Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О неистовом богословствовании великороссийския церкви. 3 страница




Подобне оным и великороссияне ныне, два перста: указателный и великосредний, и палец ко онем совокупляя, сицевым сложением знаменаются, не точию единем, но и всеми треми внешнею страною, и паче не одеваются, но совлачаются животворящаго креста.

Статия, 36.

Нынешнии живописцы пишут иконы не з древних святых чудотворных образов, греческих и российских, но от своего смышления, вид плоти Спаса Христа, и прочих святых одебелевают. И в прочих начертаниих во всем уподобляюще латинским и фряжским живописанием, якоже в Библеах их напечатано, и на полотнах малиованы, о чесом святый Симеон Фессалонитский обличает латин во главе 23 книги своея. И нынешний Иоаким, патриарх Московский, таковыя иконы запрещает держати и отмещет в духовной своей грамоте. Российстии же архиереи, и своему патриарху не последующе, на него сице пишут: "Иоаким Московский, будучи он таковыи завет написал, явно себе показал ревнителем руских деревенских мужичьих забобонов", и прочая. Обличение на статию 20 выговских ответов.

Статия, 37.

Нынешнии же живописцы пишут на иконах треуголник, и подписывают, Бог, латинским обычаем, о чесом обличает Максим Грек в слове противу Николая немчина [книга Кирилова].

Статия, 38.

Онии же живописцы пишут великий глаз, и на нем такожде подписывают, Бог, противно древнему живописанию. Понеже сего на древних иконоизображениях нигде не обретается, подобно латином.

Статия, 39.

Пишут пречистую Богородицу распростерты власы и в немецком платьи, побоно латином.

Статия, 40.

Иконы чудотворныя переписывают, и сложение древнее потирающе, новое же живописуют, подобно латином: о чесом засвидетельствует книга Пращица во ответе 109, на листу 192.

Статия, 41.

Во святую четыредесятницу и в прочия посты, егда поется аллилуия, во всех книгах и уставах повелено поклоны во всей службе творити земныя, кроме суботы и недели, и праздник великих святых. Латини же, люторы и калвини земныя поклоны в службах своих вси отвергоша: о чесом в книге О вере на листу 256 на обор., и в Кириловой на листу 264-м являет.

Подобне им и великороссийстии нынешнии архиереи поклоны земныя в вышеявленная времена вси отложиша [Пращица, ответ 147], и не творят отнюд си, кроме разве четырех поклонов, и то в великий пост.

Преподобный же Никон Черногорец в слове 57-м, и во Псалтырех малых напечатано сице: "Зане во многих окоренися таковое нечестие и ересь, и еже коленное не преклоняние во святый великий пост. проклято бо есть сие, и с еретики отвержено таковое злочестие, еже не творити поклонов до земли в молитвах наших к Богу в церкви во уреченныя дни".

Статия, 42.

Латини, люторы, и калвини и прочии мнози иноязычницы брады бреют. Которое брадобритие, якоже в ветхом законе, тако и в новой благодати, есть богомерзско и отметно [Левит, глава 19, и 21. книга 2 Царств, глава 10. Паралипоменон, глава 19]. Первии убо плевелоносители сея ереси суть их царей греческих Константин Ковалин иконоборец, из римских же еретичсеких пап Петр Гугнивый. Святый же Епифаний брадобритие ересию Евтиховою нарицает. Мнози же святии за не приятие брадобрития пострадаху: якоже преподобный Даниил от срацын, и святии Антоний, Иоанн и Евстафий в Вильне, и священномученик Исидор в Юрьеве Ливонском, и прочая. Преподобный же Никита Стифит студит латин о том же обличает.

А святейший Михаил, патриарх Цареградский, третию ересь латинскую брад бритие исчисляет. И прочии мнози безчисленнии, якоже гречестии, тако и российстии учители, брадобритие ревностне обличающе, зело богопротивною ересию нарицают.

Со всеми же учители древлеправославная церковь соглашающися, нечестивых латин за брадобритие проклиная, тако возглашает [Потребник Вел., лист 600 обор.]: "Проклинаю богоненавидимую блудолюбиваго образа прелесть, душегубителныя ереси, еже остригати браду, ейже бысть началник Петр Гугнивыи, Римский папа, во царех же гноеименитый Константин Ковалин", и проч.

И святейший патриарх Иосиф со освященным собором брады бриющих церковней клятве предает, и всякия святыни и общения верных отлучает.

Подобне же и нынешнии великороссияне, презревше самого Бога и святых апостол, и учителей церковных запрещения, и соборныя клятвы, образующеся латином, лютором и калвином, такоже брады бриют, но и оправдают сию ересь. О чесом у Димитрия Ростовскаго в книзе Розыске, в части 2-й, во главе 19, на листу 113, 124, 130 и прочих, и у Платона во Увещании, на листу 71, явствуется.

Статия, 43.

Нынешнии архиереи попам повелевают усы подстригати, о чесом Димитрий Ростовский в книзе своей Розыске, в части 2-й, на листу 133-м утверждает, подобне татаром и срацыном.

Статия, 44.

Святый апостол Павел к коринфом в зачале 147-м, и Златоуст в беседе 26 толкует: "Всяк муж молитву дея, или пророчествуя покрытою главою, срамляет главу свою. всяка жена молитву деющи, или пророчествующии непокровенною главою, срамляет главу свою. едино бо есть и тожде оструганней". Покрывати убо мужу главу не должно есть, растити же власы присно возбраняет. Сего ради, якоже о жене рече апостол, аще ли же не покрыется, да стрижется. Златоуст: "Тако и о мужи, яко аще растит власы, безчестие ему. и темже и начиная глаголаше: всяк муж молитву дея, или пророчествуя покровенною главою. не рече покровенною, но на главе имея, показуя яко аще и нагою молится главою, косу же имать, равен есть покровенному. власы бо, рече, вместо одеяния даны быша. одеяние бо и власы едино быша". Глаголет апостол: "или ни самое естество учит вы, яко муж убо власы растит, безчестие ему есть. жена же аще власы растит, слава ей есть, зане растение власом одеяния дано бысть ей". Святый Златоуст протолкует: "муж аще власы растит, безчестен и начал свой отлагает, и покровенною главою молится Богу. жена же аще стрижает главу, начальство мужеское восхищает. обоя противна суть Богу".

Святый Епифаний Кипрский евхитскою ересию нарицает долгия власы плетущих и виющих и красящих, и таковыя отлучает [Никон Черногорский, слово 37]. И Никита Стифат, обличая латин, пишет [Кормчая, лист 388 и 389]: "Бог заповеда пророком, власы главы твоея не питай рече, рекше не обрости". Моисей отрицает, глаголя во Второзаконии: "Не сотворите (рече) себе челки, не извивайте влас". И Матфей Иеросалимский, во главе 9, 3 стих, красящих власы и плетущих отлучати повелевает. Латыни, люторы и калвины, власы долгия и накладныя носят, во всем подобная оным еретиком и евхитом. И россияне творят, власы долгия и накладныя напутривше носят, тако и в церквах Богу молятся покровеною главою. А святая соборная церковь на таковых вопиет [Потребник, лист 605]: "Проклинаю еретическое приятие, еже агарянским обычаем последствовавше, и не открытою главою молятся". А жены господьския власы стригут, такоже и девицы, и непокровенною главою мнози молятся, архиереи же не запрещают о сем.

Статия, 45.

Россияне дворяне и прочии, в домовном житии и во устроении всяком, во всем обычаи и поступки немецкия и лютерокалвинския содержат: платие и обущи немецкия носят, чела бриют, галстуки около шии носят, и парики и прочая. Такоже и женский пол все немецкое носят, и верхних зазорных частей тела не закрывают. А не хотящих тако носити принуждают, древним всем обычаем ругающеся отвращаются и ненавидят. В предисловии же о Разговорах с Валдемаром, королевичем Датским, носящих тако платье уподобляет бесом.

Статия, 46.

Латыни, люторы и калвины комеди строят, мужей в женския одежды облачающе, и поганския и бесовския лица накладающе, о чесом в книге О вере являет: равне и в России тожде творится.

Статия, 47.

В Минеи четии, сентября месяца в 1-й день [лист 3], сказует: "На первом соборе Никейском, от святых отец уставися праздновати в той день индикту, еже есть новому лету. тако в восточней церкви в греках, яко в России, во оный день согласно древленовому лету, сиречь году, начало творяше, праздноваху. в той день и служба уставлена вся с преподобным Симеоном новому лету". Латыни же и люторы изменивше сия, начаша году начало творити генваря в 1 день. И лета числят не от создания мира, но от Рожества Христова, осмь лет убавляюще. Такожде и россияне ныне, подобящеся им, сотвориша начало года генваря в 1 день. И лета оттуду счисляюще, осмь лет от Рожества Христова убавиша.

Статия, 48.

Латыни на костелах своих крыжи своя поставляют. Подобне им ныне и россияне на церквах и на колоколнях таковыя крыжы, си есть четвероконечныя кресты, поставляют. На иных же церквах великое и высокое острое на подобие шила поставляют, якоже на люторских кирках.

Статия, 49.

Латыни, люторы, калвины, турки и прочии языцы невернии со псы из единых сосудов ядят, о чесом святый Панагиот обличает Азимита. И в Потребниках, в проклятии латинских ересей возглашается [Потребник Велик., лист 594 об.]: "Проклинаю беззаконнаго Петра Гугниваго, иже со иными и со псы из единых сосудов ядят". Подобне оным и росияне мнози из единых сосудов со псы ядят, а наипаче дворяне се творят.

Статия, 50.

Латыни и люторы, и прочии языцы, давленину, и псами и ястрепами пораженное, и в тенетах и в силах удавленое ядят (о чесом в книге О вере лист 257), и всяко скверно ядят (в Кормчей лист 401: в Кириловой лист 259: в Потребнике малом лист 240 и 246, ересь латынская 12). А святая церковь православная, проклиная, сице глаголет [Потребник Бол., лист 598 об.]: "Проклинаю всякое латынское скверноядение, иже ядят давленину и мертвечину, и прочая, и жабы ядят".

Равне и россияйне ныне, паче же высокия лица, птиц давленых и ястребами пораженных, и заяцы давленых псами и в петлях, и скверныя жабы и устрицы ядят.

Статия, 51.

Жидове, татарове, поганцы, латыни, люторы, и калвины, и калмаки, табак, всякими чрез естественными образы употребляюще, пиют (его же в книзе О вере, на листу 128, бесовским нарицает). Подобно онем и россияне питками и носом табак пиют, и во уста за щеку влагают, не токмо мужие, но и жены.

Статия, 52.

Святых апостол правило 69: "Аще которыи епископ, или презвитер, или чтец, или певец, в 40 дней, сиречь в великии пост, не постится, и во все лето, во всякия среды и пятки, да извержен будет. аще же мирскии человек не постится, да отлучится". И прочая святых апостол и святых отец завещания, в различных книгах лежащая, всегда повелевают в среду и пяток единожды без рыбы и масла ясти, кроме разрешенных седмиц, и праздников Господских и Богородицы, и святых великих. Святый Афанасий Великий глаголет [Номоканон, правило 13]: "Разрешаяи среду и пяток, сей распинает Господа, якоже июдеи. ибо в среду совет бысть на Него, а в пяток распяша и. разве точию в разрешенныя дни от церкви и праздник, не повинен есть разрешаяи". Святый же Цареградский патриарх Никифор в 5-м своем правиле глаголет: "Яко от священника, не постящагося среду и пяток, не достоит причаститися. ибо отчасти благочествовати, а отчасти нечествовати безместно". И Апполос, великий во отцех, всех согрешений страшнейшии глаголет: "В среду бо Христос предан бысть, в пяток же распят. иже убо сия разрешаяи, сей предает Спаса и распинает". Латыни среду и пяток же не постятся, о чесом в книге О вере лист 247 показует, и в соборном изложении лист 229, и в Кириловой лист 208. Яко люторы и калвины отнюд не постятся, такоже и россияне ныне среды и пятка не сохраняют. Ядят не единожды и с рыбою, а инии же млеко и мясо ядят. А духовнии не запрещают о сем, понеже и сами с рыбою и не единожды во оныя дни ядят, презирающе уставление святых отец.

Статия, 53.

Тоже святых апостол правило 69 глаголет: "Аще которыи епископ, или презвитер, или диакон, или певец, или чтец, или поддиакон, в 40 дней, сиречь в великий пост, не постится, да извержен будет. аще же мирскии человек не постится, да отлучится". Поместнаго собора иже в Гангре правило 18: "Аще кто от воздержащихся, кроме телесныя нужды, гордится, и преданныя посты во общину, и хранимыя церковию разрешает, целу сущу в нем и совершену помыслу, да будет проклят". (А како кий пост поститися, зри в Лаодикии собора правило 49, и 81: и во уставах во глав.: и Никон Черногорец, в слове 57. и в Тактиконе, в главах 1, 6, 7, 8 и 14: в Номоканоне правило 213, 220, 221, 223 и 225). Преподобный Никон глаголет: "И якоже паки на еретики проклинания имут, сице и на Владычняя посты преступающих. и елицы не держат посты тако, якоже лепо есть, с еретики от божественных собор святых отец спричитаемыи суть".

Латыни не хранят святых апостол и святых отец постов, о чесом показуется в Кормчей, и в Кирилове, и в Потребнице ересь 7-я их изъявляется, в соборном же изложении арианскою ересию именуется (и в Кирилове лист 249, и 259 и 237, и в книге О вере лист 127 и 247).

Церковь же, проклинающи, тако глаголет [Потребник мал., лист 257 на обор.]: "Проклинаю отвращающих христианскии пост святыя великия 40-цы, егоже латыни сами не хранят ни иноцы их, отвергше апостольское и отеческое предание". Такоже и люторы вся посты отвергли и не постятся. В Кирилове книге лист 264. Их же святая церковь такоже проклинает, глаголюще сице [Потребник Вел., лист 604]: "Проклинаю и отрицаюся вселетнаго обхождения их, весь закон не имущии поститися никогдаже". Такоже и калвины и прочии еретицы, и армени не постятся. Всем онем подобно и россияне ныне святых постов тако, якоже от святых уставлено, отнюд непостятся: понеже во вся дни многажды с рыбою ядят, инии же млеко и мясо, не разсуждающе постнаго хранения. А духовнии о сем не запрещают, зане и сами не единожды во вся дни и с рыбою всегда ядят. И сие воистинну несть пост, но преступление и насилование поста.

Статия, 54.

Нынешнии монахи на литоргии, на словеса Христова, открывают главы подобно латином. Ответы диаконовы, ответ 1, статия 68.

Статия, 55.

Мнози из нынешних монахов, как простых, так и освященных, птиц ядят, и всякое хмелное питие пиют, подобне латинским, о чесом их обличает в книге О вере, во главе 15, на листу 131 на обор. И в Потребнике, в проклятии латинских ересей, тако глаголет [Потребник Вел., лист 597]: "Проклинаю иже от латин творимая яве еретичества, поставляемым у них епископом, аще будет и от мнишескаго жития, мяса ясти без боязни повелевают. мнихом же их аще когда и мала болезнь прилучится им, мяса ядят".

Статия, 56.

Без крестов по татарски мнози ходят не точию мирския, но и духовныя [Скрижаль, слово Дамаскина. и в чине крещения крестов возлагать не указует]. Нецыи же из женска пола дворян носят малейшия анагнуски, из металла или драгих камени сотворенныя, подобне латином.

Статия, 57.

Ныне в России резныя и алебастровыя образы делают неблагочинным видом без венцов, подобно болваном еллинским.

Статия, 58.

Ангелов делают такожде из алебастра весма дебело и развращенно, по подобию еллинских купидонов, живописуемых на латинских картинах.

Статия, 59.

Нынешнии россияне аптеки и гофшпитали имеют, и в них всякия мерзости употребляют: и людей на уды, аки зверие дивии, терзают: и женская мертвая ложесна не точию руками осязают, но и очима на то мерзостно взирающе, ножем вырезывают, и в банки полагают, спиртами наливающе, чтоб долгое время не згнивши были, на зрение всем, на таковую мерзость хотящим смотрети скверными очима. Подобно древним еллином и латином, и лютором, и калвином.

Статия, 60.

Мертвых анатомят, и разными спиртами помазывают, с корениями утробы начинивающе, подобно жидом и древним в прелести нечестия отменным египтяном и еллином, лютором, и калвином.

Статия, 61.

Нынешнии россияне коньское рыстание имеют, подобно древним еллином, творящим таковая игры на олимпических подвигах, святаго же апостола Павла 6-му правилу сопротивно [Кормчая, лист 25].

Статия, 62.

Нынешнии власти как мирския, так и духовныя, с музыками и органами, и плясанием, и плесканием ядят и пиют, подобно еллином, лютором, и калвином, и древним жидом, погибшия в пустыни [Маргарит, слово 13, о лжеучителех. Ефрем, слово о недели].

Статия, 63.

Господа детей своих вместо божественных псалмов учат бесовским песнем [Зри о воспитании детей книги гражданской печати]: и вместо стояния на молитве учат тонцовать и прочим языческим обычаем, подобно латином, лютором и калвином.

Статия, 64.

Мнози нынешнии россияне с путреными волосами, намазанными салом, не точию в церковь, но и в олтарь входят, подобно арменом, латином, лютором и калвином.

Статия, 65.

Во время службы в церкви безчинно и без страха стоят гордостно, ови рукою подпершись, инии же ногу откинувши, друзии же без нужды седят и во время евангелия, подобно латином [Потребник, лист 592. книга О вере].

Статия, 66.

Комеди, оперы, маскарады творят противу воскресных дней и прочих Господьских праздников. И провождают всю нощь в таковой бесовской брани не точию мирския, но и духовныя, подобно латином, лютором, калвином и древним еллином.

Статия, 67.

Клирики немецкое платие носят и бороды бреют, подобно латином [Потребник. книга О вере, глава 28, лист 257].

Статия, 68.

Нынешнии монахи исподняи ризы, камзолы, штаны и рубахи носят, такоже и без мантии и клобука, и камилавки в кельях и по монастырю ходят, подобне латинским монахом.

Статия, 69.

Нынешния малороссийския попы и грузиньския, и господа, по совокуплении с женами не омываются, омывающих же ся называют махометанами, подобно латином и лютором.

Статия, 70.

Семинаристам, которыя учатся в школе, и их в духовныя чины производят, играти повелевают со движением всея плоти: и при обедах их уставляют музыкам быти, подобно лютором.

Статия, 71.

Во время прения, когда бывает в Москве университетских со иконоспаскими, при котором разглагольствии бывают духовныя лицы, тогда бывает музыка и многое безчиние.

Статия, 72.

Нынешнии господа из домов своих иконы древния выносят, вместо же их картины скверныя еллинских богов написуют, и древа, и птицы, и прочия животныя, подобно латином.

Статия, 73.

Аще же где иконы и обретаются, но точию по единой, и сии не поставлены благочинно, якоже у православных, но повешены, якоже у иконоборцов.

Статия, 74.

Треми гвоздьми прибивают Распятие, латинская ересь. Минея четия декабрьская печатей киевских, в предисловии.

Статия, 75.

По манихейскому учению, под нуждою стихийною строитися житию человеческому разсуждающе, и потому в духовныя чины производят. С 20-го июля до 1-го сентября в школах учитися не повелевают, и Катихисиса не толкуют, подобно лютором, глаголюще, что в сих месецех непонятие наук бывает. Сице и латыни во своих школах взаконение имут.

Статия, 76.

Егда бывает погребение у господ, тогда провождают умершаго в шляпах и с смолеными факалами, распустя волосы, подобно латином.

Статия, 77.

Нынешнии архиереи имеют посохи со змиями [Соборник, лист 303]. Есть сие жидовския ереси возобновление, на подобие древния медныя змии, вознесенныя Моисеом, и внесенныя во святая святых, и потом за неподобное поклонение от царя Езекия разбитыя [4, царств 18. Кирилова, лист 172 обор., глава 13].

Статия, 78.

В крещении, в чине миропомазания, ноги мажут жидовским обычаем.

Статия, 79.

В крещении не во осмый день многажды младенцем имяна дают [Симеон Селун., глава 62].

Статия, 80.

Неким имяна странна нарицают: якоже Юрья, Богдана и прочая, подобно латином [Потребник, в проклятии ересей латин].

 

Пришел ли еси к пределу доволствия, о вопросителю, в вышшем сем разделе, изъявляющем премножайшия ереси, внесшияся в великороссийскую церковь, разных еретических латинских, люторских, калвинских, еллинских и срацынских вер? И аще и сих мало ти покажется, виждь оныя зелнейшее хуление как на святое древнее благочестие, так и на благочестивыя вещи, и на святых древлегрекороссийских учителей. Виждь нынешних российских учителей неправедное мнение на священное писание. Виждь лживое их клеветание, сущее в союзе неправедном, во оправдание своих новостей, согласное с латины, с люторы и прочими еретики, о чесом зде в 10-м разделе предлагается.

 

Раздел, 10.

Статия, 81.

Нынешнии российстии архиереи, вооружаяся на древлесодержателей благочестия, хуляще соборне, тако глаголют [Жезл, изданный от Синода, на листу 17]: "Мы (реша), освященный собор, исходим, яко же Давыд, со Жезлом сим мысленным. и предати тя имать Бог в руце наши, и убием тя, и отъимем главу твою от тебе, сиречь твердь ересем твоим, си есть прочия уды, или части хуления твоего иноплеменнича, еже есть иныя сверстники твоя, и вся хуления их, в день сей птицам небесным и зверем, сиречь духовом злобы поднебесным на измождение". Сице убо хульствующе древлесодержателей благочестия, с ними же и древнее святое благочестие схульствуют.

Статия, 82.

Древнее предание не от живаго источника напаяющее, но от горких вод Мерры сказуют [Жезл, лист 13].

Статия, 83.

Древнее благочестие вратами адовыми нарицают, низводящими в геену огненую [Жезл, лист 17].

Статия, 84.

Оное же древнее благочестие рождением ехидновым и ядом аспидовым вседерзостне оглаголуют [Стефан Рязанский, лист 711].

Статия, 85.

Нынешнии российстии учители в своих богомерзских писаниих [Жезл, лист 17, Скрижаль, лист 642] древлеправославных христиан соединяют с еретики, подобно лютором. Потребник, лист 602.

Статия, 86.

Древлеправославную церковь, святыми российскими содержанную, от нея же старообрядцы научившеся, и ту святую церковь именуют блудницею [Предисловие соборнаго деяния на Мартина].

Статия, 87.

Порицание арианством.

Статия, 88.

Порицание македонством.

Статия, 89.

Порицание несторианством.

Статия, 90.

Порицание арменством. [Предисловие соборнаго деяния на Мартина. Скрижаль, лист 796, 804. Увет, лист 139 обор.].

Статия, 91.

Порицание латинством. [Обличение, лист 26].

Статия, 92.

Порицают древлецерковное содержание преданием еретика Мартина не бывшаго [Деяние соборное на Мартина].

Статия, 93.

Двоперстному сложению от черта быти глаголют [Обличение, лист 26].

Статия, 94.

Тое же двоперстное сложение, и в нем, по святым богословцем, обою таинств исповедание, волшебным знамением порицают [Обличение, глава 1, лист 4].

Статия, 95.

Древле православным пречистым тайнам сорокою или вороною на небо взятым быти сказуют [Обличение, лист 26].

Статия, 96.

Изображенную на иконе Божию Матерь греческим живописным художеством уподобляют руской бабице [Обличение, лист 53 и 38. Розыск, лист 179].

Статия, 97.

Крест животворящий, от трех древ сложенный, с титлою именуют ругателно расколническим, брынским, осмиконечным, выгоцким.

Статия, 98.

Оному же животворящему кресту, от трех древ сотвореному в четвертых со дщицею, вопреки глаголют пророку Исаии, и прочим святым учителем: якобы он не от кипариса и певга, и кедра устроен, но от древа дубоваго [Обличение, лист 37 и 34].

Статия, 99.

Не приемлющих поливателнаго крещения называют афеистами и безбожниками [книга О поливательном крещении, лист 5].

Статия, 100.

Древние антимисы отвержены с крайним уничижением и ругательством: яко бы они столь неблагообразно вымараны, что и смотрить на них гадко есть [Обличение, лист 41 втораго счета].

Статия, 101.

Стоглавый собор при царе Иоанне Васильевиче и при митрополите Макарии, не точию стоглавным нарицатися недостойным быти сказуют, но ниже единоглавным. И той собор не в собор полагающе, и яко не бывш вменяют. И того собора клятву на ереси не в клятву полагают, и проч. [В соборном свитке, лист 8. Обличение, лист 146.].

Статия, 102.

Того же освященнаго собора священных отец возъименовали безмозгими и плевело сеятелями [Обличение, лист 139 и 138].

Статия, 103.

Восточныя церкве учителя Стефана Зизания проименовали ефиопом и учеником лукаваго диавола [Обличение, лист 138 и 139].

Статия, 104.

Константина Панагиота, греческаго учителя, ревностное обличение латинских ересей сравнивают с шумством бражников и людей кабацких [Обличение, лист 145 обор.].

Статия, 105.

Святейшаго Филарета патриарха изложение о крещении всех еретиков душепагубным соблазном нарицают [Пращица, ответ 165].

Статия, 106.

Мучеников Христовых, ревностно обличающих поганых царей и нечестивых мучителей на судищи, не вменяют за законных мучеников, и повести таковыя во святых книгах почитают за ложныя [книга печатн. Толкование блаженств, лист 130].

Статия, 107.

Книгу, именуемую Кирилову, неблагочестне злословяще, всюду порицают ея книгою ложною и вероятия недостойною. Содержащия же ся в ней избранныя словеса от пророческих и апостольских писаний о православной нашей вере и о превысочайшей богословии оглаголуют прелестию и обманом простым людям. И якобы сии плевелы (то есть Божия глаголы; или божественныя догматы) посеял Зизаний, что де зело противно есть Богу, самой естественной истинне и доброй совести, а приятно единому диаволу, иже есть отец лжи, его же учеником соделался Зизаний [Обличение, глава 7, лист 138].

Статия, 108.

Афанасиевы ответы на вопросы князя Антиоха глаголют быти подложныя, а не истинныя [Обличение, лист 18, в конец счета].

Статия, 109.

Отмещут достоверную и чудотворную повесть о Траяне цари и о Фанкониле девице, молитвами святаго Григория и первомученицы Феклы по смерти спасшихся [Сборник староп. лист 42 и 34. Четия мин. новопечат. 103].

Статия, 110.

На новопросвещаемых полагаемый куколь, иже есть образ незлобия и чистоты, называют кукишем. А мантию иноческую, юже святии отцы именуют покровом Божиим, уподобляют простой япанче, покрывающей человеки от дождя и снега [Обличение, лист 30 на обор. втораго счета. Тамо же лист 40. Пролог октября 22, лист 134].

Статия, 111.

Пение староцерковное порицают дурным и мужичьим [Обличение, лист 26].

Статия, 112.

Книги старопечатныя и старописменныя названы, или, справедливе сказать, опорочены, старогадкими, старопачконными, неправыми, не церковными, вероятия недостойными: яко бы переведены они были под именем святых отец подложныя на прельщение, а не на спасение рускому народу [Обличение, лист ? втораго счета, и 135 и 110 втораго счета].

Статия, 113.

О имени Исусове глаголют: якобы в древних книгах без иты писано было от дьячков ленивых по невежеству. И сие ругательство касается до всех древних российских святых мужей, которыя писали своеручно имя Исусово без иты: якоже Алексей митрополит в новом завете, и другия тоже, и на святых иконах и чудотворных крестах видится [Обличение, лист 83].

Статия, 114.

Пророки почитающе, и тех пророчество на свою ересь толкующе, некая баснословия слагают [ересь уалентиан, Кормчая, правило 1 Вас. Вел.].

Авраамово взятие дров на двочастной крест, Иосифово поклонение на верх жезла, Иаковле преложение, раставление полков, Моисеовых рук распростертие, Исаино о трех древах, Иезекиилево о крещении, Моисеово помазание кровию агньчею, Иезекиилево острижение главы и брады, ложь на Иеремию в пострижении брад и на святых мучеников Георгия и Димитрия. Ветхозаветную церемонию о поставляемых в левиты, помовение чваном и скляницам, крещение котлом и одром, сивиллино о имени Исусове, Давыдово: жезл твой и палица, у подножия креста. И прочая множайшая писания, противно святым богословцем толкующе, своя баснословия слагая, нововводная предания утверждают, подобно латином, лютором и калвином [Розыск, лист 156, 162 часть 2. Обличение, Розыск лист 160. Розыск, лист 115] [Иезекииль 5, ст. 115. Леввит 14, ст. 9. Иеремия 41, ст. 5. Числа 8, ст. 7] [Поливат., глава 1, лист 10. Обличение, Жезл, Розыск, лист 152].

Статия, 115.

Покропительное крещение за важное и законное поставляют [книж. О поливат. крещении], и проречения пророка Иезекииля [глава 36] на свою ересь толкующе обращают.

Статия, 116.

Писанием святых не имут веры, подобно лютором [Потребник, лист 605].

Статия, 117.

Книги греческия ныне печатают латыни и немцы в Риме, в Париже, в Венеции и в прочих градех, о чесом в Жезле: и в Пращице, во ответех 185-м и 208-м. И самыя оныя книги о себе сказуют, где кая печатана. У греков же своих печатей издавна несть. Со онех книг ныне в России, преводя на словенский язык, своя нарицаемыя новоисправныя книги печатают и глаголют сице: "Яко добре их печатают латыни, от нихже и вся нашя книги преводим, ничтоже отлагающе или отъемлюще, да совершенне им уподобимся".

Статия, 118.

Иоаким, патриарх Московский, в книге Щит веры, в поучителном слове, о новотворных киевских книгах повествует сице: "Требник великий, сочиненныи Петром Могилою, митрополитом Киевским. В нем же 1-я ересь: в крещении вместо погружения обливанием у срамных женских удес в рождении младенцев. 2-я ересь: словесы Христовы преложение святых таин, и в то время поклоны. 3-я ересь: выимаемыя части ис просфир в честь Богородицы, и святых, и живых и усопших, мнети Тело Христово. Книга Кирила Транквилиона, толкование на евангелие, и в книге Зерцало богословия, и книга Перлы, книга Мир с Богом, книга Труба, Мечь, и Симеона Полоцкаго творения: книга Псалтырь, или с польских или от Аполинария еретика преведен: книга Обед, книга Вечеря. Во всех оных книгах противности нашей православней церкви, и обретаются латинския ереси, и о исхождении Святаго Духа от Отца и Сына, и иныя латынския догматы: обаче покровено и неудобопознанно, имущыя единоумие с папою и западным костелом, отступльшим восточнаго благочестия". И учителя латынстии еретики во оных, и учение их написаны, яко благочестивая тех книг, яко позор и ереси имуще, запрещает народно и в церквах прочитати священным под извержением, простым под отлучением. Сия убо Иоаким написа.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных