5. Организация и планирование учебно-спортивной работы в секции бокса 174 Организация работы в секции бокса — Формы организации занятий 176 Планирование и учет работы секции 177 Оборудование места для занятий боксом 185 Глава 6. Основы методики обучения боксу 189 Задачи обучения боксера-новичка — Воспитание в учебно-тренировочном процессе 192 Принципы и методы обучения боксера 195 Основные методические приемы обучения технике бокса.204 Основы построения урока бокса 208 Содержание курса обучения боксера-новичка 211 Глава 7. Основы тренировки боксера 232 Цели и задачи тренировки — Всестороннее развитие физических качеств — Совершенствование технических навыков 238 Развитие тактического мышления 241 Психологическая и волевая подготовка боксера 242 Тренирующее значение соревнований 248 Применение максимальных нагрузок 249
Планирование тренировки — Построение тренировочных занятий 257 Гигиена и режим тренировки 268 «Спортивная форма» боксера 273 Предупреждение переутомления 275 Предупреждение спортивного травматизма 276 Врачебный контроль в тренировке 279 Самоконтроль в процессе тренировки — Акклиматизация спортсмена перед соревнованиями 282 Тренировка в условиях горного климата 283 Глава 8 Спортивная работа с юными боксерами 285 Значение спортивной работы по боксу с молодежью — Организация учебно-спортивной работы по боксу с юношами 286 Особенности методики занятий по боксу с подростками (13—14 лет) 288 (15—16 лет) 291 Тренировка и состязания по боксу старших юношей (17—18 лет) 294 Молодежная группа боксеров (19—20 лет) — Глава 9. Совершенствование боксеров младших спортивных разрядов 295 Задачи дальнейшего совершенствования боксера — Содержание курса обучения и тренировки боксеров младших спортивных разрядов 296 Общие требования и индивидуальный подход к боксерам... 302 Индивидуальная манера боя боксера 303 Глава 10. Совершенствование боксеров старших спортивных разрядов 308 Стиль боксирования советских мастеров ринга — Перспектива спортивного совершенствования — Основные требования к организации и методике тренировки мастеров ринга 311 Организация тренировки 315 Подготовка сборной команды к соревнованиям 318 Общие мероприятия по подготовке к международным состязаниям 323 Глава 11. Соревнования и судейство их 325 Приложения
Константин Васильевич Градополов БОКС Редактор Л. Г. Трипольский Переплет художника И. И. Шапенкова Художественный редактор Е. М. Галинский Технический редактор А. А. Доценко Корректор 3. Г. Самылкина
Изд № 2575. Сдано в набор 18/IX 1964 г Подписано к печ. 5/1 1965 г. Формат 60х90 1/16 Объем 21,25 печ. л. 21,56 уч. изд. л., А02505 Тираж 30 000. Цена 64 коп. Заказ 1180
Издательство «Физкультура и Спорт» Государственного комитета Совета Министров СССР по печати Москва, ул. Карла Маркса, 20 Отпечатано с матриц Первой Образцовой типографии им. А. А. Жданова в Московской тип. № 4 Главполиграфпрома Государственного комитета Совета Министров СССР по печати. Москва, И-41, Б. Переяславская, 46
* Терещенко А. Быт русского народа Ч. 3, Спб, 1847, стр. 80—83. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|