Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 13. Коррекция нарушений сенсомоторики у детей с особенностями психофизического развития




План лекции:

1. Коррекция нарушений сенсорики.

2. Полисенсорный подход к обучению и сенсорная интеграция.

3. Цель, направления и средства коррекции нарушений моторики.

4. Международное движение Special Olympics.

1. Коррекция нарушений сенсорики.

Около 60 % нормально развивающихся дошкольников нуждаются в стимуляции сенсорного развития. Дети с нарушениями развития, и в частности, с сенсорными расстройствами (которые бывают элементарными – нарушения светоощущения, цветоощущения; сложными – форма предмета, пространственное отношение) испытывают затруднения при самостоятельном использовании сохранных анализаторов.

Коррекция – это система медико-психолого-педагогических мероприятий, направлена на исправление или ослабление физических и психических нарушений.

На основе эталонов формируются различные сенсорные представления по этапам:

1. Привлечение внимания к признаку (цвет, форма, звук)

2. Соотнесение признака с сенсорным эталоном

3. Соединение представления и слова

4. Умение выделить нужный признак по представлению в окружающей обстановке (в различных положениях, по сигнальным меткам)

5.Включение представлений в деятельность (рисование, конструирование).

Коррекция зрительной сферы.

Задания и упражнения, применяемые для коррекции зрительной сферы:

1. Разложи от самого тёмного до светлого, от малого до большого.

2. Подбери по свойству (цвету, форме, величине).

3. Найди такой же по свойству.

4. Узнай предметы по его части или контуру.

5. Изобразить что-то, что обладает конкретными свойствами.

Учебный материал: цветная бумага, пластик, ткани, плоскостные и объемные геометрические фигуры, мозаика, разрезные картинки, картинки с ошибками, сборно-разборные игрушки.

Коррекции слуха.

Выделяют 4 этапа коррекции слуха:

1. Подготовительный

2. Дофонемный

3. Фонемный

4. Интегративный

На подготовительном этапе необходимо подготовить слух к восприятию вербальных и невербальных звуков, обеспечить активацию слухового внимания.

На дофонемном этапе основная цель – формирование акустических образов неречевых звуков. Упражнения направлены на развитие слухового внимания, дифференциации слуховых ощущений – обнаружение одинаковых и различных сигналов, развитие слуховой памяти и слухового контроля.

На фонемном этапе происходит усвоение фонематической и фонетической системы языка.

Интеграционный этап предполагает введение слов в лексико-грамматические конструкты.

Коррекция осязания.

К осязанию относят тактильные, температурные, болевые ощущения. Основные задачи коррекции осязания:

1. Различение структуры и качества поверхностей на уровне пассивного словаря.

2. Усвоение основных характеристик (гладкий-шероховатый, пушистый-колючий) с использованием в речи.

Учебный материал: образцы различных поверхностей, различные виды бумаги, ткани, древесины, металла, пластика, рельефные изображения, тактильные мешочки, весовые наборы.

Коррекция обоняния и вкуса.

Предлагается различить продукты питания по вкусу и запаху, по приятности, температуре, зрелости/готовности, ориентироваться в пространстве по запаху, делать предположения о событиях.

2.Полисенсорный подход к обучению и сенсорная интеграция.

При наличии сенсорных нарушений прибегают к проведению сенсорно-моторных тренингов или занятий, которые строятся на полисенсорном подходе, который предполагает включение максимально возможного количества анализаторов при знакомстве с новыми объектами. Этот метод предполагает развитие органов чувств в статике. Сенсорный тренинг предназначен для развития активности восприятия и воображения и представляет собой комплекс дидактических манипулятивных игр, направленных на стимуляцию зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового, кинестетического анализаторов, а также решение проблемных ситуаций творческого характера. Сенсорные тренинги проводят в сочетании с психомоторными. Психомоторный тренинг рассчитан на интенсивную стимуляцию мышечной системы и двигательной ловкости пальцев, при таких заданиях, как имитация узора.

