ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Многообразие форм эстетической деятельностиВ утилитарной деятельности человека помимо ее прямого назначения, направленного на удовлетворение практических потребностей индивида или группы людей, есть хотя бы элементы общечеловеческого. Поэтому любая деятельность обретает хотя бы косвенное значение для человечества как рода и с этим общечеловеческим значением связаны эстетическая окрашенность и эстетическое содержание человеческой деятельности. Эстетическая деятельность универсальна — это деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Эстетическая деятельность совершается или по законам красоты (портной шьет костюм, столяр делает стол, дизайнер проектирует автомобиль), или по законам комизма (карнавал как действие), или по законам трагического (похоронная процессия), или возвышенного (чествование победителя, создание оды), или безобразного (китч), или ужасного (фильмы Хичкока, черные триллеры). Эстетическая деятельность включает в себя: художе-Ственно-практическую (карнавал, свадебный или погребальный обряд, этикетное поведение), художественно-творчес-кУк> (создание произведений искусства), художественно-Техническую (дизайн), художественно-рецептивную (вос-пРиятие произведения) и рецепционно-эстетическую (вос-Риятие красоты реального пейзажа), духовно-культурную (выработка личного вкуса и идеалов, вынесение вкусовых суждений и оценок), теоретическую (выработка эстетических концепций и взглядов). Венец эстетической деятельности — искусство. Здесь деятельность человека возвышается до художественного творчества, создающего в лучших своих проявлениях шедевры на все времена, классику, непреходящие эстетические ценности. 1.2. Соотношение эстетической и художественной деятельности: А). Некоторые теоретики ошибочно отождествляют эстетическое и художественное. Художественная деятельность создает произведение, содержащее художественную реальность. Характерная особенность художественной реальности — виртуальность и концептуальная нагружен-ность. Эстетическая деятельность создает продукт, обладающий эстетическими качествами. Однако, создавая автомобиль, человек не создает художественно информативную, концептуально нагруженную, образную систему, хотя продукт этой деятельности может быть эстетически выразителен и нести косвенную информацию о цивилизации, создавшей данный продукт. Деятельность создателя автомобиля не художественная, а эстетическая. Термины «художественное» и «эстетическое» — не синонимы. Б). Немецкий философ М. Дессуар считает, что эстетическое и художественное существуют параллельно, как рядоположенные понятия. Согласно Дессуару эстетика — теория деятельности по законам красоты вне искусства, а общее искусствознание — теория художественной деятельности в искусстве. Такое разделение неправомерно: и исторически, и в повседневной практике эстетическая деятельность перерастает в художественную. Эти типы деятельности имеют много общего, и их следует изучать в единой науке. Ошибочно противопоставлять эстетическую деятельность искусству. В). Петербургский ученый М. Каган утверждает, что эстетическая деятельность, с одной стороны, шире художественной (последняя — частный случай первой), с другой стороны, художественная деятельность шире эстетической 05КНик творит не только по законам красоты) (см.: Каган. 1971. С. 216, 218)1. Это утверждение вносит в на-ку странную логику, по которой один твеновский персо-аж оказался сам себе дедушкой, и не учитывает, что и эстетическая деятельность протекает не только по законам красоты. Если художественное в чем-то шире эстетического, значит, что-то в художественном неэстетическое. Однако неэстетических ценностей в искусстве нет. Философское, политическое, моральное, утилитарное в искусстве эстетически одухотворены и предстают как эстетические ценности. Г). Художественное творчество — высшая форма эстетической деятельности. Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. И трагическое, и комическое, и возвышенное, и безобразное, и низменное могут определять характер, содержание и результат эстетической деятельности. Так, подвиг — возвышенное, а предательство и подлость — низменное. Эстетическая деятельность шире художественной и охватывает и труд, и быт, и культуру. Так, парковая культура, не являясь собственно искусством, развивается под его влиянием: стили парков следуют за стилями художественных направлений — существуют парки Ренессанса, барокко, классицизма, романтизма (см.: Лихачев. 1982). Существует эстетическая деятельность, созидающая комизм, однако протекающая вне рамок искусства: шутки, анекдоты, каламбуры. Комизм в эстетической деятельности Бахтин видит в смеховой народной культуре Средневековья (см.: Бахтин. 1965). Карнавал — это нехудожественная массовая эстетическая деятельность, осуществляемая по законам комизма и по законам красоты. Эстетическое освоение мира опирается на все многообразие эстетических свойств действительности (возвышенное, трагическое, комическое). Так, трагическое есть и в искусстве, и в эстетической деятельности человека вне искусства. Знаком трагедии отмечены пирамида Хеопса, гроб- Здесь и далее список цитированной литературы дается в Конце разделов. Ш\ ница Медичи работы Микеланджело и скорбный крест на сельском кладбище. Погребальный обряд, торжественно-траурная процессия, процедура воздаяния последнего долга умершему — все это формы эстетической деятельности, в которых прекрасное и трагическое взаимодействуют. Эстетическая деятельность тяготеет к прекрасному, которое присутствует, даже при комедийном или трагедийном характере деятельности, в виде идеала и в виде отточенности формы. Прекрасное как категория универсальна по отношению к многообразной эстетической деятельности, которая может базироваться не только на законах красоты. Художественная деятельность обратно влияет на эстетическую, поднимая и возвышая ее за собой: «Великие художественные достижения... нисходят в потребительский мир и участвуют в эстетизации среды. И не только нисходят, но и распространяются, расхватываются, обеспечивая таким образом известное стилевое единство преобразуемого человеком мира... конструктивный подход, обнаруживаемый нами сегодня в живописи и архитектуре, глубоко проник и во все те технические приспособления, с которыми мы ежедневно имеем дело на кухне, дома, в общественном транспорте и общественной жизни» (Гадамер. 1991. С. 274.) Дизайн Международный семинар дизайнеров (Бельгия, 1964) дал следующее определение: «Дизайн — это творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя». Дизайн — художественное проектирование и процесс промышленного производства полезной и красивой вещи; главная и наиболее развитая сфера эстетической деятельности человека вне искусства (в индустриальной и технической сфере); изготовление промышленностью продуктов с учетом их пользы, удобства и красоты; предметный мир, создава- мый человеком средствами индустрии по законам красоты и функциональности. Дизайн — это промышленный вид эстетической деятельности, гуманизирующий орудия, прОдукты производства и окружающую среду и порожденный потребностями массового производства и потребления, развитием автоматизации и стандартизации. Дизайн — результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат проникновения эстетики в технику. Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной. Машинное производство тиражирует образец, обладающий эстетическими качествами. Продукт дизайна должен соответствовать своему назначению, культурной традиции функционирования, технологии массового производства, современному стилю. Задача дизайна — «очеловечение» мира (гуманизация «второй природы», гуманизация личности через очеловечивание и эстетическое облагораживание его вещного окружения). Дизайн создает особый зрительный язык формы, «визуальный язык» (В. Гропиус). Знаки этого языка: пропорции и оптическая иллюзия, отношения света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба. Дизайнерская форма — знак материала, технологии и качества вещи; этот знак также выражает назначение вещи и характер ее бытия в системе культуры. Ремесленник сам начинал и заканчивал процесс изготовления продукта. Ныне любой продукт производит промышленность; он — результат труда рабочих, технологов, инженеров. Узкая специализация каждого из них грозит обернуться разрушением личности, утратой ею универсальности и утратой эстетической цельности изготовляемого предмета. Эту угрозу осознал еще Г. Земпер, обобщая опыт Лондонской промышленной выставки (1851): при всем техническом прогрессе современные изделия уступают ИзДелиям наших предков по форме и даже по их практи- еской пригодности и целесообразности. Индустрия убы- тРила и сделала массовым процесс изготовления вещей. Днако на смену уникальному изделию мастера пришел 2-2 штампованный товар. Перестав быть предметом роскоши, продукт производства одновременно перестал быть роскошным предметом. Продукт индустрии не нес на себе печать личности его создателя. И тогда на помощь конструктору, проектирующему полезный предмет, пришел художник, проектирующий предмет эстетически выразительный. В идеале художник и конструктор объединяются в лице представителя новой профессии — дизайнера (инженера с художественно-эстетической подготовкой). Эстетическое начало вторгается в производство и охватывает все его сферы (от изготовления автомашин и телевизоров до создания инструментов и станков). Сегодня ни одна отрасль промышленности не обходится без художественного конструирования, объединяющего утилитарное и эстетическое начала. Мир современной техники меняет представления человека о том, что красиво. Изготовление всякой вещи предполагает ее изобретение, конструирование, компоновку и технологию производства. Место дизайна в этой цепи творческих поисков — компоновка (проектирование новых связей между деталями вещи). При этом учитывается конструктивная целесообразность и технологическая рентабельность. Дизайн, как и бионика, использует в технике формы живой природы, но в отличие от бионики, прямо заимствующей формы живой природы, придает им культурно обработанный вид. Истинный арсенал форм дизайна — культура, в которой перерабатываются в свете опыта человечества все впечатления бытия. Цвет, ритм, пропорции, масштаб, форма и назначение предмета неразделимы. Они, ведущие начала, организующие конструктивное простран- | ство, важнейшие факторы дизайна. Цвет используется с учетом опыта искусства, достижений'физиологии и психологии. Цвет улучшает или ухудшает эстетические и функциональные качества предмета. Эстетическая выразительность цеха зависит от освещенности и цветового решения стен, потолков, станков, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией предмета, технологией производ- я ства. Цвет воздействует на человека эстетически, психо- J логически и даже физиологически. Один английский фабрикант окрасил свои цеха в «немаркий» черный цвет — это вызвало среди работников эпидемию нервных расстройств. Салоны самолетов нежелательно окрашивать в солнечные желтые цвета — это ухудшит работу вестибулярного аппарата. Для горячих цехов целесообразны не «теплые» цвета (красный, оранжевый), а «холодные» (голубой, зеленый): они улучшают физическое состояние и ловышают работоспособность сталевара и прокатчика. Колористическое решение интерьера увязывается со звуком, освещением, формой. Важна система: человек — цвет — функция — пространство. Создание средствами индустрии художественного продукта предполагает: 1) выдвижение проектировочной идеи; 2) разработку новой функциональной структуры; 3) стилистическое оформление продукта. При сочетании лишь двух последних моментов — перед нами модернизация. Один третий момент — это стайлинг, стилизация (эстетическая обработка готовой продукции). Все вместе — полный дизайн. Художник-конструктор создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн очеловечивает взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им мире. Дизайн проникает во все сферы жизни и деятельности людей. По массовости и силе эстетического воздействия он превосходит даже телевидение. Ведь чтобы стать телезрителем, необходимо обладать телевизором и обрести досуг. А чтобы испытывать воздействие дизайна, достаточно быть нашим современником. Избежать воздействия дизайна невозможно, ибо никому не дано отрешиться от культурного обихода эпохи и обойтись без транспортных средств, мебели, посуды, одежды, создаваемых дизайном. Форма ложки, стола, молотка, автомобиля служит целям и удобства, и эстетического воздействия, связанного с образом жизни общества, типом его мышления и деятельности. 2-4 Дизайн — это эстетический и научно-технический уровень общества, воплощенный в товарах широкого потребления и орудиях труда; это секреты производства (технология создания продукта в промышленном масштабе), воплощенные в эстетически совершенную и удобную вещь; это массовая коммуникация внутри общества, объединяющая людей индустриально-эстетическими продуктами потребления, единой стилистикой, единым образом жизни. Дизайн связывает в единый узел духовную и материальную, научно-техническую и технологическую, гуманитарную и индустриальную культуру. Он — фокус их пересечения. Тем самым он обеспечивает культурную целостность современной цивилизации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|