ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
L!K:ir iiii liliflSi'lHIIIilТема 4 Искусство как эстетический феномен в античности
Все искусства в узком смысле слова основаны на подражании. Подражательными являются не только мусические, но и изобразительные искусства (скульптура, живопись, графика); с некоторыми оговорками — и архитектура, тогда как сами мастера — представители изобразительных искусств причислялись к ремесленникам. Искусство, как и природа, создает из противоположностей гармоническое единство. Разница состоит в том, что природа содержит творческое начало в себе самой, а в создании произведений искусства непосредственным источником содержания и формообразования оказывается художник. Чтобы быть таковым, он должен знать эстетические законы, владеть художественными средствами и техническими приемами, а также (в меньшей степени) фантазией. Из трудов древних греков, основоположников западноевропейской мыслительной традиции, мы можем узнать, что искусство охватывается понятием того, что Аристотель называл знанием и умением изготовления. Общим в изготовлении ремесленника и творчестве художника, отличающим его знания от теоретического знания или же знания в области политики, является отделение произведения от породившей его деятельности. В этом сущность изготовления. Произведение, по определению, предназначено для использования. Платон старательно подчеркивал, что знание и умение делать подчинены использованию и зависят от знания того, кто будет изделием пользоваться. Художественное творчество — это по преимуществу творческая деятельность в соответствии с традиционными правилами. Поскольку искусство является не самоцелью, но средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет в обществе просветительскую и воспитательную функции. Два бога — два эталона красоты Перед нами сосуд — «краснофигурный кратер» (кратер — сосуд, употреблявшийся древними греками для смешивания вина с водой). Стремление к правдивому и более полному отображению окружающего мира в эпоху классического греческого искусства вызвало появление так называемого краснофигурного стиля. На черном фоне изображались светлые фигуры, что открывало перед художником возможности для убедительной передачи человеческого тела, черт лица, складок одежды. Краснофигурный стиль относится к времени наивысшего расцвета греческой культуры. Обращает на себя внимание красота самой формы кратера. Он напоминает бутон распускающегося цветка. Роспись сосуда гармонирует с его спокойным и плавным контуром. Одним словом, перед вами самый настоящий шедевр, созданный неизвестным мастером. А ведь это обычная бытовая ут- варь, с которой ежедневно имели дело эллинки, и естественно, разбивали ее, нимало не задумываясь над ее эстетическими достоинствами. А теперь мы, далекие потомки, бережно храним эти бесценные черепки, тщательно и скрупулезно собираем их в целое и восхищаемся гармонией, уже не доступной нам, но навечно ставшей идеалом и мерой прекрасного. Античная Греция всегда привлекала внимание людей искусства. Ведь она стала колыбелью европейской культуры. Здесь родились наука, философия, театр. Но главное — культ человеческой красоты. Некоторые ученые, которые искали истоки религии, предложили формулу: «Страх создал богов». Но неужели это сказано об эллинском мире? Венера, которая стояла у изголовья влюбленных, благословляя их страсть. Гермес, покровительствующий торговле. Аполлон, под сенью которого расцветало искусство. Неужели можно обосновать происхождение религии страхом первобытного человека? Религия как феномен возникла вовсе не в результате осознания человеком своей подорванности. Напротив, мандала появилась раньше колеса, священный огонь — прежде очага для приготовления пищи. Поклонение звездам известно до появления календаря, а золотая ветвь родилась раньше скипетра царя или посоха пастуха. Этнографы вовсе не фиксируют в первобытном сознании той задавленности сознания, о которой писали религиоведы. Тем более это относится к богам Древней Греции. Молодой немецкий философ Фридрих Ницше (1844—1900) написал работу, которая называлась «О рождении эллинской трагедии из духа музыки». И он описал нам двух античных богов — Аполлона и Диониса. Аполлон — бог совершенства, бог света и солнца, покровитель искусств, непревзойденный арфист, бог гармонии и меры, возвещающий истину и грядущее. Околдованный чарами солнечного бога, человек побеждает страдание, видит в жизни радость, гармонию, красоту, не чувствует окружающих бездн и ужасов. Аполлон — гений величавой гармонии. На арене длящейся вечности он из безграничного хаоса жизни стремится выявить частицы прекрасного. Отражаясь взаимно, эти частицы должны беспрестанно изливать друг на друга царящую в мире творческую мощь. И таким образом волновать не знающую покоя творческую мысль Мирового Художника. Однако в этой гармонии многообразных форм есть только стойкость, порядок, стремление к устойчивости и величавому покою, торжествующему и непрерывающемуся, невзирая на все изменения и смерть. В аполлоническом начале есть только свет, яркий, блистающий, непрерывно ткущий красоту, не знающий пределов своей фантазии. Тема 4 Искусство как эстетический феномен в античности
Но мир этого гения чужд трепету жизни. Как ни величав он и ни светозарен, он гнетет человека отсутствием тепла и сострадания, своим бездушным спокойствием, безразлично взирающим на скорби и восторги всякого существа. В нем есть экстаз, и этот экстаз бесконечно упоителен, ибо он уносит томящийся дух в светозарные чертоги света, но в то же время он гнетет его. Великий закон, царящий здесь, не знает милости, не знает чуда, не знает сказки, ибо здесь гармония красоты превыше всего. И эта красота влечет человека, исполняет его дух великим томлением, и все доносящиеся до него отзвуки мира, бога лиры и солнца он претворяет в многообразные виды искусства форм и слова. Немецкий драматург Фридрих Шиллер (1759—1805), задумавшись над единством человека и природы, применил слово «наивный». Но как редко, по словам Ницше, достигается эта наивность, эта полная поглощенность красотой иллюзии! Как невыразимо возвышен поэтому древнегреческий Гомер, который, как отдельная личность, относится ко всей аполлонической народной культуре так же, как отдельный художник сновидения ко всем сновидческим способностям народа и природы вообще. Гомеровская «наивность» может быть понята лишь как совершенная победа аполлонической иллюзии. Это та иллюзия, которой так часто пользуется природа для достижения своих целей. Такой была сфера красоты, в которой греки видели свои отражения — отражения олимпийцев... Где именно впервые подмечается в эллинском мире аполлониче-ский росток, который впоследствии развился в трагедию? Образное разрешение этого вопроса, как считает Ницше, дает нам сама древность, когда она сопоставляет на своих барельефах и геммах (гемма — драгоценный или полудрагоценный камень с врезанным или выступающим изображением мифологических или бытовых сцен) Гомера и Архилоха (VII в. до н.э.) как священноносцев греческой поэзии. Имя Гомера, стоящего у истоков греческой и, следовательно, европейской литературы, связано с древнейшим литературным жанром греков — героическим эпосом, прежде всего с «Илиадой» и «Одиссеей». Уже в древности (VIII в. до н.э.) о жизни и личности Гомера не было известно ничего достоверного. Поэт классической древности, одновременно считающийся учителем-наставником и образцом для всей античности, изображался слепым старцем. В «Илиаде», названной по имени греческого города Илион (Троя), в 24 книгах изображен 49-дневный этап десятилетней войны за Трою. В этой поэме три мифологических сюжета: похищение Прекрасной Елены Парисом, поход на Трою героев, совершающих бесчисленные подвиги, и прославление Ахилла, гнев которого из-за ссоры с Агамемноном, отобравшим у него красивую пленницу, вовлекает в сражения людей и богов. От своей матери богини Фетиды Ахилл получает доспехи, выкованные для него Гефестом, убивает Гектора в бою и мстит за погибшего друга Патрокла. Вот Ахилл выезжает на последний бой с Гектором. Он всходит на колесницу и обращается к своим бессмертным коням — пусть они вынесут его сегодня из битвы иначе, чем Патрокла, брошенного на побоище мертвым. Один из коней отвечает Ахиллу: Вынесем, быстрый Пелид, тебя еще ныне живого. Но приближается день твой последний! Не мы, повелитель, Будем виною, но бог великий и рок самовластный. Хоть бы бежать наравне мы с дыханием стали Зефира, Ветра, быстрейшего всех, но сам ты, назначено роком, Должен от мощного бога и смертного мужа погибнуть. В многочисленных эпизодах повествуется о захвате Трои обманным путем, уничтожении города, избиении троянцев. Боги принимают участие в борьбе с обеих сторон. В поэме Гомера «Одиссея» рассказывается о скитаниях героя, которые длились 10 лет после окончания Троянской войны. Одиссей возвращается на родину к своей жене Пенелопе, преодолев множество препятствий и искушений. После кораблекрушения, представ перед феаками, герой рассказывает о пережитых событиях. Поэма повествует о том, как верная Пенелопа, ожидающая домой супруга, хитростью оттягивает свой брак с женихами, ее сын Телемах оказывает возвратившемуся домой неузнанным Одиссею помощь при избиении женихов. В эпосе повествования о морских путешествиях переплетаются со сказочными мотивами. К числу недосягаемых вершин гомеровского эпоса принадлежат полет фантазии, сила красноречия, замедление хода действия,иш создания драматического напряжения, естественность в изображении жизни, красота сравнений, передающих дух мифологической эстетики. Но кто же такой Архилох, которого упоминает Ницше? Это греческий лирик (род. в 650 до н.э.). Из многообразного литературного творчества Архилоха, которое отличалось страстностью, до нас дошло не более 100 отрывков. Дионис — бог торжествующего безумия Среди античных богов есть тот, кто выступает как антипод Аполлону. Его зовут Дионис. Он сын Зевса и смертной фиванки Семе-лы — божество буйных сил природы, бог экстаза, опьянения и вина, бог Луны и темного времени суток и года. Даже знаменитый Дельфийский оракул, посвященный Аполлону Дельфийскому, на время зимы отдавал себя во власть Дионису: зимние службы здесь совершались в честь этого божества. Тема 4 Дионис тоже красив, но его красота иная. В ней нет соразмерности пропорций, тонких, одухотворенных черт лица. Дионис изменчив как сама природа, избыток сил прорывается у него страстью, неистовством. Дионис — бог страдающий, вечно растерзываемый и вечно воскресающий. Он символизирует единство разрушения и созидания освобождаясь от гнета избытка и переизбытка теснящихся в нем контрастов, он и человеку дает возможность проявить собственную мощь. Дионис касается души человеческой, замершей в чудовищном ужасе перед раскрывшейся бездной. И душа преображается. В священном оргийном безумии человек «исходит из себя», впадает в исступление, в экстаз. Дионис не знает и не хочет знать никаких законов, ибо он бежит от внешней красоты и гармонии форм, сливается с потоком жизни и утоляет жажду прекрасного в первородном источнике жизни. Однажды царю Мидасу после больших усилий удалось настичь в лесу мудрого Селена, спутника Диониса. Царь спросил его, в чем высшее счастье человека. Демон упорно отмалчивался, наконец дико расхохотался и ответил: — Злополучный, однодневный род, дети случая и нужды! Зачем заставляешь ты меня сказать то, чего самое лучшее для тебя не слышать? Высшее счастье тебе совершенно недоступно: не родиться, не быть вовсе, быть ничем. Второе же, что тебе остается, — скоро умереть. Вот — безотрадная истина, подготовляющая человека к восприятию таинственной высшей истины бога-страдальца. Мир Диониса — это мир дивной и грозной сказки. Он влечет к себе человека, наполняет его дух великим томлением, приобщает к внутренней красоте. Радостная, «синяя» эллинская осень. Виноград собран и выжат. Толпы весело возбужденных мужчин с песнями движутся к жертвеннику бога. Впереди несут амфору с вином, увитую зеленью, за ней тащат жертвенного козла, несут корзину с фигами. Шествие замыкает фаллос — изображение напряженного мужского члена, символ изобилия и плодородия. Плоды и вино возлагают на алтарь, закалывают козла, и начинается веселое празднество. Свистят флейты, пищат свирели, повсюду звучат игривые песенки; заводят хороводы, парни затевают двусмысленные пляски с непристойными телодвижениями. Подвыпившие музыканты сидят на телегах, задирают острыми шуточками прохожих, зло высмеивают их, прохожие отвечают тем же. В воздухе стоит грубый, здоровый хохот, топот и уханье пляски, визги девушек. Появляются ряженые в козлиных шкурах и масках, либо их лица вымазаны винными дрожжами. Наступает ночь, и еще жарче разгорается веселье, и творится под покровом ночи много такого, чего не должен Искусство как эстетический феномен в античности 63 еть день. Широким вихрем носится пьяная, самозабвенная радость, тягивает в себя души и высоко поднимает их над обьщенной жизнью, над трудами и заботами скучных будней. Дионисийская культура, по определению Ницше, должна была найти символическое выражение. Ей необходим был новый мир символов, телесная символика во всей ее полноте. Не только символика уст, лица, слова, но и совершенный, ритмизирующий все члены плясовой жест. Здесь внезапно и порывисто рождались другие символические силы, силы музыки, в ритмике, динамике и гармонии. Темная, бурная декабрьская ночь — самая долгая ночь в году. По вершинам и отрогам гор мелькают отсветы факелов, слышны пронзительные, наводящие ужас женские вопли, безумный смех и безумные стоны. Исступленно звучат призывные клики: «Эвой! Эвой! Бромий!» Женщины пляшут и кружатся, волосы их развевает ветер, одежды растерзаны. Как серны переносятся они через пропасти и скачут с обрывов, не разбиваясь; бьются в конвульсиях; тела их принимают самые невероятные позы, как будто все законы тяжести вдруг исчезли. Вакханки хватают жертвенных животных, голыми руками разрывают их живьем на части и поедают сырое, дымящееся мясо. Если кто посторонний случайно попадается им на пути — горе ему! С грозно-восторженным воем бросятся на него женщины, схватят его за голову, за руки, за ноги и разорвут на части, и даже не услышат воплей его. И как ни будь силен человек, защититься он не сможет. В экстазе Диониса человек всецело охватывается его безграничностью. Все преграды, отделяющие его от окружающего, бесследно исчезают, даже таящееся воспоминание о нем становится нелепым. Весна — та эллинская пора, когда всюду благоухают фиалки, и алые маки, как живые огни, колышутся и вспыхивают под ярким солнцем. Тысячи, десятки тысяч людей теснятся на полукруглых помостах, ступенями спускающихся со склона афинского Акрополя. Внизу на возвышении сцены и на круглой площадке орхестры идет представление трагедии. Ритм — первоначально, по определению античных теоретиков искусства от Платона до Августина Блаженного, членение времени или пространства в определенной последовательности. Ритм упорядочивает движение в танце, соотношение звуковых сочетаний в музыке и поэзии, где ритм основывался на чередовании долгих и кратких слогов. Аристоксен, ученик Аристотеля, выделил ритм из среды его существования, т.е. слова, музыкальной интонации и танцевального движения, в результате чего произошло разделение звуковой и Речевой ритмики. Очевидно, самостоятельное выделение ритмики Ыло необходимо для оправдания ритмических вольностей так назы- Тема 4 Искусство как эстетический феномен в античности
ваемой «новой музыки», допускавшей разрешение слогов по типу музыкальных украшений как разновидности орнаментики. Большинство сохранившихся музыкальных памятников античности представляют собой гимны, написанные стихами одного и того же метра без строфической организации. Поэтому в них в силу музыкального характера древнегреческого ударения мелодия соответствует естественной внутренней мелодии слова или фразы. В отличие от этих памятников дошедший до нас фрагмент трагедии Еврипида «Орест» с музыкальной нотацией, принадлежащей, по всей видимости, самому автору, обнаруживает строфическую организацию. Поэтому в нем соответствие мелодии словесным ударениям не может быть выдержано: мелодия антистрофы должна повторять мелодию строфы вне зависимости от иного расположения ударений в словах. Неоценимая ценность устного слова Вспоминается история, рассказанная Сократом в «Федре», о том, как Тевт изобрел письмо и стал расхваливать свое изобретение египетскому царю за его будто бы великую ценность: ведь оно поможет человечеству безгранично усилить память. Мудрый царь, однако, возразил ему: «То, что ты изобрел, послужит не усилению, а ослаблению памяти». Значит, Сократ не усматривал в письме никакого прогресса, и уж тем более ему не приходило в голову, что звучащее слово можно превзойти чем-то менее эфемерным. Напротив, к письменному тексту он относился как к беззащитному, открытому для спекуляций, злоупотреблений и извращений. Аутентичность, подлинность, свойственные учтивой беседе, здесь растворяются в чем-то сомнительном. В отличие от устной речи письменный текст характеризуется тем, что он не может постоять за себя. Автор единожды выдает свое произведение в свет, тогда как в живом разговорном общении всякое недоразумение и ложное понимание исправляются последующей репликой. Таков взгляд Платона, который он позднее ясно обосновал в одном из тринадцати сохранившихся писем, утверждая, что лишь тот, кто покинут всеми богами, способен поверить в возможность облечь в письменную форму что-то действительно важное и истинное. О высокой ценности устного слова пишет Гадамер. Он отмечает, что искусство разговора исчезает. Мы наблюдаем в жизни общества в нашу эпоху постепенную монологизацию человеческого поведения. Всеобщее ли это явление, связанное с присущим нашей цивилизации научно-техническим мышлением? Или же это какие-то особенные переживания одиночества, отчуждения от самого себя ковывают уста более молодым людям? А может быть, это решительный отход от самого желания договариваться друг с другом, ожесточенный протест против видимости взаимопонимания в общественной жизни?1 Вести разговор — это естественная принадлежность человека. Дристотель назвал человека существом, наделенным языком, а язык существует в разговоре. Красота по-древнегречески Согласно античным представлениям, в основе красоты лежат мера, порядок, четкость границ, гармония, симметрия (Демокрит, Платон, Аристотель, Плотин). Красота рассматривалась прежде всего как явление духовного порядка. Некий образ считается красивым, если ему свойственны целесообразность, порядок и разумность. В этом смысле духовная красота находит свое отражение в красоте физической. Гармоническое единство духовно и физически красивого в до-классический период еще не было найдено. Оно становилось основным критерием совершенства произведений искусства в классическую эпоху (V в. до н.э.), затем теряется в эпоху эллинизма и сменяется идеализацией объекта. Олицетворением красоты в классический период оказывается человек, в котором соединились все достоинства, как внешние, так и внутренние (Аристотель). Любовь к красоте была также необходимым элементом жизни полиса. Упадок греческих городов-государств, распад их социальных институтов выразился в эпоху эллинизма в том, что понятие красоты стало соотноситься с природой. Красота разлита в космосе. Искусство и вся жизнь общества должны соотноситься с этой природной красотой. Со времени эллинизма существует традиция выделять семь античных произведений архитектуры и искусства, не имеющих себе равных благодаря величественным размерам, красоте, драгоценной отделке и неповторимости. Выражение «чудо света» содержит представление о чем-то волшебном, сверхъестественном. Самый древний перечень семи чудес света (II в. до н.э.) включает в себя: стены Вавилона, статую Зевса в Олимпии, изваянную скульптором Фидием из золота и слоновой кости, так называемые «висячие сады» в Вавилоне, ошибочно приписываемые Семирамиде (жена царя Ассирии), Колосса Родосского, пирамиды под Мемфисом, мавзолей в Геликар-насе, а также храм Артемиды в Эфесе. Эти шедевры впоследствии были частично заменены. Так, среди чудес света назывались маяк на См.: Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 82. Тема 4 острове Фарос под Александрией, статуя Асклепия в Эпидавре скульптура Афины Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, К чудесам света относили также римские постройки, например Капитолий и Колизей; византийские, такие как храм Св. Софии; библейские — Ноев ковчег и храм Соломона в Иерусалиме. Нарцисс Какой необычайный штрих в человеческое понимание красоты внесла греческая мифология! В ней грозное предостережение и поразительное постижение человеческой природы. В греческой мифологии Нарцисс — прекрасный юноша, сын речного бога Кефисса. £О Всем занятиям Нарцисс предпочитал одинокие прогулки по лесам. Так как он избегал общения со своими сверстниками и сверстницами, нимфы считали его самовлюбленным и высокомерным. Когда Нарцисс отверг любовь нимфы Эхо и та с горя высохла настолько, что от нее остался один голос, ее подруги попросили Афродиту наказать Нарцисса за пренебрежение к их любви. И Афродита услышала их мольбы. По ее воле Нарцисс влюбился в самого себя, вернее, в свое отражение в водах лесного источника. По одной версии, залюбовавшись на самого себя, он слишком низко наклонился над источником, упал в него и утонул; по другой — Нарцисс зачах от неразделенной любви к своему двойнику, отраженному в воде. Узнав о смерти Нарцисса, нимфы сжалились и решили достойно его похоронить. Но вместо его тела они нашли цветок с белоснежными лепестками, получивший его имя. В Спарте цветок нарцисса был излюбленным орнаментом, в других местах Греции он считался лепестком смерти. Имя Нарцисса попало и в научную терминологию как обозначение патологической самовлюбленности, «нарциссизма». Известно, что австрийский психиатр Зигмунд Фрейд изучал феномен нарциссизма, его различные модификации. Говоря условно, теория красоты тоже обогатилась важным понятием. Речь идет о людях, которые в силу разных причин становятся жертвами собственной красоты. Сохранилось несколько римских копий греческих статуй Нарцисса и изображение Нарцисса на фреске дома Фронтона в Помпе-ях. В Новое время этот сюжет уже в начале XVI в. заинтересовал художников, живописцев и скульпторов, среди них «Нарцисс у источника» Якопо Тинторетто (середина XVI в.), «Нарцисс превращается в цветок» Никола Пуссена (XVIII в). В XX в. их примеру последовал Сальвадор Дали («Метаморфозы Нарцисса», 1937). Искусство как эстетический феномен в античности 67 Эстетика природы В языческой античной культуре «природа как универсум... наделена высшей эстетической ценностью»1. Представления древних язычников и христиан о священном и символическом характере природных элементов и процессов получили освещение во многих работах2. Как отмечают исследователи, один из древнейших художественных образов универсума, известный большинству народов — композиция с Древом Мира (или Древом Жизни) и оберегающими его животными — «стражами». Порядок размещения животных возле Древа (птицы возле ветвей, звери у основания ствола, чуть реже в греческой вазописи изображались рыбы или подземные существа нижнего яруса) характеризовал ярусную структуру мироздания3. В качестве еще одной «формулы» универсума выступал образ календаря. Его связь с древними космогоническими моделями наглядно запечатлена в композициях внешнего периметра мозаики из Карфагена. Там представлены традиционные для сцен терзаний чередующиеся фигуры хищников и травоядных, представителей земного яруса мироздания, причем изображения зверей разделены изображениями растений (Древо жизни). Внутренний квадрат населен птицами (стихия воздуха, поднебесное пространство). Изображение месяцев во внутреннем круге в виде шагающих друг за другом фигур вполне сопоставимо с образами зодиакальных созвездий в античных астрономических таблицах. Греческая стилизация в скульптуре пальмовых листьев — веером, формула, заимствованная с Востока, но обретшая эстетическую завершенность в искусстве классики, — пример наблюдения естественных связей между частями растения и их обобщения. Образы всадника и коня, заимствованные из античных монет, в «варварском» искусстве разбивались на фрагменты, растворялись в вих-реобразном хаосе орнаментальных знаков. Античная пастораль 'Реки обожествляли природу, отмечая в ней необыкновенную красоту. Древний человек более, чем нынешний, был связан с землей, с растениями и животными. Огромную роль играла теллу- \<штетика ПРИРОДЫ / К.М. Долгов, П.Д. Тищенко, Т.Б. Любимова и др. М., П и Илиаде М. Священное и мирское. А также работы С.С. Аверинцева, 3 См ЦИЛЛИ' ЛП- Карсавина и др. моде ™ишанев<1 И.В. Образы природы в античной культуре: художественные '/ Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. Вып. 2. М.: Тема 4 рическая (от лат. tellus — земля) мистика. Известно, какое большое значение имели растительные и животные религиозные культы. Скажем, Гея — богиня Земли и сама Земля, возникшая из первоначального хаоса, была матерью всего, что жило и росло на земле. Вначале она родила звездное небо — Урана, затем высокие горы и глубокое море — Понт. Образы красоты в античной культуре связаны с культом природы. Ощущение античности как счастливой пасторали, идиллии сельской жизни и беззаботного детства европейской цивилизации — не важно, правда ли это или нет, — может быть, ничто не отражает так точно, как роман древнегреческого писателя Лонга (И—III вв. н.э.) «Дафнис и Хлоя», который оказал огромное влияние на пасторальную тему в европейской литературе XVI—XVIII вв. Начиналась весна, и таял снег. Стала земля обнажаться, стала трава пробиваться, и пастухи погнали стада на пастбища, а раньше других Дафнис и Хлоя, — ведь служили они пастырю могущества несравненного. И точно бегом побежали они к нимфам в пещеру, а оттуда к Пану (богу природы. — П.Г.), к сосне, а затем и к дубу. Сидя под ним, и стада свои пасли, и друг друга целовали... В греческой мифологии Дафнис — сын Гермеса и одной из нимф, первый исполнитель пастушеских песен. Этот легендарный изобретатель нового художественного жанра стал героем многих преданий и песен греческого фольклора, воспевавших идиллическую жизнь пастухов. Жизнь сицилийского пастуха была полной противоположностью судьбы воина или предпринимателя. И смерть его не была похожа на гибель героев, воспеваемую великими поэтами. По одной из версий, Дафнис так влюбился, что ослепленный счастьем любви не разглядел перед собой крутой обрыв и разбился при падении. По другому рассказу, нимфа Номия связала Дафниса клятвой хранить ей верность, пока глаза его видят свет. Но Дафнис имел неосторожность заглядеться на царскую дочь, и нимфа ослепила его. С тех пор он пел только печальные песни и погиб, слепым скитаясь в горах. Роман Лонга пропитан мифологическим ощущением. Древний бог Эрот предопределяет жизнь Дафниса и Хлои еще до того, как они родились. Дафнис — сын богатых родителей, бросивших его сразу после рождения; его нашли и воспитали бедные пастухи. В их идиллической среде прекрасный юноша повстречал Хлою — Де" вушку такой же судьбы. Молодые люди познали все радости и страдания первой любви, в поисках своих родителей пережили множество приключений и в конце концов стали счастливыми супругами. Роман Лонга оставался в безвестности более тысячи лет, но в XVIII в. вошел в моду. Многочисленные поэты всячески обрабатывали и варьировали этот сюжет, он оживал на дворцовых сценах и Искусство как эстетический феномен в античности 69 остюмированных балах. Художники и скульпторы находили в нем к очник вдохновения. Однако из многочисленных произведений од названием «Дафнис и Хлоя» доказали свою жизнеспособность ореографическая симфония французского композитора Мориса Равеля (1875—1937), симфоническая поэма другого французского композитора рубежа XIX—XX вв. Камила Сен-Санса (1835—1921) и оперетта создателя этого музыкального жанра во Франции Жака Оффенбаха (1819-1880). Роман Лонга привлек к себе внимание французских художников, в частности Пьера Боннара (1867—1947), скульптора Аристида Маполя (1861—1944). Влечение Дафниса и Хлои — это еще не страсть, а только наивное и милое обещание. Жизнь их проходила среди лесов и полей. Пасторальные герои как бы слиты с природой. С каждым днем становилось солнце теплее: весна кончалась, лето начиналось. И опять у них летней порой начались новые радости. Он плавал в реках, она в ручьях купалась, он играл на свирели, соревнуясь с песней сосны. Она же в состязание с соловьями вступала. Гонялись они за болтливыми цикадами, ловили кузнечиков, собирали цветы, деревья трясли, ели плоды; бывало, нагими вместе лежали, покрывшись козьей шкурой одной. И Хлоя легко могла бы женщиной стать, когда бы не смущала Дафниса мысль о крови. Однако, боясь, что решенье разумное страсти порывом как-нибудь сломлено не было, не позволял он Хлое сильно себя обнажать; этому Хлоя дивилась, но спросить о причине стыдилась. По словам Гёте, «Дафнис и Хлоя» — последний цветок древнегреческой литературы, не уступающей лучшему из того, что когда-либо было написано. Да, конечно, это произведение уже позднего периода, т.