Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФЕХТОВАНИЕ В ДРЕВНОСТИ




 

Борьба первобытного человечества с природой за свое су­ществование, а позднее непрерывные захватнические и оборо­нительные войны, которыми насыщена история народов древ­него мира, были причинами возникновения, усовершенствова­ния холодного оружия и развития искусства владения им. Жизнь племени, города, страны зависела в те времена в боль­шой мере от умения воинов и всего населения владеть холод­ным оружием.

Обучение детей и юношества искусству владения холодным оружием и постоянные упражнения взрослых в этом искусстве были предметом большого внимания и неусыпных забот об­щества.

Это нашло свое отражение в физической культуре, в быто­вых и религиозных обрядах, в изобразительном искусстве, в фольклоре и литературе народов древнего мира.

Различные памятники древнего мира рассказывают нам о вооружении древних воинов, о приемах владения холодным оружием и о состязаниях в фехтовании, история которого ухо­дит в глубину древних веков.

Так, например, в нанайских сказаниях говорится о распро­страненном среди этой народности фехтовании на коротких палках. Известно изречение древнеримского историка Вегеция: «Ждать победы нужно не от количества солдат, но от их зна­ний и умения владеть оружием».

В самые отдаленные периоды существования человека ору­жие охоты и оружие войны, царившей между племенами, не имело существенных различий. Постепенно появилось и холод­ное оружие, специально предназначенное для ведения войны. Исторические памятники дают богатый материал о видах хо­лодного оружия, применявшегося в древние века народами, населявшими территорию СССР. Народы среднего Урала во второй половине второго тысячелетия до нашей эры выделы­вали из бронзы наконечники стрел, копий, дротиков и кинжалы.

Среди предметов, найденных при раскопках скифских кур­ганов, относящихся к VI в. до нашей эры, встречаются: обо­юдоострые мечи с заостренным концом, с небольшой перекла­диной — крестовиной или без нее; кинжалы, по форме подоб­ные мечам, щиты, боевые топоры, копья, металлические шлемы.

У народов Запада в древние века в качестве оружия при ближней схватке был распространен меч. Народы стран древ­него Востока применяли, главным образом, оружие типа со­временной сабли, что было связано с преобладанием у них конных войск. На Руси пользовались и мечами и саблями.

Защитными приспособлениями воинов древнего мира явля­лись щиты разных форм, размеров и материала (деревянные с кожаной обшивкой, деревянные с металлической обивкой, чисто металлические), специальная одежда и металлические шлемы.

Кроме меча, сабли и щита, в древние века было распростра­нено метательное оружие: бумеранг, копье, дротик, лук и стре­лы и др. Однако для возникновения фехтования главное значе­ние имело холодное оружие — меч и сабля, применяемое в ближнем бою.

Мечи, применявшиеся в древние века народами, жившими «а территории СССР, греками и римлянами, имели большое сходство между собой. Это были одноручные, обоюдоострые, т. е. отточенные с двух сторон, полосы металла, имевшие пло­ское ромбовидное сечение. Длина металлической полосы была различная. Русский меч отличался наибольшей длиной (100 см), затем шел римский меч (до 70 см) и, наконец, греческий (до 50 см). Слегка уплощенные, длиной примерно 10 см, рукоятки мечей были прямыми и заканчивались утолщением. Со сторо­ны клинка у рукоятки имелась перекладина-крестовина, кото­рая защищала вооруженную руку от ударов. Ширина лезвий мечей равнялась 4—5 см. У русского и римского мечей конец был хорошо заострен, а у греческого — закруглен, что объяс­няется незнанием греками способов закаливания стали.

Судя по массивности оружия, по применению пешими во­инами древних веков щитов, шлемов и специальной одежды, можно заключить, что техника владения холодным оружием в то время отличалась широкими размашистыми движениями вооруженной руки. Боевая стойка левым боком к противнику обусловливалась держанием в левой руке щита, за которым воин старался скрыть большую часть своего тела.

Приемы нападения мечом состояли из рубящих ударов и уколов. Греческие воины применяли, ввиду отсутствия у их Мечей заостренного конца, только рубящие удары. Римские вои­ны с успехом противопоставляли грекам укол. Преимущество укола перед ударом состояло в том, что при его выполнении на замахе не было необходимости открывать вооруженную руку и правый бок, что приходилось делать на замахах мечом при рубящих ударах по голове и правому боку. Массивные шлемы раньше других частей защитной одежды стали изготовляться из металла, что говорит о применении воинами преимущест­венно рубящих ударов по голове. Однако рубящие удары и уко­лы мечом наносились и в другие части тела противника. Сле­дует учесть, что не всегда бои происходили только между двумя воинами. Часто в сражении один воин отбивался от нескольких противников. Это требовало своеобразных приемов защиты и нападения. Если движения рубки головы, правого и левого бока в бою двух противников того времени имели грубое (схематическое) сходство с техникой одноименных ру­бок при современном фехтовании на саблях, то уколы были очень своеобразны. Надо полагать, что они наносились с за­махом либо снизу и сверху щита, либо справа и слева от него.

