Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Утилова Наталия Ивановна




МАСТЕР-КЛАСС

Н. И. Утилова

Монтаж



Телевизионный/ МАСТЕР-КЛАСС

Н. И.Утилова

Монтаж

 

 

АСПЕНТ ПРЕСС

Москва 2004


 

 


УДК [070.431:621.397.13](075.4)+778.58(075.4) ББК 37.95я78-1+76.032я78-1 У 84


 


(.


Введение


 


 

Утилова Наталия Ивановна

У 84Монтаж: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. И. Утилова. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 171 с. — (Серия «Телевизионный мастер-класс»).

ISBN 5-7567-0354-3

Данная книга содержит современную, наиболее актуальную на сегодняшний день информацию о творческих возможностях мон­тажа и его новых формах. Наряду с анализом практики современ­ного монтажа как технического приема, в пособии рассматрива­ются типы монтажных соединений в кино и на телевидении на примере работ ведущих мастеров телевидения и киноискусства, ко­торые внесли свой вклад в развитие звукозрительного языка совре­менных экранных искусств.

Для операторов, работающих над созданием телевизионной и мультимедийной продукции, и всех интересующихся этой профес­сией.

УДК [070.431:621.397.13](075.4)+778.58(075.4) ББК 37.95я78-1+76.032я78-1

ISBN 5-7567-0354—3© ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2004


Вданном учебном пособии рассматриваются вопросы, связан­ные с творческими составляющими монтажа, поисками новых форм, анализом монтажных соединений в кино и на телевидении.

Пособие состоит из трех глав, в которых раскрываются воз­можности использования различных видов монтажных соединений, а также формулируется суть монтажа как технического приема.

Первая глава посвящена общим вопросам и содержит краткий обзор истории и теории монтажа. Здесь также рассматриваются монтажные теории — от немого к звукозрительному кинематогра­фу и современному телевидению. Прослеживаются основные тен­денции изменения монтажных приемов. Техническая эволюция новых искусств трансформирует только формы монтажа — эстети­ческие функции монтажа остаются неизменными.

Одним из ключевых моментов владения теорией и практикой монтажа является самостоятельная работа над созданием сюжетов или авторских программ с использованием различных монтажных приемов. Поэтому уже в каждом параграфе предлагаются вопросы для проверки собственных знаний и темы для самостоятельного изучения.

«Грамматика и синтаксис» монтажа сложились в период немого кино. Звук (диалог, музыка, шумы, паузы) и цвет изменили весь образный строй экранных искусств. Телевидение (электронный мон­таж, спецэффекты, рождение специфических форм монтажа, ха­рактерных для телевизионного экрана) открыло новые формы ус­ловности и породило иное восприятие временной последовательно­сти развития сюжета. Всем этим проблемам посвящена вторая глава.

Третья глава поможет овладеть правилами монтажных соедине­ний и уяснить, что существуют исключения, открывающие широ­кие возможности для экспериментов и новых творческих поисков.

В конце пособия даются словарь понятий и терминов, а также список рекомендуемой литературы.


 


Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru


 


От автора


От автора

Телевизионный монтаж как средство художественной вырази­тельности является неотъемлемой частью режиссуры. Поэтому зна­ния в области монтажа на практическом и теоретическом уровнях необходимы всем, кто занимается созданием телевизионной и муль­тимедийной продукции.

Монтаж, как и любой творческий процесс, отличается извест­ной степенью самостоятельности. Однако было бы неверно думать, что законы монтажных соединений каждый раз открываются за­ново. Существуют базовые правила теории монтажа, подтвержден­ные практикой. В повседневной работе над созданием авторских сюжетов и телевизионных программ можно творчески использо­вать уже сделанные ранее находки и приемы.

В данном учебном пособии рассматриваются вопросы, связан­ные с основами современного линейного и нелинейного монтажа. Его цель состоит в том, чтобы раскрыть новые возможности мон­тажных решений в передачах различных жанров. Эти знания в даль­нейшем помогут овладеть практическими приемами монтажа и станут залогом адекватного и точного выражения авторской мыс­ли, образного построения телевизионного зрелища, информаци­онной насыщенности и четкости построения сюжетных блоков.

Анализ почерка монтажных решений ведущих мастеров теле­видения и кино, которые внесли свой вклад в развитие современ­ного звукозрительного языка, помогает глубже постичь скрытые механизмы воздействия экранных произведений на зрителей.

Рамки данного учебного пособия не позволяют дать полный и системный обзор всей теоретической мысли и примеров из миро­вой практики монтажа. Поэтому основным методологическим при­емом построения книги является изложение основополагающих монтажных теорий. Теория всегда непосредственно связана с прак­тикой: она то опережает практику, то обобщает ее достижения.

Особое внимание уделяется поэтапному овладению функцио­нальными приемами монтажа. Эти приемы, видоизменяясь под на­тиском новых технологий, по своей сути остаются неизменными. К ним относятся повествовательный, параллельный и ассоциатив­но-образный монтаж. Знание этих приемов поможет освоить и бо­лее сложные формы монтажа: аналитический монтаж, кон-


структивный (интеллектуальный, при котором художник модели­рует мир, прибегая к ассоциациям, используя всю палитру худо­жественно-выразительных приемов современного телевизионного языка).

Пособие содержит практические рекомендации по использо­ванию цветовых изобразительных решений композиционного по­строения сюжетов, видеоклипов, программ разных жанров.

Цифровая нелинейная среда диктует свои правила обращения с исходным материалом, открывая большие художественные воз­можности перед творческими работниками. Это позволяет гово­рить о принципиально новых достижениях и появлении новых при­емов аудиовизуального монтажа.

Весь комплекс рассматриваемых в пособии вопросов поможет обогатить поиски в области выразительных средств, позволит сде­лать процесс раскрытия содержания через форму более осмыс­ленным: не подчиняя слепо содержание форме, отказаться от про­стой иллюстративности содержания, найти образное решение темы, более точно передать информацию, не отягощенную слож­ной формой.


§ 1. Экранное пространство как часть «видимого мира»


«ВИДИМЫЙ МИР»

И ЕГО ПРОЕКЦИЯ




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных