Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Многообразие форм эстетической деятель­ности




В утилитарной деятельности человека помимо ее пря­мого назначения, направленного на удовлетворение прак­тических потребностей индивида или группы людей, есть хотя бы элементы общечеловеческого. Поэтому любая де­ятельность обретает хотя бы косвенное значение для че­ловечества как рода и с этим общечеловеческим значени­ем связаны эстетическая окрашенность и эстетическое со­держание человеческой деятельности. Эстетическая дея­тельность универсальна — это деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Эстетическая деятель­ность совершается или по законам красоты (портной шьет костюм, столяр делает стол, дизайнер проектирует автомо­биль), или по законам комизма (карнавал как действие), или по законам трагического (похоронная процессия), или возвышенного (чествование победителя, создание оды), или безобразного (китч), или ужасного (фильмы Хичкока, чер­ные триллеры).

Эстетическая деятельность включает в себя: художе-Ственно-практическую (карнавал, свадебный или погребаль­ный обряд, этикетное поведение), художественно-творчес-кУк> (создание произведений искусства), художественно-Техническую (дизайн), художественно-рецептивную (вос-пРиятие произведения) и рецепционно-эстетическую (вос-Риятие красоты реального пейзажа), духовно-культурную



(выработка личного вкуса и идеалов, вынесение вкусовых суждений и оценок), теоретическую (выработка эстетичес­ких концепций и взглядов).

Венец эстетической деятельности — искусство. Здесь деятельность человека возвышается до художественного творчества, создающего в лучших своих проявлениях ше­девры на все времена, классику, непреходящие эстетичес­кие ценности.

1.2. Соотношение эстетической и художествен­ной деятельности:

А). Некоторые теоретики ошибочно отождествляют эстетическое и художественное. Художественная деятель­ность создает произведение, содержащее художественную реальность. Характерная особенность художественной реальности — виртуальность и концептуальная нагружен-ность. Эстетическая деятельность создает продукт, обла­дающий эстетическими качествами. Однако, создавая ав­томобиль, человек не создает художественно информатив­ную, концептуально нагруженную, образную систему, хотя продукт этой деятельности может быть эстетически выра­зителен и нести косвенную информацию о цивилизации, создавшей данный продукт. Деятельность создателя авто­мобиля не художественная, а эстетическая. Термины «ху­дожественное» и «эстетическое» — не синонимы.

Б). Немецкий философ М. Дессуар считает, что эсте­тическое и художественное существуют параллельно, как рядоположенные понятия. Согласно Дессуару эстетика — теория деятельности по законам красоты вне искусства, а общее искусствознание — теория художественной деятель­ности в искусстве. Такое разделение неправомерно: и ис­торически, и в повседневной практике эстетическая дея­тельность перерастает в художественную. Эти типы дея­тельности имеют много общего, и их следует изучать в единой науке. Ошибочно противопоставлять эстетическую деятельность искусству.

В). Петербургский ученый М. Каган утверждает, что эстетическая деятельность, с одной стороны, шире художе­ственной (последняя — частный случай первой), с другой стороны, художественная деятельность шире эстетической


05КНик творит не только по законам красоты) (см.: Каган. 1971. С. 216, 218)1. Это утверждение вносит в на-ку странную логику, по которой один твеновский персо-аж оказался сам себе дедушкой, и не учитывает, что и эстетическая деятельность протекает не только по зако­нам красоты. Если художественное в чем-то шире эстети­ческого, значит, что-то в художественном неэстетическое. Однако неэстетических ценностей в искусстве нет. Фило­софское, политическое, моральное, утилитарное в искусст­ве эстетически одухотворены и предстают как эстетичес­кие ценности.

Г). Художественное творчествовысшая форма эстетической деятельности. Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не толь­ко прекрасное. И трагическое, и комическое, и возвышен­ное, и безобразное, и низменное могут определять харак­тер, содержание и результат эстетической деятельности. Так, подвиг — возвышенное, а предательство и подлость — низменное. Эстетическая деятельность шире художе­ственной и охватывает и труд, и быт, и культуру. Так, парковая культура, не являясь собственно искусством, раз­вивается под его влиянием: стили парков следуют за сти­лями художественных направлений — существуют пар­ки Ренессанса, барокко, классицизма, романтизма (см.: Лихачев. 1982).

Существует эстетическая деятельность, созидающая комизм, однако протекающая вне рамок искусства: шут­ки, анекдоты, каламбуры. Комизм в эстетической деятель­ности Бахтин видит в смеховой народной культуре Сред­невековья (см.: Бахтин. 1965). Карнавал — это нехудо­жественная массовая эстетическая деятельность, осуществ­ляемая по законам комизма и по законам красоты.

Эстетическое освоение мира опирается на все многооб­разие эстетических свойств действительности (возвышен­ное, трагическое, комическое). Так, трагическое есть и в ис­кусстве, и в эстетической деятельности человека вне искус­ства. Знаком трагедии отмечены пирамида Хеопса, гроб-

Здесь и далее список цитированной литературы дается в Конце разделов.


Ш\


ница Медичи работы Микеланджело и скорбный крест на сельском кладбище. Погребальный обряд, торжественно-траурная процессия, процедура воздаяния последнего дол­га умершему — все это формы эстетической деятельности, в которых прекрасное и трагическое взаимодействуют.

Эстетическая деятельность тяготеет к прекрасному, которое присутствует, даже при комедийном или траге­дийном характере деятельности, в виде идеала и в виде отточенности формы. Прекрасное как категория универ­сальна по отношению к многообразной эстетической дея­тельности, которая может базироваться не только на зако­нах красоты.

Художественная деятельность обратно влияет на эсте­тическую, поднимая и возвышая ее за собой: «Великие художественные достижения... нисходят в потребительс­кий мир и участвуют в эстетизации среды. И не только нисходят, но и распространяются, расхватываются, обеспе­чивая таким образом известное стилевое единство преоб­разуемого человеком мира... конструктивный подход, об­наруживаемый нами сегодня в живописи и архитектуре, глубоко проник и во все те технические приспособления, с которыми мы ежедневно имеем дело на кухне, дома, в об­щественном транспорте и общественной жизни» (Гадамер. 1991. С. 274.)

Дизайн

Международный семинар дизайнеров (Бельгия, 1964) дал следующее определение: «Дизайн — это творческая деятельность, цель которой определение формальных ка­честв промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структур­ные и функциональные взаимосвязи, которые превраща­ют изделия в единое целое как с точки зрения потребите­ля, так и с точки зрения изготовителя». Дизайн — худо­жественное проектирование и процесс промышленного производства полезной и красивой вещи; главная и наи­более развитая сфера эстетической деятельности челове­ка вне искусства (в индустриальной и технической сфе­ре); изготовление промышленностью продуктов с учетом их пользы, удобства и красоты; предметный мир, создава-


мый человеком средствами индустрии по законам кра­соты и функциональности. Дизайн — это промышленный вид эстетической деятельности, гуманизирующий орудия, прОдукты производства и окружающую среду и порож­денный потребностями массового производства и потреб­ления, развитием автоматизации и стандартизации. Ди­зайн — результат безграничного расширения сферы при­кладного искусства и его развития на промышленной ос­нове, результат проникновения эстетики в технику. Ди­зайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразитель­ной, эстетически осмысленной. Машинное производство тиражирует образец, обладающий эстетическими качества­ми. Продукт дизайна должен соответствовать своему на­значению, культурной традиции функционирования, тех­нологии массового производства, современному стилю. Задача дизайна — «очеловечение» мира (гуманизация «второй природы», гуманизация личности через очелове­чивание и эстетическое облагораживание его вещного ок­ружения).

Дизайн создает особый зрительный язык формы, «ви­зуальный язык» (В. Гропиус). Знаки этого языка: про­порции и оптическая иллюзия, отношения света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба. Дизайнерская фор­ма — знак материала, технологии и качества вещи; этот знак также выражает назначение вещи и характер ее бы­тия в системе культуры.

Ремесленник сам начинал и заканчивал процесс изго­товления продукта. Ныне любой продукт производит про­мышленность; он — результат труда рабочих, технологов, инженеров. Узкая специализация каждого из них грозит обернуться разрушением личности, утратой ею универсаль­ности и утратой эстетической цельности изготовляемого предмета. Эту угрозу осознал еще Г. Земпер, обобщая опыт Лондонской промышленной выставки (1851): при всем техническом прогрессе современные изделия уступают ИзДелиям наших предков по форме и даже по их практи-

еской пригодности и целесообразности. Индустрия убы-

тРила и сделала массовым процесс изготовления вещей.

Днако на смену уникальному изделию мастера пришел


2-2


штампованный товар. Перестав быть предметом роско­ши, продукт производства одновременно перестал быть роскошным предметом. Продукт индустрии не нес на себе печать личности его создателя. И тогда на помощь конст­руктору, проектирующему полезный предмет, пришел ху­дожник, проектирующий предмет эстетически выразитель­ный. В идеале художник и конструктор объединяются в лице представителя новой профессии — дизайнера (ин­женера с художественно-эстетической подготовкой).

Эстетическое начало вторгается в производство и ох­ватывает все его сферы (от изготовления автомашин и телевизоров до создания инструментов и станков). Сегод­ня ни одна отрасль промышленности не обходится без художественного конструирования, объединяющего ути­литарное и эстетическое начала. Мир современной техни­ки меняет представления человека о том, что красиво.

Изготовление всякой вещи предполагает ее изобрете­ние, конструирование, компоновку и технологию произ­водства. Место дизайна в этой цепи творческих поисков — компоновка (проектирование новых связей между дета­лями вещи). При этом учитывается конструктивная це­лесообразность и технологическая рентабельность.

Дизайн, как и бионика, использует в технике формы живой природы, но в отличие от бионики, прямо заим­ствующей формы живой природы, придает им культурно обработанный вид. Истинный арсенал форм дизайна — культура, в которой перерабатываются в свете опыта че­ловечества все впечатления бытия. Цвет, ритм, пропорции, масштаб, форма и назначение предмета неразделимы. Они, ведущие начала, организующие конструктивное простран- | ство, важнейшие факторы дизайна. Цвет используется с учетом опыта искусства, достижений'физиологии и пси­хологии. Цвет улучшает или ухудшает эстетические и функциональные качества предмета.

Эстетическая выразительность цеха зависит от осве­щенности и цветового решения стен, потолков, станков, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией предмета, технологией производ- я ства. Цвет воздействует на человека эстетически, психо- J


логически и даже физиологически. Один английский фаб­рикант окрасил свои цеха в «немаркий» черный цвет — это вызвало среди работников эпидемию нервных рас­стройств. Салоны самолетов нежелательно окрашивать в солнечные желтые цвета — это ухудшит работу вестибу­лярного аппарата. Для горячих цехов целесообразны не «теплые» цвета (красный, оранжевый), а «холодные» (го­лубой, зеленый): они улучшают физическое состояние и ловышают работоспособность сталевара и прокатчика. Колористическое решение интерьера увязывается со зву­ком, освещением, формой. Важна система: человек — цвет — функция — пространство.

Создание средствами индустрии художественного про­дукта предполагает: 1) выдвижение проектировочной идеи; 2) разработку новой функциональной структуры; 3) сти­листическое оформление продукта. При сочетании лишь двух последних моментов — перед нами модернизация. Один третий момент — это стайлинг, стилизация (эстети­ческая обработка готовой продукции). Все вместе — пол­ный дизайн.

Художник-конструктор создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн оче­ловечивает взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно скон­струированными вещами, человек эстетически наслажда­ется, созерцая себя в созданном им мире.

Дизайн проникает во все сферы жизни и деятельности людей. По массовости и силе эстетического воздействия он превосходит даже телевидение. Ведь чтобы стать телезри­телем, необходимо обладать телевизором и обрести досуг. А чтобы испытывать воздействие дизайна, достаточно быть нашим современником. Избежать воздействия дизайна невозможно, ибо никому не дано отрешиться от культурно­го обихода эпохи и обойтись без транспортных средств, ме­бели, посуды, одежды, создаваемых дизайном. Форма лож­ки, стола, молотка, автомобиля служит целям и удобства, и эстетического воздействия, связанного с образом жизни общества, типом его мышления и деятельности.


2-4


Дизайн — это эстетический и научно-технический уровень общества, воплощенный в товарах широкого по­требления и орудиях труда; это секреты производства (тех­нология создания продукта в промышленном масштабе), воплощенные в эстетически совершенную и удобную вещь; это массовая коммуникация внутри общества, объединяю­щая людей индустриально-эстетическими продуктами потребления, единой стилистикой, единым образом жиз­ни. Дизайн связывает в единый узел духовную и матери­альную, научно-техническую и технологическую, гумани­тарную и индустриальную культуру. Он — фокус их пе­ресечения. Тем самым он обеспечивает культурную це­лостность современной цивилизации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных