ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптацииПлан лекции: 1. Современное понятие интеграции. 2. Идеи педагогики Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера и интегрированное обучение. 3. Виды и формы интеграции. 4. Направления и содержание социально-педагогической помощи. 1. Современное понятие интеграции. Интеграция в общество человека с особыми потребностями означает процесс и результат, предоставление ему прав и реальных возможностей, участие во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях компенсирующего отклонения в развитии. Принципы интеграции закрепляются в Декларации прав ребенка, в Декларации о правах личности с отклонениями в интеллектуальном развитии, в Декларации прав инвалидов. Противники идеи интеграции выделяют следующие аргументы: - неоднородный состав класса наносит ущерб хорошо успевающим ученикам; - дети с трудностями в обучении, находятся в невыгодных условиях конкуренции и не получают необходимого внимания. В РБ идея интеграции начала реализовываться в 1995-1996 гг., на основе временного Положения об интегрированном обучении детей с ОПФР. 2. Идеи педагогики Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера и интегрированное обучение. Гуманистические образовательные системы на сегодняшний день в основном представляют несколькими основными педагогиками: 1. педагогика М. Мантессори 2. педагогика Р. Штайнера. Основополагающие принципы образовательной системы Мантессори: - антропологический; - принцип условий свободы развития ребенка; - принцип концентрированного внимания; - принцип особого места педагога в системе образования; - принцип индивидуализации обучения; - принцип социального воспитания при интеграции. М. Мантессори можно назвать сторонником интеграционного обучения. В ее понимании интеграционное обучение должно опираться на индивидуальный образовательный маршрут, который может быть единым для нормально развивающихся детей и для детей с ОПФР. Принципы педагогики Р. Штайнера: - антропоцентризм; - образование ребенка должно строиться на его потребностях, а не на социальном заказе общества; - гармоничное развитие всех составляющих; - обучение должно идти от общего к частному, от идеи до реализации - историчность; - цикличность; - эвристичность; В его школе обучались дети с нарушением слуха и интеллекта. При обучении этих детей положительную роль сыграла широкое использование наглядных средств обучения (картины, таблицы, схемы). Индивидуальный подход к воспитанию детей позволили им реализовать положительные человеческие качества. 3.Виды и формы интеграции. В РБ выделяют следующие организационные формы интеграции: - классы интегрированного обучения с наполняемостью до 20 человек - специальные классы в общеобразовательной школе с соответствующей наполняемостью; - коррекционно-педагогические консультации. Показания к интеграции: - раннее выявление нарушения; - желание родителей; - возможность обеспечить интеграционную программу развития, эффективную квалифицированную коррекционную помощь. Приняты Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов интеграционного обучения и воспитания (от 28.08.2006г.) и Постановление министерства. Основные виды интеграции: - социальная образовательная; - физическая; - функциональная (деятельностная); - социоэтальная. Формы: - интернальная; - экстернальная. Различают несколько моделей интегрированного обучения (по Малофееву). 4.Направления и содержание социально-педагогической помощи. Социально-педагогическая помощь при интегрированном обучении идет по трем направлениям: работа с родителями, работа с педагогами, работа с детьми. Социально-педагогическая помощь предполагает: - обучение детей воспринимать и оценивать себя как личность; - развитие положительной Я-концепции; - обучение выражению чувств; - формирование умения воспринимать другого человека, сочувствовать и помогать ему; - учить принимать компромиссные решения; - формировать умения соблюдать правила совместной жизни. Оказание социально-педагогической помощи предполагает использование модели психолого-педагогического сопровождения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|