ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическая эстетикаВажность практической эстетики отражают теоретические изыскания Томаса Манро (XX в.). По мнению этого американского ученого, виды искусства — это не только литература, театр, живопись, музыка, но и животноводство, пластическая хирургия, косметика, парфюмерия, кулинария, виноделие, гастрономия, моделирование одежды, парикмахерское дело, татуировка. Всего Манро насчитывает около 400 видов искусства! Получается, что у искусства нет берегов. За этими представлениями — давняя традиция. На языке многих народов различные виды человеческой деятельности назывались искусствами. У древних греков искусство и ремесло обозначались одним и тем же словом techne; первыми художниками были гончары, каменщики, плотники и другие люди труда, изготовлявшие практически необходимые вещи. Точка зрения Т. Манро схожа со взглядами Фараби (870—950), писавшего на арабском языке. Этот среднеазиатский ученый считал, что ткачество, медицина, риторика — виды искусства. А великий медик древности Гиппократ полагал, что врач возвращает человеку утраченную им из-за болезни гармонию. Эти суждения не лишены резона. У первобытных племен и в некоторых более поздних человеческих сообществах татуировка, например, имела не меньшее эстетическое, эмоциональное и информационно-смысловое значение, чем танец или пение. А современный человек в некоторых сферах своей деятельности создает столь совершенные образцы, что они обретают выразительность и даже художественное значение (например, прическа, костюм становятся частью образа театрального персонажа или имиджа кинозвезды). Все же Фараби и Манро принимают за виды искусства формы целесообразно и утилитарно ориентированного эстетического освоения мира по законам красоты. Одни из этих форм освоения мира — дизайн, иные — прикладное и декоративное искусство, другие — область практической эстетики. Эстетическое освоение мира не в форме искусства и не в форме дизайна — сфера интересов практической эстетики. Практическая эстетика — четвертая сфера деятельности (территория знания) в проблемном поле эстетики как науки. Это поле охватывает эстетические аспекты этики (сферу поведения людей и человеческих отношений), этикета, быта, научного творчества, спорта, обрядов, карнавалов, праздников и массовых действий, кулинарии, игр. Практическая эстетика теоретически мало разработана, но сфера ее компетенции столь широка и многообразна, что и эта область знаний имеет тенденцию к отпочкованию от основного древа эстетики как науки в самостоятельную дисциплину. 3.5. Теоретико-информативная эстетика Информативную проблематику выделил в особую сферу эстетических знаний и разработал Макс Бензе. Он начал разработку теоретико-информативной эстетики, тем самым создал пятую сферу деятельности (территорию знания) в проблемном поле эстетики и наметил возможность будущего отпочкования от эстетики еще одной самостоятельной дисциплины. Важнейшие проблемы теоретико-информативной эстетики: особенности эстетической информации — ее гедонистический потенциал; ее отношение к помехам (к «шумам»); ее код, ее оригинальность; ее отношение к знакам, ее смысл и значение; ее избыточность, богатство, характер интерпретации; социальное бытие произведения как носителя эстетической информации. Разновидность теоретико-коммуникативной эстетики — социокоммуникативная эстетика сосредоточивает внимание на процессах эстетической информации, создаваемой и передаваемой с помощью ТВ, радио, компакт-дисков, Интернета и других массмедиа. Важнейшие проблемы социокоммуникативной эстетики: распространение эстетической информации и роль средств массовой коммуникации в этом процессе; выявление универсальной структуры человеческой мысли; зависимость культуры от средств ее передачи. Особое значение имеет разработка концепции «мозаичности культуры» эпохи массовой коммуникации. Согласно этой концепции зрителю, слушателю достаются не знания, а случайные осколки знаний и оценок. С помощью этого информационного хаоса ведущие массмедиа, выполняя социальный заказ тех или иных сил, манипулируют сознанием реципиентов. Теоретико-информативные и социокоммуникативные эстетические концепции нацелены на осознание художественно-информативной природы искусства и роли средств массовой коммуникации в жизни художественной культуры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|