Несмотря на то, что воины древних веков имели высокую, для условий того времени, технику владения холодным ору­жием, ее нельзя поставить в сравнение с техникой современ­ного фехтования на чрезвычайно легком спортивном оружии. Воин древнего мира должен был обладать большой физической силой, ловкостью и выносливостью. Эти качества вырабатыва­лись неустанными упражнениями в беге, прыжках, метаниях, плавании, приемах владения холодным оружием и других навыках в умышленно затрудненных условиях с целью физи­ческого воспитания и боевой подготовки.

В период первобытнообщинных отношений физическая куль­тура народов, населявших территорию СССР, носила общена­родный характер и служила средством подготовки населения к трудовой и оборонительной деятельности. Позднее, с разви­тием производительных сил общества, появилась частная соб­ственность на средства производства и обусловленная этим эксплуатация человека человеком. Родоплеменная знать ис­пользовала физическую культуру для порабощения народа и подготовки людей к захватническим войнам.

У скифских племен, кочевавших по территории СССР, отли­чавшихся воинственностью и прекрасным владением холодным оружием, к VII в. до нашей эры были распространены корот­кие мечи, медные топоры, луки и щиты. Апполинарий Сидоний — римский писатель V в. нашей эры писал об этих племе­нах: «У них страшные и верные руки, наносящие меткими копьями неизбежную смерть, и ярость, умеющая разить не­погрешимыми ударами». Обучение приемам владения холод­ным оружием у скифов являлось составной частью хорошо ор­ганизованного военно-физического воспитания всего племени. В родственном скифам племени сарматов искусно владели мечам не только мужчины, но и женщины. Сарматы особое внимание уделяли в военно-физической подготовке навыку ве­дения открытого рукопашного боя.

У славян с самых отдаленных времен были распространены состязания в искусстве владения холодным оружием как пе­ших, так и конных воинов.

У восточных славян, отличавшихся могучим телосложением, отвагой, выносливостью, смелостью свободолюбием, прево­сходным владением холодным оружием и тактикой открытого рукопашного боя, к VIII в. нашей эры физическое воспитание но­сило всеобщий, народный характер. Обучение приемам владения холодным оружием было также одной из задач всеобщей воен­но-физической подготовки.

Среди игр и разнообразных физических упражнений у сла­вян имели место палочные бои (фехтование на палках). По­добно кулачным боям, палочные бои происходили между отря­дами («стенка на стенку»), комплектовавшимися по возрастам: 13—16 лет, 17—19 лет, 20—24 года, 25 лет и старше. По сло­вам Белинского, в забавах и играх русского народа отража­лись «простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств».

Постепенно владение холодным оружием стало привилегией имущих классов и их наемных войск. Основная же масса на­селения употребляла для охраны своей жизни и имущества пал­ки и дубины (палицы), носившие на Руси название шелепуг (шалыг) подорожных.

Среди неимущих в странах древнего Запада было распро­странено фехтование на палках, а фехтование на холодном оружии стало классовой привилегией рабовладельцев и позд­нее феодалов и их наймитов. Изображение воинов, воору­женных палками, встречается и на памятниках древнего Египта.

В Грузии, которая вела I—II вв. до нашей эры постоянные наступательные и оборонительные войны, система военно-физи­ческого воспитания включала в себя упражнения с холодным оружием. Наряду с этими и другими физическими упражнения­ми было широко распространено фехтование. Практиковались поединки, подобные возникшим в средние века рыцарским турнирам.

У горцев в этот период сохранился первобытнообщинный строй и физическое воспитание, в которое входило фехтование, носило общенародный характер.

В древнем Китае обучение приемам владения холодным оружием проходило под непосредственным руководством отца путем беспрекословного подражания сыном всем действиям отца. В Индии воспитание знатной молодежи и обучение ее навыкам владения холодным оружием было целиком сосредо­точено в руках предводителей каст—браминов. В Иране мальчики после 7-летнего возраста воспитывались в общественных школах, где и проходили курс владения холодным оружием. К 15 годам воспитание заканчивалось, и юноши начинали нести службу охраны.

Воспитание юношества Спарты носило ярко выраженный военный характер. С раннего детства мальчики богатых клас­сов воспитывались в общественных учреждениях, где наряду с другими физическими упражнениями усваивали навык вла­дения холодным оружием.

