ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Техническая (индустриальная) эстетикаТехническая (= индустриальная) эстетика составляет третью сферу деятельности (территорию знания) в проблемном поле эстетики как науки. В ее предмет входят: теория дизайна и теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Как многие новые дисциплины, техническая эстетика развилась на стыке наук. Она анализирует эстетические, эконо- мические, технические, гигиенические, эргономические (теории организации труда) факторы, а также психофизиологические проблемы, способствующие оптимизации условий деятельности человека. Идеи технической эстетики зародились в середине XIX в., задолго до появления дизайна. Английский теоре Г. Земпер в двухтомном труде «Стиль в технических и тектонических искусствах...» (1860—1863) разработал основы технической эстетики. По Земперу, форма вещи определяется: 1) ее функцией, 2) материалом, 3) технологией изготовления, 4) идеологическими установками общества. Немецкий инженер Ф. Рело в книге «О стиле в машиностроении» (1862) выступил за взаимодействие искусства и техники и за внедрение архитектурных стилей в машиностроение. Архитектор X. ван де Велде (начало XX в.) утверждал, что изделие должно сочетать техни утверждал необходимость эстетического оформления ндустриальных поделок, способных одухотворять потребителей. в Германии был основан «Баухауз» (1919), ставший центром технической эстетики. В России в начале XX в. возникают идеи единства искусства и техники, утверждается необходимость красоты самого производственного предприятия (см.: Страхов П. Эстетические задачи техники. М., 1906). Взамен требований украшательства продуктов промышленности возникает требование органического слияния в них пользы, функции и красоты (см.: Эн гельмейер П. К. Теория творчества. СПб., 1910; Столяров Я. Несколько слов о красоте в технике. Харьков, 1910). В 1920 г. образовался ВХУТЕМАС (Всесоюзные художественно-технические мастерские), где А. Родченко, В. Татлин, Л. Лисицкий, М. Гинзбург, И. Леонидов разрабатывали идеи «производственного искусства», дизайна и технической эстетики. Основные принципы техническрй эстетики: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек (Л. Моголи-Надь. «Баухауз»); наиболее эстетичны — наиболее экономичные формы (В. Татлин). Цель технической эстетики: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Техническая эстетика формирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к орудиям и среде, в которой они производятся («технический пейзаж»). Эти требования (= рекомендации) имеют практическое значение и основаны на опыте науки и индустрии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|