е. периода заката античной цивилизации и ее постепенного упадка. Однако в нем прекрасно выражена та гармония духа и телесности, разума и сердца, которая пронизывает эллинскую культуру и воплощена в Парфеноне, в драмах Еврипида и в диалогах Платона. Увы, это была «гармония детства». «Взросление» цивилизации принесло коллизии и проблемы, разрешить которые античность не могла. И первой из них было постепенное отчуждение культуры от природы. Красота божественной веры Христианство, которое появилось в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи (в Палестине) — одна из мировых религий. лавное в христианстве — учение о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю, принял страдания и смерть для Искупления вины людей от первородного греха, воскрес и вознесся а небо. Первые христиане были гонимы. Их завязывали в промас- Тема 4 ленные шкуры и бросали в костры. Однако постепенно христианство завладевало умами людей. Оно возвестило еще один эталон красоты — красоты не земной, божественной. В христианской традиции раскрываются совершенство и разумность устроения мира, отражающие величие Творца. Двухтысяче-летняя история христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных установлений. Возникло острое сопоставление красоты языческой, дохристианской и собственно христианской. «Оттого античная культура, — отмечал Освальд Шпенглер, — и начинается с грандиозного отказа от уже наличествующего богатого живописного, почти перезрелого искусства, которое не могло быть выражением новой души»1. Разумеется, существует глубокая противоположность между искусством языческим и искусством христианским, точнее искусством христианской эпохи. Классически прекрасное языческое искусство стремится к завершенности, совершенству форм здесь, на земле, в этом мире. Небо, по словам русского философа НА. Бердяева (1874— 1948), замкнуто над языческим искусством, и идеал совершенства в нем всегда посюсторонний, а не потусторонний2. Идеальное, законченное совершенство мира богов возможно лишь в языческом искусстве. Законченное совершенство языческого искусства никуда не зовет, оно оставляет здесь, в этом мире. В этой классически прекрасной завершенности форм языческого мира нет прорыва в мир иной, достигнутая завершенность замыкается в этом мире. На этой вере в возможность замкнуть красоту в этом мире через законченное совершенство форм покоится вся античная скульптура. По мнению Н.А. Бердяева, само небо в языческом мире было завершенным, замкнутым куполом, за которым дальше уже ничего не было. Совершенство и красота достижимы не там, за пределами, а здесь, в земных пределах. Искусство языческого мира говорит не о тоске по прекрасному иному миру, а о достижении красоты в этом мире, под замкнутым куполом небес. И эта языческая устремленность к классической завершенности форм создает одну из вечных традиций в искусстве. Искусство христианское, считает русский философ, иного духа-Небо разомкнулось над христианским миром, и открылось запредельное. В искусстве христианского мира уже нет и быть не может классической завершенности форм. В христианском искусстве есть устрем- Искусство как эстетический феномен в античности 71 ленность к миру иному, к прорыву за пределы видимого мира, есть омантическая тоска. Романтическая незавершенность, несовершенст-о форм характерны для христианского искусства. Христианское искусство уже не верит в законченное достижение красоты здесь, в этом мире- Христианское искусство верит, что законченная, совершенная, вечная красота возможна лишь в мире ином. В этом же мире возможна лишь устремленность к красоте мира иного, лишь тоска по ней. Романтическое христианское искусство, — пишет Н.А. Бердяев, — видит неземную красоту в самой незавершенности, незаконченности, в этой устремленности к прорыву, за пределы этого мира. Христианское искусство не оставляет в этом мире, в красоте достигнутой и завершенной, а уводит в мир иной, к красоте потусторонней и запредельной. В искусстве языческом было классическое здоровье. В искусстве христианском есть романтическая болезненность. На идеалах христианского искусства отпечаталась жажда искупления грехов этого мира, жажда приобщения к миру иному1. В классическом языческом искусстве творческий акт художника приспосабливается к условиям этого мира, к жизни и красоте здесь. Эта классическая завершенность языческого мира создает традицию канонического искусства, создает канон для достижения совершенных, законченных форм. Но классически прекрасное искусство античного мира в мире христианском меняется. В нем есть вечное и неумирающее, но есть и слишком временное. Античное искусство — вечный источник творчества и красоты. Но канон классицизма стал задерживающей, консервативной силой, враждебной духу пророческому. Трагедия — особый жанр Трагедия (от греч. козлиная песнь) — разновидность драматического произведения, действие которого развивается на основе трагедийного конфликта. Это один из жанров высокого искусства, истоки которого уходят в античность. Герой трагедии мыслился средним по своим моральным качествам, но все же совершающим поступок, который ведет его от счастья к несчастью, по ошибке, по незнанию. Трагическое — эстетическая категория, связанная с катастрофическим. Однако эта категория относится не только к искусству. Трагическое может быть и в реальной жизни. Грибовидное облако, которое поднялось над Хиросимой, испепелило все живое. Но оно Разрушило также психическое равновесие тех, кто оказался на безопасном расстоянии от взрыва. Образ вселенской катастрофы,
1 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1. С. 347. 2 См.: Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989. С. 440. см.: Бердяев Н.А. Указ. соч. С. 441. Тема 4 одномоментно явленный сознанию, разорвал связующие нити обычного человеческого восприятия, разрушилась житейская логика. Не только подсознание, но и сознание каждого человека и родовая память человечества вынесли на поверхность психики трагическое половодье знаков и предвестий. Трагическое возникает как выражение неразрешимого конфликта. Он влечет за собой страдания и гибель героя, который заслуживает славы и сочувствия. Аристотель считал, что трагедия рождает катарсис, который испытывает зритель, пережив вместе с героем его беды, что способствует воспитанию высоких гражданских и человеческих чувств. В «Поэтике» Аристотель отмечает, что трагедия предполагает «перелом от несчастья к счастью или от счастья к несчастью». Трагедия необязательно предполагает гибель главного героя, однако невыразимые мучения для него неизбежны. Аристотель усматривал источник трагедии в ошибке героя, который совершал некий проступок по незнанию, но практика античной трагедии была шире. Аристотель считал, что трагический герой не обязательно исключительный человек. Он не лучший и не худший. Однако в истории эстетики утвердилось представление о персонажах трагедии как о великих героях. В основе трагедии лежит напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся часто гибелью героя. Герой трагедии оказывается перед превосходящими его силы препятствиями. Античные драматурги видели в трагедии «прообраз мира» с его нескончаемой борьбой страстей и идей. Отсюда проистекала трактовка рока как безличной силы, господствующей в природе и обществе, над людьми и богами. Однако трагедия — это не просто описание печальных происшествий и страшных убийств. Не количество драм и не число гибе-лей рождает жанр. Герои трагедии ищут оправдание своим поступкам. Они находятся в ситуации, когда выхода нет, когда приходится до конца осмысливать свою судьбу, свой выбор, когда любое решение оказывается катастрофическим. И герой побеждает ситуацию. Чаще всего ценою собственной жизни. Но вот что странно. Герой античной трагедии погибал, а зрители, вытирая проступившие слезы жалости, расходились с просветленными душой и сердцем, готовыми к самым тяжелым испытаниям. Так греки открыли великую тайну драматического действа, сохраняемую всеми театрами мира всех эпох и кинематографом нашего времени. Блещет весеннее солнце, ярко зеленеют загородные долины меж темно-серых шиферных гор, вырисовываются радостные дали в чудесных мягко-синих контурах, каких нигде нет, кроме Греции. А здесь, на священной площадке сцены, происходит мрачное, кровавое дейст- Искусство как эстетический феномен в античности 73 Могучие герои и полубоги, изнемогая в неравной борьбе, корчатся од сокрушающими ударами сумрачной судьбы. А хор смотрит и ис- одит в жалобных стенаниях. Он поет, что жизнь ужасна и мрачна, что страшны нависшие над человеком неведомые силы, что счастье при- зоачно и люди подобны сну, что лучше всего для смертного не жить. Заливаются исступленные флейты, ритмически мелькают в воздухе поднятые руки, изгибаются в плавной пляске тела, гремят песни хора — то бешено веселые, то полные отчаяния и ужаса. И странное опьянение овладевает восприимчивой толпой зрителей. Души их высоко возносятся над тем. что развертывается перед ним, охватывает огненным ощущением какого-то огромного всеединства, где всякое явление, всякая радость и боль кажутся только мимолетным сном. И уже не страшными становятся человеку страдания и муки, и уже не нужна ему победа трагического героя; все человеческие оценки, ощущения и чувства спутались в душе. «Страдание, — как пишет Ницше, — пробуждает веселье, а восторг вырывает из груди мучительный стон». Душа переполнена ощущением огромной силы, бьющей через край, которой ничего не страшно, которая все ужасы и скорби жизни способна претворить в пьяную, самозабвенную радость. Это театральное представление — не просто зрелище, как у нас. Это священнодействие в честь все того же Диониса. В середине орхестры стоит его жертвенник, почетнейшее кресло в первом ряду занято его жрецом, и сам театр есть «святилище Диониса». Недаром называли Диониса «многообразным» и «многоликим». Античная трагедия выдвинула выдающиеся имена: Эсхил, Софокл и Еврипид. Исследователь античной драмы С. Апт пишет: Когда говорят «Эсхил», сразу возникает у одних смутный, у других более или менее четкий образ «отца трагедии», образ почтенно-хрестоматийный, даже величественный, представляются мрамор античного бюста, свиток рукописи, актерская маска, залитый южным, средиземноморским солнцем амфитеатр. Эсхил (525—456 до н.э.) — великий афинский драматург, ставший первым известным трагиком мировой литературы. Из 90 трагедий Эсхила до нас дошло 79 произведений и отдельных довольно обширных отрывков. Трагедия «Прикованный Прометей» проникнута пафосом утверждения свободного гражданина греческого полиса, не отклоняющегося от ответственности за принятое решение. Пытливый Прометей олицетворяет в трагедии человеческий разум, он первооткрыватель всех достижений человеческой культуры. Он вступает в конфликт с косностью, несправедливостью, невежеством, жестокостью нравов — все эти качества олицетворяют Зевс и его помощники Гефест, Сила, Власть, Старик Океан. Эсхил — не богобо-РеЧ, но он верен этическому идеалу, обеспечивающему разумность Тема 4 существующего мира. Возникает вопрос: почему Эсхил осуждает бога, которого он, безусловно, чтит? Греки опасались гневить своих богов, устраивали в их честь праздники, приносили им жертвы. Но боги не являлись для них образцом поведения и справедливости. Их можно было критиковать, потому выше богов были Рок и страшные Мойры, олицетворявшие ход неотвратимой судьбы. Своим творчеством Эсхил придал трагедии классическую форму, ослабив ее привязанность к культу божеств и усилив самостоятельность театра. Главным содержанием представления стало драматическое действие. Партии хора Эсхил использовал для сопровождения и комментария сюжетного сценического действия. Для создания подлинного драматического диалога он ввел помимо одного актера, исполняющего все роли в пьесах (протагониста), второго (девтерагони-ста), а позднее, по примеру Софокла, и третьего актера (тритагониста). Он объединял сюжетно взаимосвязанные пьесы в трилогии (а там, где это было возможно, соединял и четыре произведения) с единым замыслом. Образ Прометея, созданный Эсхилом, оказал огромное воздействие на поэзию (Кальдерой, Гёте, Байрон, Шелли), музыкальное искусство (Ф. Лист, А. Скрябин, К. Орф), скульптуру и живопись Нового времени (Тициан, Рубенс, Ансельм Фейербах, А. Бёклин). Возвышенность мыслей, богатая фантазия, красноречие снискали Эсхилу славу оного из великих трагиков мировой литературы. Софокл (496—406 до н.э.) — один из трех великих античных трагиков. В своих драмах он использовал мифологию. Сюжет для «Аякса» (самоубийство героя, на которого Афина наслала безумие) взят из легенд троянского цикла. Эти же легенды использованы в качестве сюжета для «Филоктета»: герои этой драмы — греки — во время плавания после смерти Геракла, сообщают Филоктету волю богов, желающих, чтобы он принял участие в битве за Трою. Честь, доблесть, благородство — это уже личные качества героев, а не божественная воля. Трагедии «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне» повествуют о судьбе и сбывшемся предсказании, настигшем царя Фив. Сюжет «Антигоны» несложен: Антигона предает земле тело своего убитого брата Полиника, которого правитель Фив Креонт запретил хоронить под страхом смерти — как изменника родины. За непослушание Антигону казнят, после чего ее жених, сын Креонта, и мать жениха, жена Креонта, кончают жизнь самоубийством. Одни толковали со-фокловскую трагедию как конфликт между законом совести и властью, другие видели в ней конфликт рода и государства. Гёте считал, что Креонт из личной ненависти запретил похороны. Антигона обвиняет Креонта в попрании закона богов, а Креонт отвечает, что власть государя должна быть незыблема, иначе все погубит анархия. Искусство как эстетический феномен в античности 75 Жажда мести и убийство Клитемнестры ее сыном Орестом со-вляет содержание трагедии «Электра». Искусство Софокла высоко ценилось его согражданами: 24 раза н становился победителем состязаний драматургов. Софокл впервые развил эпическую традицию греческой философии, с вниманием исследуя внутренний мир и поступки героев. Сокрытая от героев божественная воля часто ведет их к трагическим страданиям и смерти. Нравственный долг заставляет героев действовать вопреки запретам (Антигона), что свидетельствует о гуманизме поэта, для которого важно не только выявить вину и ошибки людей, но и показать трагическое стечение обстоятельств, обусловленных роком (Эдип субъективно невиновен, однако объективно — преступник). Глубоко любя свою родину, Софокл воспевал Афины и их политическое устройство. Еще в античности он считался классиком, его пьесы изучались в школах, в театрах он считался образцом. Начиная с XVI в. произведения Софокла, особенно «Антигона», «Электра» и «Эдип-царь», многократно ставились в театрах. Были и музыкальные переработки драм Софокла. Древнегреческий драматург Еврипид (485—406 до н.э.) известен как автор многочисленных драм и трагедий. Ко времени появления Еврипида творчество Эсхила уже утвердило трагедию как ведущий литературный жанр. Им поставлены 22 тетралогии, причем он четырежды был признан победителем. Еврипид, наиболее трагический поэт, на материале древних мифов он создал драмы, в которых отразил духовные и социальные проблемы эпохи кризисов. Осовременивание легенд, спорность воплощения им некоторых образов богов, склонность ставить под сомнение общепринятые обычаи часто мешали современникам Еврипида в полной мере осознать его величие. Таковой была судьба его трагедии «Медея»: месть, жертвами которой стали дети, не укладывалась в эстетические нормы, что отразилось на неприятии глубоко человеческого образа Медеи. В отличие от Эсхила и Софокла Еврипид дал иное осмысление мифа. Он отошел от традиции возвышенных нормативных образов и стал изображать мифологических персонажей как земных людей — со всеми страстями, противоречиями и заблуждениями. Еврипид выработал и новые принципы изображения человека, показывая психологические мотивы поступков, а не типологически предусмотренные, как было прежде: герой поступает героически, злодей — злодейски. Ему первому удалось представить психологическую драму, когда бо-Рения, смятения чувств персонажей передаются зрителям и вызыва-Ют сочувствие, а не просто осуждение или восхищение. Тема 4 Творческий метод Еврипида имел множество последователей: новая аттическая комедия восприняла его произведения в качестве образца (мотивы узнавания, интриги). Римская драма (особенно римского писателя и философа Сенеки) без Еврипида просто немыслима. Его сильное влияние испытала на себе западноевропейская драма, начиная с Возрождения (частично благодаря Сенеке), и драматургия XX в., в том числе творчество французского писателя и философа ЖЯ. Сартра (1905—1980). Комедия античная Посвященные Дионису культовые драмы, исполнявшиеся хором и актерами, назывались комедиями, они имели стихотворную форму и исполнялись в сопровождении музыки. Актеры и участники хора носили маски. Существовали две исторически и типологически независимые формы литературной комедии: сицилийская и аттическая. Характер аттической комедии значительно менялся с течением времени, поэтому уже в древности различались ее три последовательные стадии: древняя, средняя и новая аттическая комедия. Римская комедия создавалась и развивалась исключительно по образцу новой аттической комедии. От разных видов комедии в строгом смысле слова отличались другие драматические жанры, которые были «комическими» по своему духу, но не считались в Греции комедией. Генетически они были связаны со строго определенными формами культа Диониса, который был первым актером на земле, и представления в его честь устраивались не только на сцене, но и на народных земледельческих празднествах. Средневековье потом повторило грозные мистерии и веселые карнавалы с масками-пересмешниками, которые их сопровождали. Рождение, смерть, второе рождение и великая беспрерывность бытия лежали в основе мистерий, разыгранных по библейским сюжетам. Средние века покинули Европу, унося с собой всенародные праздники, и театр отпочковался от этих праздников и захватил с собой понимание трагедии и комедии. Театр ушел в иную область и зажил серьезной жизнью, обзавелся домом и буднями. Но тень мистерий и карнавалов осталась с народом и долго еще бродила по городам и селам, пробуждая в душах ощущение Великого Праздника, объединяющее людей в единое братство. Потом и та тень потерялась в суете и сутолоке хлопотливых столетий. Аристотель утверждал, что умение смеяться — это то достоинство, которое отличает человека от животного. В своей «Поэтике» он производит название комедии от слова «комос» — веселое шествие подвыпивших гуляк, а начало ее выводит из фаллических песен в честь бога-
Искусство как эстетический феномен в античности 77 очерпия диониса. Обрядовые песни непременно должны были включать в себя шутки, насмешки и даже непристойности. Оформил комическое в канонический комедийный жанр Аристофан (ок. 446—385 до н.э.), за что и получил звание «отца комедии». В древних обрядовых играх важное место занимал спор, когда на насмешки одной стороны отвечала другая, и дело доходило до бранных слов, а то и до потасовки. Аристофан в своих комедиях убрал из оборота все грубые, чисто внешние комические приемы, основанные на непристойностях. «Кто в этом находит смешное, тот от моих шуток не получит удовольствия», — говорит он в комедии «Облака». В устранении всего пошлого (отказываясь «кидать в толпу угощение») Аристофан видел свое отличие от предшественников, которые начинали разрабатывать этот жанр. Теория комического изначально учитывала момент осмеяния. Платон, Аристотель, Цицерон связывали его с безобразным. Однако Цицерон (106—43 до н.э.) считал, что предметом остроумия или шутки не должны быть пороки и преступления, требующие серьезного наказания, что не следует высмеивать жалких людей или возлюбленных. «Предметом насмешек могут быть те слабости, какие встречаются в жизни людей, не слишком уважаемых, не слишком несчастных и не слишком явно заслуживающих казни за свои злодеяния»1. В I в. н.э. Деметрий, автор трактата «О стиле», отнес смешное и комическое к особому «изящному» стилю, отличающемуся веселостью, радостностью, шутливостью, дружественностью. Катарсис Зачем человеку зрелище? И еще конкретнее: откуда у него удивительная потребность в искусстве, выражающем красоту? Вопросы эти вроде бы отвлеченные. А они мучили древнегреческого философа Платона. Мы же, миновавшие очередное тысячелетие, ничего конкретного античному философу сообщить не можем. Он недоумевал: зачем человек идет в театр, в упоении наблюдает героическое деяние? Не логичнее ли самому совершить подвиг? Так нет. Не решаясь на реальный поступок, человек отправляется непосредственно к подмосткам и там упивается геройством, которое автор приписал выдуманному персонажу. Не странность ли? Не в театр Х0Ди, а на городскую площадь, где страждущие и обездоленные... Между прочим разумному и хорошо продуманному доводу Платона так никто и не внял. Театров понастроили, героев навыдумы- Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 59. Тема 4 вали — Эдип, Медея, Электра, Антигона! Тут со своей судьбой не все понятно, поди вникай в чужой жребий. Об этой способности человека погружаться в мир грез, мы еще поговорим... А пока — еще одно слово, которое пришло к нам из античности. Катарсис — целебный психологический взрыв, очищение души. Первоначально это был термин античной культуры, выражавший глубину воздействия искусства на человека. В древнегреческом словоупотреблении — освобождение души от «скверны», тела — от вредных веществ. Пифагорейцы, последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (ок. 570 — ок. 498 до н.э.), полагали, что душа страдает от пагубных страстей. К таковым они относили гнев, вожделение, властолюбие, фанатизм, страх, ревность. Очистить душу от этих аффектов способна, по мнению пифагорейцев, специально подобранная музыка. Пифагор, согласно легенде, исцелял мелодиями не только душевные, но и телесные недуги. В отличие от Пифагора Платон не рассчитывал на помощь искусства в исцелении души, но полагал, что можно очистить душу от чувственных вожделений, от всего телесного, от того, что может исказить красоту идеи. Он утверждал, что идеи пребывают в природе как бы в виде образцов. Вещи же сходны с ними и представляют собой их подобия. Причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им. Платоновское истолкование катарсиса было развито затем древнегреческим философом Плотином (ок. 205 — ок. 270), основателем неоплатонизма, позже приверженцами патристики (совокупности теологических, философских и политических доктрин христианских мыслителей II—VIII вв., которых называют «Отцами церкви») и представителями эстетики. Катарсис — важнейший момент развития действия в античной трагедии, предполагавшей эмоциональную разрядку. У Аристотеля находим эстетическое определение катарсиса. В «Поэтике» он писал, что под влиянием музыки и песнопений психика человека начинает преображаться. В ней рождаются сильные чувства — жалость, страх, энтузиазм, сочувствие. Так слушатели получают некое очищение и облегчение, связанные с удовольствием. В «Поэтике» Аристотель показал катарсическое действие трагедии, определив трагедию как особого рода подражание посредством не рассказа, а действия, в котором благодаря состраданию и страху происходит просветление подобных аффектов (аффект — всякое эмоционально окрашенное состояние, приятное или неприятное, смутное или отчетливое, которое проявляется в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке). Искусство как эстетический феномен в античности 79 Цель трагедии — обеспечивать катарсис души, «очищение от страстей». Трагедии великих древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида заканчиваются гибелью героев и самым, казалось бы, безнадежным отрицанием жизни. Однако трагедия не вселяет в нас отчаяние, а, напротив, примиряет с жизнью. Как, каким образом безобразное и дисгармоничное, составляющее содержание трагического мифа, может примирять с жизнью? Достигается это той таинственной силой, которая скрыта в искусстве, — силой, претворяющей в красоту жизненный ужас и делающей его предметом нашего эстетического наслаждения. По Аристотелю («Поэтика», гл. VII), зритель следит за событиями трагедии, испытывает душевное волнение: сострадание к герою, страх за его судьбу. Это волнение приводит зрителя к катарсису — очищает его душу, возвышает, воспитывает его. Но в древнегреческой культуре (как и в древнеегипетской) существовали так называемые мистерии. Этот жанр, который никогда больше не повторился в европейской культуре, имел одну особенность. В мистериях не было зрителей. Все были участниками действия. Все рвали на куски тело бога, впадали в исступление. Каков был психологический смысл всего происходящего? Зачем нужно вовлекать массу людей в богомерзкое действие и превращать это в своеобразный праздник? Древние мистерии тоже были рассчитаны на эффект катарсиса. Понятие «катарсис» вызвало к жизни множество различных интерпретаций, среди которых основными являются религиозно-ритуальное прочтение термина, медицинско-физиологическое, эмоционально-психологическое и интеллигибельное как рационально-интеллектуальное1. Как считают некоторые исследователи, глубокий смысл греческого слова утерян. По мнению Н. Гринцера, не случайно Аристотель говорил о том, что эмоции, возникающие в душе зрителей, сродни психологическим характеристикам описываемых действий, но им не тождественны. Страх зрителя подобен, но не равен страху героического героя. Об этом, возможно, говорит терминологическое раз-» граничение у Аристотеля эмоциональных переживаний героя и зрителя. Аристотель подобным образом подчеркивал отличие подвергшихся катарсису зрительских чувств от сходных с ними претерпеваний характеров в драме, составляющих суть трагического сюжета2. Катарсис символизирует новое рождение. Вот как это описано в книге Светланы Макуренковой: 1 См.: Макуренкова С. Онтология слова: Апология поэта. Обретение Атлантиды. М., 2004. С. 139. См.: Гринцер Н.П., Гринцер П.А. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М., 2000. С. 293. Тема 4Г Зритель в театре испытывает симпатию (букв сострадание) и жалость к героям... Через симпатию и жалость герой и зритель становятся одним существом, одним целым, подверженным общему ста-раданию (патосу). В момент катарсиса происходит разделение единого сложного субъекта. Изображаемое, сцена, а там находятся и души зрителей, разом отсекается, и тут — о, ужас! — на какой-то миг человек оказывается нигде: душа была там, а там все уже кончилось. Но в следующий же миг душа находит свое тело, входит в него и осознает — не разумом, а всем своим существом — что она на месте, что она спасена, а что там — отделено, отсечено и закончено, в то время как здесь все продолжается. Там — смерть, здесь — жизнь, хотя в первый миг казалось, что смерть — везде. Происходит уход от смерти, новое рождение. Это и есть катарсис1. Стало быть, настоящий катарсис — особый, а вовсе не обыденный опыт, о котором можно вскоре забыть. Душа возвращается в тело, обновленная и измененная, и требует обновления и изменения самой жизни. Итак, понятие «катарсис» впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий (об этом чуть позже) и религиозных праздников. Оно было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, собственно философском и пр.). В философской и психологической литературе понятие «катарсис» имеет более полутора тысяч различных толкований. В эстетике Возрождения преобладало как этическое понимание катарсиса, так и гедонистическое (т.е. получение удовольствия). Теоретики классицизма (направление в европейской литературе, искусстве XVII — начала XVIII в.) считали, что в момент катарсиса происходит разделение единого уже не столько со страстями, сколько с разумом человека. У французского драматурга Пьера Корнеля (1606—1684) трагедия, демонстрируя, как страсти приводят людей к несчастьям, заставляет разум человека проявлять сдержанность. В христианской концепции эпохи Просвещения (XVIII в.) находим осуждение катарсиса. Так, французский философ Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) осуждал театр, ставя в упрек катарсису то, что он «лишь пустое мимолетное чувство, которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, этот остаток естественного чувства, сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость, которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшие проявления человеколюбия» («Об общественном договоре»). 1 Макуренкова С Онтология слова С 177 ' Искусство как эстетический феномен в античности 81 По мнению немецкого поэта и философа Г. Лессинга (1729— 1781), возбуждение страстей повышает социальную активность человека. Трагедия в конечном счете оказывается «поэмой, возбуждающей сострадание». Она призывает зрителя найти золотую середину между крайностями сострадания и страха. Немецкий поэт И.В. Гёте считал, что катарсис восстанавливает с помощью искусства разрушенную гармонию мира человека. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|