В Афинах самостоятельным предметом воспитания подрас­тающего поколения была военная гимнастика, которой занима­лись мальчики и юноши в гимназиях. В древнем Риме юноши до 16 лет воспитывались родителями. С 15 лет они особо тщательно упражнялись в боевых приемах с оружием и с 16-летнего возраста поступали в военные лагери, где наряду с дру­гими физическими упражнениями занимались усовершенство­ванием навыка владения холодным оружием. В литературе эти упражнения носят название фехтования. Упражнения в фех­товании заключались в выполнении приемов рубящих ударов и уколов по столбу, врытому в землю. В качестве оружия для этих упражнений применялись деревянные мечи и палки. По­добным же образом тренировались в искусстве владения хо­лодным оружием и взрослые римские воины.

Необходимо отметить, что все сказанное выше о Китае, Индии, Персии, Спарте, Афинах и Риме относится к воспитанию подрастающего поколения зажиточных классов. Среди трудово­го населения имели распространение игры и состязания, сло­жившиеся в эпоху первобытнообщинного строя, в числе которых было упомянутое выше фехтование на палках.

Уже в древние века у различных народов устраивались состязания во владении холодным оружием. Древнегреческий поэт Гомер в своем произведении «Илиада» описывает такие состязания следующим образом:

 

«В бранный облекшись доспех, ополчившись пронзительной медью,

Выйти один на один и померить их мощь перед народом,

Кто у кого скорее пронзит благородное тело

И сквозь доспехи коснется и членов и крови багряной

Тот победитель».

 

Как видно, состязания эти не обязательно кончались смер­тельным исходом. Условием победы было касание тела или легкое ранение. Однако трудно предполагать, что подобные состязания проходили без значительных травм.

Оружием для состязаний служили пики без наконечников, тупые мечи, щиты.

В древнем Риме состязания на холодном оружии между гладиаторами были излюбленным развлечением народа, пад­кого в период разложения римской империи до кровавых зрелищ. Традиция устроения таких состязаний была заимствова­на римлянами у этрусков, которые их устраивали во время по­хорон между ближайшими родственниками умершего. Первый такой поединок в Риме произошел в 264 г. до нашей эры меж­ду двумя братьями по случаю смерти их отца. Позже появи­лась специальная каста гладиаторов — людей, ремеслом кото­рых были состязания на холодном оружии. Эти состязания в ря­де литературных источников носят название состязаний по фехтованию. Гладиаторы вербовались главным образом из ра­бов и лиц, не имеющих определенных занятий. Особое рас­пространение гладиаторские бои, устраиваемые по различным поводам, получили в годы распада римской империи. К этому времени относится организация специальных гладиаторских школ. Предприниматели поставляли гладиаторов из этих школ устроителям кровавых зрелищ за особую плату. Жизнь гла­диатора целиком принадлежала предпринимателю.

Обучение гладиаторов искусству ведения боя на холодном оружии и упражнения в этом искусстве происходили под ру­ководством учителей фехтования. Первоначальное обучение гладиаторов проводилось на палках, которыми они учились наносить удары и уколы по мишеням. Следующим этапом обу­чения было фехтование на тупом оружии. Кроме кинжалов и мечей, оружием, на котором сражались гладиаторы, служили трезубец, сеть, копье.

В состязаниях гладиаторов часть времени отводилась на фехтование тупым оружием или боевым оружием с надетыми на него кожаными чехлами. После такого выступления подавался знак и гладиаторы переходили к бою на боевом оружии. Бой гладиаторов в большинстве случаев кончался смертью одного из двух сражающихся. Толпа зрителей решала, путем особой формы голосования, судьбу побежденного. Увлечение гладиаторскими боями и другими дикими зрелищами к началу на­шей эры приняло характер всеобщего психоза. Так, Троян праздновал свою победу 123 дня, в течение которых в гладиа­торских поединках участвовало 10 000 человек. Кроме гладиа­торских состязаний, в древнем Риме проводились среди юно­шества, принадлежавшего к аристократии, традиционные игры под названием троянских игр, представлявших собой состяза­ния в кавалерийских упражнениях в сочетании с метанием короткого копья и стрел.

Традиции гладиаторских боев и троянских игр были вос­произведены позже рыцарством в своеобразной для средневе­ковья форме, описанной ниже.

Таким образом, в древние века обучение приемам владения и фехтованию на холодном оружии в странах Запада, с одной, стороны, использовалось для военно-физической подготовки ар­мии правящего класса рабовладельцев, а с другой — преврати­лось в кровавые гладиаторские состязания. У восточных славян фехтование на холодном оружии и состязания в палочных боях служили одним из средств общенародной военно-физиче­ской подготовки и носили, следовательно, более прогрессивный характер.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных