Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Прекрасное — полезное; прекрасное— бес­полезное




Эстетическая концепция, выраженная в древнешумер-ской поэме «Инанна выбирает мужа», предвосхищает со­кратовскую идею: чем полезнее — тем прекраснее. По­эма повествует о том, как бог солнца Уту уговаривает свою сестру Инанну выйти замуж за бога пастухов Думузи, хотя она предпочитает бога земледельцев Энкиду.

«Земледелец? Чем же он лучше меня?» — спрашива­ет бог пастухов Думузи и доказывает, что поскольку он


З-Эс


дает сыр, сливки, кожу, шерсть, то есть кормит, одевает и обувает людей, то он полезнее бога земледелия, дающего только хлеб и бобы. Инанна останавливает свой выбор на боге пастухов, который в большей мере обеспечивает лю­дей всем необходимым. Первостепенная значимость ско­товодства в шумерской экономике предопределяет выбор невесты: бог пастухов красивее и имеет большее право войти в семью бога солнца (см.: Крамер. 1965. С. 165). Схожие взгляды на природу красоты были и у Сократа (V в. до н. э.), который отождествлял прекрасное и полезное. Он считал, что искусно украшенный щит, не защищаю­щий воина от врагов, нельзя назвать прекрасным, прекра­сен даже неукрашенный щит, хорошо выполняющий свою функцию. Сократ в наивной, упрощенной, прагматической форме вводит общественную практику в определение пре­красного. Однако трудно согласиться с утверждением, ло­гически завершающим сократовскую концепцию: корзи­на с навозом прекрасна, поскольку полезна.

Поиски сущности эстетического шли и в направлении, противоположном сократовскому утилитаризму. Индий­ский философ Шанкара (VIII—IX вв.) подчеркивал, что эстетическому восприятию присуще состояние покоя, от­сутствие чувственных вожделений, успокоенность и про­светленность. В восточной традиции прекрасное — про­явление истинной духовности, внутренний голос бытия и космического сознания, которые возвышают человека над его обыденно-мирским существованием. Эта традиция эстетизирует путь духовного очищения и прозрения.

Без какой-либо связи с этими восточными воззрения­ми в этом же направлении шли поиски природы прекрас­ного в философии. Кант (XVIII в.) полагал, что при эсте­тическом восприятии прекрасного предмета 1) наше от­ношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от морального и практическо­го отношения; 2) мы получаем удовольствие «без поня тия»; 3) предмет воспринимается как целесообразный «без представления о цели»; 4) предмет рассматривается «как предмет необходимого удовольствия» (см.: Кант. 1966. С. 212, 240, 245). Немецкий философ утверждает духов­ную природу прекрасного, выделяет его из сферы утили-


тарного и абсолютизирует практическую незаинтересован­ность человека в предмете эстетического наслаждения.

Как видим, в истории эстетики возникла теоретичес­кая антиномия: прекрасноеполезное (Сократ), пре­красноебесполезное (Кант). Как же разрешить это противоречие?

Единство утилитарного и эстетического в современной архитектуре подталкивает к согласию с Сократом: прекрас­ное — полезное. Однако тогда прав люмпен-художник, от­вергающий красоту Венеры Милосской на том основании, что из нее нельзя извлечь прямой выгоды («я не могу ее съесть, я не могу ею забивать гвозди, и я не могу ее сделать моей любовницей — значит, она не прекрасна»). Выходит, нельзя считать прекрасное полезным. Значит, прекрасное бесполезно? Ведь наше восхищение красотой бескорыстно. Однако такое «кантовское» утверждение противоречит практике дизайна, делающего вещи полезными и красивы­ми. Выходит, нельзя признать прекрасное бесполезным. Очевидно, в каждом из этих противоположных мнений есть и правда, и ложь. Антиномия (прекрасное — полезное; прекрасное — бесполезное) схватывает реальную противо­речивость человеческой деятельности, которая одновременно и утилитарно-эгоистична, и эстетически-альтруистична и включается в жизнь и личности, и человечества.

Первобытный человек замыкался на узкопрактичес­ком отношении к реальности, которое, однако, уже содер­жало нечто общечеловеческое, родовое. На основе практи­ческого отношения постепенно формируется эстетическое. Прекрасное выступало в форме полезного, пока полно не сформировалась оппозиция: природа/культура, естествен­ное/искусственное (по Леви-Строссу: сырое/вареное).

Человек наслаждается прекрасным не для удовлетво­рения обыденных нужд (скажем, утоления голода). При эстетическом восприятии существует высшая заинтере­сованность, возникающая, когда у человека удовлетворе­ны его непосредственные потребности и когда складыва­ется сложная сеть общественных интересов, не связанных с прямой выгодой. Наслаждаясь красотой и могуществом горной реки, мы не думаем о том, что ее можно заставить вращать турбины. Однако в эстетическом восприятии


3-2


природы всегда опосредованно*лрисутствует вся обществен­но-историческая практика, весь культурный и социальный опыт человечества, все значения природного явления. Эс­тетическая ценность — интеграл бесконечного числа бес­конечно малых значений предмета для человечества. Эс­тетическая оценка свободна от утилитарных ориентации, тем не менее она сформирована всей общественно-исто­рической практикой человечества, которая как бы напла­стована на каждое наше сиюминутное, субъективное отно­шение. В понятии «полезное» фиксируется жизненная необходимость предмета и установка сознания на практи­ческое его использование. Полезное становится мировоз­зренческой ориентацией лишь в прагматизме как фило­софском течении. В реальном процессе бытия полезное предшествует прекрасному и является его фундаментом. Эстетическое восприятие прекрасного тяготеет к беско­рыстию и духовности, которые особенно ценны в наш век прагматизма, среди обуявшей общество жажды богатства (см.: Брох. 1986. С. 381).

Восторгаясь красотой женщины, Б. Пастернак писал:

Любить иных — тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен. (Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1965. С. 165).

Секрет красоты — секрет жизни. Весенним днем 1848 г. смертельно больной Гейне вышел на сияющие солнцем улицы Парижа. Преодолевая слабость, он добрался до Лувра и остановился перед мраморной Венерой Милос-ской. Прощаться с жизнью для поэта значило расставать­ся с красотой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных