Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 11. Принципы, методы, средства обеспечения коррекционно-направленного образовательного процесса




План лекции:

1. Принципы, методы и формы организации образования в коррекционной педагогике.

2. Традиционные средства коррекции. Требования к дидактическому материалу.

3. Альтернативные средства коррекции.

4. Особенности организации педагогического общения с детьми с особыми потребностями.

1.Принципы, методы и формы организации образования в коррекционной педагогике.

Принципы:

- принцип педагогического оптимизма;

- принцип ранней педагогической помощи;

- принцип коррекционно-компенсирующей направленности;

- принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования;

- принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании;

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода;

- принцип необходимости специального педагогического руководства.

Методы обучения в специальном образовании:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации;

- методы контроля и самоконтроля.

В специальном образовании специфическую окраску приобретают методы беседы, работы с учебником, наглядные методы.

Методы воспитания:

- информационные: беседа, личный пример, встречи;

- практические действия: приучение, упражнения;

- побудительно-оценочные методы: порицание и наказание.

Формы обучения и воспитания:

- групповые формы (основная форма обучения — урок);

- индивидуальные;

-индивидуально-групповые.

Вспомогательные формы — кружки, олимпиады, соревнования, конкурсы.

2.Традиционные средства коррекции. Требования к дидактическому материалу.

К традиционным средствам коррекции относят:

- слово;

- печатные средства;

- музыкальные средства;

- изобразительные средства;

- ручной труд;

- художественно-речевая деятельность;

- театрально-игровая деятельность;

- технические средства;

- компьютерные технологии.

Наибольшее распространение получили следующие компьютерные программы:

1) «видимая речь» (позволяет работать над высотой голоса, темпом и интонацией речи, над формированием и коррекцией произношения);

2) «экранный чтец» (предназначена для слабовидящих и слепых).

Дидактический материал способствует развитию наблюдательности и внимания, умения сравнивать, анализировать, выстраивать логическую последовательность. Он бывает предметным, изобразительным и словесным. Предъявляется с учетом возраста и типа нарушений.

3. Альтернативные средства коррекции.

При работе с детьми с особенностями в развитии особое место занимают невербальные средства общения и обучения. Также средства принято рассматривать и как альтернативные средства коммуникации. Основное место среди невербальных средств занимают дактильная и жестовая речь (разговорная и калькирующая). Эти средства обучения обычно применяются при работе с глухими, а жестовая - с глухими, умственно отсталыми и с детьми с аутизмом. Аналогичным образом передается информация через зрительное восприятие устной речи, когда информация считывается с лица или губ. Сочетание словесного и жестового языка называется тотальная коммуникация и используется при обучении глухих.

Пиктографическое «символьное» письмо - пиктограммное и диаграммное общение. В данном случае общение осуществляется за счет использования системы социальных символов, общих знаков, пиктограмм, фото, наборов цветных и черно-белых тематических картинок.

Система Брайля — разновидность пиктограммного письма, рельефно-точечные шрифты для письма и чтения незрячими.

Семантография ( блиссимволика) - один из самых развитых и популярных в мире графических языков, представляет собой упрощенный вариант китайского идеографического языка.

Все большую популярность в последнее время приобретает «система обмена рисунками». Каждому ребенку предлагают свой словарь рисунков, который соответствует речевому развитию.

ЛЕБ-система. В ней используется 60 символов с напечатанными под ними соответствующими словами.

Система Макатон — словарь жестовой речи 9 уровней и соответствующий словарь пиктограмм.

Фонетическая система речевых коммуникаций Кьюд Спич. Каждый звук имеет свой код (форму губ, рук).

4. Особенности организации педагогического общения с детьми с особыми потребностями.

Педагогическое общение – общение между педагогом и учащимся, в процессе которого решаются образовательные, коррекционные и развивающие задачи. Функции педагогического общения: общение как источник знания (образовательная), создание условий для формирования личности, средства коммуникации, общение как способ управления учащимися, общение как средство приобщения к ценностям культуры, творческая.

Требования к организации оптимального общения: управление своим поведением (мимика, пантомимика, визуальное взаимодействие, жестикуляция, тактильный контакт, детали внешнего образа), завладением внимания, владением чтением по лицу, умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешнему проявлению, умение подавать себя в общении с учащимися, правильное вербальное общение, умение устанавливать речевой и неречевой контакт с детьми. Среди уровней коммуникации выделяют поверхностный, информационный, уровень мнений, эмоциональный уровень, уровень прозрачности.

Этапы коммуникации.

Первый. Установление эмоционального контакта с ребенком.

Второй. Повышение психической активности ребенка.

Третий. Продуктивное педагогическое общение за счет использования кооперации, конкуренции, конструктивных конфликтов.

Стадии коммуникации: моделирование общения, организация непосредственного общения, управление общением, анализ результата.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных