ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФЕХТОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Отличительная черта развития фехтования в дореволюционной России заключается в том, что оно развилось не из военно-прикладной, турнирной и дуэльной форм фехтования, как это происходило на Западе, а было заимствовано из зарубежных стран как средство развития ловкости, воспитания воинского духа, как «шпажное искусство». Таким образом, под словом «фехтование» в России и прежде и теперь подразумевается только фехтование спортивного характера. В том, что Россия в средние века с успехом отражала нападения врагов и с Запада и с Востока,— доказательство высокого уровня мастерства владения холодным оружием русских воинов. Однако искусство владения холодным оружием не превратилось в России, по примеру западных стран, в формы диких состязаний, оканчивающихся смертельным исходом, в традицию так называемого «суда божьего», в массовый дуэлянтский психоз молодых дворян, а использовалось для целей защиты Родины от иноземных захватчиков. Различного рода поединки на холодном оружии были сравнительно редки в быту русского народа, а поединки русских воинов с представителями армий захватчиков, которые происходили до сражений, являли собой всю силу и мастерство владения холодным оружием русских, защищающих независимость своей Родины от вторжения иностранцев. Недаром герои русских былин — богатыри воспеваются за борьбу с темными силами природы и врагами, покушающимися на свободу земли русской. Недаром в русских былинах все превышающей силой наделен человек мирного труда, землепашец Микула Селянинович. Естественно, что миролюбивый русский народ-труженик не мог перенять от западноевропейских стран кровавые увеселения, и только после того, как наметилось зарождение фехтовального спорта, он заимствуется в конце XVII в. русскими как «шпажное искусство» в виде спортивного развлечения для царей, придворных и дворянства. К концу XVII в. в связи с укреплением централизованного государства России, борьбой за дальнейшее усиление его экономического и военного могущества физическая культура дворянства теряет связь с народной физической культурой и начинает тяготеть к западноевропейским ее образцам. Фактором сохранения военного могущества России являлись бытовавшие среди народа исконно русские общенародные игры, состязательные упражнения и молодецкие забавы. При Петре Первом русская армия стала по боевой выучке лучше, чем армии Европы. Первостепенное значение Петр Первый придавал рукопашному бою. Учтя старинные традиции рус-кого народа — решать бой в рукопашной схватке, Петр Первый превратил штык в мощное наступательное оружие, тогда как в европейских армиях штык был только оборонительным оружием. В военных уставах Петра Первого значительное место было отведено приемам штыкового боя и введены новые команды: «Мушкет перед себя», «Мушкет на руку», «В четыре оборота коли» и др. Интересно предписание Петра Первого драгунским войскам: «Отнюдь из ружей не стрелять прежде того, как неприятеля в конфузию не приведут, но с едиными шпагами наступать». В эпоху Петра Первого фехтование на шпагах становится обязательным занятием придворных (рис. 23). Посылаемые Петром Первым с целью получения образования в Англию, Италию, Испанию, Голландию русские дворяне изучали там также и фехтование.
В учебную программу организованной в Москве Петром Первым в 1701 г. школы математических и навигационных наук была введена как обязательный предмет «рапирная наука». Для занятий этой «наукой» в Сухаревой башне был специальный фехтовальный зал и приглашены преподаватели-иностранцы. Успехи в фехтовании ценились в этой школе настолько высоко, что за них выдавали дополнительное жалование. В одной из гимназий, открытой в 1708 г., «рапирная наука» была также включена в учебную программу. «Рапирная наука» была введена как обязательный предмет и в Морской академии наук, основанной в 1719 г. в Санкт-Петербурге. Преподавателями фехтования в ней были также иностранцы. В литературе того времени фехтование признавалось как одно из средств воспитания подрастающего поколения дворянского сословия. Так, Федором Салтыковым в 1712 г. был предложен Петру Первому проект («пропозиция») дворянского учебного заведения — академии, в учебную программу которого входило как обязательный предмет фехтование. В 1717 г. было издано руководство для дворянской молодежи под названием «Юности честное зерцало или указание к житейскому обхождению», в котором говорилось: «Младший шляхтич или дворянин, ежели к экзерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими достатками придворным человеком быть». После смерти Петра Первого в русскую армию стали проникать принципы, характерные для прусской наемной армии. Однако передовые русские люди противились этому. Одним из них был фельдмаршал П. А. Румянцев. В учрежденном в 1731 г. Шляхетском корпусе было сохранено шпажное искусство. Во второй половине XVIII в. в России возникла отечественная система военно-физической подготовки в борьбе против попыток насадить в русской армии порядки, характерные пруссачеству. Основоположником этой системы был генералиссимус А. В. Суворов (1730—1800). В основе наступательной стратегии Суворова лежала тактика быстрого, стремительного преодоления солдатами огневой зоны и следующего за ним мощного штыкового удара. Этим объясняется то чрезвычайно большое место, которое отводилось Суворовым для подготовки солдат к штыковому бою. Основные положения суворовской школы воспитания русского солдата отражены в известной книге Суворова «Полковое учреждение» (1762—1768) и в его знаменитой «Науке побеждать» (1796— 1799). Русский флотоводец Ф. Ф. Ушаков (1745—1817) создал аналогичную по своей направленности систему обучения военных моряков. Составной частью этой системы было обучение моряков штыковому бою. В середине XVIII столетия фехтовальный спорт культивируется в военных учебных заведениях, некоторых университетах и гимназиях. Так, в Казанской гимназии (1758) «умение фехтовать» входило в обязанность учеников, а по праздникам и в торжественных случаях гимназисты участвовали в показательных состязаниях по фехтованию, носящих в то время название «ассо». Однако в большинстве гимназий учащиеся фехтованием не занимались. Фехтование было распространено только среди привилегированных слоев населения, в народных училищах оно полностью отсутствовало. Среди трудового населения в России, особенно на Урале, бытовало известное исстари фехтование на палках. Первая в России книга по фехтованию «Искусство фехтовать во всем его пространстве, новое описание со всеми нужными познаниями, как хорошо владеть шпагою» вышла приблизительно в 1795—1796 гг. Автор ее преподаватель фехтования Фишер проработал в России более 30 лет. Книга эта была в свое время единственным руководством по фехтованию на русском языке и сыграла положительную роль в деле освоения фехтовального спорта и пропаганды его в России. Этот печатный труд посвящен фехтованию на рапирах и отражает взгляды на технику и тактику, присущие французской школе фехтования XVIII в. Одной из форм организации занятий любителей фехтования в России того времени были частные фехтовальные училища и частная практика преподавателей фехтования, содержавших для этой цели специальные залы. Проникало фехтование и в университеты. Так, с 1812 г. оно вошло в программу Харьковского университета, а с 1835 г. — Гельсингфоргского. В начале XIX столетия из русских фехтовальщиков выделяются блестящие мастера и преподаватели Тарасов и Данилов. Особенно значительную роль в развитии отечественного фехтования сыграли русские мастера Соколов, а затем Сивербрик. В 1843 г. Соколов написал книгу под названием «Начертания правил фехтовального искусства», где изложил технику фехтования и методику обучения. Книга Соколова была первой по фехтованию, написанной русским автором. Сивербрик начал преподавать фехтование с 18-летнего возраста. Неутомимый пропагандист фехтования, он вел широкую учебную работу и в 1821 г. организовал на базе Константиновского военного училища в Петербурге школу помощников преподавателей фехтования. Школа эта готовила отечественные кадры преподавателей фехтования для кадетских корпусов. К тому времени в Россию стала проникать итальянская школа фехтования, под влиянием которой был и Сивербрик. В 1852 г. Сивербрик, которому уже было присвоено звание профессора фехтования, издал «Руководство к изучению фехтования на рапирах и эспадронах». В учебнике автор дал развернутую и во многом оригинальную методику обучения фехтованию на этих видах оружия. Сивербрик не ограничился только изложением основ фехтования господствовавшей тогда в России итальянской школы. Его труд был серьезной и удачной попыткой критической переработки чужого исторического наследия и обоснования отечественной методики преподавания фехтования. Таким образом, в первой половине XIX в. в России зародилась отечественная методика обучения фехтованию (Соколов, Сивербрик). К этому времени фехтование уже вышло за пределы столицы и начинало развиваться в Москве, Смоленске, Твери, Риге, Вильно, Севастополе, Томске, Омске и других городах России. Во второй половине XIX в. в России шло дальнейшее развитие фехтования среди дворянства, особенно офицерства и отчасти привилегированных слоев населения. Фехтование постепенно проникало в высшие учебные заведения и гимназии. Однако дворянское сословие по-прежнему почти монопольно пользовалось этим видом физических упражнений для воспитания своей молодежи. С этой целью были открыты: в Петербурге в 1851 г. для офицеров гвардии Императорский фехтовальный зал, где преподавал Сивербрик, в 1857 г. — офицерский фехтовально-гимнастический зал, расположенный в Инженерном павильоне, и в 1890 г. в Варшаве — военно-фехтовальный гимнастический зал. Официальные состязания по фехтованию на звание чемпиона России начались с 1860 г. Условия завоевания этого звания были чрезвычайно трудными: необходимо было выиграть первый приз два года подряд. Участниками соревнований были почти исключительно офицеры российской армии. Вплоть до конца XIX столетия фехтование в среде гражданской части горожан в России развивалось чрезвычайно медленно. Состязания проводились редко. Мало было мест для занятий фехтованием. В 1890 г. в Москве работали всего только три частных фехтовальных зала. В начале XX столетия возникают военные курсы для подготовки преподавателей фехтования. Так, в 1908 г. в Петербурге открылись офицерские окружные курсы, а позже при них начали работу курсы для унтер-офицеров. Через год курсы были реорганизованы в Главную гимнастическо-фехтовальную школу. В 1910 г. открылась Московская военная фехтовально-гимнастическая школа. Слушатели курсов стали преподавателями фехтования в Петербурге, Москве, Твери, Харькове, Чугуеве, Туле, Коломне, Таганроге, Рыбинске, Томске, Смоленске, Киеве, Одессе, Вильно, Риге и других городах. Из слушателей военных курсов выделились талантливые русские фехтовальщики, впоследствии мастера спорта: В. М. Захаров и Т. И. Климов. В связи с увеличением отечественных кадров преподавателей любительское фехтование в начале XIX столетия получает несколько большую возможность развития. Основанная в Петербурге в 1911 г. спортивная студенческая лига стала проводить каждый год состязания по фехтованию на рапирах и саблях. Ежегодные соревнования проводились и на первенство высших учебных заведений Петербурга и среди воспитанников военных училищ. Так, в 1908 г. в Одессе состоялся первый фехтовальный турнир высших учебных заведений. Всероссийское состязание по фехтованию было проведено впервые в 1912 г. в Киеве. В числе участников состязаний выступали и женщины. В этом же году русские фехтовальщики приняли участие в V Стокгольмской олимпиаде. Команда была составлена из лиц офицерского состава российской армии. Представитель России на Олимпийских играх Г. Дюпперон писал в своих записках, что «в составе фехтовальщиков мы не много надеялись на успех». И действительно, ни один фехтовальщик от России не смог занять классного места. Тот же Г. Дюпперон так объяснял неуспех русских фехтовальщиков: «Причина простая — наши не умеют состязаться. Отлично фехтуют, но с противником теряются...» Констатируя факт неудачи, олимпийский представитель России все же не раскрывает истинных причин ее, которые заключались, во-первых, в том, что узость круга лиц, занимавшихся фехтованием, «е содействовала отбору действительно талантливых спортсменов, во-вторых, в том, что русские фехтовальщики не имели широкого и систематического спортивного общения с зарубежными фехтовальщиками, и, в-третьих, в том, что все занятия фехтованием в то время носили сухой, «академический» характер. Этот фехтовальный академизм, насаждаемый иностранными учителями фехтования, выражался в том, что почти все обучение фехтованию сводилось к выработке технических навыков выполнения приемов в урочной обстановке. Фехтование было включено в программы российских олимпиад 1913 г. (Киев) и 1914 г. (Рига). В период первой мировой войны затормозилось развитие фехтовального спорта в России. Особое место в истории развития фехтовального спорта в России занимает фехтование на штыках, являющееся отечественным видом спорта, возникшим на основе искусства штыкового боя, которым славились русские войска. Этот вид фехтования был свободен от иноземного влияния и развивался самостоятельно, в основном среди солдатских масс. Фехтование на штыках к концу XVIII в. поднялось у нас до уровня технической виртуозности и тонкого тактического искусства. В дореволюционной России четко обозначились две линии в развитии спортивного фехтования на легком классическом оружии — рапира и сабля: аристократическая — офицерская и простонародная — солдатская. Работавшие в России иностранные учителя, обучая фехтованию офицерство и немногих избранных из солдатского состава армии, из которых они готовили себе помощников — мониторов, насаждали итальянскую «французскую фехтовальные школы. Офицерство, в среде которого имело место преклонение перед западноевропейской дворянско-буржуазной культурой, обыкновенно без критики воспринимало фехтовальную премудрость классических школ фехтования. Немногочисленные же фехтовальщики на легком оружии, вышедшие из простого народа, из нижних военных чинов, не могли противопоставить иностранным учителям своих, теоретически обоснованных положений. Однако своей блестящей спортивной практикой эти люди утверждали отечественное фехтование, преодолевающее косность приемов и правил иностранных школ, которым их обучали. Лучшим из аристократической группы фехтовальщиков был офицер Шкилев, который героически погиб с шашкой в руках в империалистическую войну 1914 г., зарубив в рукопашной схватке девятерых немецких солдат. Отличными бойцами из простого народа были успешно выступавшие на международных соревнованиях П. А. Заковорот и Т. И. Климов, а также не уступавшие им в искусстве владения холодным оружием В. М. Захаров, О. С. Агафонов и ряд других русских мастеров фехтования. Многие из них пытались противопоставить догматизму фехтовальной классики здравый смысл и острый ум русского человека.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|