Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3. Понятийный аппарат коррекционной педагогики




План лекции:

1. Основные понятия, связанные с формированием коррекционной педагогики как науки.

2. Проблема единой терминологии и классификаций для лиц с нарушениями психического и физического развития.

3. Основные современные термины, зафиксированные в нормативно-правовых документах и используемые в области специального образования.

4. Основные категории детей с нарушениями в развитии.

 

1. Основные понятия, связанные с формированием коррекционной педагогики как науки.

До 1920-го года лечением и обучением детей с отклонениями в психическом развитии занимались врачи психиатры. В широком употреблении был принят заимствованный из-за рубежа (Германии) такой термин как «лечебная педагогика». Основной подход - лица с ОПФР нуждаются не только в медицинской помощи, но и в осуществлении этой помощи педагогическими методами.

Исторически сложилось так, что детей с ОПФР изучали в русле всестороннего подхода к развитию человека, в русле дефектологии.

В 90-х гг. за рубежом проблемами детей с особенностями занимались в рамках гуманистических традиций (парадигм). Вместо термина «дефектология» появляется термин «коррекционная педагогика», где акцент делался не на дефекте, а на коррекции. Термин «коррекция» мог быть использован только в отношениях к технологическим компонентам специальной педагогики, либо среде в которой находится ребенок. С начала 90-х гг. термин «коррекционная педагогика» стал использоваться общей педагогикой для обозначения педагогической помощи детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях. Гуманизация общественного сознания и современное социальное право считает неэтичным использование терминологии, смыслом которого является исправление коррекция человека или его качеств. Считается, что человек имеет право на индивидуальность, и общество должно учитывать это и в том числе имеет право на ограниченную жизнедеятельность. Считается, что общество обязано предложить помощь, а не коррекцию, а человек может ее принять.

Термин «специальная педагогика» имеет иной сущностный смысл: личностное развитие, удовлетворение особых образовательных потребностей, реабилитацию и абилитацию средствами образования. «Специальная педагогика» является общепринятым международным педагогическим термином, т.к. сообразуется с современными гуманистическими ориентациями системы образования. В Европе при понимании термина «специальная педагогика» ориентируются на англ. Корень «special» – особый, индивидуальный, этот термин подчеркивает личностную ориентированность и на решение индивидуальных проблем конкретного человека. В США специальное образование охватывает проблемы образования всех детей отличающихся от нормы, в т.ч. и одаренных. В то же время большая часть специалистов понимает под специальной педагогикой – работу с детьми с недостатками в развитии.

2. Проблема единой терминологии и классификаций для лиц с нарушениями психического и физического развития.

Первоначально в 1917-70х гг. в специальной педагогике отсутствовала собственная терминология, использовались термины педагогические, обозначающие патологические особенности, анатомо-физиологические отличия при тех или иных отклонениях. В основном преобладали термины связанные с этиологией и симптоматикой. Постепенно накопилась научная информация, заимствованная из медицины: диагностика, коррекция, аномалия, дефект, слабоумие, слепой и т.п.

С 1970-х г. начала развиваться психология и в педагогику пришли психологические термины: минимальная мозговая дисфункция, ЗПР, дети с трудностями обучения, дети с трудностями в адаптации.

Настоящее время характеризуется беспорядочным использованием терминов из смежных областей, а также использованием терминов, которые не отражают сущности обозначенных предметов и явлений. С другой стороны для объяснения одного и того же объекта в разных научных областях используют свою терминологию.

В специальной педагогике используются термины в медицинском и социальном контексте.

3. Основные современные термины, зафиксированные в нормативно-правовых документах и используемые в области специального образования.

Основные термины, используемые в области специального образования:

Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья(лицо с особыми образовательными потребностями) – лицо имеющее физические и/или психологические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Недостаток – физический или психический недостаток, подтвержденный медико-психолого-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социально-экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке, временный или постоянный недостаток в развитии и/или функционировании органа человека либо хроническом, соматическом или инфекционном заболевании.

Психологический недостаток – подтвержденный в установленном порядке, временный или постоянный недостаток в формировании развития человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в т.ч. аутизм, последствия повреждения мозга в т.ч. УО, ЗПР, создающую трудности в обучении.

Сложный недостаток – совокупность физических и/или психических недостатков.

Тяжелый недостаток – физический и/или психологический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами, в т.ч. специальным, является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков или элементарной профессиональной подготовки.

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) -условия обучения и воспитания, образовательные программы, методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение – образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4. Основные категории детей с нарушениями в развитии.

У педагогов наибольшую популярность имеет следующая классификация нарушений в развитии:

1.Дети с сенсорными нарушениями.

2. Дети с интеллектуальными нарушениями (ЗПР).

3. Дети с нарушениями речи.

4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5. Дети с комбинированными расстройствами.

6. Дети с искаженным или дисгармоничным развитием.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных