ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гуревич, Павел Семенович. 1 страницаЭСТЕТИКА
П.С.Гуревич ЭСТЕТИКА Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
КАНТРОЛЬНЫ ЭКЗЭМПЛЯР ^J юн ити UNITY Москва • 2006 Библиотека
УДК 7.01(075.8) ББК87.8я73-1 Г95 Введение
Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвшш Гуревич, Павел Семенович.
Эстетика: учебник для студентов высших учебных заведений / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с. -(Серия «Учебники профессора П.С. Гуревича»). ISBN 5-238-01021-4 Агентство CIP РГБ Рассматривается эстетика Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и средневековой Европы, эстетика авангарда и современного постмодернизма. Отдельные темы посвящены выдающимся представителям мировой культуры и искусства: И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю, Ф. Шлегелю, П. Рубенсу, Ф. Гойя, С. Дали, У. Шекспиру, И.В. Гёте, Ш. Бодлеру и др. Для студентов гуманитарных вузов, учащихся колледжей и лицеев, а также широкого круга читателей. ББК 87.8я73-1 ISBN 5-238-01021-4 © П.С. Гуревич, 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2006 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. Отвечая на вопрос, что такое красота, каждый скорее всего приведет в пример произведение искусства. А что думают о специфике художественного творчества, об искусстве философы? Эстетика (греч. aesthetikos — чувственное восприятие) — философская наука, которая исследует ценностное мироощущение, характеризуемое категорией «прекрасного» и наиболее полно выраженное в такой форме человеческого сознания и деятельности, как искусство. Термин «эстетика» был введен в 1735 г. немецким философом Александром Баумгартеном (1714—1762). В работе «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения» (1735) он обозначил этим термином науку о чувственном познании, которое выражается в образах искусства в противоположность логике — науке о рассудочном познании. Проблемам чувственного познания Баумгартен посвятил незавершенный труд «Эстетика». Хотя пробдематика эстетики как совокупности знаний о прекрасном разрабатывалась с самых глубоких времен, задолго до Баумгартена, он создал теорию прекрасного, особую философскую дисциплину, определившую самостоятельность науки эстетики. Эстетика в значительной степени выявляет собственный смысл искусства, его обособленность от прикладных умений и его возвышение до той, почти религиозной роли, которую понятие и практика искусства играют в нашей жизни. Философская история эстетики спровоцирована рационалистическим духом Нового времени, зарождавшимся на почве математического естествознания, которое сложилось в XVII в. и до сих пор является сутью современного мироощущения, во все более стремительном темпе реализующего себя в технике. Что побудило философию вспомнить о «прекрасном»? — спрашивает немецкий философ Г. Гадамер (1900—2002). На фоне общей рационалистической ориентации на вычисленную определенность законов природы, признания значимости природы для овладения ее силами опыт прекрасного, опыт искусства предстал той областью, где царят субъективность и случайность. Так выглядело великое заблуждение XVII в. На что здесь вообще мог претендовать феномен искусства? Обращение к античным образцам дало нам возможность выяснить, что в искусстве заложен смысл, который невозможно исчерпать с помощью понятий. Когда мы встречаемся с каким-то проявлением чувственного опыта, у нас есть возможность соотнести его со всеобщим. Однако что-то нас останавливает, и мы сосредоточиваемся на индивидуальном, случайном, единичном. Баумгартен говорил о чувственном познании. Для традиции познания, начатой еще греками, «чувственное познание» представляется чем-то парадоксальным. С познанием мы имеем дело тогда, когда оно, оставив позади себя субъективную чувственную обусловленность, постигает в вещах разумное, всеобщее и закономерное. Чувственное в своей единичности рассматривается поэтому как частный случай всеобщей закономерности. То, что мы, сталкиваясь с ним в жизни, принимаем за ожидаемое и рассматриваем как частный случай всеобщего, конечно же, не является познанием прекрасного ни в природе, ни в искусстве. Закат солнца, производящий на нас неизгладимое впечатление, вызывает у нас волнующее чувство неповторимостью момента, который можно назвать «трагедией неба». Именно в области искусства впервые выяснилось, что произведение искусства нельзя понять как таковое, если оно рассматривается лишь со стороны его встро-енности в другие взаимосвязи. Его истина, обращенная к нам, — это не проявление заключенной в нем всеобщей закономерности. Баумгартен определил эстетику как искусство мыслить, как искусство выразить мысль с помощью либо словесных, либо других средств, способных создавать образ, воздействовать на воображение. Чтобы понять эстетический опыт, важно погрузиться в глубины магических состояний языка. ЕО В далекие времена на острове Кипр жил легендарный скульптор царь Пигмалион. Посвятив себя искусству, он жил уединенно и мечтал об идеальной женщине. Свою грезу он воплотил в статуе из слоновой кости. Ни одна женщина не могла сравниться красотой с нею. Пигмалион часто любовался своим творением и наконец влюбился в запечатленный в статуе образ женщины. Он дал ей имя Галатея, приносил ей дары, украшал ее драгоценностями, одевал, словно она и вправду была живой. Однажды в праздник Афродиты Пигмалион принес богатую жертву на алтарь храма богини и высказал робкую просьбу: «Если это возможно, сделай прекрасную статую моей супругой». И тут произошло чудо: когда Пигмалион вернулся домой, его Галатея ожила... Миф, разумеется, вымысел. Но в нем есть и правда. Ведь часто наше собственное чувство, наша любовь способны преобразить человека, наделить пленительными чертами даже статую из слоновой кости. Неукротимая страсть преображает человека, способна раскрыть в нем необыкновенное обаяние. В жизни мы часто говорим: «какая поразительная красота», «нет ничего прекраснее». Но что такое красота и что является ее истоком? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроенность или необоримое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночество. Но он понял, что в одиночестве нельзя победить зародившееся чувство... Он молился богине, и она вняла его страсти. Любовь раскрыла в куске мрамора ослепительное очарование, оживила статую... В реальной жизни, а не в мифе молитва тоже не исключена. Мировая поэзия сохранила великолепные образцы преклонения перед красотой. Высшим выражением красоты является прекрасное. Прекрасное окружает нас повсюду — в природе, в искусстве, в реальной жизни. £О Экспедиция медленно двигалась по полузасыпанным песком улицам города мертвых. Входы в гробницу частью обвалились, частью были занесены песком и угадывались скорее интуитивно, чем по каким-то ориентирам. Надписи и изображения на камнях гробницы и входных блоках были сильно попорчены, местами непоправимо. И вдруг после очередного поворота как чудо, как мираж в пустыне взорам предстала базальтовая стена с изображением какого-то вельможи. В ведение____________________________________________ 5 От ветра из пустыни стелу прикрывал край циклопического сооружения, от которого осталась лишь груда камней. Однако эти камни и стали защитным барьером для небольшого по размерам, но очень выразительного камня. В лучших традициях древнейшего искусства изображение сочетало в себе жизненную выразительность с какой-то непередаваемой одухотворенностью, пронизанной тонкой, как шелест песка на ветру, печалью. Голова фигуры была повернута в профиль, а грудь и руки — в фас. Взгляд был устремлен куда-то вдаль, может быть, даже и не в этот мир, а руки с развернутыми ладонями напоминали крылья птицы, готовой улететь вслед за взглядом, за зовом души. По краю стелы шла иероглифическая надпись с именем изображенного. «Хенену» можно было разобрать прихотливые знаки — имя изображенного. Это было священное имя. А сколько красоты в самой природе! Человек стоит возле ярко-розового цветка наподобие сирени. Он осторожно прикоснулся к ветке. И вдруг цветок рассыпался и переместился на другую ветку. Как оказалось, это были насекомые, образовавшие цветок, который не существовал в природе. Они располагались на ветви так, что составляли соцветие с зеленой верхушкой. Мир природы затейлив и изобретателен. Когда мы видим перед собой ширь океана, мы не можем остаться безучастными. Нас очаровывает радуга. Радуют закаты. Восхищают кружащие в небе птицы, в ветреный день хорошо заметно, как они играют там друг с другом и ветром. Кому-то может показаться, что красота не нуждается в пояснениях. Она постоянная спутница человеческого опыта. Она ощутима, осязаема. Это один из наиболее известных человеческих феноменов. И между прочим именно о красоте мы можем сказать очень немногое. Красота — непостижимая тайна. Ее осмысление полно загадок. Общий критерий красоты вообще отсутствует. В каждую эпоху рождаются специфические образы красоты. То, что восхищает людей в одной культуре, может вызвать отвращение в другой. Поясним это таким примером. В архаическом племени юноша должен был доказать своему роду, что он уже настоящий мужчина. Пришел его час... Юноша брал с собой нож и уходил в густые леса. Потом он возвращался и бросал к ногам вождя скальп чужака. Он победил противника и доказал свое мужество. Поступок его красив и благороден. Но так считалось только в архаической культуре. Сегодня такое начало «взрослой жизни» у большинства людей вызвало бы ужас и омерзение. Разве снятый скальп — единственно возможное доказательство мужественного, геройского поступка? Представление о том, какое тело считать красивым, не остается неизменным на протяжении веков. У средневековых художников женщины обычно облачены в платья, которые делают их похожими на беременных. Если ты женщина — отрази собой красоту материнства. А попробуй сегодня с такой установкой выйти на помост красоты. Время давно истребило эту традицию. Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889), рассуждая о разных эталонах красоты, писал: «С точки зрения крестьянина красивой можно считать женщину здоровую, цветущую и упитанную. В дворянской гостиной совсем иные критерии. Аристократка красива, когда она бледна, тонка и всем своим обликом напоминает о духовном». В современном обществе предпочтения тоже различны. Девушка может стараться походить на английскую законодательницу моды 60-х гг. — худышку Твигти, а юноша — на актера Шварценеггера. I 1=11 s Ihnt II i i i mi I; I!ii? II I nili1! Nlliiii! j i" 1 § -1§ 11 ' I = 11 s Ц I illil 1M lllliell I lUflilll lilflSM ! IP llli i UlllI 1 fsMi: 13 ill is sil , sUlHsil III I! I I О Ш О о н Й н 9- ^ О S Тема 1 Красота как феномен
выражение в красоте физической. Гармоническое единство духовно и физически красивого в доклассический период еще не было найдено. Оно становится основным критерием совершенства в классическую эпоху (V в. до н.э.), затем теряется в эпоху эллинизма и сменяется идеализацией объекта. Красота — универсальное понятие, раскрывающее эстетический смысл явлений, их внешние и внутренние качества, которые рождают благоговение, удовольствие, радость. Африканские маски Африканское искусство остается для нас едва ли не загадкой, ибо является выражением давно утраченного европейцами мироощущения. Это относится, в частности, к африканской пластике, включающей в себя и искусство лепки, ваяния, скульптуру; и объемные осязаемые качества художественной формы в скульптуре, в изображениях на плоскости; и гармонию, согласованность движений и жестов в этих изображениях и т.п. Одни считают, что своими особенностями африканская пластика обязана страхам первобытного человека перед природными стихиями. Другие находят объяснение в фольклоре, магических культах. А может быть, народные обычаи, мифологические представления откроют нам более верный путь к постижению африканского искусства? Африканские маски, вероятно, имеют отношение к культу предков (таковы, например, погребальные статуи). Надевают их для участия в церемонии, они часть сложного ритуального костюма. Для этих же церемоний держат в особых чашах краску. На такой ритуальной чаше из Дагомеи условно изображено праздничное шествие. Обостренное пластическое чувство, четкая ритмическая композиция характерны здесь для каждой вещи. И свободный полет фантазии. Что, например, хотел выразить художник народности сенуфо двуликой маской, на голове которой изображена птица, а от подбородка идут ноги? Возможно, он стремился расширить содержание маски и отступил от натуры. А мы удивляемся теперь стихийному чувству ритма, смелости в трактовке формы. Неизвестный художник поклоняется дереву, которое срубает, поклоняется необработанному чурбаку и, вырезая маску, поклоняется ей, как воплощенному им же самим духу. Весь мир для него одухотворен. Настоящее искусство всегда требует подлинной искренности и подлинного восторга. Может быть, в этом и кроется одна из загадок большого искусства Африки? Наскальные рисунки Наскальные рисунки, относящиеся к эпохе позднего палеолита, во множестве обнаруженные в пещерах Франции и Испании, передают натуру с такой удивительной точностью и живостью, что некоторые специалисты никак не соглашались признать их подлинными — настолько совершенным было их исполнение. Между тем авторы этих рисунков жили в обществе, которое обладало еще всеми признаками стада или стаи, и говорили на языке, который также еще нельзя было назвать вполне человеческим. Но — вот что поразительно! — переход к неолиту, к искусству людей последней эпохи каменного века, когда возникли первобытные общество, язык, быт, интеллект, вовсе не означал совершенствование в том сугубо подражательном натуре направлении, которое было свойственно искусству на самых первых порах. Неожиданным образом — если можно слово «неожиданно» применить к процессу, который продолжался тысячу лет, к процессу весьма постепенному — искусство неолита утрачивает безусловную верность натуре и становится, наоборот, в высшей степени условным, символическим. Как будто глаза человека, до той поры смотревшие жадно на мир, обратились теперь вовнутрь, созерцая и воспроизводя темные порождения своей уже могучей фантазии либо пытаясь увидеть, дабы воспроизвести затем, процарапав на камне, контуры совсем невозможного, невообразимого — контуры абстракций, которые тогда уже стали доступны мозгу человека. Как если бы переместился центр тяжести, изменилась зона контактов с миром, которая для палеолитического человека размещалась почти исключительно в сфере ощущений — зрение, осязание, слух, наблюдательность, изощренная настолько, что показалась бы нам фантастической, как кажется фантастической наблюдательность бушмена, без затруднений идущего по следу за зверем. Простой мир первобытного человека, его наблюдательность, почти свободная от какого бы то ни было размышления, с редкостным совершенством воплотились в наскальных рисунках испанских и французских пещер и во множестве палеолитических изображений, обнаруженных в самых разных районах земного шара. Но более того, искусство племен, еще и сейчас существующих, — охотничьих племен Центральной Африки, аборигенов Австралии, эскимосов американского севера — искусство народностей, уклад которых по тем или иным причинам еще примерно соответствует первобытной стадии, — это искусство отличается точно такими же Тема 1 Красота как феномен И
особенностями, как и искусство палеолита: оно изображает видимый мир чрезвычайно живо и точно. Что же касается оседлых, земледельческих племен, живущих иногда по соседству, племен с уже развитыми религиозными представлениями, с богатой мифологией, с целым миром воспоминаний, то искусство этих племен фантастично, до крайности эмоционально, причудливо, ирреально. Реальность для них не внешнее, не зверь в джунглях, не корова на пастбище, не человек с копьем и щитом, но «душа» человека, его представления о красоте, его внутренний мир. Египетский стиль Стиль — бронзовый стержень, заостренный конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец стиля делался плоским, для того чтобы стирать написанное. Стиль — общность изобразительных приемов, совокупность основных художественных средств в индивидуальном творчестве. Стилевое единство существует также в культуре определенной эпохи, страны, а также в сложившихся жанрах, видах и течениях искусства. Каждая культура обладает собственными представлениями о красоте. Образ египетской царицы Нефертити давно стал олицетворением женского совершенства. Высеченное в камне своеобразное лицо, точеный профиль, изящный изгиб шеи. Но развернутое анфас изображение слегка разочаровывает. Низкий лоб, оттопыренные уши, детский овальный подбородок. Разве это идеальный образ? Неужели это чудо природы, обладающее способностью чаровать потомков? То, хотя бы немногое, что мы знаем о Древнем Египте, нередко бывает достаточным, чтобы составить себе вполне определенное и ясное представление о египетском стиле, если под стилем подразумевать общую и единую интонацию, свойственную всем без исключения фактам материальной и духовной культуры. В «египетском стиле» есть «нечто египетское», т.е. застывшее, величественное, прямолинейное, подавляюще равнодушное, однако утонченное, изысканное, несколько даже изломанное, почти декадентское, это стиль крематориев и пирамид — словом, каждый знает, что такое египетский стиль, недаром скульптуры, строители и живописцы Египта в течение трех тысячелетий с редкой последовательностью, невозмутимостью и упорством, постоянно совершенствуясь, но почти не меняясь, внушали человечеству понятие об этом стиле. Стиль, т.е. некое единство, в котором каждая часть определяет собой целое, уравнение, в котором всегда можно безошибочно подставить недостающие члены, обломок, по которому не составляет труда реконструировать целое, и, наоборот, грандиозное, монолитное, тотальное целое, определяющее каждую мелочь, завиток на капители, даже саму интонацию власти. Поразительно, что такое ощущение своеобразного идеала красоты возникло сначала в представлениях людей искусства, культуры как некий образ. И только потом оказалось, что эта реконструкция целиком совпадает с той фактической картиной, которая восстановлена археологами и историками. Действительно, нетрудно представить себе эту громадную плоскую долину, огороженную пустыней и скалами, покрытую бесструктурной илистой почвой, тяжкие испарения Нила и его медлительный ход; косную и аморфную массу, захваченную суевериями и экзальтированными жрецами, приученную к поклонению власти и беспрекословному доверию к ней, почти первобытных общинников, на которых наложены жесткая сетка закона и власти, досконально разработанный механизм принуждения, вернее, приучения, потому что не существовало, вероятно, на земле государства, в котором народ был бы приучен к повиновению в большей степени, нежели в Древнем Египте. В пределах этого слаженного механизма, подобно безжалостным термитам, функционировали всякого рода чиновники, которых, по-видимому, было невероятное множество. В Египте существовала стройная чиновничья иерархия, на вершине которой стояли начальники областей — номархи. А выше всех, над всем — царь, фараон, «живой бог», окруженный шеренгами придворных кавалеров и дам, воспеваемых поэтами и многократно повторенный скульпторами в граните. Помимо придворных дам и высоких чиновников при дворе фараона пребывали художники, т.е. именно те, кто практически своими руками создавал этот царственный стиль, кто конструировал форму, в которую отливалось великолепие легендарной африканской державы. Они, эти художники, тоже функционировали в жесткой обойме, они, казалось, были только деталью неких гигантских структур, и деятельность их была строго предопределена, а личность их представляла собой только незаметную часть мощного, слаженного механизма. Однако представление об абсолютной рас-творенности художника в массе, об анонимности творчества египетских мастеров не более чем иллюзия. Тема 1 Красота как феномен
Один из крупнейших знатоков искусства Древнего Египта М.Э. Матье в своей работе «Роль личности художника в искусстве Древнего Египта» привела подлинные имена ста тридцати шести скульпторов, живописцев и зодчих, зафиксированные в иероглифических надписях. Художники, как правило, занимали высокие должности при дворе фараона — они были великими таинниками, начальниками царских работ, воспитателями царских детей; их портретные статуи устанавливались в самых почетных местах, рядом со статуями самого фараона. Художник был не только мастером своего дела, он был хранителем, аккумулятором всего культурного комплекса, художники были строителями, администраторами, поэтами, священнослужителями и мифотворцами, они были — каждый из них! — творцами тысячелетия существовавших традиций, и если изначально создавал их народ, то они, художники, оттачивали эти традиции, формировали и трансформировали их. Таким образом, даже в такого рода влияниях проявлялась их воля к творчеству, при отсутствии которой эти сто тридцать шесть превратились бы в пешки, движимые непонятной мистической силой. Вообще-то говоря, в Древнем Египте художники пользовались несравненно большей властью и влиянием, чем когда бы то ни было, — в частности потому, что, как правило, совмещали в своем лице не только творца, но и администратора: некоторым из этих придворных художников доверено было распоряжаться Нилом, что тогда означало колоссальную и почти бесконтрольную власть, подобную власти жрецов. Если бы мы попробовали подыскать современный термин для того, чтобы определить форму правления, к которой тяготел Древний Египет, то мы бы назвали ее технократией, т.е. властью руководителей, специалистов. Техника, искусство, религия и политика были в Древнем Египте связаны совершенно неразрывно, образуя единый идеологический монолит. Многими искусствоведами было отмечено, что статуи фараонов в царских гробницах выполнялись — в одной и той же гробнице одного и того же царя — в двух, диаметрально противоположных манерах, хотя и то и другое было, несомненно, «египетским стилем». Однако в одном случае фараон изображался в условной иератической позе, скованным, угловатым, почти лишенным индивидуальных человеческих черт, в другом же — это было сугубо «натуральное» изображение — голова выполнялась портретно, причем с чисто «египетской» резкостью, совершенно недоступной даже чувственному искусству греков. Полагают, что столь поразительный параллелизм объясняется различными функциями двойников покойника, посмертных его воплощений: кроме главного двойника — Ка, существовали еще рен — имя человека, Халбей — тень человека, Ба — оживляющий тело дух... Но важно здесь не то, какого именно двойника воплощала та или иная статуя, а сама возможность для мастера работать в столь различных манерах. Если мы, даже бегло, ознакомимся с искусством Древнего Египта, с его образами красоты на всем протяжении его долгой истории, то убедимся, что эта двойственность изначально заложена в самой природе древнеегипетского искусства. Египетская статуя представляет собой жесткое, пожалуй, насильственное соединение двух художественных принципов — натурально, свободно исполненной детали и условного, традиционного, застывшего целого — египетская пластика не столько статичная, сколько остановленная. Любопытнейшее обстоятельство, поразительный факт: в долине Нила археологами не обнаружено ничего подобного неолитическим мраморным изображениям-схемам острова Крит. В том, что предшествовало необычайно быстро, как будто бы даже сразу сформировавшемуся искусству династического Египта, не было ничего схематического и символического, не было ничего того, что мы вправе ожидать от искусства неолита. В символическую условную стадию Египет вступил, уже став государством, которое чрезвычайно быстро организовалось, усложнилось, даже бюрократизировалось, поскольку создана была письменность. Произошло своего рода торможение; культурные пласты, которые должны друг друга сменять, спутались, наложились один на другой; произошло смешение — отсюда и двойственность. Чувственный, палеолитический импульс, который так явствен в чрезвычайно пластичных, жизненных и очень живых статуэтках, найденных археологами в слоях, относящихся к первобытному Египту, как будто бы совсем непосредственно, минуя мистификацию и схематизм неолита, переходит в реалистическую пластику «натуральной манеры», характерную еще для скульптур в захоронениях Древнего Царства. Эта стихия реального, поддержанная изощренной наблюдательностью и любовью к тщательной, почти осязаемой точности мельчайших деталей, делает условное, скованное, при всем своем необычном изяществе магическое, ритуальное искусство Египта базой традиций реального, характерных для палеолита и перешедших в неолитические изображения. К неолитической мистике, магии и религиозным фантазиям оно перешло, вовсе не желая освобождаться от палеолитической трезвости и здорового чувства реальности. Прямо из неолита оно вошло в государственность, к централизованной власти, к досконально разработанному бюрократическому Тема 1 Красота как феномен
аппарату, к церемониалу, с которым может сравниться разве что придворный церемониал средневековой Европы. Искусство реального поднималось все выше, на вершину, до которой было три тысячи лет, не освобождаясь ни от чего, приобретая многое. Его идеология утончалась, становилась изысканной, в Египте появлялся время от времени декаданс (стиль упадка), который чудовищным образом перекликался с каннибальскими ритуальными текстами: «Дождь с неба, меркнут звезды, блуждает созвездие Лука, трепещут кости созвездия Льва... Видят они Его (речь идет о покойнике) сияющим, одушевленным, как бога, живущего от отцов своих и питающегося матерями своими...» Это чудовищное заклинание заканчивается так: «Он пожирает знание каждого бога. Время — его вечность, предел его — бесконечность. Знатность его, как у делающего то, что он хочет, и не делающего того, что он ненавидит во веки веков!» А вот еще один текст, правда, значительно более поздний, передающий диапазон этой культуры, присущий ей спектр красоты: «Смерть стоит сегодня передо мною, как запах лотосов, как ощущение человека, сидящего на берегу опьянения... Смерть стоит сегодня передо мною, как ощущение человека, желающего снова увидеть свой дом после того, как он провел долгие годы в плену». Заупокойная тематика этих текстов объясняется культом мертвых, культом предков, культом потусторонней мистической жизни, занимавшим в идеологии Древнего Египта место чрезвычайно существенное. Но при всей его мрачности (что может быть печальнее смерти) нельзя отрицать, что человеческая культура начинается именно с этого культа, потому что уважение к предкам — что это, как не косвенное признание ценности жизни? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|