Широкое распространение приобрело направление – сноезелен (голл. - осознание жизни, стимуляция красотой) – создание и обустройство специальных сенсорных комнат, которые играют стимулирующую и расслабляющую роль. Появилась в Нидерландах, 20 лет назад.

В последнее время большое распространение получил метод сенсорной интеграции, разработанный Джин Айрис в США – предполагает единое восприятие сенсорных сигналов, стимулирующих интегративную деятельность мозга. Согласованная совместная работа различных отделов головного мозга расширяет компенсаторные возможности высшей нервной деятельности. Это метод динамический, так как различные ощущения (зрительные, тактильные и др.) и представления возникают в процессе движения (лазание по канату и гимнастической лестнице, катание на качелях, гамаке, роликах или скейтборде игра в мяч и др.). В работе задействованы все части тела, которые подвергаются вестибулярной, проприоцептивной и тактильной стимуляции. Основная задача – обеспечить возникновение сенсорных импульсов и контролировать их, особенно импульсы от вестибулярного аппарата, мышц, суставов и кожи в таком виде, чтобы ребенок самостоятельно формировал необходимые реакции в ответ на сенсорные раздражители.

3.Цель, направления и средства коррекции нарушений моторики.

Мелкая моторика – тонкие дифференцированные движения пальцев. Цель работы над мелкой моторикой – формирование навыков самообслуживания и обучения ремеслам.

Мелкая моторика развивается в следующих видах деятельности:

· Сжатие.

· Откручивание.

· Закручивание.

· Комканье бумаги.

· Протягивание, натягивание.

· Нанизывание.

· Лепка, конструирование, мозаика.

· Выкладывание фигурок из спичек.

· Прокалывание.

· Вырезание по контуру.

· Раскрашивание.

· Штриховка.

· Сборка пирамиды.

· Различные ремёсла (вышивание, плетение, выжигание, вязание).

Можно использовать пальчиковую гимнастику - комплекс упражнений для рук, сопровождаемый стишками.

Цель коррекции общей моторики – преобладание недостатков физического статуса.

Основные направления коррекции моторики:

1. Лечебная физкультура (средство коррекции).

2. Утренняя гимнастика.

3. Уроки физкультуры, физкультминутки, спортивные игры и т.д.

4. Ритмика.

5. Кинезотерапия – система моторного переобучения двигательного стереотипа. В основном касается детей с ЦДП.

6. Лечебный массаж и мануальная терапия.

7. Гидротерапия.

8. Иппотерапия – реабилитация посредством верховой езды. Тепло лошади способствует расслаблению мышц. Ребенок учится держать равновесие, у него вырабатывается условный рефлекс ходьбы, так как шаг лошади совпадает с шагом человека

9. Дельфинотерапия. Дельфины не реагируют на здорового человека.

10. Подвижные игры.

4.Международное движение Special Olympics.

В настоящее время большое распространение получили специальные олимпийские игры (Special Olympics) – международное физкультурно-спортивное движение, в котором участвуют инвалиды. Основано Юнис Кеннеди Шрайвер в 1968 году. Сегодня распространенно в 120 странах мира, в нём принимают участие более 1 млн. людей, IQ ниже 80 от 8 лет и старше. Белорусский комитет Special Olympics как общественная организация существует с 1992 года. Тренировки проходят по 17 видам спорта.

Официальные летние виды спорта: плавание, легкая атлетика, баскетбол, кегли, велоспорт, конный спорт, футбол, гимнастика, роликовые коньки, софтбол, теннис, волейбол. Зимние виды спорта: равнинные и горные лыжи, бег на коньках, фигурное катание, хоккей на полу, хоккей с мячом. Демонстрационные виды спорта: бадминтон, гольф, тяжелая атлетика, настольный теннис, гандбол.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных