Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техническая (индустриальная) эстетика




Техническая (= индустриальная) эстетика составляет третью сферу деятельности (территорию знания) в про­блемном поле эстетики как науки. В ее предмет входят: теория дизайна и теория освоения мира по законам кра­соты промышленными средствами, обобщение опыта про­ектирования, индустриального воплощения, серийного из­готовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочета­ющих в себе утилитарные и эстетические качества. Как многие новые дисциплины, техническая эстетика разви­лась на стыке наук. Она анализирует эстетические, эконо-


мические, технические, гигиенические, эргономические (те­ории организации труда) факторы, а также психофизио­логические проблемы, способствующие оптимизации ус­ловий деятельности человека.

Идеи технической эстетики зародились в середине

XIX в., задолго до появления дизайна. Английский теоре­
тик искусства Дж. Рескин ввел (1857) понятие эстетичес­
ки ценных продуктов производства. Он подчеркивал: по­
спешно создаваемое поспешно и погибает; дешевое в ито­
ге оказывается самым дорогим; искусство бытовых ве­
щей — основополагающее в иерархии искусств; машин­
ное производство калечит изготавливаемую вещь, ее про­
изводителя и потребителя. Рескин предложил ретроспек­
тивную утопию: вернуться от дешевого машинного про­
изводства недоброкачественных товаров к ручному ремес­
ленному труду (см.: Рескин Дж. Радость на века и ее ры­
ночная цена, или Политическая экономия искусства. М.,
1902. Серия 1. Кн. 8). Эту идею поддержал английский
исследователь У. Моррис, безуспешно пытавшийся создать
современное мануфактурное производство.

Г. Земпер в двухтомном труде «Стиль в технических и тектонических искусствах...» (1860—1863) разработал ос­новы технической эстетики. По Земперу, форма вещи опре­деляется: 1) ее функцией, 2) материалом, 3) технологией изготовления, 4) идеологическими установками общества.

Немецкий инженер Ф. Рело в книге «О стиле в ма­шиностроении» (1862) выступил за взаимодействие ис­кусства и техники и за внедрение архитектурных стилей в машиностроение. Архитектор X. ван де Велде (начало

XX в.) утверждал, что изделие должно сочетать техни­
ческую и художественную форму, целесообразность и
логику, «практическую и разумную красоту». Теоретик
искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление»
технических изделий, а директор концерна АЭГ П. Бе-
ренс за художественную стандартизацию и стилисти­
ческое клиширование продукции. Архитектор В. Гропи-

утверждал необходимость эстетического оформления ндустриальных поделок, способных одухотворять потре­бителей.

в Германии был основан «Баухауз» (1919), ставший


центром технической эстетики. В России в начале XX в. возникают идеи единства искусства и техники, утвержда­ется необходимость красоты самого производственного предприятия (см.: Страхов П. Эстетические задачи тех­ники. М., 1906).Взамен требований украшательства про­дуктов промышленности возникает требование органичес­кого слияния в них пользы, функции и красоты (см.: Эн гельмейер П. К. Теория творчества. СПб., 1910;Столя­ров Я. Несколько слов о красоте в технике. Харьков, 1910). В 1920г. образовался ВХУТЕМАС (Всесоюзные художе­ственно-технические мастерские), где А. Родченко, В. Тат­лин, Л. Лисицкий, М. Гинзбург, И. Леонидов разрабатыва­ли идеи «производственного искусства», дизайна и техни­ческой эстетики.

Основные принципы техническрй эстетики: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек (Л. Моголи-Надь. «Баухауз»); наиболее эстетичны — наи­более экономичные формы (В. Татлин). Цель техничес­кой эстетики: гармонизация мира, насыщенного машина­ми, гуманизация техники. Техническая эстетика форми­рует требования к изделиям, создаваемым промышлен­ностью, к орудиям и среде, в которой они производятся («технический пейзаж»). Эти требования (= рекоменда­ции) имеют практическое значение и основаны на опыте науки и индустрии.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных