ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гуревич, Павел Семенович. 3 страницаКонев В.А. Красота // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М, 2000. Шеркова Т. Выхождение в день // Архетип. Философско-пси-хоаналитический журнал. 1996. № 1. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
1 Платон. Соч. в 3 т. М., 1972. Т. I. С. 184. 2 См.: Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т. 1. С. 166. См.: Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т. 1. С. 167.
sutiiieiisiiiiiiiij £8|^Из31=8?88а£!§ В i g a *l=;=|TiilS.Ssil| S1 Ш I III lii^P! Ii liiillii!Hi! Ill PHIi 1IIIfill Hi BJMSHll|i|lsi * Тема 2 Смысл и очарование мифа
есть на земле. Не бывает любви и без жертвы или готовности жертвовать собой ради близкого человека. В истории человечества было немало примеров, когда влюбленные шли на смерть, чтобы сохранить жизнь любимому существу. Любовь только тогда прекрасна и удивительна, когда она помогает стать лучше, добрее, мудрее и ей, и ему. Действительно, любовь — это необыкновенный дар и чудо. И именно об этом по-своему мудро рассказывает нам древний миф. Миф об Изиде Изида — величайшая из богинь, как считали древние египтяне. Они приписывали ей чудодейственную силу, которой она пользовалась исключительно для того, чтобы делать добро. Изида была сестрой и супругой бога Озириса и родила ему сына Гора. Озирис стал первым царем на свете и своими благодеяниями заслужил любовь людей. Но брат его Сет проникся ненавистью к нему. Брат из зависти убил его, разрубил на части и разбросал по всему Египту. Поэтому Изида не могла похоронить его как следует, а по египетским представлениям это означает, что он не мог жить посмертной жизнью. Но Изида собрала все части тела Озириса, соединила их с помощью своих чар и вдохнула в него новую жизнь. После этого она сошла с ним в загробное царство, где Озирис стал владыкой душ умерших. Пленительный образ Изиды — образ супружеской верности, жертвенности, бесконечной преданности. Греки познакомились с культом Изиды примерно в VII в. до н.э. и стали поклоняться ей примерно с V в. до н.э. Греки видели в ней небесную правительницу мира, дарительницу жизни, поборницу порядка в природе и обществе, покровительницу женщин. Но всегда и прежде всего они видели в ней богиню, «великую чарами», могучую волшебницу. Древнейшие египетские изображения Изиды относятся к началу III тыс. до н.э. Многочисленные греческие и римские статуи и статуэтки представлены почти во всех собраниях древностей. Еще до расшифровки египетских иероглифов Европа уже знала мифы об Изиде благодаря сочинению историка Плутарха (ок. 45 — ок. 127) «О Изиде и Озирисе». В Новое время Изида интересовала в основном композиторов: мы встречаемся с ней в опере «Волшебная флейта» Амадея Моцарта (1791). Поэзия чувств в образе Психеи Мир психики человека неисчерпаем и парадоксален. Название «психика» происходит от греческого слова psyche — душа, дыхание, бабочка. Психея — олицетворение человеческой души и дыхания, «огонь, мерцающий в сосуде», по выражению поэта. Психею обычно изображали в виде облачка дыма и струящегося пара. Она покидала тело человека после его смерти. В более поздние времена Психею представляли в виде бабочки или девушки (иногда с крыльями бабочки). В греческой культуре миф — сказание, рассказ о каких-то событиях, которые сопровождали историю разных народов у ее истоков. У каждого народа были свои мифы, свои рассказы. У греков Психея — супруга бога Эрота (Эроса). Миф о Психее чрезвычайно важен для понимания природы человеческой души. Поэтому обратимся к нему, как он был рассказан древнеримским писателем Апулеем (ок. 124 до н.э.). В этом произведении какая-то старушка рассказывает историю девушке, похищенной разбойниками, чтобы развлечь ее. В основе этой сказки лежит сюжет, который был достаточно распространен в творчестве многих народов. Достаточно назвать «Аленький цветочек» русского писателя С. Т. Аксакова (1791-1859). 1£) Так вот, жили-были царь и царица. У них было три прекрасных дочери, старшие довольно удачно вышли замуж. Что же касается младшей, то к ней никто не мог подступиться. Она отличалась такой неземной красотой, что каждый лишь восхищался ею, словно прекрасной статуей или богиней. Люди стали поговаривать, что Психея — не какая-нибудь обыкновенная царевна, а новая Афродита, богиня любви. Разгневанная немыслимой красотой смертной девушки, Афродита велела своему сыну Эроту ранить сердце Психеи стрелой любви к самому отвратительному мужчине на свете. Когда отец девушки спросил у Дельфийского оракула, как найти жениха для дочери, оракул велел ему отвести Психею в свадебном наряде на высокую гору, а там за ней придет чудовищный чешуйчатый дракон. Увидев Психею, Эрот был пленен ее красотой и забрал ее в свои чертоги. Эрот взял обещание со своей невесты, что она никогда не будет пытаться увидеть его лицо. Между тем сестры пришли на скалу и стали оплакивать Психею. Она попросила у возлюбленного встречи с ними. Но тот пригрозил ей серьезными испытаниями. Однако Психея встретилась с сестрами. И здесь мы вступаем в мир человеческой обыденности. Сестры позавидовали Психее. Они даже стали советовать ей убить чудовище, потому что не знали о настоящем муже Психеи. Эрот покинул Психею, потому что понял: она раскрыла его тайну. В отчаянии Психея бросилась в реку, но из любви к Эроту река вынесла ее. Измученная тщетным стремлением к любимому и к смерти, Психея отправилась к сестрам, которые своими ковар- Тема 2 Смысл и очарование мифа
ными советами едва не погубили ее, и сказала им, что Эрот любит их, а на нее и смотреть не хочет. Сестры бросились к скале и разбились... В пересказе мифа попробуем разглядеть мир человеческих чувств. Здесь любовь и зависть, доверие и хитрость, красота и ее отражение — уродливость, успех и крушение, мечта и реальность, жизнь и желание уйти из этого мира, очарование и разочарование. Поистине в этом мифе — весь наш внутренний мир. Проследуем за мифом, и тут окажется, что даже боги могут изменить себе. £t) Узнав о проделках сына, Афродита из богини любви превратилась в богиню злобы. Она впала в такое буйство, которое оказалось неслыханным для тысячелетней истории греческих мифов. Афродита велела служанкам отхлестать Психею плетьми, а затем принялась за нее сама. Разодрала на ней платье, вырвала пряди волос, потом потребовала, чтобы Психея выполнила три задания. Богиня высыпала перед ней груду пшеницы, ячменя, проса, мака, гороха, чечевицы, тщательно перемешала все и велела Психее рассортировать это зерно к зерну. Однако муравьи выручили красавицу и помогли ей в трудном деле. Затем Афродита велела ей принести клок шерсти из золотого руна диких овец, которые паслись за рекой. Здесь на помощь Психее пришел тростник — покровитель влюбленных. Он посоветовал ей дождаться полудня, когда разморенные жарой овцы присмиреют и устанут, и собрать с кустов клочки шерсти, оставленные овцами на пути к пастбищу. И снова Афродита была посрамлена. Наконец Психея должна была принести воду из источника на крутой скале, который сторожили недремлющие драконы. Эту воду принес Психее орел самого Зевса. Афродита догадалась, что тут не обошлось без помощи и сочувствия. И тогда она велела Психее отправиться в загробное царство и принести баночку с волшебной мазью, дарующей красоту. Сознавая, что это поручение невозможно выполнить, Психея поднялась на башню, чтобы броситься вниз. Но башня помогла Психее, рассказав ей, как попасть в загробное царство и вернуться оттуда, ни в коем случае не открывая баночку, которую она добудет в загробном мире. Но разве женщина может убежать от собственного любопытства? В баночке оказалась не красота, а «подземный стигийский сон». И Психея погрузилась в вечный сон. Неужели мифу конец? А Эрот? Он простил Психею, снял с нее сон легким уколом своей стрелы и велел ей отнести коробочку Афродите. А сам бросился к Зевсу. Так, мол, и так. Люблю Психею и все тут. Что делать Зевсу? Возвел он смертную Психею в ранг боги- ни. Мифологическое повествование о трагической и все же счастливой любви Психеи и Эрота — один из самых распространенных, постоянных и популярных сюжетов литературы и искусства. Если примерить на себя события этого мифа, то окажется, что мы не только понимаем чувства и поступки его героев, но и сами испытывали и разочарование, и горе, и безутешность, порою сами искали вечного забвения. Но всегда оказывалось: рано, еще есть выход... И находили ненависть там, где искали любовь. Впрочем, спросим себя: умеем ли мы хранить тайну, не проявляем ли излишнего любопытства, знаком ли нам голос зависти? Нам понятен древний миф о Психее — рассказ о человеческих слабостях, стремлениях, поражениях и победах. Миф нам возвещает: сколько преображений претерпевает человеческая душа, какие только испытания не выпадают на нашу долю. Как часто мы находимся на грани смерти, которую зовем... Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж Достоинство, что просит подаяния... И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока. Уильям Шекспир. Сонет 66 в перев. С.Я. Маршака Но что такое миф? На первый взгляд он кажется только бесформенной массой фантазий. Возможно, это рассказ о каком-то историческом событии, которое забылось, осталось в памяти людей в виде живого красочного повествования. А может быть, это просто вымысел, что-то вроде сказки. Нет, ученые давно осознали: в мифе выражена глубокая правда о нас, о нашей душе. В индийском эпосе «Ригведа» есть известный гимн Насадия, толкующий о начале мира. Кто верно знает, кто теперь расскажет, Откуда этот мир возник, откуда? Позднее боги появились, чем он сам. Кому же знать, откуда он возник? Был кем-то создан или не был Тот, от кого широкий мир явился. Кто вниз глядит из крайней бездны неба, Возможно, знает он или не знает?1 Конечно, это философский вопрос, выраженный в мифопоэти-ческой форме. И в греческой и восточной традиции философия начиналась с удивления: откуда возник этот мир? Таинство звезд- Меликов В.В. Введение в текстологию традиционных культур. М., 1999. С. 121. Тема 2 Смысл и очарование мифа
ной бездны привлекало человека раньше, чем тайна его бытия. Но впоследствии пути греческой и индийской традиции разошлись. В индийской культуре человек стал восприниматься как часть земли, неба, звезд, луны, солнца. Миф — это, разумеется, вымысел, он соединяет в себе элементы теории и художественного творчества. Первое, что поражает в нем, это близкое родство с поэзией. Иные полагают, что древний миф — это та почва, на которой постепенно вырастает современная ' поэзия. В самом деле, миф часто служит материалом для искусства. Музыка, воплощенная в мифе об Орфее Возьмем, к примеру, миф об Орфее. Это сын греческого бога Аполлона и музы Каллиопы, величайший певец и музыкант греческих мифов. Тот факт, что Орфей почитался как герой, полностью соответствует представлениям античности. Эта честь выпадает не только. тому, кто побеждает в бою, но и превосходному артисту, музыканту, художнику. И величайшие герои считали его равным себе. Это был буквально волшебник своего искусства: когда он трогал струны лиры и начинал петь, дикие звери сходились к нему из чащи, слетались птицы, деревья и скалы собирались вокруг него. Волк лежал рядом с барашком и растроганно внимал Орфею, даже широколистый платан не бросал тени на полевой цветок. Во всей природе воцарялись мир и согласие. Не меньше, чем своим искусством, Орфей прославился и своей любовью к молодой жене Эвридике. Но им не было суждено долго наслаждаться счастливой супружеской жизнью. £О Однажды, собирая на лугу цветы, Эвридика наступила на ядовитую змею, и Орфей, поспешивший на ее крик, застал жену уже бездыханной. Охваченный безмерной скорбью, Орфей решился на отчаянный шаг: он добровольно сошел в царство мертвых. Очарованный его музыкой Харон (перевозчик умерших в царство вечной мглы) перевез его через Стикс, и Орфей смиренно предстал перед богами подземного мира Аидом и Персефоной, моля выслушать его песню о любви к Эвридике и просьбу вернуть ему желанную супругу. Ведь это будет всего лишь отсрочка — пройдя жизненный путь, Эвридика неизбежно вернется в царство Аида. Если же это невозможно, пел Орфей, он просит о другой милости: позволить • ему остаться здесь, не разлучать его с милой тенью. Песнь Орфея тронула обитателей загробного царства. Расплакалась даже суровая Персефона. И Аид согласился выполнить просьбу Орфея, но с одним условием: бог Гермес поведет Орфея из загробного царства, а за ними пойдет Эвридика. И пока они не увидят свет солнца, Орфей не должен оглядываться на нее, иначе она вернется к теням. Орфей с восторгом согласился на условие Аида и держал себя в руках всю долгую и трудную дорогу. Лишь когда они подошли к пределу, за которым начиналось царство живых, нервы у Орфея не выдержали. Он оглянулся, не заблудилась ли Эвридика, не отстала ди от них, утомленная долгим путем, и увидел ее удаляющуюся тень. Он сам стал причиной ее второй смерти... Тщетно пытался Орфей снова проникнуть в царство мертвых, неумолимый Харон не хотел перевозить его во второй раз через Стикс. Семь дней и семь ночей, без еды и питья, сидел Орфей на берегу мрачной реки и плакал — все было напрасно. Орфей снова увиделся с Эвридикой только через четыре года. Он погиб от рук фракийских женщин, которые назвали его врагом человеческого рода за то, что он избегал их после смерти Эвридики. Однажды во время празднеств захмелевшие вакханки увидели Орфея на поляне под Родопскими скалами и стали бросать в него камнями, но камни останавливались на лету, очарованные пением Орфея. Тогда вакханки набросились на него, подобно стае хищных птиц, разорвали на куски, а голову и лиру бросили в волны реки. Вся природа ужаснулась этому злодеянию и облачилась в траур, плакали даже скалы и своими слезами переполнили реку. С тех пор с приближением годовщины смерти Орфея, природа всякий раз печалится заново. Согласно преданию, волны перенесли голову и лиру Орфея на остров Лесбос, на котором возродилось лирическое пение. А теперь подумаем о смысле мифа. Прежде всего в нем выражена мысль: никому еще не удавалось вернуться из царства мертвых. В мифе об Орфее выражена также высокая значимость пения, музыки и поэзии в греческом мире. Любимца муз почитали повсюду, возникла даже секта особо ревностных его почитателей (орфи-ки). Трогательная история его любви и трагическая смерть знакомы нам прежде всего благодаря римским поэтам — Вергилию («Георги-ки») и Овидию («Метаморфозы»). Сцены из этого мифа запечатлены на множестве античных ваз и рельефов, наиболее известный из них — рельеф работы одного из Учеников знаменитого греческого скульптора Поликтета (ок. 420 до н-э), некогда украшавший алтарь олимпийских богов на афинской Агоре. Однако нам он известен только по римским копиям. О популярности Орфея говорят и раннехристианские римские фрески и мозаики. В археологическом музее Константинополя, например, хранится поздняя мозаика «Орфей среди чудовищ», созданная в VI в. в Иерусалиме. Естественно, что самой большой популярностью Орфей Тема 2 Смысл и очарование мифа
пользовался у композиторов всех жанров. Оперу «Орфей» написал еще в 1607 г. композитор К. Монтеверди. Одна из вершин мирового оперного творчества — «Орфей и Эвридика» К. Глюка (1762). Музыку к балету «Орфей» написал Игорь Стравинский в 1948 г. Фатальность судьбы в образе Сизифа Однако между мифом и искусством есть существенное различие. Когда творит художник, ему необязательно видеть перед собой объект изображения. Жил ли на самом деле Орфей или Пигмалион — человеку, создающему искусство, это безразлично. Ведь его волнует собственное воображение, он отдает дань своей фантазии. Миф без веры невозможен. Каким бы странным он ни выглядел, сколь ни казался бы неправдоподобным, мы относимся к нему с полным доверием. Без веры в реальность своего объекта миф теряет основу. SO Сизиф — сын повелителя ветров Эола. Он — основатель и первый царь Коринфа, хитрейший из людей. Биография Сизифа изобилует всевозможными плутовскими проделками, в частности, он был мастер соблазнять легковерных царских дочерей. Но это все не так оригинально, поэтому в памяти людей прежде всего запечатлелись уловки, к которым прибегал Сизиф, чтобы избежать смерти. Ему не хотелось умирать раньше времени. Дело было так: Сизиф видел, как Зевс похитил у речного бога Асопа его дочь Эгину, и выдал эту тайну Асопу, предварительно выпросив приличное вознаграждение. Разгневанный Зевс послал к Сизифу черного бога смерти Танатоса, но Сизиф изловчился, связал Тана-тоса и засадил его в железную бочку (или, по другой версии — просто в подвал). Это привело к катастрофическим (особенно для богов) последствиям: люди перестали умирать, не приносили жертвы богам, так как перестали их бояться. Порядку, на котором базировалось само существование богов, угрожала серьезная опасность, поэтому Зевс послал на землю бога войны Ареса с приказом освободить Танатоса, после чего Танатос доставил душу Сизифа в загробный мир. Однако Сизиф не терялся в любой ситуации. Он предусмотрительно наказал своей жене Меропе в случае его смерти не приносить погребальных жертв. Не дождавшись Положенных им даров, владыка загробного царства Аид и его супруга Персефона вызвали к себе душу Сизифа для объяснений. Сизиф обещал навести порядок, если его ненадолго выпустят на свет. Он тут же сходит к жене И сделает ей строжайшее внушение: что, мол, это за манера — не вы-, полнять свои обязанности, форменным образом оскорблять богов. ■"; Красноречие Сизифа произвело на Аида большое впечатление, Сизиф утратил последние остатки уважения к мудрости и прозорливости богов. Придя в Коринф, он и не думал возвращаться на тот свет, а стал проводить время в кутежах, попойках и прочих земных удовольствиях. Посланный Аидом Танатос на этот раз благоразумно выждал, чтобы вино основательно затуманило Сизифу разум, и лишь тогда безжалостно исторг из него душу. По примеру Сизифа люди могли бы, пожалуй, подвергнуть сомнению всеведение и авторитет богов, поэтому Зевс придумал для него наказание в назидание другим. Сизиф вечно пытается вкатить на гору огромный камень, но перед самой вершиной камень выскальзывает, скатывается вниз, и Сизифу приходится начинать все сначала. Тяжелая, а главное, бессмысленная и отупляющая работа символизирует тщетность всех попыток тягаться с богами. Должно быть, сознание, что в этой работе никакая хитрость не поможет, мучила Сизифа не меньше, чем ее бесплодность. Бессмысленный, отупляющий «сизифов труд» знаком людям и сегодня и, к сожалению, не только в виде выражения, дошедшего до нас из античных мифов. Первое из известных нам упоминаний о Сизифе имеется в «Одиссее» древнегреческого поэта Гомера. В современной литературе и искусстве образ Сизифа воскресает, например, в «Мифе о Сизифе» французского писателя и философа Альбера Камю (1913—1960). Что же рождает ощущение красоты? В пересказах античных мифов есть ощущение творческого вымысла, выразительно подчеркивающего прекрасное. Психея — само воплощение красоты. Орфей — музыкант, способный зачаровать мир природы, вызвать слезы даже у богов. Сизиф, конечно, трагическая фигура: но он бросил вызов богам, показав свое хитроумие. Но образы красоты здесь особые, их источник — жизненный опыт Древнего человека. Если бы миф не давал особого способа восприятия мира, он не позволял бы судить об окружающих вещах и своеобразно истолковывать их. Чтобы понять образ мифологического мышления, нужно дойти до глубочайших слоев восприятия. Мифологический мир гораздо более текуч и расплывчат. Мир мифа — драматичен; это мир действий, усилий, борющихся сил. Схватка этих сил усматривается во всех явлениях природы. Мифологическое мышление пропитано этими эмоциональными качествами. Все, что бы ни находилось в поле зрения или чувства, окутано этой атмосферой радости или горя, волнения, ликования Тема 2 Ц Смысл и очарование мифа
или уныния. Когда мы испытываем сильную эмоцию, в нас возрождается драматизированное понимание всех окружающих вещей: они теряют свой привычный облик, окрашиваются в особый цвет наших страстей — любви или ненависти, страха или надежды. Если мы хотим принять во внимание мир красоты, отраженный в мифе, мы не можем подойти к нему с позиций критики. Мифологический опыт мы берем как некую данность. Ведь то, что здесь нам нужно, — это не просто объяснение мыслей и верований, а истолкование самой мифологизированной жизни. Миф — выдающееся достижение, ценнейший материал жизни, тип человеческого переживания, способ уникального существования. Это не только социальный, культурный, но прежде всего антропологический феномен. Иначе говоря, можно рассматривать миф как специфический тип человеческого бытия. В мифе воплощаются тайные мечтания человека, его представления о жизни и драматургия бессознательного. В недрах культуры легко отыскивается жар души, спонтанное влечение, жизненный порыв. Литературовед и историк Михаил Гершензон (1869—1925) в работе «Гольфстрем» показал, что не только ум может стать импульсом культурного творчества. Хитрость как орудие ума далеко не всегда оказывается универсальным истоком культуры. В культуре ощутим живой нерв, глубинное наполнение, полноводное движение живительного преображения. «Первобытная мудрость, — пишет Гершензон, — содержала в себе все религии и всю науку. Она была как мутный комок протоплазмы, кишащий жизнями, как кудель (волокнистая часть льна, пеньки. — П.Г.), откуда человек до скончания времен будет прясть нити своего раздельного знания». Культура не только рассудочна, аналитична. Она вбирает в себя человеческие страсти, тайные умыслы и вожделения. Человеку психологически неуютно в разорванном, расколотом мире. Он интуитивно тянется к нерасчлененному восприятию. Миф освящает человеческое существование, придает ему смысл и надежду. Он помогает одолеть безжалостную, критическую направленность сознания. Вот почему люди так часто отступают от трезвой мысли, отдавая предпочтение миру мечты. Вот почему мифы никогда не потускнеют. Люди будут всегда отыскивать в них эталоны вечной красоты. В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только остаются у истоков истории, но продолжают жить. Представление о том, что какие-то формы человеческого духа, связанные с красотой мира, могут быть окончательно изжиты, а ступени духовного восхождения попросту забыты, оказалось не более чем иллюзией. Обнаружилось, что человеческие достижения не утрачиваются, а сопровождают человеческий род непрестанно. Выяснилось, что миф — далеко не простой феномен. Нет оснований оценивать миф как неправду, как некую мнимость и чистое заблуждение. Именно поэтому мы видим, как возрождаются сегодня особенности той красоты, которую несет в себе миф, например, в блистательной литературе латиноамериканских стран. На долю того или иного персонажа выпадает удивительная, постоянно возобновляемая судьба. Он как бы приговорен