ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Утилова Наталия ИвановнаМАСТЕР-КЛАСС Н. И. Утилова Монтаж Телевизионный/ МАСТЕР-КЛАСС Н. И.Утилова Монтаж
АСПЕНТ ПРЕСС Москва 2004
УДК [070.431:621.397.13](075.4)+778.58(075.4) ББК 37.95я78-1+76.032я78-1 У 84
(. Введение
Утилова Наталия Ивановна У 84 Монтаж: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. И. Утилова. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 171 с. — (Серия «Телевизионный мастер-класс»). ISBN 5-7567-0354-3 Данная книга содержит современную, наиболее актуальную на сегодняшний день информацию о творческих возможностях монтажа и его новых формах. Наряду с анализом практики современного монтажа как технического приема, в пособии рассматриваются типы монтажных соединений в кино и на телевидении на примере работ ведущих мастеров телевидения и киноискусства, которые внесли свой вклад в развитие звукозрительного языка современных экранных искусств. Для операторов, работающих над созданием телевизионной и мультимедийной продукции, и всех интересующихся этой профессией. УДК [070.431:621.397.13](075.4)+778.58(075.4) ББК 37.95я78-1+76.032я78-1 ISBN 5-7567-0354—3 © ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2004 В данном учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с творческими составляющими монтажа, поисками новых форм, анализом монтажных соединений в кино и на телевидении. Пособие состоит из трех глав, в которых раскрываются возможности использования различных видов монтажных соединений, а также формулируется суть монтажа как технического приема. Первая глава посвящена общим вопросам и содержит краткий обзор истории и теории монтажа. Здесь также рассматриваются монтажные теории — от немого к звукозрительному кинематографу и современному телевидению. Прослеживаются основные тенденции изменения монтажных приемов. Техническая эволюция новых искусств трансформирует только формы монтажа — эстетические функции монтажа остаются неизменными. Одним из ключевых моментов владения теорией и практикой монтажа является самостоятельная работа над созданием сюжетов или авторских программ с использованием различных монтажных приемов. Поэтому уже в каждом параграфе предлагаются вопросы для проверки собственных знаний и темы для самостоятельного изучения. «Грамматика и синтаксис» монтажа сложились в период немого кино. Звук (диалог, музыка, шумы, паузы) и цвет изменили весь образный строй экранных искусств. Телевидение (электронный монтаж, спецэффекты, рождение специфических форм монтажа, характерных для телевизионного экрана) открыло новые формы условности и породило иное восприятие временной последовательности развития сюжета. Всем этим проблемам посвящена вторая глава. Третья глава поможет овладеть правилами монтажных соединений и уяснить, что существуют исключения, открывающие широкие возможности для экспериментов и новых творческих поисков. В конце пособия даются словарь понятий и терминов, а также список рекомендуемой литературы.
Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru
От автора От автора Телевизионный монтаж как средство художественной выразительности является неотъемлемой частью режиссуры. Поэтому знания в области монтажа на практическом и теоретическом уровнях необходимы всем, кто занимается созданием телевизионной и мультимедийной продукции. Монтаж, как и любой творческий процесс, отличается известной степенью самостоятельности. Однако было бы неверно думать, что законы монтажных соединений каждый раз открываются заново. Существуют базовые правила теории монтажа, подтвержденные практикой. В повседневной работе над созданием авторских сюжетов и телевизионных программ можно творчески использовать уже сделанные ранее находки и приемы. В данном учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с основами современного линейного и нелинейного монтажа. Его цель состоит в том, чтобы раскрыть новые возможности монтажных решений в передачах различных жанров. Эти знания в дальнейшем помогут овладеть практическими приемами монтажа и станут залогом адекватного и точного выражения авторской мысли, образного построения телевизионного зрелища, информационной насыщенности и четкости построения сюжетных блоков. Анализ почерка монтажных решений ведущих мастеров телевидения и кино, которые внесли свой вклад в развитие современного звукозрительного языка, помогает глубже постичь скрытые механизмы воздействия экранных произведений на зрителей. Рамки данного учебного пособия не позволяют дать полный и системный обзор всей теоретической мысли и примеров из мировой практики монтажа. Поэтому основным методологическим приемом построения книги является изложение основополагающих монтажных теорий. Теория всегда непосредственно связана с практикой: она то опережает практику, то обобщает ее достижения. Особое внимание уделяется поэтапному овладению функциональными приемами монтажа. Эти приемы, видоизменяясь под натиском новых технологий, по своей сути остаются неизменными. К ним относятся повествовательный, параллельный и ассоциативно-образный монтаж. Знание этих приемов поможет освоить и более сложные формы монтажа: аналитический монтаж, кон- структивный (интеллектуальный, при котором художник моделирует мир, прибегая к ассоциациям, используя всю палитру художественно-выразительных приемов современного телевизионного языка). Пособие содержит практические рекомендации по использованию цветовых изобразительных решений композиционного построения сюжетов, видеоклипов, программ разных жанров. Цифровая нелинейная среда диктует свои правила обращения с исходным материалом, открывая большие художественные возможности перед творческими работниками. Это позволяет говорить о принципиально новых достижениях и появлении новых приемов аудиовизуального монтажа. Весь комплекс рассматриваемых в пособии вопросов поможет обогатить поиски в области выразительных средств, позволит сделать процесс раскрытия содержания через форму более осмысленным: не подчиняя слепо содержание форме, отказаться от простой иллюстративности содержания, найти образное решение темы, более точно передать информацию, не отягощенную сложной формой. § 1. Экранное пространство как часть «видимого мира» «ВИДИМЫЙ МИР» И ЕГО ПРОЕКЦИЯ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|