воспроизвести некий эскиз жизни, неоднократно разыгранный на подмостках истории. Поэтическое вдохновение побуждалось не только фантазией, создававшей миражи. Напротив, в мифе проступала некая неразложимая правда. За зыбкостью и своеобразием обнаруживается неизмеримо глубокое постижение реальности. Мифологизм — вообще одна из наиболее характерных черт литературы прошедшего века. Нашу эпоху называют мифологической. Переработка, актуализация мифа обнаруживаются в творчестве многих писателей. Некоторые исследователи полагают, что это реакция на унылое, прагматическое существование наших современников. Именно поэтому мифотворческие свойства сознания заработали вновь. Миф, рождающий целостное восприятие реальности, открыл возможность как-то структурировать стихию, хаос жизни. Использование мифа для моделирования жизни английский поэт Томас Элиот (1888—1965) назвал мифологическим методом, который позволяет осмыслить необозримую панораму пустоты и анархии, какой является современная история. В статье «Улисс, порядок и миф» (1923) Элиот попытался сформулировать суть ми-фологизма. Мифологизм стал явлением всеобщим, и писатели ищут вдохновение в самых разных мифологиях — древневосточной, античной, библейской. Ирландский поэт Уильям Йейтс (1865—1939) в поисках героя обратился к центральному персонажу кельтского эпоса Кухулину. Этот образ сопровождал Йейтса на протяжении всего творческого пути. Первое стихотворение он посвятил ему в начале 90-х годов XIX в. «Битва Кухулина с морем», последнее закончил за несколько дней до смерти («Кухулин успокоенный»), а в десятилетия между ними создал пять пьес о Кухулине. В этих произведениях Йейтса прежде всего интересовала основа трагедии личности, вступающей в борьбу с судьбой. Это и был тот путь, по которому пошла литература XX в., извлекающая из мифа, изначально чуждого психологизму, психологическую напряженность внутренней борьбы. Немецкий писатель Томас Манн (1875 — 1955) определил это формулой: «Мифология плюс психологизм». Йейтс предварил и другие особенности мифологизма, свободно об- l№i? 1 8H-EI" HiH НИШ! fill i;:is -=iiio2iiiifii tin!!iHSiiII|iI Si H I ilHP Иi ?ill! il3|§|i-S?|l| I■ i5i Н^?11р!§ш2 It iih «; и »e;S; laiiSHg |ss| Я ц h x S onf^stiic с о д n H CO Тема 3 феномен прекрасного
мится сохранить и приумножить великолепными архитектурными сооружениями, живописными полотнами, поэзией, музыкой. Тем не менее в течение многих веков феномен прекрасного представлял собой загадку. Русский поэт Николай Заболоцкий (1903—1958) увидел однажды некрасивую девочку, не привлекавшую внимания ни выразительностью глаз, ни красотой лица. Но она излучала внутренний свет доброты. И вот у поэта родились строчки: «...что такое красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Поначалу эстетики считали, что искусство рождается потребностью в подражании. Первобытный художник рисовал мамонта, потому что хотел закрепить в своем сознании образ животного. Однако художник не только воспроизводил знакомое, похожее, он вносил в свое произведение фантазию. Неандерталец нарисовал птицу. Однако у нее человеческое лицо. Разве можно считать это только подражанием? Прекрасное как подражание Мимесис — эстетическая категория, введенная Аристотелем, которая определяет отношения между произведением и внешним миром. Платон скептически относился к мимесису, поскольку сомневался в подражательной силе слова. Порождающую способность космоса он ставил в зависимость от способности к растворению, вбиранию части целым. Русский исследователь Н. Гринцер стремится дать этому термину современное толкование. Мимесис понимается как внутренний порядок трагедии1. Однако нельзя понять этот термин вне сакрально-ритуальной практики. Иначе искажается изначальный смысл слова2. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|